Мы не бандиты, мы – благородные пираты!

Sani Tarium (пользователь)

Рассказ о не совсем честных заимствованиях из видеоигр

Каких только скандалов, связанных с авторскими правами, не знавала игровая индустрия. Тут вам и разъяренная Линдси Лохан, чей образ которой якобы использовали в рекламе GTA V без ее ведома, и арт из Assassin's Creed 4: Black Flag, по недосмотру вставленный в трейлер Uncharted 4: A Thief's End, и много, много других курьезов и занятных историй. Стоит куда-либо просочиться хотя бы намеку на похожесть, и правообладатели тут же начинают гневно потрясать кулаками, требуя сатисфакции или (опционально) публичной казни виновника. Поэтому зарубежным деятелям культуры приходится быть максимально осторожными. Один неверный шаг — и вы уже летите в пропасть публичного позора с клеймом «ПЛАГИАТОР» на лбу. Слово «зарубежным» упомянуто не случайно, ибо в России с авторскими правами все обстоит несколько сложнее. Если хотя бы поверхностно копнуть этот вопрос, на свет полезут до смешного откровенные заимствования из видеоигр, которые, без шуток, присутствуют буквально повсюду. Может, виной тому расплывчатость законодательства, может, непролазная юридическая неграмотность некоторых индивидуумов — итог все равно один. У игр частенько воруют.

Музыка нас связала, тайною нашей стала

Идея этого материала посетила автора после очередного сюрприза от известного федерального канала. В один прекрасный день из бормочущего где-то на фоне телевизора вдруг зазвучала главная тема Heavy Rain (которую, признаться, сложно с чем-либо спутать). В надежде на тематический репортаж или хотя бы упоминание любимой игры, автор обратил взор на экран… и увидел очередную слезоточивую передачу о чьей-то тяжкой судьбе. Оказалось, что этот многострадальный трек нежно любим российскими телевизионщиками. Раньше пальму ТВ-первенства по нагнетанию дополнительной драмы в сюжеты удерживала тревожная музыка из «Реквиема по мечте», но времена меняются, прогресс не стоит на месте. Можете убедиться сами — Heavy Rain — Main Theme звучит, например, почти в каждом выпуске «Битвы экстрасенсов» на ТНТ.

В комментариях к видео пользователи умилительно пытаются выяснить, откуда взята эта прекрасная музыка

К сожалению, это далеко не единственный пример. Однажды в поле зрения всевидящего медийного ока попал саундтрек лампового квеста The Neverhood, и заверте… Даже не одна, а несколько композиций немедленно были использованы в передачах «Прожекторперисхилтон», «Минута славы» и некоторых других.

The Weasel Chase в рекламе «Прожектора» (c 11-й секунды)

Как показали дальнейшие изыскания, «Первый канал» частенько не гнушается вставлять в сюжеты телепередач игровые треки. Большинство зрителей «Пусть говорят» не обратило внимания на фоновый грохот в этом сюжете, но чуткие геймерские уши мигом признают в нем дорогие сердцу ноты.

С учетом контекста использование победоносной главной темы Battlefield 3 выглядит здесь довольно неуместно

Имя композитора Акиры Ямаоки давным-давно накрепко связано с серией Silent Hill. Печальная, тревожная и прекрасная музыка идеально вписывается в безрадостную атмосферу игры и многократно усиливает ее. Куда же еще могли бы подойти подобные мелодии? Безысходность, тлен, мрачные пейзажи… Ну, конечно же, в НТВшный сюжет о российской глубинке!

На фоне звучит Cold Blood из Silent Hill: Homecoming (c 10-й секунды)

Уверенно утверждать, что треки позаимствованы… хм… без разрешения правообладателей, конечно, нельзя. Но, если честно, с большим трудом удается представить себе работников телевидения, связывающихся с Quantic Dream и покупающих права на использование музыки из Heavy Rain.

Я художник, я так вижу

Выражение «не суди книгу по обложке» не всегда работает применимо к, собственно, книгам. В книжных магазинах взгляды покупателей частенько равнодушно скользят по невыразительным и блеклым картинкам, задерживаясь на кричащих пятнах и харизматичных лицах. Неудивительно, что иллюстраторам обложек приходится попотеть, чтобы одну за другой выдавать стоящие и уникальные работы. Нет-нет, да и схитришь, используя в качестве источника вдохновения пару-тройку иллюстраций из Интернета. Иногда творцы не заморачиваются вовсе и оставляют позаимствованные изображения практически в первозданном виде. Поход в ближайший книжный магазин и краткий поиск по онлайн-библиотеке подтвердили предположение автора — художники частенько разживаются и артами из видеоигр.

Просим любить и жаловать — Вито Скалетта из Mafia II сурово взирает на читателя с книжечки про воров
А здесь Могучий Берсеркер из «Берсерк Онлайн» явно пытается зарубить кого-то, подозрительно смахивающего на ведьмака Геральта
Художник не только переквалифицировал Фэйт (Mirror’s Edge) в эльфа, но и безжалостно лишил ее части черепа
Не минула чаша сия и аудиокниги — Франклин из GTA V стал Билли, у которого для слушателя есть что-то интересное
Йеннифэр из «Ведьмак 3: Дикая Охота» пострадала меньше прочих. Художник взял из оригинального арта только позу и элементы одежды
Вездесущий ведьмак на этот раз вписался в какую-то авантюру с повелителями времени
А вот это прямо подарок — тут вам и Геральт из первого «Ведьмака», и Трисс из второго, и… кто это там такой таинственный в белом капюшоне? Эцио, родной, ты ли?
Здесь в личности загадочного человека в капюшоне и плаще сомневаться уже не приходится
Да, ассасины НАСТОЛЬКО популярны среди иллюстраторов

Видимо, в творческом угаре художники иногда упускают тот факт, что персонажи видеоигр и их облики — вполне себе объекты авторского права, как и игры в целом.

Двигатель торговли

Если работники телевидения и люди, имеющие отношение к издательскому делу, наверняка слышали хоть что-то о копирайтах, то создатели уличной рекламы вряд ли могут похвастаться даже этим. Но согласитесь, вряд ли представители Nintendo приедут наказывать владельцев какого-нибудь маленького магазинчика в Омске. И дело даже не в их невиданном добросердечии, а в том, что они просто никогда не узнают о подобном мелком воровстве.

Такая охрана не по зубам ни одному террористу
Приятно осознавать, что о Battletoads до сих пор помнят. Помнят и пихают образы главных героев куда ни попадя
Кризис не щадит никого — Марио пришлось подрабатывать еще и строителем
Здесь неутомимому водопроводчику удалось сохранить профессию, но пришлось рекламировать магазин с фрейдистским названием

Играем по-крупному

Игровая индустрия знавала истории и похлеще — истории о наглом, вопиющем, и главное, безнаказанном воровстве. По сравнению с ними присвоенные игровые музыка и картинки (которые иногда и не узнаешь с первого взгляда) — это как кража леденцов против ограбления банка. Те, кому знакомо название «Аграмонт», сейчас согласно кивают, остальным же предлагаю устроиться поудобнее и послушать. В 2007 году издательство «ЭКСМО» с помпой выпустило первую книгу писательницы Валерии Спиранде. Масштабная пиар-компания новинки стояла на двух солидных китах — поразительно юном возрасте автора и на удивление хорошем сюжете. На момент написания «Аграмонта» Валерии было всего десять лет, но, несмотря на это, ей удалось создать проработанную и интересную фэнтези-вселенную.

Обложка той самой книги

Все бы ничего, но критики немного опоздали с восторгами, да и адресованы они были не тому человеку. Чудесный сеттинг и захватывающие приключения героев, описанные в книге, мир увидел почти за 10 лет до выпуска «Аграмонта». Речь идет о The Legend of Zelda: Ocarina of Time, и благодарить за ее сюжет стоит не маленькую девочку, а взрослого японца Сигэру Миямото. Книга практически один-в-один копировала знаменитую игру, вплоть до имен и названий. Некоторые из них были неловко замаскированы — Линк стал Алином, Зельда превратилась в Эльду, Гэнондорф был переименован в Гонандорфа, а народ кокири заменили царапающие слух кокиры. После того, как разгневанные фанаты выплеснули в сеть свое возмущение, представители «ЭКСМО» быстро свернули шумиху вокруг вундеркинда, а заявленные продолжения так и не были выпущены. Но сам «Аграмонт» можно приобрести в интернет-магазинах и по сей день, и никакие скандалы и обвинения в плагиате не стали тому помехой.

Карты из книги и игры, мягко скажем, немного похожи друг на друга

И все это только верхушка огромного айсберга авторской нечистоплотности. Но если мыслить шире, не все так плохо. Крупные игровые компании в этой ситуации можно сравнить с добродушным драконом на огромной горе золота, из которой ушлые крестьяне периодически приворовывают одну-две монетки. Вроде и приятного мало, но имиджу и доходам это никоим образом не вредит — напротив, иногда даже способствует росту популярности оригинального продукта. Да и если верить расхожему мнению, все уже давным-давно придумано, а нашим современникам остается лишь интерпретировать чужие идеи в надежде получить на выходе что-то интересное и мало-мальски новое.

Смотрите также
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Фичер
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Фичер
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Аллоды Онлайн: Бессмертие
Фичер
Аллоды Онлайн: Бессмертие
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться