На грани возвращения к лучшим годам игровой индустрии

Владислав Дунаев (пользователь)

2013-2014 год — граница, отделяющая игровую индустрию от пробуждения после пяти лет застоя, от возрождения, которого ждёт, наверное, каждый уважающий себя геймер со стажем

Вы когда-нибудь задумывались о том, во что сейчас играете? Получаете ли от этого удовольствие? Каждый год выходит достаточно много игр, которые оцениваются в 85-90 баллов на всемирно известных сайтах-агрегаторах вроде metacritic.com. И да, они действительно качественные и хорошие. Учитывая удорожание производства и, следовательно, рост цен на продукцию, отдать 1000 рублей современному обитателю Российской Федерации за красивую коробочку или просто ключик нормально, что бы там не говорили люди, далекие от понятия «игры». Да даже студент, учащийся на 4 во многих ВУЗах страны, может за счет стипендии обеспечивать себя этим развлечением ежемесячно, благо поток приятностей не ослабевает. Но стоят ли такие недешевые покупки того?

Скорее всего многие олдфаги согласятся, что 90% игр сейчас – лишь подобие того, что было когда-то. Fallout, Heroes of Might & Magic III, Half-Life, F.E.A.R., Max Payne, Bioshock, первые Mass Effect и Call of Duty – лучшие представители 90х-2000х годов, которые до сих пор заставляют затаить дыхание. Некоторые люди даже сейчас получают от Half-Life больше удовольствия, чем от очередного Battlefield, а стримеры sc2tv.ru зарабатывают 100 000 рублей за месяц на HoMM III. Помимо таких гаргантюанских размеров мастодонтов от игровой индустрии были и другие игры, вроде Overlord с Сауроном в виде нашего протеже, Neverwinter Nights 2 от старых друзей еще легендарной тогда BiowareObsidian Ent, The Witcher из богом забытого уголка Восточной Европы. Да, они не будоражат ум человека рецензиями критиков и рекламой. Они содержат сотни ошибок, которые затем целый год исправляются силами разработчиков и самих игроков. Эти игры получали свои законные 80 баллов, но, черт возьми, они были интересными! Их механика настолько хороша и нова, что человек с упоением на десятки часов уходил в исследование каждой локации. Всевозможные ошибки всячески препятствовали этому (следует вспомнить кабанов-убийц из Gothic 3, разрывающих игроков на части), но люди всё равно играли. Разве Вас когда-нибудь останавливали битые сохранения S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl с откатом на 3 часа назад? Эти сырые проекты давали нам главное, для чего необходимы игры – желание экспериментировать, исследовать. Наверное, у каждого геймера есть друг, который, вместо того, чтобы идти дальше по сюжету в Half-Life 2, играл в баскетбол грави-пушкой с металлическим другом Аликс – Псом. Другой в погоне за совершенством по 3-4 раза перепроходил очередную комнату с пугающе умными противниками из F.E.A.R. А может быть стоит вспомнить Max Payne 2, где для открытия секретной «хорошей» концовки необходимо пройти её на что-то около пяти уровнях сложности, включая последний? Игра была настолько хороша, настолько продуманно были поставлены перестрелки, что эти 5 прохождений просто-напросто тонули в буре эмоций от постоянно усложняющегося игрового процесса. Большинство выходящих в течение года проектов на 80 баллов и выше были маленьким откровением, которые приятно сейчас вспоминать. Каждая заслуживала стать игрой года, но среди таких хороших крепких игр выходили действительно неординарные, уносящие мозг в Космос куда-то в район галактики Андромеда.

Portal 2 практически не ограничивает игрока в способах прохождения. А если вы вдоль и поперёк исходили оригинал, то всегда можно найти пользовательские модификации, в которых сложность головоломок иногда доходит до невозможной

Примерно до 2007 года мы каждый год получали великолепные игры, плюс одну-две невероятных. И здесь с игровой индустрией случился… как бы это назвать правильнее… рак. Вышла Call of Duty 4, а за ней через 2 года Call of Duty: Modern Warfare 2, которые показали, что игры – не только удел относительно узкого круга людей. Колоссальные продажи и баснословные прибыли взбудоражили умы издателей. Зачем придумывать что-то новое, когда можно сделать то же самое с минимумом изменений, и люди всё равно купят? Подобные Call of Duty проекты приучили играть не только подрастающее, пьющее Ягуары и еще черт знает что, поколение, но и Вашу бабушку, дедушку, дядю, тетю и даже тех людей, которые плевались от игр, словно истинный киноман, поклявшийся кровью на экране своей огромной плазмы никогда в жизни не смотреть аниме.

Это, наверное, отправляется на склад еще один Assassin's Creed IV: Black Flag. Однако, продажи игры несколько отстоят от запланированных. Говорят, что падение составило примерно 60%

В таких конвейерных условиях от игр требовалось лишь качество выделки. Конечно, выходили очень сильные проекты: The Elder Scrolls V: Skyrim, Bioshock Infinite, The Last of Us, Uncharted 2, но какими бы крышесносными они не были, одна подобная игра в год, а иногда ни одной – всё, чем может сейчас похвастаться наша с Вами любимая индустрия видеоигр. Не будем залезать глубоко в анализ современных игр на 80 баллов, но стоит сказать, что, за редким исключением, эти 80 всё равно, что 50 когда-то. Большинство мировых критиков вообще забыли про всё. Они ставят за качество больше 85 баллов, хотя эта игра и зацепить толком ничем не может. Свежи воспоминания, например, о 98 от журнала Game Informer для Borderlands 2 в сентябре 2012 года. Они абсолютно не способны удивлять. Сердце игровой индустрии словно покрылось толстой коркой льда, которую изредка пробивают маленькие, но горячие искорки (см. Bioshock Infinite, The Last of Us, Dark Souls). Возможно, этого было мало в прошлом, позапрошлом, поза-позапрошлом году, но в 2013 обстоятельства сложились несколько иначе. Это может вернуть если не всё то, за что мы играли когда-то, то хотя бы немаленький кусочек.

На этот раз корка льда не просто испытала пару уколов противными искрами, по ней сильно и с чувством ударили молотком так, что по всей поверхности пошли трещины. Просто взгляните на некоторые разрекламированные проекты, вышедшие этой осенью. Каким бы крутым в плане механики не был Battlefield 4 за авторством DICE и Electronic Arts, он залез в яму, кишащую ошибками, по самую макушку. Стоило это удовольствие, между прочим, полновесных 2700 рублей. Пользователи оказались настолько недовольными, что начали угрожать расправой разработчикам в письмах по электронной почте, банить их на серверах, а инвесторы подавать в суд на издателя. Акции EA падают. DICE, бросив разработку амбициозных Star Wars и DLC для BF4, в спешке пытаются сделать проект играбельным. Недалеко ушел очередной Need for Speed: Rivals – вполне хорошая игра-прототип, которая в будущем может перерасти в нечто действительно интересное, захватывающее, но реализация проекта оставляет желать лучшего. Вечные соперники EA – Activision Blizzard – хватаются за голову от продаж «долгожданного» Call of Duty: Ghosts. Как такое вообще возможно, что новая Колофдюти продается на 36% хуже Modern Warfare 3?

Тем временем в офисе Activision у Бобби Котика случился взрыв от продаж Call of Duty: Ghosts

Ubisoft с оглядкой на Rockstar перенесли релиз Watch_Dogs и South Park: The Stick of Truth на несколько месяцев вперед, желая довести их уровень качества и проработки геймплея до максимально возможного предела.

Два года недостаточно для разработки полностью законченного проекта таких масштабов. Раньше за это время некоторые игры не только не могли достичь уровня беты, люди даже дизайн-документ не успевали написать. Более того, население нашей планеты в процессе информатизации общества становится умнее с каждым годом. Практически все чуть ли не ежедневно заходят на metacritic.com, а многие девушки знают о том, что такое Steam! Рядовой пользователь, недостаточно разбирающийся в игровой индустрии для создания собственного предварительного мнения, прекрасно видит 74 балла Call of Duty: Ghosts и решает, что лишние 1000 рублей стоит отложить на покупку консолей нового поколения. А ведь эти черные дорогие коробочки – еще один фактор разрушения вышеупомянутой корки льда.

Два главных соперника следующих пяти лет и одновременно главный повод для создания абсолютно новых франчайзов

Playstation 4 и Xbox One представляются как абсолютно новые игровые системы для гостиной с соответствующими проектами. Killzone: Shadow Fall на PS4 – неплохой шажок к next-gen и первый за несколько лет шутер, который отличается от стандартных «стрелялок про спецназ». В 2014 году нас ждёт Destiny от талантливейших Bungie – авторов Halo. The Order: 1886 от Ready at Dawn – экшен от третьего лица с графикой уровня CG-ролика и интригующим сеттингом средневеково-футуристичного двадцатого века, в котором Никола Тесла, видимо, постарался на славу. The Division – безумно красивый кооперативный шутер в почти постапокалиптическом Нью-Йорке, где в любой момент Вы и ваши друзья можете столкнуться с таким же отрядом живых людей вражеской фракции. Бесконечно отодвигающийся от релиза Watch_Dogs имеет очень высокие шансы стать достойной альтернативой Grand Theft Auto 5, главным образом за счёт новой геймплейной механики. Помимо этих проектов, где-то в недрах Naughty Dog зреет next-gen Uncharted, 343 Industries упорно не показывают Halo 5, а объект идолопоклонения — Valve во главе с богоподобным Гейбом Ньюэллом что-то замышляют с Left 4 Dead 3 и, чем черт не шутит, Half-Life 3. Microsoft боятся Steambox и Steam OS от Valve, которые представляются ощутимым шагом вперед в развитии PC-гейминга в связке с консольным. Абсолютно новый геймпад, уже окрещенный Сергеем Галёнкиным «гейбпадом», практически полностью стирает границы между компьютерами и консолями за счёт своего дизайна.

Первый прототип Steambox. Обратите внимание на гейбпад. Эти две идеально круглые ямочки должны заменить клавиатуру и мышь. Creative Assembly использовали контроллер в Total War: Rome II и остались очень довольными результатами

Будущие игровые устройства и системы предоставляют разработчикам шквал возможностей для создания совершенно новых игровых серий. Многие студии положительно отзываются о производительности консолей нового поколения, упоминают схожесть их архитектуры с компьютерной и, следовательно, простоту процесса разработки новых проектов.

После стольких лет застоя игровой индустрии вновь стало интересно ждать игры, смотреть трейлеры, следить за официальными сайтами, предвкушать поход в магазин и первый запуск на своей игровой системе. Еще немного, всего несколько месяцев до E3 2014, и лёд разлетится на тысячи осколков. Рядовые пользователи возможно не заметят важности момента, но старой, верной аудитории видеоигр, помнящей Half-Life, Fallout, Doom, The Last Express, The Longest Journey, ICO, Shadow of the Colossus, Need for Speed: Hot Pursuit 2, Heroes of Might & Magic и другие легендарные названия, стоит ждать возвращения AAA-проектов в той форме, в которой они 10 лет назад раз пять в год заставляли нас терять голову от первых тридцати минут прохождения.

Смотрите также
Главные онлайн-события ноября 2016
Фичер
Главные онлайн-события ноября 2016
Хакеры против правительств
Фичер
Хакеры против правительств
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Фичер
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться