(Не)стареющая классика: Psychonauts

Евгений Скудин (пользователь)

Патрик Стюарт от мира 3D-платформеров

В рубрике «(Не)стареющая классика» мы рассматриваем культовые игры с позиции современного пользователя. Пользователя, что кормят с ложечки осторожные продюсеры и учтивые разработчики, поддерживая «клиента» в состоянии сонной неги. Как правило, такого геймера потрепанные временем знаковые проекты вышибут из зоны комфорта в считанные минуты. Наша задача состоит в том, чтобы определить, насколько болезненным будет этот опыт, и станет ли он критичен для восприятия игры в дальнейшем.

Да, никто не обязан любить признанную классику во всей ее архаичной красе, несмотря на явную историческую ценность.

Однако сегодня мы имеем дело с совершенно особым случаем: юными и задорными «Психонавтами», за минувшее десятилетие постаревшими не больше, чем герой мемов Патрик Стюарт.

Выдающаяся адвенчура с ярко выраженными квестовыми и платформенными элементами. Пожалуй, единственный в своем роде проект, сумевший затмить могучее трио от Sony: Ratchet and Clank, Jak and Daxter и Sly Cooper. Несмотря на мультиплатформенность, продалась игра чрезвычайно слабо, что поставило под вопрос дальнейшее развитие франшизы.

Сложно сказать, какие чувства проект вызывал в момент своего выхода, десять лет тому назад. Тем не менее, сейчас — это калейдоскоп удивительных, забытых ощущений. Уже с первых сцен охватывает какой-то детский восторг, истоки которого очень нелегко объяснить рационально.

Возможно дело в ностальгии по золотой поре 3D-платформеров. Или просто осознаешь, как были влюблены в свое творчество создатели Psychonauts, как, словно ребенка, вынашивали под сердцем столь поразительный концепт. И это чувство незамедлительно передается игроку.

Тим Шейфер и Эрик Волпо — авторы замечательного сценария к Psychonauts. И если первый в представлении не нуждается благодаря Brütal Legend, Broken Age и многим другим играм, то заслуги Эрика, как правило, мало кому известны. А ведь именно он впоследствии напишет культовые Portal и Portal 2

Может быть, на подсознательном уровне вся эта совокупность впечатлений и рождает то самое чувство восторга, что после сменяется предвкушением. Предвкушением необычного, полного ярких эмоций приключения. И все же игрок еще не в состоянии осознать, какой удивительный опыт ему предстоит пережить.

Всем известно, что хорошие сюжеты не стареют, приходит в негодность лишь инструментарий, с помощью которого была рассказана история. По вполне очевидным причинам именно в этом аспекте более всего уязвима Psychonauts.

Уже в прологе зрителя встречают мутноватым, низкокачественным роликом, грубо «натянутым» на современное высокое разрешение. К счастью, в свое время авторы не злоупотребляли заранее нарисованными кат-сценами, и сейчас этот ход смотрится вдвойне удачно. Во-первых, пагубное влияние времени ощущается не так остро. Во-вторых, это означает, что подавляющая часть сценарного материала осела в иных, менее подверженных старению формах.

Мутноватая пелена и неестественные пропорции красноречиво свидетельствуют о банальном растягивании видеороликов до соотношения сторон 16:9

К таковым в игре относятся искрящиеся юмором диалоги и монологи, не менее забавные записки, талантливо оформленные слайды. Но самое большое удовольствие доставляет разгадывание гротескных образов. В каком-то смысле это критически важный пласт повествования, ведь когда дело доходит до человеческой психики, сознания, снов и прочих тонких материй, стандартные приемы драматургии работают лишь в полсилы.

И, как это часто бывает со снами, в конце тебя ждет чудовище…

Для того, чтобы в полной мере осознать концепцию игры, представьте себе «Начало» Кристофера Нолана. Теперь пропустите его через юмористическую призму, замените сны на более общие понятия «сознание», «подсознание», «разум», а место воров и внедрителей пусть займут титульные психонавты.

Параллели между двумя этими произведениями напрашиваются сами собой, но в чем «Психонавтам» действительно удалось отличиться, так это в отображении «внутреннего мира» той или иной персоны. Вместо скучного слепка с реальности перед игроком предстают настоящие микро-вселенные, отражающие черты личности и психическое состояние их носителя.

В разуме тренера Олеандра идут безостановочные боевые действия…
…в то время как ментальный мир психонавта Миллы встречает вас шумной вечеринкой. Антураж может много чего рассказать о персонажах

Получившаяся вереница разрозненных «миров» насажена на шампур классической истории о становлении главного героя. На пути взросления пытливому подростку по имени Разпутин придется столкнуться с собственными страхами, сразить затаившееся зло, и даже закрутить роман — куда уж без него. Желание пожурить предсказуемую фабулу мгновенно пропадает, стоит лишь убедиться в том, как отработана тема «в глубину». В линейную десятичасовую игру утрамбовано огромное количество сценарного материала, добрую часть которого можно просто-напросто пропустить, если природа не наградила вас пытливостью ума.

В части игрового процесса Psychonauts удается ловко парировать любые нападки, будь то даже графическая составляющая, или анимация. В этом плане игру здорово выручает стилистика, возводящая проект в ранг красочного анимационного фильма начала двухтысячных. Игровой процесс несмотря на возраст отлично функционирует, а его препарирование не обнаруживает никаких признаков тления.

Прыжки по платформам и прочее преодоление препятствий резонно занимают в нем главенствующую позицию. И не мудрено: на данную механику возлагается не только перемещение во всех четырех плоскостях, но и сбор различных ресурсов, необходимых для прогресса Раза.

Ничуть не просела удобная и доступная боевая система. В ее сути — комбинирование разнообразных пси-способностей (позволяется экипировать до трех за раз). В зависимости от используемых умений игра трансформируется то в простенький шутер, то в двукнопочный beat ’em up, а когда дело доходит до пирокинеза с телекинезом, действо начинает отдаленно напоминать оное из иных экшен-RPG.

В игре есть лишь один до обидного прямолинейный и неизобретательный босс. К остальным требуется подобрать определенную тактику

Производная от двух вышеперечисленных столпов игровой механики включает в себя возню с развитием героя, а также весь квестовый элемент целиком. И если с последним все более-менее понятно (изучаем мир и персонажей через записки, беседы и подобие побочных заданий), то «прокачка» уже чуть менее очевидна.

Прогресс героя не наделен вариативностью, но складывается из трех неравнозначных частей. Первая и основная — сбор бесчисленного количества так называемых фигментов (вымыслов). Одновременно существует возможность получить награду за поиск сокровищ, а также обеспечить рост персонажа за счет комбинирования еще двух видов ресурсов, которые можно как приобрести в магазине, так и отыскать на просторных уровнях.

Разноцветные штуковины на переднем и заднем плане те самые фигменты-вымыслы, повышающие уровень персонажа. И да, в каждом «мире» они выглядят по-разному, так как по сути являются ментальными проекциями

При этом вышеперечисленные элементы игровой механики лишь винтики да шпунтики, с помощью которых разработчики раз в час-полтора пересобирают игровой процесс. Без шуток, буквально каждый «мир» может похвастаться новыми переменными в привычной формуле, а порой и совершенно неожиданной, нетипичной для подобного жанра перспективой.

И в этом безостановочном механизме, работающем на постоянный эффект новизны, кроется, пожалуй, самый главный изъян Psychonauts. При всей своей многословности игра бывает чересчур скупа на разъяснения, и приложение для той или иной переменной чаще всего приходится искать самостоятельно. В этом есть своя доля шарма, но вскоре восхищение, сопровождающееся восклицаниями в духе «смотри-ка, чего навернули» и «ого, они еще и не такое могут», сменяется раздражением.

Если вы принципиально не пользуйтесь прохождениями, то готовьтесь уделить пятую часть десятичасового хронометража на постижение чудной логики разработчиков.

За исключением тех случаев, когда игра оставляет вас один на один с новыми гранями игровой механики, Psychonauts довольно дружелюбна. Обучение азам, несмотря на небольшую затянутость, интересно и доступно подано, да и в дальнейшем без информационной поддержки вас не бросают. Буквально в любой момент с помощью куска бекона можно вызвать наставника и получить совет по текущей ситуации. Правда, чаще всего вам напомнят, что нужно сделать, а не как.

ПК-версия Psychonauts — а иные сейчас практически невозможно достать — после установки отказалась корректно запускаться. Впрочем, для решения проблемы оказалось достаточно перезагрузить компьютер, и более никаких эксцессов выявлено не было. Игра работает без вылетов и зависаний, мгновенно видит подключенный геймпад, все значки-иконки отображаются корректно. Имеется поддержка Full HD-разрешения, значительно облагораживающее картинку. Однозначно качественное переиздание для Steam (а так же GOG.com, Humble Store и др.) за скромные 249 рублей.

Итоговая оценка:

Psychonauts во многом показательная игра. Она демонстрирует нам, что качественно реализованный игровой процесс может пережить не одну пятилетку. Твердит о том, как блестящий сценарий и смелый концепт существуют вне времени, и как они продолжают и поныне впечатлять людей. Всем своим видом доказывает: передовые технологии ничто без кропотливого дизайна и выдающейся стилистики. А еще она служит напоминанием — инновационные проекты редко находят признание у публики.

Но не будем о грустном. Пусть и спустя десять лет, сиквел Psychonauts запущен в производство, и теперь мы имеем все шансы в ближайшие два-три года отправиться в новое приключение с компанией психонавтов.

P. S. А в следующей статье из цикла «(Не)стареющая классика» мы поговорим о том, как сделать продолжение культовой игры, что превзойдет оригинал и заложит новый вектор развития франчайза.

Смотрите также
Пять причин не верить критике фильма «Варкрафт»
Фичер
Пять причин не верить критике фильма «Варкрафт»
Игры для тех, кто ждет S.T.A.L.K.E.R. 2
Фичер
Игры для тех, кто ждет S.T.A.L.K.E.R. 2
Что Xbox 360 дала игровой индустрии
Фичер
Что Xbox 360 дала игровой индустрии
Дата выхода

Psychonauts

PC (Windows), PlayStation 2, MAC, Xbox
8.0
Оценка редакции
9.5
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатели
Majesco Games, Double Fine Productions, Бука
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
розничная продажа, цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows))
(Xbox), (PC (Windows)), (PlayStation 2)
(PC (Windows), PlayStation 2), (Xbox)
(MAC)
Системные требования
Минимальные
CPU 1GHz, RAM 256MB, VRAM 64MB, Windows 98\ME\2000\XP
Рекомендуемые
CPU 1GHz, RAM 256MB, VRAM 64MB, Windows 98\ME\2000\XP
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться