7 клише постапокалипсиса

levshaazz (пользователь)

О злобном ИИ, бандитизме, отсутствии сигвеев в Resident Evil и противных инопланетянах

Вместо предисловия

В современном мире тяжело избежать повторений, копирования и клише. Так уж разрослась массовая культура, что в летний период киноблокбастеров мы получаем десяток похожих один на другой боевиков и пошлых комедий о пьяном студенчестве, а игроки за один лишь год получают 5 Assassin's Creed'ов: про хакера, о Великой французской революции, про банановую республику где-то в тибетских горах и еще две побочные игры из этой же категории. Да, в случае с Assassin's Creed речь идет о новых и новых итерациях прекрасно функционирующей системы, но все же стоит признать, что в индустрии наступает кризис жанров. Расходы на разработку растут, факторов риска все больше, а кормить семью и выплачивать ссуду за взятый в кредит автомобиль нужно каждому — по этим причинам и разработчики, и издатели все реже вносят что-то кардинально новое в свои проекты. Чего уж говорить, вероятность спугнуть потенциального клиента высока, как никогда раньше.

Постапокалиптика же — жанр, безусловно, популярный, и, вопреки расхожему мнению, имеет достаточно глубокие и старые корни. Еще на протяжении всего 19-ого века литераторы раскручивали тему погибшего или погибающего на глазах читателей мира. Произведения Герберта Уэллса и Джека Лондона популяризировали тематику среди масс, но должного развития постапокалипсис все же не получил. Лишь спустя пол столетия, после окончания Второй Мировой войны, когда мир раскололся надвое, а успехи в создании более совершенных видов оружия массового поражения приобрели пугающий характер, авторы всего мира снова, с новыми силами и должным энтузиазмом, взялись за перо. «Пикник на обочине», «Долина проклятий» — далеко не последние по своей значимости произведения в литературе прошлого века. Но почему же сама идея уничтожения мира, общества и привычного уклада жизни так привлекательна для творцов и простых людей? Потому что постапокалипсис предоставляет огромный простор для творчества, дает возможность переосмыслить сложившуюся систему ценностей общества, изменить его уклады. А на фоне погибшего по вине человека мира можно без особых усилий высмеять и обратить внимание на саму природу человека, его пороки и откровенную ничтожность на фоне всесильной природы.

Кино и видеоигры охотно взялись за очередную «золотую жилу». Голливуд 1970-х — 1980-х максимально развил тему зомби и преобразовал её из подростковых трэш-ужасов («Напугать Джессику до смерти» 1971) в нечто более серьезное, но все еще до боли в животе смешное («Рассвет мертвецов» 1978). Не стоит забывать и о других ответвлениях жанр. «Безумный Макс» и «Водный мир» — действительно культовые произведения мирового кино. Сегодня балом правят постапокалиптические драмы, о чем недвусмысленно говорит успех «Ходячих мертвецов» и кинофильма «Я — легенда». Видеоигры включились в гонку чуть позже, но при этом проделали схожий путь. От легендарной Wasteland (в которую никто из ныне живущих не играл) до The Last of Us, которая не тронула, разве что, только черствых людей.

Думается, вполне справедливо будет заявить, что для современного человека уничтожение мира — крайне привлекательная затея. Возможность разрушить ненавистные социальные границы и не сдерживать собственное «Я» в ставшем жертвой урбанизации обществе, да элементарное стремление ко всему естественному заставляет людей порой мечтать об апокалипсисе. Следуя потребностям людей, писатели, режиссеры и геймдизайнеры ищут новые способы погрузить мир в хаос, рассказать в нем новые истории и дать человеку шанс уйти от надоевшей реальности. Как понимаете, в массовой культуре без клише и штампов, которые порой является откровенными заблуждениями, попросту не обойтись.

Продолжительное гамма-излучение ведет к мутации

Сейчас хочется быть абсолютно серьезным. Товарищи, мы живем в 21 веке. В ближайшем будущем человечество может отправиться покорять Марс, японцы планируют возвести СЭС на поверхности Луны, а компания SpaceX вовсю тестирует технологию посадки отработанных ракетных ступеней на поверхность Земли. Если из уст кого-либо вы услышите подобную несуразицу, прошу, ради сохранения генофонда человечества устраните данный объект человеческой природы.

Холодная война и гонка вооружений стали причиной тому, что одним из наиболее популярных сценариев гибели цивилизации считается ядерная война, приведшая к гибели большей части живого на планете и ядерной зиме в последствии. Волей науки произошло так, что после взрыва ядерной боеголовки окружение преимущественно излучает огромное количество фотонов, которые и создают гамма-излучение. Попав под подобное воздействие, любой живой организм получит дозу радиации достаточную для развития тяжелых форм лучевой болезни (из соображений этики фотографии не прикрепляются). Наверное, не стоит говорить, что об огненных гекконах из Fallout: New Vegas или о химерах из S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти не может быть и речи.

Вряд ли скорпион подобных размеров сможет себя прокормить на просторах пустоши

Природа захватит наши города

Если мир не был уничтожен ядерной войной, а погиб от любого другого катаклизма, было бы интересно узнать о последующей судьбе современных мегаполисов. Разработчики заботливо «окунают» города в плотные заросли, наполняют их разного рода животными и превращают бывшие обители человека в непроходимые леса. Последствия подобного стечения событий достаточно подробно прослеживаются в Darksiders, Enslaved: Odyssey to the West, Crysis 2/3 и The Last of Us. Стоит отдать должное разработчикам. Пейзажи такого рода действительно впечатляют. Затопленный метрополитен, провисшие линии электропередач, дикая трава, пробивающаяся сквозь асфальт, и экзотические животные, на вроде львов или жирафов, которые беззаботно разгуливают по кампусу университета.

Но целый ряд деталей ускользает от сценаристов и геймдизайнеров. Во-первых, затоплены окажутся огромные территории, миллионы гектаров жилых площадей останутся под водой, в том числе и крупные города. Во-вторых, промышленные комплексы и крупные индустриальные районе исчезнут в пожарах, которые точно возникнут без контроля человека. В-третьих, сильнейшие ветры, агрессивная среда и отсутствие должного ухода в течении 20 лет до неузнаваемости разрушат или изменят большую часть архитектурного наследия человеческой цивилизации.

Встреча с жирафами посреди обильно заросшего кампуса — одна из самых запоминающихся сцен в The Last of Us. Во многом благодаря атмосфере, которое создает окружение

Всюду тоталитаризм

В постапокалиптическом обществе нет места свободному волеизъявлению. Неужели, кто-то станет тратить время на соблюдение принципов и основ демократического строя, когда утром бешеные псы съели Васю, а к вечеру от неисцелимой заразы помер Дмитрий? Те немногие, кому удастся пережить апокалипсис, станут жертвами тоталитарных режимов. Что уж говорить, право силы будет вновь актуально.

Остатки государственной власти преобразовались в военную диктатуру. Людей сгоняют на общественные работы, выдают все необходимое по талонам, а в случае несогласия или недовольства следует полевой суд и расстрел — такими предстают карантинные зоны в The Last of Us. А вот в мирах Fallout и Rage власть находится в руках злобных и влиятельных боевиков, которые, опираясь на собственную силу, держат в узде беззащитных выживших. Бандитские шайки обкладывают данью поселения, истребляют всех неугодных, грабят путешественников на своей территории и олицетворяют собой все три ветви власти. Тот, у кого самая большая пушка, и верховный судья, и председатель совета министров, и глава депутатского корпуса.

Отдельно от всего этого существуют боевые братства — организации, придерживающиеся определенной идеологии и кодексов, объединенные по принципу военизированных группировок или орденов. К примеру, мир Зоны Отчуждения во вселенной S.T.A.L.K.E.R.. Группировка «Свобода» — организация, в которой состоят одни лишь идеалисты, а членство в ней исключительно добровольное. Но даже в «Свободе» нарушение приказа карается смертью. Другой пример — «Братство Стали» из мира Fallout, члены которого стремятся сохранить и приумножить знания и технологии человечества. Аналог «Братства стали» существует и в другой известной вселенной. В постядерном мире Метро 2033, где соседствуют коммунисты и фашисты, «Спарта» преследует примерно схожие цели. Все эти «формы власти» в постапокалипстическом мире объединяет одно — неподчинение, расхождение во взглядах или отклонение от основной идеологии карается смертью.

Злобный ИИ

Искусственный интеллект — та ступень развития человечества, которая, вероятно либо уничтожит привычный нам мир, либо навсегда его изменит. Можно с уверенностью утверждать, что тема ИИ — самый спорный способ уничтожить человечество. Величайшие умы современности, такие как Илон Маск и Стивен Хоккинг, выражают беспокойство по этому вопросов. Создание ИИ является не просто сложной задачей, требующей компиляции воедино передовых разработок целого ряда наук, но и невероятно спорным этическим вопрос. Имеем ли мы право творить «жизнь»? Что можно считать искусственной жизнью?

Видеоигры хоть и совсем незначительно, но затронули эту тему. System Shock Кена Левина еще в 1994 году поднял тему ИИ и, что говорится, выстрелил. Вопросы, связанные с ИИ, также затрагивались и в главной видеоигровой космоопере современности — серии Mass Effect. В обоих вселенных искусственный интеллект стремится уничтожить биологическую жизнь, в одной из-за чувства неутолимой злобы, во второй по вине, извините, программного сбоя. Чтобы иметь возможность швырнуть хотя бы один камень в огород разработчиков, хочу привести малоизвестную и малопопулярную теорию о развитии искусственного интеллекта. Имеется предположение, что ИИ будет относиться ко всему человечеству и любому человеку в частности, как ребенок относится к своему родителю. А что ребенок делает, когда взрослеет и опережает своего родителя в развитии? Он стремиться оберегать и защищать его, вопреки всем рациональным доводам против этого. Наверное, сценаристам стоит задуматься о подобном варианте развития искусственного интеллекта. Определенно, вокруг подобной теории гораздо сложнее построить интересную историю, но почему бы не попытаться?

Понять мотивы жнецов из вселенной Mass Effect — непростая задача даже для самих разработчиков

Пандемия распространяется исключительно при контакте жидкостей

Сложно себе представить вирус или заболевание, которое передается исключительно через кровь и слюну, но при этом способно практически полностью истребить самый могущественный в пределах экосистемы вид. В кинематографе зачастую делают попытки объяснить подобную несостыковку, указывая на неэффективность действий, предпринятых правительством, всеобщую панику и еще целый ряд факторов. Видеоигры же предпочитают, минуя первые этапы развития пандемии, сразу погрузить игроков в полный жестокости и опасностей мир.

В Resident Evil, по закону жанра, заражению вирусом-Т или его бесконечными модификациями подвержены все виды живых существу, кроме главных героев. Почему? Нуу, потому что они главные герои. Примерно таким же образом ситуация складывается в Left 4 Dead и Dead Island. Но намного интереснее дело обстоит в Dead Rising. Здесь укушенные герои вынуждены постоянно принимать препарат Зомбрекс, чтобы избежать превращения. А вот заразиться во вселенной Dead Rising можно аж двумя способами: вдохнув газ, который используется в качестве биологического оружия, и через укусы других зараженных. Более правдоподобно все описано в The Last of Us. Грибковые споры и в природе распространяются стремительно, что уж говорить о мире игры. Достаточно просто сделать вдох в неподходящем месте, и заражения будет не избежать. Сами «зомби» охотно обгладывают своих жертв до скелета, а вот, если человеку удалось выжить, то финал будет предсказуем.

Наиболее справедливо развитие пандемии иллюстрирует Plague Inc. — симулятор болячки для мобильных платформ PC. Авторы этой игры основательно подошли к изучению вопроса. Бактерия или вирус распространяется согласно законам эпидемиологии (да, существует такая наука). Птицы «завезут» ваш подарок в Исландию, комары в Индию, а воспаление с гнойником поможет поглотить немытые страны одного известного всем континента. Возможно, принося реализм в жертву художественному замыслу, разработчики поступают правильно. Согласитесь, не так уж интересно было бы наблюдать за нашествием зомби, которое заканчивается уничтожением всех зараженных, как за суровыми буднями последних людей на Земле.

Инопланетное вторжение

Интервенция инопланетян — очередной любимец публики. Начавшись с «Войны миров» Герберта Уэллса, тема стала настолько популярной, что даже кинофильмы подобные «Марс атакует!» собирали неплохую кассу. Игры традиционно включились в данное мероприятие чуть позже, но геймдизайнеры проявили невероятный энтузиазм. От несерьезных Serious Sam и Duke Nukem и сатирического Destroy all humans! до вполне серьезного XCOM, в сценарий развития событий которого начинаешь искренне верить.

По степени оригинальности игровые инопланетные вторжения оставили свои киношные аналоги далеко позади. Цефы из Crysis вовсе прибыли на Землю миллионы лет назад, но пробыли в спячке до самого начала 21-ого века, потеряв драгоценное время. Межпланетная война между Ковенантом и людьми продлилась не один десяток лет. А химеры в Resistance используют наиболее изысканный метод: вместе с Тунгусским метеоритом они занесли на Землю вирус, который превращал обитателей местной фауны в химер. Всего за несколько десятилетий инопланетяне полностью покорили планету и принялись за её терраформирование. Но все же любое инопланетное вторжение всегда вызывает два вопроса. Каковы мотивы захватчиков? И станут ли они использовать столь неэффективные методы порабощения? Даже сценарий XCOM: Enemy Unknown не кажется столь убедительным после прочтения нескольких статей о развитии земной космонавтики.

Если раса достаточно могущественна, чтобы осуществлять межзвездные перелеты, то станет ли она тратить время и силы на столь мелочное по галактическим меркам противостояние? В космосе достаточно любых ресурсов, даже вода в космосе существует в избытке. Допустим, инопланетянам все же по непонятным причинам нужна наша планета. Намного проще обстрелять планету астероидами, которые одиноко бороздят Солнечную систему, чем вести затяжную войну с муравьями на их родной планете. Раз уж все равно придется преобразовывать планету под собственные нужды, почему бы не произвести на ней несколько взрывов мощностью в миллионы мегатонн? Безусловно, мы не можем судить о самом ходе логического мышления инопланетных цивилизаций, поскольку еще не встретили ни одной. Но вот заданная еще Гербертом Уэллсом концепция вызывает вопросы.

Жизнь в движении

Культовый фильм «Безумный Макс» 1979-ого года, сам того не заметив, создал настоящий тренд. Мода на экстравагантные собранные из металлолома средства передвижения перебралась и в видеоигры. Любой постапокалиптический мир, который хоть немного похож на безжизненную пустыню, должен располагать максимально безумным автопарком. Удивительно, но в играх данный атрибут постапокалиптики прижился, прямо-таки, прекрасно. Выделился даже отдельный жанр гоночных аркад, адский трэш подобный Ex Machina достаточно неплохо продался.

В других жанрах заход на проржавевший транспорт также оказался удачным. Безумные мотоциклы в ммо-игре Fallen Earth, багги в Borderlands или Rage — примеров великое множество,а объяснение этому простое — романтика дороги понятна, наверное, каждому. Но во многих мирах транспорта нет вовсе. Лишь немногие разработчики объясняют это его спецификой. Согласимся, что тяжело представить внедорожники, лавирующие между аномалиями в Зоне отчуждения ЧАЭС, или сигвеи, мчащиеся по узким коридорам очередного особняка в Resident Evil. Другие команды превращают транспорт в одну из основ геймплея. Достаточно вспомнить Rage, где машинки составляли практически половину всего удовольствия от игры.

Грядущая игра во мире Mad Max, о которой, к слову, практически ничего не известно, обещает возродить моду на пустынные багги

Все сказанное выше — ни в коем случае не упрек, а лишь небольшое замечание. Постапокалиптика знает действительно оригинальные миры, в ней существуют свои легенды, которые по праву считаются классикой жанра. Но вот набор приемов, применяемых разработчиками, все сильнее приедается. Всему жанру нужен глоток свежего воздух, новые идеи и, возможно, лица. Конечно, тот же Fallout 4, который ждут очень и очень многие, будет прекрасной игрой. А будет ли он достаточно оригинальным и по-настоящему удивляющим?

А что из приевшихся приемов режет глаза вам? Делитесь мнениями и наблюдениями в комментариях!

Смотрите также
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Фичер
Все, что нужно знать об ArcheAge 3.0
Лучшие игры ноября 2016
Фичер
Лучшие игры ноября 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться