The Boston Major 2016 Перейти

«Не умирай, Муфаса»: краткая история FMV-игр

Sani Tarium (пользователь)

FMV-игры – зарождение, расцвет и гибель (а гибель ли?) жанра

Наверное, на свете найдется не так много людей, которые могли бы сказать, что не любят кино. Действительно, как можно не любить прекрасное ощущение погружения в этот волшебный мир, когда ты в компании друзей сидишь на диване и… ээй, главный герой, зачем ты идешь в этот темный страшный подвал? А ты, ты, цепляйся скорее за эту веревку! А это ну совсем никуда не годится, улики прямо у тебя под носом, и как таких берут в детективы?! Признайтесь, каждому хотелось заставить Кейт подвинуться и дать Лео залезть на плавающую дверь, или в решающий момент спасти Муфасу и скинуть Шрама со скалы. Возможность быть полноправными участниками фильма, влияющими на сюжет, предоставил киноманам особый жанр на стыке кинематографа и видеоигр, который носит простое и понятное название — интерактивное кино. Давайте проследим за историей этого уникального и, казалось бы, давно уже забытого феномена.

Минутка занимательных фактов

Первый в мире интерактивный фильм был придуман и снят чешским режиссером Radúz Činčera аж в далеком 1967 году и гордо назывался Kinoautomat. Кино (кстати, это была черная комедия) было выпущено задолго до изобретения цифровых носителей, поэтому интерактивность выглядела весьма занятно. В ключевые сюжетные моменты в кинозале загорался свет и на сцену выходил ведущий, который просил аудиторию выбрать между двумя вариантами дальнейшего развития сюжета. После голосования зрителей фильм продолжался. А вы бы, к примеру, обняли Дарта Вейдера по-сыновьи в известной сцене или закричали бы «NOOOOOO»?

Radúz Činčera и постер его детища

Страшный зверь FMV

Стоит сразу оговориться – речь пойдет не об интерактивных фильмах в современном их понимании (больших и красивых проектах вроде Until Dawn или творениях Дэвида Кейджа), а о FMV-играх. Эта пугающая и наверняка незнакомая сегодняшнему геймеру аббревиатура расшифровывается весьма безобидно — Full Motion Video. Технология простая и гениальная — для отображения игрового процесса используются заранее записанные видеофайлы, а не спрайты, векторы или 3D-модели. В лихие 90-е, откуда родом FMV, разработчики видеоигр и мечтать не могли о современной реалистичной графике, от которой многие ценители сейчас уже презрительно морщат носы. Но зачем далеко ходить, если в наличии куча актеров с весьма реалистичными лицами, ресурсы кинематографа и мультипликации и творческая смекалка?

Разве бездушные текстуры в состоянии заменить подобную харизму?

Жанр родился в первую очередь благодаря изобретению лазерных дисков, а точнее благодаря некоторым их приятным особенностям – они могли хранить большие объемы графической информации и давали возможность мгновенно переходить от одного эпизода видео к другому. Таким образом, интерактивный фильм построен из множества специально снятых или нарисованных мини-эпизодов — альтернативные по отношению к основной канве сюжета сцены запускались после неправильных или же альтернативных допустимых действий игрока. Выбор мог выглядеть как пауза со списком вариантов, или же как подсказка на экране (часть самого видео или накладываемая поверх видео графика). Для первых подобных игр были разработаны особые алгоритмы сжатия, оптимизированные, например, для живого видео или рисованной анимации. Особо хитрые умельцы изобрели собственные видеоформаты — например, VMD (Video and Music Data) компании Sierra или VQA компании Westwood Studios. Затем не заставили себя долго ждать видеокодеки — в 1991 году был выпущен первый кодек Cinepak, разработанный для сжатия видео с трогательным разрешением 320x240 пикселей и не менее трогательным битрейтом 150 кб/с. Множество артефактов, низкая частота кадров, столь же низкое разрешение были постоянными ностальгическими спутниками первых FMV-игр. Ценители VHS-эстетики будут довольны.

Спасибо, братья Люмьер

Первую игру, использовавшую новую технологию, фильмом можно было назвать с большой натяжкой. Astron Belt, рельсовый космический шутер от третьего лица от Sega, всего лишь позаимствовал кадры из фильмов Star Trek II: The Wrath of Khan, Battle Beyond the Stars, и Message from Space в качестве бэкграундов и осознанным сюжетом похвастать не мог.

Красотища, да? Взрывы прямо как в жизни

Зато название Dragon’s Lair уже знакомо многим. В 1983 году именно этот интерактивный мультфильм принес жанру небывалую популярность. Анимацией заведовал титулованный Дон Блут из студии Disney, а собственно игра была первоначально выпущена в виде игрового автомата компанией Cinematronics. Сегодня ностальгирующие игроки могут без особого труда приобрести HD-версию для PC.

Погода была прекрасная, принцесса в Dragon’s Lair была еще лучше

Вскоре после выхода Dragon’s Lair коллекция интерактивных мультфильмов пополнилась проектами Bega's Battle, Cliff Hanger, Space Ace и многими, многими другими, несмотря на то, что анимация требовала вложения колоссальных средств. Между тем, вслед за мультипликацией в гейм-индустрию принялся прокрадываться кинематограф – студия Digital Pictures начала выпускать интерактивные фильмы для домашних консолей. Когда домашние ПК обзавелись CD-ROM, игры с участием живых актеров поселились и там. Вот краткий список наиболее известных названий: Under a Killing Moon, The Pandora Directive, Gabriel Knight 2: The Beast Within, Voyeur, Star Trek: Klingon, Black Dahlia, Phantasmagoria, The Dark Eye и Star Wars: Rebel Assault.

Дивный мачо в жилете из Phantasmagoria способен заткнуть за пояс всех голливудских красавцев вместе взятых

Как правило, игровой бюджет был довольно скромным, настолько же скромными были актерский состав и декорации (которые часто заменяла компьютерная графика, а актеры и некоторые игровые предметы снимались отдельно на синем фоне). Но некоторые студии раскошеливались на довольно известные лица — Wing Commander III: Heart of the Tiger и Wing Commander IV: The Price of Freedom, в которых засветились Марк Хэммил и Малькольм Макдауэлл, стали самыми высокобюджетными играми своего времени: 4 и 12 млн долларов соответственно. Отдельно также стоит упомянуть X-Files: The Game по мотивам известного сериала, в которой игрок может увидеть самих Дэвида Духовны и Джиллиан Андерсон.

Ох, Скалли, не смотри на меня так, Малдера мы обязательно найдем

К сожалению, реиграбельностью FMV-игры не отличались – диски могли вместить сравнительно большой, но все же ограниченный объем видеоданных, да и снимать слишком много альтернативных сцен было бы чересчур дорого. С развитием технологий, начиная с середины 90-х, студии стали отказываться от подобных проектов – более дешевая (хоть и куда как менее впечатляющая) компьютерная графика начала вытеснять совсем недавно зародившееся в видеогейминге течение. FMV поначалу цеплялось за жизнь в качестве редких внутриигровых роликов, а затем и вовсе кануло в Лету.

It’s alive!

Но, как это часто бывает в кино, наш FMV-герой на самом деле умер понарошку. Согласно некоторым жанровым клише, его нашли и выходили великодушные и добрые инди-разработчики. В наше благодатное время ностальгии по ретро-играм и засилья милых сердцу пикселей было бы странно не вспомнить такой некогда популярный жанр, что, собственно, и сделали весной 2015 года Zandel Media, выпустив первый эпизод игрового FMV-сериала с живыми актерами MISSING: An Interactive Thriller. Несмотря на некоторую простоту прохождения и стандартный сюжет, в игре есть неплохая атмосфера детективного триллера – нам дают поиграть как за похищенную жертву, так и за расследующего похищение детектива. Более свежая (и более успешная по сравнению с MISSING) игра Сэма Барлоу, сценариста и дизайнера Silent Hill: Origins и Silent Hill: Shattered Memories, называется просто — Her Story. В ней игроку придется изучать полицейский видеоархив, постепенно докапываясь до правды в деле о пропавшем муже главной героини. Her Story удостоилась неожиданно высоких оценок критиков и настоятельно рекомендуется к ознакомлению и прохождению, а любителям жанра даже думать не стоит – это воистину FMV-бриллиант.

Глупо было не рассказывать вам все, действительно. Эта игра еще и стоит всего 149 рублей

Еще одним достойным упоминания проектом стал Contradiction: Spot the liar! от Baggy Cat. Игра похожа на британский детективный сериал, со странноватым юмором, переигрыванием и присущей англичанам эксцентричностью. Способ прохождения игры кроется в ее названии — мы беседуем с другими персонажами и ищем противоречия в их показаниях. Со списком прочих свежих FMV-игр и ветеранов жанра можно ознакомиться на этом сайте.

Эпилог

Технологии – замечательная и в то же время немного грустная штука. Они значительно облегчают нам жизнь и порой лишают нас дорогих сердцу вещей. Переписка в социальных сетях вместо почтовой, электронные книги вместо бумажных, навороченные 3D модели вместо наивно переигрывающих FMV-актеров. Некоторые до сих пор скучают по Великому Немому, но я очень, очень надеюсь, что Великое Интерактивное будет жить не только в воспоминаниях олдфагов-ценителей.

Смотрите также
Как защищали компьютерные игры в разные годы
Фичер
Как защищали компьютерные игры в разные годы
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Фичер
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Голосуй за будущее Revelation
Фичер
Голосуй за будущее Revelation
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться