Доза

Dmitri Varavin (пользователь)

Влияние компьютерных игр на наш мозг и мысли в слух об игровой зависимости

14-летний норвежский геймер Хенрик Эйде Даль попал в больницу после того, как играл в Call of Duty: Ghosts 16 часов подряд и выпил четыре литра энергетика. Результат: впал в кому на несколько дней

Несмотря на то что любой мало-мальски просвещенный человек подтвердит вам, что электронные игры сегодня являются неотъемлемой частью культурного ландшафта и оказывают ничуть не меньшее воздействие на интеллект, чем живопись, литература и кинематограф, есть одна довольно интересная деталь, которая роднит эту новую среду с куда как менее приятными вещами — наркотиками и алкоголем. Все мы знакомы с этой дегтярной добавкой в игровом медовом десерте: имя ей зависимость.

В Южной Корее игры давно стали частью культуры, что, несомненно, сказывается на этическом и умственном развитии её жителей.

Термин «игровая зависимость» появился давно, задолго до первых игровых автоматов. Его и сейчас корректно употреблять по отношению к тем, кто злоупотребляет азартными, а не компьютерными играми: покером, рулеткой, банальными «наперстками». С древних пор известны люди, оставшиеся без жилья и денег, только лишь из-за чрезмерной любви к игре. Карточные долги заставляли стреляться (или, в случае дефицита совести и честности, закладывать собственных жен), на двойной зеро ставились часы, мгновением ранее поспешно сорванные с руки: под влиянием момента человек внезапно, безо всякой причины терял способность здраво мыслить и принимать взвешенные, обдуманные решения. Измученный мозг отрицал логику в надежде не на денежный выигрыш, а на возможность чуда — если плохие вещи случаются столь часто, весьма велика вероятность, что хоть раз может случиться и что-то хорошее. Говорят, те, кому повезло выиграть крупную сумму в заведениях без окон и указателей времени, испытывают наслаждение и эйфорию, сравниться с которыми не может никакое других переживание.

Казалось бы, причём тут Doom и «Тетрис»? Среднестатистический любитель шутеров на деньги не играет, на базар домашнюю утварь не тащит и вообще ведёт себя крайне рассудительно — в те, разумеется, часы, когда не водит прицелом по монитору. И всё же зависимостью он страдает ничуть не меньшей, чем любитель каннабиса или завсегдатай салона игровых автоматов. Просто зависимость эта иного рода — с теми же, впрочем, физиологическими проявлениями и потребностями: я лично знаю взрослого адекватного человека с хорошей должностью, который клянётся, что если в течении получаса у него под рукой не будет какого-нибудь устройства с кнопками, он сойдёт с ума.

Граница между увлеченностью и болезненной зависимостью проведена очень чётко: когда человек делает что-то не ради удовольствия, а потому, что в противном случае будет испытывать психологические и физические страдания, речь определенно идёт о зависимости. Сам процесс в таком случае уже не приносит привычного наслаждения — человек пьёт с похмелья не потому, что хочет пить, а потому что чувствует: если не выпьет, то умрёт. По той же причине миллионы игроков гостят в онлайновых вселенных по вечерам, игнорируя все другие дела и заботы. Они лягут спать глубокой ночью или под утро, в злобе на себя и окружающий мир: где-то глубоко внутри все эти люди сознают, что только что абсолютно бездарно провели очередные несколько часов — и завтра вечером то же самое, смирившись с неизбежной платой за эфемерное счастье (измученные красные глаза, плохое самочувствие и полное отсутствие жизненного тонуса). Разумеется, эти случаи — крайняя, запущенная степень зависимости от компьютерных игр, но спросите себя: для чего у вас дома стоит ящик с монитором? Если разложить в процентном соотношении ваши игровые сессии и все остальное, что вы делаете сидя за клавиатурой, каков будет результат? Если у вас на рабочем столе останется лишь два запускаемых ярлыка — «Всемирная электронная энциклопедия» и Crysis 3, какой из них вы будете запускать чаще?

Молодые игроки всё чаще становятся гостями криминальных хроник различных телеканалов

Не буду лукавить и утверждать, что всё вышесказанное лишь частность. Все люди, регулярно играющие в компьютерные игры (ключевое слово — регулярно), в той или иной степени страдают от этой странной и мало ещё изученной зависимости, чему есть простое и рациональное объяснение. Эдвард Кастранова в своей книге «Бегство в виртуальные миры» объясняет, что человеческий мозг, структура древняя и до сих пор до конца не познанная, не чувствует разницы между видимым изображением и реальностью. То есть когда мы видим тигра на экране телевизора, для нашего сознания это не выбор цветных пятен, не анимированная картинка, а настоящий тигр. Формировавшийся в условиях отсутствия фотографии, кино и телевидения мозг изо всех сил посылает сигналы: внимание, опасность, берегись — и в организме происходят процессы, которые происходят процессы, которые происходили бы, столкнись вы у себя дома с живым тигром. Более молодая часть мозга, способная отличить подделку от настоящего рычащего зверя, включается лишь тогда, когда экран погаснет. «Это был всего лишь фильм», — убеждает себя она. Но в момент просмотра ничего подобного не происходит — именно поэтому мы все так любим криминальные боевики и эротику, в них — всё то, от чего грубая человеческая натура прётся с времён Леонардо и его коллег. Игры же воздействуют на мозг ещё сильнее: в них человек выступает не только в роли зрителя, но ещё и способен непосредственно участвовать в происходящем. И, так уж устроены современные игры, мозгу это происходящее нравится. Ему не хочется покидать эти комфортные миры — где божественную репутацию можно заслужить за пару минут, где демонов ада можно самолично пустить на шашлык, где встретить девушку с четвёртым размером груди не сложнее, чем сорвать одуванчик. Но — внимание! Главная проблема в том, что эти миры не созданы по образу и подобию нашего, реального — у кого возникло бы желание в симулятор ботаника, или проходить квест «Отбери бутылку у пьяного отца», или терпеть хамство работников ДПС, остановивших твоё такси в игре «Водила -3»?

Разумеется, ни у кого. Так что прекрасно понимающие это разработчики создают идеальные вселенные, где каждый шаг приносит радость и удовольствие, где каждый шаг приносит радость и удовольствие, где каждый твой поступок вознаграждается похвалой или вполне осязаемым призом, где ты всегда в центре внимания — всесильный, всемогущий, всегда правый.

Многие киберспортсмены уже не представляют своей жизни без любимого дела. Дело доходит даже до попыток самоубийства, но для этого парня всё обошлось.

И вновь — внимание: в этот момент игра теряет основное своё назначение, она перестаёт обучать. Ты не научишься ничему новому, в очередной раз запуская Call of Duty: Modern Warfare 3, — в лучшем случае ты научишься лучше играть Call of Duty: Modern Warfare 3. Но отказываться от неё ты не в состоянии: там веселее, там проще, там не надо думать (да-да, отбрось иллюзии), там все свои, и, убив очередного [rus]JlblCbl/l_4epen, ты в очередной раз покажешь всем, кто тут главный. Но важнее всего то, что твой мозг считает, что всё это взаправду. Всаживая пулю в лысый череп, ты испытываешь те же ощущения, которые испытывал бы, выстрелив из настоящего оружия. Пресловутое веселье — фан -вызвано лишь внезапным осознанием собственной безнаказанности. В голову, в ногу, гранатой, ножом в спину: примитивный, старый как мир способ выяснить отношения... и забыть о том, что на самом деле всё гораздо сложнее и противоречивей. Вконец запутавшийся мозг, для которого происходящее и по ту, и по эту сторону монитора одинаково реально, всё с большей неохотой будет отпускать тебя из искусственных миров. Ему, следующему первобытному инстинкту самосохранения, сложно смириться с тем, что нужно жить где-то ещё — там, где нужно зарабатывать деньги скучным монотонным трудом, изнемогать от голода и болезней, посещать туалет, суды и налоговую полицию. Одновременно с этим человек испытывает мощнейшее нервное истощение, поскольку не рассчитан на пограничные переживания и экстремальные ощущения, которые приходится (по-настоящему, помните?) испытывать в игре. Таким образом, рано или поздно сложится ситуация, когда человек пойдёт на нездоровую сделку: поиграть ещё, вопреки всему остальному. Человеческая натура такова, что плохое забывается почти моментально, а хорошее хранится в памяти годами — и пребывание в компьютерной игре увлечённым человеком несомненно будет восприниматься как хорошее, приятное времяпровождение. Если словосочетание «компьютерная игра», к слову, заменить на название какого-нибудь психотропного препарата, то у нас получится классическая клиническая картина наркомании.

Давая новомодные игрушки, чтобы занять ребёнка и отвлечься от него саму, мы убиваем в них будущих гениев, не давая им, развивать своё воображение

Не стоит недооценивать значимость компьютерных игр и вред чрезмерного увлечения ими. Кто-то может сказать, что увлечённый читатель тоже путешествует в в выдуманных мирах, тоже делает это постоянно — но ведь никому в голову не придёт упрекать его в болезненной зависимости? Здесь уместно напомнить, что книга — цельное произведение, от начала и до конца спланированное и исполненное автором. Читатель — лишь наблюдатель, лицо за стеклом, ему интересно — но он не чувствует себя жителем печатных миров. Он не может повлиять на авторский вымысел, как не может и абсолютно, стопроцентно раствориться в нём: при чтении книги мы практически не используем визуальные возможности нашего мозга, настоящим двигателем тут является воображение. Мозг считает реальным лишь то, что видит. То, что он воображает, никогда не введёт его в замешательство. Аналогично обстоит дело и со всеми прочими видами искусств — они вторичны по отношению к потребителю, они однозначны и конечны. Можно тысячу раз перечитывать книгу и пересматривать спектакль, от этого их содержание не не изменится. В любом, самом примитивном шутере игрок принимает десятки решений ежеминутно — и каждое новое прохождение. будет отличаться от предыдущего. Это отличие компьютерной игры от других видов современного масскульта явно недооценено, учитывая то, с какой скоростью развивается индустрия развлечений. Игру уже сейчас с трудом можно отличить от реальности. В скором будущем, благодаря мощным процессорам, огромным мониторам, 3D, VR и другим технологиям, её нельзя будет отличить от реальности вовсе. Готовы ли мы к этому?

Не буду говорить за всех. Скажу только за себя. Дело в том, что я пишу всё это лишь потому, что хочу выиграть PlayStation 4 потому, что большую часть свои средств я трачу на еду и счета за электричество, воду и Интернет — особенно Интернет, потому что если его отключат, то я не смогу сыграть в Battlefield 4, а если я не смогу сыграть в Battlefield 4 (сегодня, завтра, каждый божий день в течении двадцати или тридцати лет), я, знаете ли, могу выйти из себя. Могу взбеситься и сделать что-нибудь плохое, так что для всех лучше будет если в конце месяца у меня будут деньги и PlayStaion 4, чтобы оплатить электричество и Интернет. Не скажу за всех — скажу за себя: думаю, я прекрасно подготовлен к будущему. Наверное, даже больше, чем мне того хотелось.

Смотрите также
Главные онлайн-события ноября 2016
Фичер
Главные онлайн-события ноября 2016
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Фичер
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться