(Не) стареющая классика: F.E.A.R.

Евгений Скудин (пользователь)

Выдержал ли культовый F.E.A.R. проверку временем?

Время не щадит никого. Но особо жестоко оно обходится с компьютерными и видеоиграми. Тем не менее, существуют проекты, которые и через добрый десяток лет остаются интересными, как минимум, с исторической точки зрения. Этакие обрюзгшие рок-звезды, с творчеством которых должен ознакомиться каждый уважающий себя геймер — иначе, как понять, с чего все когда-то начиналось?

Не все мы застали в расцвете сил те же Final Fantasy VII, Half-Life или Resident Evil, а потому желающих прикоснуться к шедеврам давно минувших лет и поныне хоть отбавляй. И тут впору задаться вопросом: как же отреагирует на некогда игру-событие современный геймер? Разглядит ли он в этом потрепанном временем куске кода остатки былого величия или уйдет разочарованным?

Именно с целью разрешить эту дилемму и зародилась данная рубрика. Вооружившись пятибальной системой оценки, а также незамутненным ностальгией сознанием, мы постараемся выяснить: насколько удобоваримы культовые игры, если оценивать их с позиции современного пользователя.

И первым на экзекуцию выйдет F.E.A.R.

Один из лучших западных шутеров с элементами хоррора, сочетающий в себе впечатляющую техническую часть, продвинутый искусственный интеллект врагов и интригующий сюжет.

Удивительно, сколь многое F.E.A.R. удалось сохранить до наших дней, а прошло, на секундочку, более 10 лет с момента оригинального релиза. Впрочем, сказать спасибо стоит не только самой игре — всеобщее подражание тироподобному Call of Duty в свое время здорово затормозило прогресс шутеров от первого лица.

И все же прошедшая декада оставила на F.E.A.R. свой уродливый шрам: от впечатляющего триллера с выдающимися перестрелками до наших дней дожил лишь крепкий боевик с катастрофическими провалами в динамике.

Приставка «хоррор» недвусмысленно намекает, что в свободное от перестрелок время нам положено пугаться. Список «страшилок» таков: радиопомехи, мерцающий свет, периодически выглядывающий из-за угла антагонист и назойливая девочка в красном платьице. Чувствуете, как по спине побежали мурашки? Нет? Что ж, добро пожаловать в клуб бесстрашных.

На самом деле бесстрашие тут не причем, я вообще сомневаюсь, что F.E.A.R. сегодня способен кого-то напугать. Конечно, можно сказать, что одиннадцать лет назад такой перфоманс впечатлял. Аргумент рабочий, ведь когда-то и Фантомас — обычный мужчина в резиновой маске — доводил наших родителей до дрожи в коленях.

Что же не так с хоррором? Он опирается на совершенно примитивную мифологию и бестиарий, которые добивает чрезвычайно ограниченный набор способов устрашения. При этом авторы практически полностью вычеркивают один из важных вспомогательных элементов — зловещие декорации.

Коли игру и можно с натяжкой назвать чьим-то кошмаром, то это будет кошмар офисного клерка. Практически весь хронометраж мы проводим в тесных кабинетах, коридорах и технических помещениях, чьим главным хоррор-декором являются кровавая мазня на стенах и непроглядная тьма. F.E.A.R. проносится мимо вас сплошным серым пятном, оставляя в памяти лишь редкие эпизоды с видениями.

Вдобавок всей этой катавасии с экспериментами и телепатами, контролирующими армию клонов, не удается достаточно долго поддерживать интригу. Персонажи бросаются столь толстыми намеками, а телефоны и ноутбуки снабжают таким количеством дополнительной информации, что уже к середине кампании остается всего два вопроса: откуда взялась зловещая девочка и когда, черт возьми, все это кончится.

Так и выходит, что главным вашим развлечением в F.E.A.R. остаются перестрелки. И только ознакомившись с ними понимаешь, для чего все затевалось. К чему эти безликие локации и коридорный дизайн, схематичный сюжет и робкое «бу» из-за угла — на их костях воздвигнут фундамент для действительно выдающегося экшена.

Пусть клевещут сторонники «регенерационной» модели шутеров, F.E.A.R. с его аптечками умудряется поддерживать действительно впечатляющий темп. При этом в перестрелках сохраняется элемент планирования, менеджмента доступной амуниции вкупе с простором для тактических маневров.

Зачастую именно ваши действия запускают местную — отличную — хореографию перестрелок. В них разработчики словно пытаются переплюнуть аналогичные сцены из кинофильмов, и временами у них это действительно выходит. Да, разрушаемые декорации фикция, а немалая часть действа отдана на откуп скриптам, но пока игрок находится в гуще событий, он и сам обманываться рад.

Тем более, нанятые «каскадеры» умудряются демонстрировать по-настоящему впечатляющую игру. Парадокс, но безликие клоны в F.E.A.R. и поныне одни из самых живых и правдоподобных противников в шутерах. Они грамотно действуют, заходят с тактически выгодной позиции, проникают в окна, лазают под трубами, переворачивают столы, прикрывают друг друга, а отступающему в коридор игроку не преминут скормить гранату.

Не говоря уже о том, как правдоподобно они ловят пули.

Одиннадцать лет назад в индустрии придерживались несколько иных стандартов сложности, однако даже начинающего геймера F.E.A.R. едва ли заставит попотеть. Отчасти это связано с читерской способностью главного героя замедлять время, свою лепту вносит и возможность сохраняться с помощью клавиши F5.

Несмотря на яростное сопротивление врагов, игра наверняка покорится за 8-10 часов. Правда, риск заблудиться в одинаковых коридорах, или застрять на одном месте, пытаясь понять логику дизайнеров, остается.

Цифровая версия F.E.A.R. для персональных компьютеров, являющаяся на данный момент как самой доступной, так и красивой, запускается и работает без каких-либо серьезных нареканий. К незначительным огрехам можно отнести разве что неудобочитаемые субтитры, проявляющиеся при выставлении Full HD-разрешения.

Неприятно удивляет и раскладка клавиш управления: все действия — от банальной ходьбы/бега до замедления времени — игроку предстоит назначить с нуля. При этом какого-либо стандартного варианта не предусмотрено.

Итоговая оценка:

F.E.A.R. устарел по многим параметрам, тем не менее в части организации перестрелок игра и сейчас может заткнуть за пояс немало современных шутеров. Оружие (за исключением разве что дробовика) по-прежнему ощущается неплохо, искусственный интеллект старается вовсю, а простенькие спецэффекты все еще отлично симулируют разрушаемость окружения.

P.S. Если вы не верите, что культовые игры могут преуспеть в схватке со временем, ваши сомнения развеет следующая статья из цикла «(Не) стареющая классика». Там мы рассмотрим проект, претендующий на самые высокие позиции.

Смотрите также
Главные онлайн-события марта 2016
Фичер
Главные онлайн-события марта 2016
Самые страшные эпидемии в истории
Фичер
Самые страшные эпидемии в истории
Лучшие игры марта 2016
Фичер
Лучшие игры марта 2016
Дата выхода

F.E.A.R.

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360
9.0
Оценка редакции
8.0
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатель
Warner Bros. Interactive Entertainment
Режимы игры
одиночный режим, игра по локальной сети, игра в интернете
Модель распространения
розничная продажа
Дата выхода
(PC (Windows)), (Xbox 360), (PlayStation 3)
(Xbox 360), (PlayStation 3)
(PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться