Моя маленькая тирания

bee_dee (пользователь)

Игры-антиутопии последних лет и с чем их едят

С самых ранних пор человеку было свойственно мечтать – о несбыточных фантазиях и упущенных возможностях, о сочетании несочетаемого и далёких перспективах, о неизведанных мирах и альтернативной реальности. С определённого момента мечтать о прекрасном и совершенном становится безумно скучно: с какой это стати человек всё время должен выигрывать джекпот жизни? И тут вектор творческих размышлений перестраивается: под стать людской жажде космических страстей и изобретательных кошмаров перо фантаста придумывает такие жанры, как готический, жанр ужасов и, конечно же, научную фантастику, которая подразделилась на множество поджанров, в том числе и с безрадостными настроениями.

Авторство термина «антиутопия» приписывается британскому философу XIX века Джону Стюарту Миллю. Он, однако, родоначальником жанра не стал, да и вообще не вкладывал в понятие фантастический смысл — фантасты сделали это за него веком позже. Жанр довольно быстро получил широкую популярность за свою провокационность, в частности, за тонкие и не очень аллюзии на определённые политические строи. Вскоре экспериментировать с жанром начали все, кому не лень – как в тему, так и не очень. Конечно же, веяния моды не могли обойти стороной и поприще компьютерных игр. Я предлагаю вам окунуться в пять самых мрачных и страшных игровых антиутопий последних лет.

С первыми частями Bioshock всё достаточно прозаично. Эндрю Райан словно сошёл с конвейера с пометкой «классический диктатор», взяв в комплект презрение к человечеству и отношение к нему как к ресурсу для достижения основополагающей цели.

Учитывая любовь Irrational games к деталям, здешняя антиутопия получилась пугающе реалистичной. Капиталистический Восторг посылает реверанс в адрес классических «антиутопистов» вроде Хаксли. Религии дан «красный цвет» — большой брат наказал штудировать атеизм, а немногие оставшиеся представители христианства сбиваются в нелегальные стайки, получившие статус подпольных. В основу ложатся идеи всеобщего блага и свободы рыночной торговли в условиях справедливой конкурентоспособности – но, разумеется, идеи с треском проваливаются, вмиг обратившись тотальным контролем всего и вся.

Однако Колумбия, задуманная как диаметральная противоположность Восторгу, за фундамент берёт религиозный мотив — что вообще не очень характерно для антиутопий. С первых минут мы лицезрим летающий город-сказку с опрятными на вид и доброжелательными на поверку гражданами — все в нежно-небесных цветах на зависть фильтрам инстаграмма. Главного героя Букера местные принимают с большой теплотой и радушием, будто перед ними сам Закари Комсток, духовный предводитель заоблачного общества. Утопия.

Но покупаться на лживый внешний лоск игра заставляет недолго – и вот уже мелькают националистические лозунги, вот обнажает нутро бездушно-бородатая морда Комстока, а обитатели города ветров нет-нет, да ворчат что-то в духе "что же с нами стало!" (а секунду спустя испуганно прикусывают языки).

И, несмотря на нестандартную начинку, механизм работает по накатанной — захватив власть самопровозглашенцем, Комсток слегка тронулся на почве алчности: сначала просто стал выкачивать из доверчивого народа весь трудовой потенциал, а потом и вовсе направил силы на подавление недовольных огнестрельным путём. Небольшой спойлер — по воле вселенской справедливости коварный тиран поплатился бесплодием.

В общем и целом, рецептура образцовой антиутопии, хоть и слегка не по учебнику.

Игра Republique произвела фурор локального масштаба, так как, по сути, стала первым эксклюзивом для мобильных устройств, будучи при этом выполненной на уровне полноценного проекта А-класса. И, да, что немаловажно – проект был спонсирован кампанией на Кикстартере.

Действие разворачивается на загадочном объекте «Метаморфоза», расположенном в неком тоталитарном государстве. Это место, где всевозможные клише жанра антиутопии устроили вечеринку. Место, где рамки свободомыслия жёстко регламентированы. Где большой брат буквально следит за тобой – через сотни камер, беспорядочно прячущихся даже в уборных и раздевалках. Где за имена вроде «Надежда» сходу бьют в торец и призывают скандировать личный порядковый номер. За порядок здесь отвечает подразделение «Призрак», а в роли диктатора тут выступает женская версия одного усатого оккупанта – Мирель Придо, надзиратель этого самого объекта. Чтобы сделать намёки более очевидными, по комплексу пестрит характерная государственная символика.

Игра справляется с главной задачей: за время непродолжительного прохождения, длиной в две партии пасьянса, умудряется расширить вселенную вширь и вглубь, очень грамотно впитав в себя весь жанровый багаж и облачив его в новую, симпатичную форму. Атмосфера полной безнадёги и отчаяния – и вот, мы получили очередной маленький антиутопический шедевр.

Remember me – представитель самой современной разновидности жанра, эдакая «технологическая антиутопия»: главным инструментом в гордом деле построения «идеального общества» становится не кнут в виде всевозможного насилия, а информационные технологии, порабощающие людей без инвазивного вмешательства. Нечто подобное вы могли наблюдать в фильме «Геймер», или, например, в прекрасном сериале «Чёрное зеркало». Суть в том, что частная организация «Меморайз», манипулирующая с человеческой памятью (как то: стереть, добавить, изменить воспоминание), эту самую память практически монополизировала, внеся, где надо, собственные коррективы. Таким образом, общество не только простирается перед «Меморайз», как на ладони, но и становится ему полностью подконтрольно.

Ярко выраженная социальное расслоение заботливо располагает богачей в элитном районе, а маргиналов-отщепенцев по-спартански сбрасывает в низший район эконом-класса – дескать, «все равны, но одни равнее, чем другие». Люди в массе своей становятся «информационными рабами», недовольные разыскиваются и изничтожаются корпоративными терминаторами.

Конечно, по закону жанра о коварных планах «Меморайз» догадывается только лишь кучка повстанцев, именующих себя «эррористами» и представляющих собой неслабую такую оппозицию. Не в угоду жанру идёт только один факт: отсутствие «персонализации» противоположной стороны – конкретного врага, против которого собственно ведётся борьба.

Мир Dishonored – антиутопия достаточно неочевидная: глава этого неказистого государства, императрица Колдуин, добрейшей души человек, любит народ и вообще одна из немногих, кто задумывается над поиском лекарства против заполнившей город эпидемии чумы. Но императрицу убивают заговорщики — и жизнь налаживается: общество делится на два противоположных слоя, один из которых плюется кровью и потихонечку превращается в живых мертвецов, а второй пьет вино и кутит во дворцах по соседству. Улицы заполонили банды и падальщики, напуганные люди прячутся дома, а лже-правительство и революционеры, беззаботно наплевав на народ с высокой колокольни, пилят между собой лавры управителей — на стороне победителя наивное общество и нехилая такая паровая армия.

На десерт у нас строгая система охраны, включающая комендантские часы и световые стены, и, конечно же, пропаганда, сладостными речами сочащаяся из уличных громкоговорителей. Как итог – прекрасная антиутопия в антураже стимпанка.

Популярность антиутопичных виртуальных миров растёт в геометрической прогрессии: если сам жанр мелькает нечасто, но стабильно, то отдельные его элементы эксплуатируются всюду. Появляются новые проекты, которые не просто расширяют рамки антиутопий, но и преподносят их с совершенно нетривиальной стороны. Прогрессивный жанр сулит много новых откровений и прекрасных находок, которым не нашлось места в более позитивных мирах.

Смотрите также
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Главные онлайн-события ноября 2016
Главные онлайн-события ноября 2016
Главные онлайн-события октября 2016
Главные онлайн-события октября 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться