Mother Яussia

bee_dee (пользователь)

Стереотипы русской национальности глазами иностранных разработчиков

Все мы с вами любим, когда в очередную компьютерную игру вворачивают русских и начинают кормить нас забавными представлениями о том, как у нас всё устроено. Варианты сеттинга, в котором попадаются персонажи нашей национальности, весьма ограничены – это, скорее всего, либо нечто криминальное, либо игра про войну. Однако в редких исключениях нашего брата обличают в совсем уж неожиданном свете. Представляю вашему вниманию несколько основных характерных черт, которые приписывают русским мастера зарубежной разработки.

Итак, давайте начнём с одного из немногочисленных позитивных стереотипов о соотечественнике. Естественно, один из самых распространённых стереотипов о великой и могучей – это храбрость и патриотизм нашего народа, репутация, приобретённая с годами героических подвигов и грандиозных побед. Подчеркнуть знаменитое мужество русского человека берутся многие разработчики, вооружая русских персонажей соответствующими цитатами и манерой действия. Непременно первыми в голову идут мысли о Call of Duty – о ранних её частях. Достаточно объективные взгляды американцев представляются нам в первой части, где знаменитая миссия в Сталинграде встречает нас неумолимой жертвенностью солдат, прущих напролом против стрекочущих пулемётных заслонов. Несколько более приукрашено выступает на этом фоне Call of Duty: World at War, в котором храбрые русские в лице Виктора Резнова становятся мощным генератором пафосных изречений:

- Если у тебя нет смелости убивать за Родину, то хоть набери смелости умереть за неё!

В общем и целом этот стереотип целиком и полностью представляется данной серией, потому как она сполна козыряет им в своих играх.

Разработчики любят кидать русского человека из крайности в крайность, поэтому чаще темы русского патриотизма в играх рябит лишь архетип русского антагониста: подлого, сурового и коварного. Оставив мужество и отвагу историческому прошлому, современный русский толпой повалил в террористы и сулит мировую угрозу. Опять же, в первую очередь на язык напрашивается название нашей старой знакомой: сюжетная трилогия Modern Warfare серии Call of Duty полностью посвящена русским интернационалистам, держащим в трепете весь мир и плавно подводящим нас к эффектному суду Линча в финале. Особой обаяшкой и иконой трилогии здесь становится лидер террористов Владимир Макаров, то и дело разражающийся эпичными речами на тему захвата мира.

Но не одна Call of Duty кичится русскими злодеями. Например, следующая игра World in Conflict: Soviet Assault поведает любознательному игроку, как, незадолго до падения железного занавеса, деспотичный Советский Союз, пользуясь эффектом неожиданности, вероломно сокрушает вооружённые части США, а затем переключается и на ФРГ.

Экк из уже вряд ли кем-то вспоминаемого Project I.G.I. — бывшая сотрудница КГБ, захватившая ядерную боеголовку для сомнительных целей. Главный злодей Tom Clancy's Ghost Recon: Future SoldierИван Ильич Керенский, русский ультернационалист. На протяжении всего Battlefield 3 сержант Блэкбёрн вроде бы пытается доказать непричастность русских к масштабным терактам. Однако, постойте: из-за чего там заварилась вся эта каша со взрывами и международными прениями? Российский торговец продал боеголовки иранскому террористу.

Там где злодеяния, там и другая стереотипная черта, присущая «игровым русским», но невероятно точно передающая реалии нашей необъятной – это властолюбие. И действительно, довольно внушительная их часть упивается возможностью повелевать – вспомним хотя бы Red Alert, в котором образ господствующего русского (полностью воплощённый в премьере Романове и его цитатах о наследии нации) доведён до апогея.

Но властолюбие «игрового русского» независимо от его реального положения. Так, например, Макаров – не раз упомянутый выше герой Modern Warfare, — хвалится, что «за деньги можно купить всё, даже власть», а Владим Глебов – одна из пешек преступного мира GTA IV, — резюмирует: «Я — парень с влиятельными друзьями, а ты – просто придурок, единственным другом которого является жирный слюнтяй, водящий грёбанное такси». А ещё неплохая фраза по теме прозвучала из уст главного антагониста Max Payne 2: «Лучше царствовать в аду, чем служить на небесах!». Однако номером один в этой рубрике выступает куда как более фундаментальная персона – Эндрю Райан из Bioshock.

Эндрю – бывший коммунист, по совместительству основатель подводного Восторга. Надо ли говорить, что у такого талантливого парня развился комплекс бога, что нашло выход в некоторых маниакальных наклонностях и полных пафоса цитатах: «В чём разница между паразитом и человеком? Человек создаёт. Паразит спрашивает: «А где моя доля?». Человек творит. Паразит говорит: «А что подумают соседи?». Человек изобретает. Паразит говорит: «Осторожно, не наступи Господу Богу на мозоль…». Добавить, в общем-то, нечего.

Вернёмся к злым русским, и вспомним особый подвид этого предрассудка – предатели. О да, это нередкая примета, которая, на взгляд разработчиков, почему-то характерна для нашего народа.

Повременив и не переходя сразу к сливкам предательства русской национальности, вспомним наименее очевидный пример – Николай Демичев из Singularity. Демичев являлся ведущим учёным секретного проекта на «Каторге-12», на пару с его главой Виктором Барисовым. Но сосуществовать в мире и спокойствии наш антагонист не смог и одним прекрасным утром решил пристрелить камрада, не мудрствуя лукаво, присвоив успех проекта себе. О том, что он с этого поимел, мы поговорим чуть позже, но оговоримся, что мотивы его были нечисты.

Вторая личность куда как более интересна в этой ипостаси. Дмитрий Раскалов, вероятно, самый подлый антагонист GTA IV, умудряется (спойлеры) предать и разозлить сразу двух (а то и трёх) опасных людей Либрети Сити, включая самого Нико. Именно из-за Дмитрия де-факто погибает, в зависимости от концовки, либо возлюбленная Нико, либо его брат, за что потом, независимо от концовки, злодей сполна огребает сам. Образ предателя-приспособленца раскрыт целиком и с особым цинизмом. Так, например, даже в одной из возможных концовок Раскалов, трусливо расстреливая обойму «Калашникова» из укрытия, будет кричать Нико, что ещё не поздно договориться, ведь «мы же друзья, помнишь?».

Но, разумеется, самый известный из игровых русских предателей – Владимир Лем из Max Payne 2. Будучи нуаром до мозга костей, игра выводит архетип предателя на невиданный доселе уровень (по крайней мере, в играх). Так, наш хладнокровный иуда невозмутимо встречает Макса со словами:

- Макс! Самый лучший из всех моих друзей!

Довольно просто смекнуть, что, согласно законам жанра, в скором времени всё начинает лететь к чертям, и друг оказывается тем самым главным зачинщиком того кошмара, что происходит вокруг. Образ также недурён ещё тем фактом, что, хоть Владимир и откровенно пользуется Максом у того за спиной, настоящим фактом, побудившим Владимира пойти на открытую конфронтацию, стало убийство его любовницы самим Максом, который, в свою очередь, пытался спасти Мону. Это по-изящному глубокий персонаж, в котором было бы просто-напросто плохим тоном искать «клюкву» и придираться к мелким нестыковкам.

А как же иначе, товарисчи, Россия, по некоторому мнению, если и не погрязла в СССР, то точно живёт вечными воспоминаниями о нём. Прежде чем приступать к главной основополагающей для этого стереотипа игре, упомяну несколько отдельных случаев. В Modern Warfare можно заметить рекламки с сигаретами «Сталь» с ликом нашего любимого генсека на упаковке. В Painkiller в конце уровня «Военная база» («Military Base») из летающей тарелки попеременно раздаётся то гимн Советского Союза, то «Калинка-Малинка», правда вместо русских слов там звучит непереводимая абракадабра, лишь созвучная с оригинальным текстом. В GTA IV есть бар под названием «Перестройка», а случайная гражданочка может выкрикнуть «Как при Сталине!», когда её что-нибудь напугает.

Гораздо более важную роль СССР играет в гении «клюквы» Singularity. Демичев, он же главный подлец, широко развернулся с испытаниями элемента Е-99, что позволило ему не только наклепать ГМО и атомных бомб, но и стать царём разрастающегося с огромной скоростью Советского Союза, а, как следствие, и всея мира.

Но всё вышесказанное достаточно легко меркнет перед натуральным титаном коммунистической мысли – всемирно известной серией Red Alert. Отплясывющие казачок и попивающие водку русские солдаты, штурмовые медведи, советские комбайны, машинка «Серп» и танк «Молот» и целый ворох колоритных персонажей, среди которых особняком можно выделить самого товарища Сталина или, например, Премьера Романова, которого что-то неуловимо роднит с Хрущёвым, Брежневым и, благодаря фамилии, с царским родом. Почему всё сложилось именно так? Потому что в один прекрасный момент Альберт Эйнштейн катапультируется в прошлое, убивает Гитлера, в результате чего Иосиф Виссарионыч решается захватить мир. С полной уверенностью могу заявить, что такой вариант развития событий, несмотря на постоянную вооружённую конфронтацию с двумя могущественными державами, мне нравится гораздо больше, потому как русское правительство стало значительно сексуальней (см. Red Alert 3).

Из тонкостей в откровенные забавности: что действительно задевает фибры отечественной души, так это лексикон игровых русских персонажей, вернее, опять-таки, его интерпретация зарубежным разработчиком.

Сразу стоит упомянуть тонны того бреда, которые американцы, прогоняя через гугл-переводчик (а то и вовсе случайным образом выбирая из англо-русского словаря), лепят на «русские» плакаты, афиши и тому подобное. Это и GTA IV со своими «Новинки последней моды» и «Тяжёлая нагрузка: водочка в переходе» в русском квартале. Это и Modern warfare 2 с «Земля. Делить богатство. Строить более лучшее будущее» и «Стильный телефон. Какая потеха!» в русском аэропорту. Кстати, могучее русское слово из трёх букв пестрит в последней с просто нереальной частотой. Даже не буду размышлять, что подразумевали разработчики Battlefield 3 под фразой «шлем велосипеда камеры танцует автомобильную республику компьютера козла тромбона сыра». Не забудем и знаменитый шедевр «При пожаре воруй, убивай, @#! гусей, жди ответного гудка» в трейлере Alpha Protocol.

Но отдельным столпом хотелось бы выделить и речь русских персонажей. Например, зачастую мило звучат вкрапления русизмов. «And with that, farewell, or dasvidaniya, whichever you prefer»Эндрю Райан, Bioshock. «NYET, the equipment is not complete»Иван Долвич, Jagged Alliance. Маты в той же GTA IV. А порой, переключаясь вдруг с ломанного английского на родной, персонажи выдают забавные перлы. В этом нам на руку снова сыграет русский квартал из GTA IV, поселенцы которого так и норовят выдать что-нибудь оригинальное, реагируя на действия игрока. Например, угоняя машину, можно услышать спокойное «Эй, куда, я же опаздываю!» или «А с матерью своей ты так же поступаешь?!». А однажды, развлекаясь и побивая прохожих, я услышал философское «А я думала, в Норильске плохо!».

Быстренько пробежимся по стереотипам внешности героев бывшего (или действующего) Советского пространства. Во-первых, закалённый сибирскими холодами и годами борьбы с медведями русский мужик, разумеется, отличается особо брутальным обликом с грубыми чертами лица и гипертрофированной мускулатурой. Этот предрассудок в своём апофеозе олицетворяет олимпийский боксёр-тяжеловес Павел, простите, Ваняев с умилительным и переполненным клюквой прозвищем «Чемпиончик». Приличных размеров шкафчик может выступить одним из соперников главного героя и помочь ощутить на себе всю мощь выходца из Питера. Также под данное определение попадает боец из Street Fighter Зангиев, кроме патриотизма и биографии ничего общего с русскими не имеющий.

Ещё более рябящим стереотипом становится растительность на лице – усы, встречающиеся буквально у каждого второго русского персонажа. Влад Глебов из GTA IV, Виктор Резнов из Black Ops и World at War, Сергей Заворотько из Hitman 2. Вишенкой на торте типичного русского становится ушанка, красующаяся на голове субъекта – такая, как, например, у Драгова из The Club или у Долвича из Jagged Alliance. А Rockstar, оберегая наши патриотические чувства, даже любезно предоставили возможность напялить такую на голову главного героя GTA IV.

Подытоживая всё вышесказнное, если забыть, что «товарищ» уже давно не слово-паразит, а водка – не основное русское блюдо, если пропустить мимо ушей, что войска МВД почему-то атакуют Нью-Йорк, а скорая помощь почему-то вызывается номером «04», если принять, что основа механического дрона называется «головка револьверная», а по улицам развешаны агит-плакаты «Только ЛДПР», то все игровые стереотипы о русских – не более, чем забавная шутка и хорошая возможность для того, чтобы посмеяться над собой.

Смотрите также
Самый адский косплей
Фичер
Самый адский косплей
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Фичер
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Хакеры против правительств
Фичер
Хакеры против правительств
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться