Купить нельзя скачать

*добрый парень* (пользователь)

А где поставите запятую вы? В этом фичере — противостояние лицензионных и пиратских игр

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Лето понемногу начинает паковать чемоданы, однако, у всех, кто на каникулах и чей отпуск пришелся на август, еще есть время для того, чтобы с головой окунуться в виртуальные приключения, забыв о солнце, речке и покрывшемся пылью в гараже футбольном мяче. Тем более, что за последние пару месяцев рынок пополнился отличными хитами.

В этом фичере я бы хотел немного поговорить о таком привычном на сегодняшний день явлении как пиратство. В любом деле, которое приносит прибыль, неизбежно находятся не слишком порядочные люди, стремящиеся урвать побольше денег незаконными махинациями. Разумеется, игровая индустрия, в которой крутятся миллионы – не исключение.

Пожалуй, все мы, как и автор этой статьи, в свое время начинали с пиратской продукции. В моем детстве, например, по телевизору периодически крутили ролики, в которых (тогда еще) милиция накрывала очередную крупную точку по производству и/или продаже контрафактных видео- и аудиокассет, после чего весь товар, сваленный в кучу, на наших глазах безжалостно переезжал какой-нибудь страшный каток или экскаватор. Тем не менее, пиратских видеокассет от этого не становилось меньше.

Та же история была и происходит сейчас с видеоиграми. Полки магазинов долгое время были завалены пиратской продукцией. Конторы вроде фирмы «Триада» даже не ленились переводить игры на русский язык. Те, у кого сохранился хотя бы один диск, наверняка помнят омерзительную озвучку в исполнении двух выдающихся личностей мужского и женского пола, над которой можно было смеяться до слез. Эти многоуважаемые люди, приложили свою руку (хотя тогда скорее уж – приложили язык) к озвучке, например, Хитмана и Кейт Арчер. Помимо «Триады», пиратские игры выходили от «Фаргуса», «7 Wolf» и многих других контор. Те, кто застал 90-е, наверняка помнят их.

Ситуация резко изменилась с распространением в нашей стране безлимитного широкополосного Интернета. Люди по-прежнему активно пользовались и пользуются нелегальными копиями игр, однако, теперь уже скачивают их сутками напролет, тем самым хотя бы лишая прибыли производителей контрафактной продукции. Впрочем, страдают от этого и магазины, торгующие лицензией. Далее по тексту мы попробуем разобраться во всех плюсах и минусах лицензионной и пиратской продукции для простого пользователя.

А чего так дорого?

Главный фактор, который долгое время являлся определяющим в выборе покупателя — цена. Принято считать, что лицензия стоит баснословных денег. Пиратский DVD стабильно продается в магазинах за 100-200 рублей. Ну а скачать игру и вовсе можно бесплатно. Так зачем платить?

Затем, что игры являют собой материальную ценность, в создание которой вложены определенные средства. Вы ведь не воруете хлеб и масло в магазинах, а честно платите за них на кассе. Чтобы написать программный код даже простенькой двухмерной аркады с одним уровнем и двумя персонажами, необходимо приличное количество времени и усилия. Игра-хит, которую вы так любите, создается силами огромного количества программистов, художников, моделлеров, звукорежиссеров, актеров, переводчиков, сценаристов. И все эти люди тоже хотят кушать, как и мы с вами. Как хотят кушать и издатели, которые штампуют диски и отправляют их на прилавки через оптовых и розничных распространителей. Безусловно, для них важно количество отгруженных копий игры, однако если у вашего продавца дяди Миши внезапно раскупят все диски с GTA 4, он, разумеется, приобретет еще партию, а это будет означать, что продажи идут успешно. Издатель получит свои деньги.

Мне доводилось слышать мнение игроков школьного возраста, которые говорили, что дела всяких там «издателей и прочих разработчиков» их меньше всего волнуют. Обанкротятся и ладно. Безусловно, можно так рассуждать, только потом не надо лить слезы по поводу того, что на ПК так мало качественных эксклюзивов, а с консолей наоборот – не приходят очень многие замечательные проекты вроде серии Uncharted и Heavy Rain. За качество надо платить. Многие компании сегодня предпочитают выпускать игры на консолях, а ПК рассматривают как необязательный рынок, с которым лучше не связываться или на котором можно выпустить игру с определенной временной задержкой. ПК-игроков искренне оскорбляет такое положение вещей, но они не понимают, что сами виноваты. Зачем Rockstar выпускать на нашей платформе, например, Red Dead Redemption, если вы радостно скачаете его, пройдете и забудете? Хорошо хоть, что основные части GTA еще выходят, но не факт, что так будет всегда.

На Западе двадцать-сорок долларов за обычную копию игры – абсолютно нормальная цена. Консольные игры стоят дороже. Люди выбирают, на что потратить деньги с умом. В нашей стране лицензия и так стоит гораздо дешевле и, кроме того – со временем уценивается. 800-1000 рублей – это уже стоимость приличного коллекционного издания с плюшками для фанатов.

Впрочем, ситуация в ближайшее время вряд ли изменится, т.к. основная часть играющей аудитории у нас – подростки, которые, как ни крути, не могут просто так взять и потратить упомянутые восемьсот рублей на одну-единственную игру. Зато молодежь постарше, имеющая стабильный заработок – вполне может.

Моя твоя не понимай!

Долгое время плюсом в пользу лицензионной продукции были качественные локализации, в противовес названным выше ужасным пиратским русским версиям. Те, кто играли в Call of Duty 2 от «Фаргуса», возможно, еще помнят бессмертные перлы вроде «Кровавый черт! Еще больше квашеных капуст на северный дорога!» Обычно весь игровой текст просто пропускался через любую программу-переводчик и без всяких правок вставлялся в игру.

Покупая лицензию, можно было, по крайней мере, рассчитывать на качественный перевод. К сожалению, вскоре взломщики додумались воровать уже готовые локализации прямо у наших издателей. Таким образом, в плане качества озвучки и перевода выложенные на трекерах самопальные репаки игр перестали отличаться от того, что записано на лицензионных дисках, в очередной раз отбив охоту у покупателя брать их.

Еще более удручает в этой ситуации, что и качество самих локализаций порой вызывает сомнения. Актеры путают интонации, пропускают строчки диалогов. А Electronic Arts, помимо всего этого, еще и имеет наглость не переводить некоторые свои игры на русский язык вообще. Как это произошло, например с Kingdoms of Amalur. За восемьсот с лишним рублей вы получаете обычный DVD-пак с полностью английской версией. А фэнтезийная RPG – это, как ни крути, жанр, в котором вашего школьного английского будет, мягко говоря, недостаточно. Крутитесь как хотите. Все же не стоит так делать.

Кто не успел — тот опоздал

Один из неоспоримых плюсов пиратской продукции – время выхода. Не имея необходимости улаживать вопросы с издателями и доводить до ума локализацию, пираты всегда выпускали взломанные версии на пару недель, а то и на месяц раньше официального релиза. Порой такие игры утекали в Сеть по вине недобросовестных сотрудников самой компании-издателя, как это произошло, например, с украденной русской версией Assassin’s Creed от «Акеллы».

Игроку, который нетерпеливо ждет выход любимого проекта, хочется опробовать его своими руками как можно скорее. Разумеется, ту версию, которая появляется на прилавках раньше, он и приобретет. Причем, зачастую такая спешка пиратов доходила даже до абсурда. В Half-Life 2 можно было поиграть… за несколько лет до его выхода (хакеры взломали промежуточную версию игры), а Dreamfall: The Longest Journey лежала на пиратских прилавках уже в 2005 году (при том, что официально вышла летом 2006, и зимой 2006-2007 в России).

Сейчас наши издатели и локализаторы делают все для защиты своей продукции, усложняя задачу взломщиков. Таким образом, зачастую пиратские репаки появляются в Интернете практически одновременно с официальным выходом. Хакерам приходится отучать игры от прикрученной к ним системы защиты и от активации через Интернет.

Нипаиграть!!!

А с этим, в свою очередь связан еще один момент противостояния лицензии и пиратки – удобство установки, запуска и собственно самой игры. Долгое время перевес был на стороне взломанных версий. Они быстро устанавливались и в худшем случае лишь требовали постоянное наличие диска в приводе. А локализации долгое время глушили игроков глючными программами защиты. Печально известный StarForce взорвал мозги тысячам добросовестных покупателей лицензии. Он невыносимо тормозил, периодически не воспринимал введенный лицензионный ключ от игры. Из-за него я, пересев на Windows 7, уже не смог нормально играть в старые проекты от «Буки» и «Руссобит-М». В итоге деньги на лицензию, снабженную StarForce, уже, считай, спущены в унитаз.

Сейчас ситуация изменилась на диаметрально противоположную. Пиратские репаки приходится эмулировать программами вроде Daemon Tools, которыми умеют пользоваться далеко не все. Приходится добавлять что-то в реестр, копаться в системных файлах, что-то переписывать. А это чревато порчей операционной системы. Все что требует от игрока современная локализация – активировать игру через Интернет и/или зарегистрироваться в специально созданном для игр этого издателя сетевом сервисе. Причем, создать в нем аккаунт достаточно лишь один раз.

Галопом по Европам

Несомненным плюсом локализаций долгое время была стабильность работы. Они всегда включали в себя все свежие патчи. В пиратской копии игроку обычно давался на руки сырой исходный код игры. В 2006 году паршиво оптимизированный Tomb Raider: Legend на невысоких настройках графики с легкостью тормозил на моем компьютере, который в то время вдвое перекрывал системные требования. Зато, локализация от «Нового диска», помимо приятного перевода, порадовала и врезанным в нее патчем, который на «раз» приводил игру в порядок – ее покупка полностью вернула мне вложенные деньги.

Сейчас ситуация между лицензией и пираткой в этом аспекте примерно уровнялась. Взломанные репаки порой включают в себя и последние обновления, но все равно зачастую отвратительно работают или не работают вообще (те, кто пробовали запустить пиратский L.A. Noire – в теме). А вот лицензионная продукция… увы, перестала быть эталоном стабильности. По крайней мере – на ПК. Фанаты серии S.T.A.L.K.E.R. наверняка до сих пор вспоминают в кошмарных снах ритуалы с установкой патча на патч. «Так, надо поставить восьмой! Но для этого надо сначала закачать седьмой. А потом – поставить девятый… вроде тормоза должны стать меньше, но при этом будет глюк с войной группировок! Что же делать?» Ну, или как-то примерно так.

Лицензионная Saint’s Row: The Third на ПК не стесняется тормозить, не обладая особо продвинутой графикой. Postal 3 задорно предлагает установить три патча общим весом примерно в 800 мегабайт, которые даже НЕ УСТРАНЯЮТ ТОРМОЗА ЦЕЛИКОМ. Релиз второго «Ведьмака» на нашей родной платформе тоже вышел неоднозначным – кто-то с комфортом играл на приличных настройках графики, кто-то боролся с тормозами и графическими глюками. Впрочем, одной из самых красивых ролевых игр современности это хотя бы простительно.

Поставить лицензионный патч на пиратскую копию игры порой не представляется возможным – он может элементарно не подойти к ней, учуяв несовместимость версии запускающего файла с требуемой. Таким образом, тормоза могут быть и там и там, но лицензию впоследствии хотя бы можно будет полечить. Плюс одно очко.

Вместе весело шагать по просторам

Главный плюс лицензионных версий по сравнению с пиратскими – целостность. Вы получаете 100% того, что было заложено в игру. Раньше, взламывая тот или иной проект, пираты вырезали из него музыку, озвучку или видеоролики – все ради того чтобы уместить его на одном-двух CD. Теперь под нож идет система Интернет-защиты, привязка к сетевому сервису, а вместе с ней, соответственно, и мультиплеер. В игре остается лишь одиночная кампания и режим split-screen, если он присутствует. Таким образом, часть фана уже теряется. Качать или покупать Battlefield 3 ради сингла – по меньшей мере, глупо. Этот великолепный шутер полностью оправдывает каждую сотню, вложенную в покупку лицензии, и создан для ураганных многопользовательских баталий. Также, многие экшены сейчас поддерживают кооперативный режим, в который очень интересно играть. В свое время я пожалел о покупке Splinter Cell: Conviction, в котором моя любимая серия свернула с дороги в какой-то загаженный коровами овраг. Но первая же кооперативная миссия, пройденная с другом, изменила мое впечатление. Стелс на двоих, с кооперацией действий по голосовой связи – это действительно новый, необычный игровой опыт, который более чем оправдывает покупку лицензии.

Шутеры, автогонки и стратегии уже давно уютно обосновались в онлайне, и пропускать мультиплеерные проекты – значит, пропускать целый геймплейный пласт. Пиратские игры не восполнят этот пробел, если не считать самопальных программ, позволяющих совместно проходить взломанные скачанные версии игр. Однако, пользоваться ими умеют далеко не все. А лицензионная копия уже предлагает удобный сетевой сервис, быстрый поиск сервера и друзей для совместной игры (см. мультиплеер Battlefield 3 и Need for Speed: Hot Pursuit).

Счастье для избранных

Также, определенным стимулом для покупки лицензии являются разного рода коллекционные издания для фанатов, которые обычно стоят в полтора-три раза дороже обычной версии. Цена зависит от наполнения. Большинство коллекционок составляется из разного рода бумажных материалов: постеров, наклеек, инструкций, карт, арт-буков, мини-энциклопедий. Все это стоит сравнительно недорого. Также, в коллекционки могут включаться тематические фигурки, жетоны, игровые предметы вроде походных фляжек, футболки, зажигалки, диски с дополнительными материалами. От всего этого раздувается как упаковка, так и цена. Коллекционное издание первого S.T.A.L.K.E.R. вообще выходило в крупногабаритном металлическом боксе и стоило несколько тысяч. Кроме этого, коллекционное издание может отличаться (и, как правило, отличается) эксклюзивным игровым контентом. Специальная версия Bulletstorm отличается от джевела несколькими новыми картами для сетевой игры; DVD-пак Saint’s Row: The Third, помимо постера с порнозвездой Сашей Грей, включает в себя несколько новых видов транспорта; а Deluxe Edition тактического экшена Tom Clancy’s Ghost Recon: Future Soldier – четыре новых ствола, две карты, два вида оружейного камуфляжа и пять десятков новых головных уборов для мультиплеера. Фанаты будут довольны.

Ничего такого в пиратских коробочных версиях игр, разумеется, нет. Во взломанных репаках встречается эксклюзивный дополнительный контент, но не всегда.

В целом, ситуация не такая печальная, как могла бы быть. Да и Россия, к счастью, занимает не первое место в мире по уровню пиратства (впрочем, и не последнее). Но сознание людей, игнорирующих лицензию, уже испорчено – игры не ассоциируются с материальной ценностью, которая стоит определенных денег, а в нашей стране – стараниями наших издателей еще и продается в два раза дешевле, чем могла бы. Возможность бесплатно качать игры убивает сам интерес человека к ним. Когда ему что-то достается на халяву и в огромном количестве – от этого рано или поздно неизбежно начинает тошнить. Можно скачать восемь игр, но в итоге не пройти ни одной. Постепенно переходя на лицензионную продукцию, начинаешь даже чувствовать себя как-то взрослее и серьезнее. Каждая купленная игра детально изучается до дыр, а дополнительные бонусы уютно занимают место на полках любимого шкафчика или на рабочем столе.

В данном фичере я вовсе не ставлю целью порицание игроков, качающих взломанные репаки. Нет. Во-первых, я отлично понимаю, что далеко не у всех есть деньги – все-таки мы живем не на Западе, а в России. Во-вторых, я сам периодически выкачиваю из Интернета те проекты, которые не имею возможности приобрести в магазинах, те которые по тем или иным причинам не издавались в нашей стране никем. Например, могу честно признаться, что отрецензированная в моем прошлом фичере (От «кавая» до «хентая») визуальная новелла Ever 17: The Out of Infinity является одной из моих любимых игр, и пиратский диск с ней до сих пор стоит у меня полке, чего я совершенно не стыжусь – будь она издана у нас официально, я бы не пожалел никаких денег.

Однажды друг спрашивал у меня, много ли толку будет от того, что он купит лицензионную копию игры, когда в этот же момент тысяча человек скачает ее. Ведь это капля в море, и никаких весомых положительных последствий издателю она не принесет. На самом же деле, каждый проданный диск важен. Пиратских копий можно наштамповать хоть миллиард, а у издателей лицензии ведется учет, и каждый диск действительно стоит своих денег. С ним вы получаете и определенную гарантию качества. Если же все демонстративно начнут качать репаки, то в скором времени некогда бывшие глупой шуткой разговоры о смерти ПК как игровой платформы, превратятся в суровую реальность. Ни один крупный издатель не захочет связываться с персоналками, все хорошие проекты уйдут на консоли, а нам останется бюджетный трэш вроде «Морпеха против терроризма», «Снайпера. Московской миссии» и прочих «Тоннельных крыс», разработчики которых вкладывают в них пять копеек, и соответственно, для получения большой прибыли вовсе не нуждаются в миллионных продажах. Чтобы такого не произошло, достаточно сделать первый шаг – подкопить денег, если требуется, и приобрести легальную копию качественного и интересного проекта. Главное – не ошибиться с выбором, но как раз для этого и существует наш сайт и ему подобные.

На этом мне хотелось бы завершить фичер и пожелать всем читателям хорошо провести последний месяц лета. До встречи в следующих статьях. Играйте только в хорошее.

Смотрите также
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Безумное веселье в Battlefield 1
Фичер
Безумное веселье в Battlefield 1
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Фичер
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться