Культ личности. История Дюка Нюкема

Егор Соловьев (редакция)

Накануне выхода игры, которую ждали полтора десятка лет, мы напоминаем читателям, кто такой Дюк Нюкем и почему вокруг его возвращения столько шума.

Вроде бы еще недавно этого сурового парня знал каждый человек, называвший себя геймером. На закате прошлого века поклонники величали его не иначе как «король экшена», а некоторые считали, что он затмил собой великий Doom. Не станем отрицать, когда-то Дюк Нюкем и впрямь был королем популярнейшего жанра, и многим казалось, что в будущем его ждут лишь новые достижения. Но судьба распорядилась иначе. Сверкнув кометой в ночном небе, брутальный блондин скрылся в облаках звездной пыли и исчез с наших радаров. Однако чудо все-таки свершилось: Дюк возвращается. Мы хотим напомнить читателям, чем же так прославился этот вечно молодой герой, ведь за время его отсутствия успело вырасти новое поколение игроков.

Начиналось все очень даже невинно

Начиналось все очень даже невинно

Взлет Дюка нельзя рассматривать в отрыве от эволюции видеоигр в девяностые годы. Индустрия электронных развлечений в несколько гигантских шагов одолела путь от авангардного искусства с узким кругом ценителей до отформатированной деловой площадки с жесточайшей конкуренцией. Реальным отражением этого процесса стало так называемое «взросление» игр. Увлечение ими долгое время считалось детской забавой, но прогресс не стоял на месте: развивались графические технологии, а вместе с тем основными трендами становились кровь, насилие и даже сексуальные мотивы. В общем, все то, что любят старшеклассники. На заре переходного периода, в 1991 году, появился на свет не то чтобы претенциозный, но очень бодрый и стильный 2D-платформер Duke Nukem. Его создатели хотели сделать нечто вызывающее, провокационное и для этого акцентировали внимание не столько на игровом процессе, сколько на образе героя. В нем легко угадывались атрибуты самого популярного на тот момент направления фантастики — киберпанка. Необычное имя героя (nuke’em можно перевести, как «взорви их ядерной бомбой») несло заряд черного юмора и настраивало на соответствующую волну, а в характере проскальзывали неоднозначные детали. Дюк не был ни просто хорошим парнем, призванным спасти человечество, ни совсем уж диким отморозком, вроде нынешних обитателей мира GTA. Это был хулиганистый и беспощадный к врагам качок, с лица которого не сползала циничная ухмылка. С противниками он расправлялся легко и весело, чем и покорял публику. Через два года первый сиквел Duke Nukem II закрепил успех, не выходя за рамки отработанной концепции.

Игроки-ветераны считают, что кто в этом стрип-баре не был — жизни не видел

Игроки-ветераны считают, что кто в этом стрип-баре не был — жизни не видел

Настоящим кумиром подростков Дюк стал в 1996 году, когда на PC появилось еще одно продолжение — Duke Nukem 3D. Технологии к тому времени совершили очередной прорыв, в недрах 3D Realms (дочерняя студия Apogee Software, куда перебрались авторы Дюка) программист Кен Сильверман создал движок Build Engine, который превосходил по возможностям программную основу всех шутеров того поколения. Строго говоря, графика была еще не по-настоящему трехмерной, как в современных видеоиграх, а лишь имитировала 3D. Использовать возможности нового движка разработчики решили нетривиально. Под их присмотром Дюк Нюкем превратился в харизматичного подонка с признаками армейского воспитания. Разгуливая по охваченному инопланетным вторжением Лос-Анджелесу, он пачками отстреливал монстров, общался со шлюхами, справлял нужду в сортирах (после чего мог разнести вдребезги унитаз и попить из фонтана водички), любовался своим отражением в зеркале, словом, отрывался по-полной. Сюжет был низведен до уровня шизофренической бредятины, а балом правила атмосфера хаоса. Многие реплики Дюка были цитатами из популярных фильмов, например, «Хищник», «Чужие», «Армия тьмы», «Челюсти», «Криминальное чтиво» и т. д. Главной же «фишкой» стал арсенал скабрезных шуточек, которые герой отпускал по любому поводу.

Ко всему этому относиться можно было по-разному, но бесспорно одно: в то время такое безобразие выглядело оригинально. Лихой боевик, состоятельный с точки зрения и дизайна, и игрового процесса, к тому же дополненный неплохим мультиплеером, — безоговорочный хит, который дал всей индустрии толчок к дальнейшему развитию. Пожалуй, именно в нем ярче всего отразились тенденции девяностых: эскалация уровня насилия на экране, удовлетворение эротических юношеских фантазий, главного героя в иных обстоятельствах нетрудно представить в качестве главного злодея. Неудивительно, что последователи у 3D Realms нашлись очень скоро. Они развили востребованные идеи, перенесли их в другие жанры.

Консольные интерпретации Duke Nukem были по-своему интересны, но с третьей частью и рядом не стояли

Консольные интерпретации Duke Nukem были по-своему интересны, но с третьей частью и рядом не стояли

Главную игру с участием Дюка перевели на все возможные платформы, даже на портативную game. com и отжившую свое Sega Genesis. Но когда настало время очередного продолжения, дело застопорилось. О задержках, отмене и возрождении Duke Nukem Forever, разработка которой началась еще в 1997 году, было написано уже немало статей и придумано немало шуток. Пересказывать все это нет смысла, однако заметим, что жизнь Нюкема в тот период не замерла, а переместилась на консоли. На них появлялись разнообразные побочные ответвления сериала, впрочем, не слишком удачные. Проблемы во всех случаях были примерно одинаковыми: консольным версиям не хватало свежести, они забуксовали в пародиях и самопародиях. Во всех трех релизах для первой PlayStation к тому же хромало управление: такой контроллер, как мышь, среди обладателей приставок не очень распространен. Всего в официальной летописи на текущий момент семь побочных игр, включая Duke Nukem: Time To Kill, Duke Nukem: Zero Hour и вышедшую на PC в 2002 году Duke Nukem: Manhattan Project, которую отвергло большинство поклонников серии.

Сможет ли Дюк Нюкем когда-нибудь вернуть былую славу — вопрос открытый. Вызывает опасения не только низкое качество Duke Nukem Forever, но и тот факт, что многие фанаты серии давно выросли. Однако перед нами есть вдохновляющий пример Street Fighter IV, авторы которого успешно сработали и на ностальгирующих ветеранов, и на молодежь. Очевидно, что после стольких лет Дюк уже не сможет рассчитывать на свой главный козырь — оригинальность, но практика показывает, что главное отнюдь не это. Главное — сохранить атмосферу безумной «дюкиниады» и не потерять харизму героя. Если разработчики когда-нибудь возьмутся за новую часть Duke Nukem и справятся с этими задачами, остальное им, скорее всего, простят.

Смотрите также
Хакеры против правительств
Фичер
Хакеры против правительств
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Фичер
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться