Незабытое старое

bee_dee (пользователь)

Пять игр, которые вызывают стойкое ощущение дежавю

Некоторые игры, как проклятье, привязываются клеймом к определённому разработчику и то и дело проглядывают в последующих его проектах. И это ощущение вторичности особенно остро, если между клоном и оригиналом проходит не так много времени. Вы наверняка не раз сталкивались с такой ситуацией сами; в этой статье я упомяну пять самых известных игр, под маской которых скрывается другой.

Dreamkiller

Painkiller – это словно дискотека 90-ых: только вы думали, что это закончилось, как вдруг он снова появляется в вашей жизни. Игра, шесть аддонов и один перезапуск – воистину впечатляющий результат. Но уникальность такого результата заключена ещё и в том, что все составляющие кочуют из дополнения в дополнение, а сменяются лишь текстуры, карты, модели врагов и оружий. Выдохлось всё это дело ещё на Battle Out of Hell, который уже тогда не отличался особой оригинальностью, но выезжал на хорошей славе оригинальной игры.

Очередная компания, которая прошлась по дорожке, протоптанной брендом, решила не останавливаться на достигнутом. Mindware Studios, чьим рукам принадлежит разработка Painkiller: Overdose, передумали пользоваться чужим и, решив создать свой собственный IP, напрягли извилины. Из дефицита фантазии было наскоро придумано название — Dreamkiller.

Этот комикс напрашивается сам собой

Спихнув вину за банальное название на дело случая, игроки понадеялись на что-то интересное. Сюжет был очерчен следующий: девушка-психолог решает проблемы своих пациентов, запрыгивая напрямую к ним в подсознание и борясь с монстрами-фобиями «вручную». На первый взгляд оригинальная задумка оказалась всё тем же старым добрым Painkiller: после погружения героини в голову клиенту начиналась привычная стрельба по монстрам из всех калибров. Время от времени включался режим ярости, в котором увеличиваются скорость и урон – и снова привкус вторичности. Ничем не примечательные уровни с некачественным дизайном, нелепые монстры больной фантазии разработчиков, и на десерт — всё это усугублено отвратительной графикой. Свежий глоток оригинальности придадут некоторые интересности, — апгрейды оружия и телепортация, — но уровень их реализации не оставляет игре не единого шанса.

Осталось лелеять надежду, что в скором времени Painkiller, наконец, изживёт себя и перестанет порождать вокруг себя подобные ему игры.

Condemned 2: Bloodshot

Находясь на пике своей славы, Monolith Productions, известная по таким громким проектам, как Blood, No One Lives Forever, Aliens versus Predator 2 и Tron 2.0 в 2005-ом выпускает на свет первую часть знаменитой серии F.E.A.R. Он быстро завоевал любовь в сердцах игроков и стал, наверное, самым цитируемым ужастиком, который приводился в пример в качестве эталонной игры жанра. В этом же году выстреливает менее известный Condemned: Criminal origins, который также заставил трястись поджилки даже самого смелого игрока. Несмотря на одновременную разработку игр, Condemned отличалась уникальной атмосферой и дизайном, совершенно иными геймплеем и манерой изложения истории. Спустя три года выходит сиквел Condemned 2: Bloodshot, и Monolith c широкой руки лишают её всех привилегий, которых удостоилась первая часть.

Отныне Condemned уже не уникальный проект. Как и в случае с первыми частями, игра разрабатывалась параллельно с F.E.A.R. 2. Но на этот раз многие наработки были позаимствованы у собрата. Так как Project Origin вышла годом позже, складывается ощущение, что Monolith выпустили Condemned 2: Bloodshot, как своеобразную репетицию перед ней.

Итак, нас лишили той самой атмосферы первой части. Это уже не столько детективный ужастик, сколько коридорный экшен. Всё чаще попадаются огнестрельные орудия, от коридоров больше не веет маньяками и жестокими убийствами, всё больше светлых помещений с белёсыми «офисными» стенами – снова пламенный привет F.E.A.R.

Вот такие автоматики теперь в обилии разбросаны по уровням. Да вот сами перестрелки вызывают одно лишь уныние

По тому же пути пошёл и сюжет, который полностью ушёл от ужасов к мистике: происходящее вдруг принимает мировой масштаб, вбирая в себя круговорот персонажей, что, опять-таки, отсылает нас к другой игре Monolith Productions. Апогеем схожести становятся скопированные противники и даже финальный босс – точь-в-точь как финальный босс из Project Origin. И вновь толика справедливости: обвинять Condemned 2 в полном заимствовании идей у собрата было бы нечестно, ибо F.E.A.R.2 в разы качественней.

Most Wanted 2012

Когда Criterion games взялись за разработку нового Need for speed, это не вызвало сильного резонанса: несмотря на серию игр Burnout, которой компания фактически живёт (семь игр), они уже сделали довольно неплохую Need for speed: Hot Pursuit. По сути, чтобы не сесть в лужу, разработчикам следовало всего лишь взять за основу оригинальный Most wanted, перезапуском которой игра и являлась, и лишь обновить автопарк, графику и отчасти механику. Но пережитки прошлого дали о себе знать, и то, что отчасти чувствовалось в Hot Pursuit, на славу разгулялось в Most Wanted.

В Most Wanted 2012 даже есть мост, который один в один напоминает мост из Burnout, вплоть до трамплинов с билбордами

На самом деле игра является скорее продолжателем идей Burnout, чем хита 2005-го года. Разумеется, мы имеем лицензированные автомобили (разнообразие которых поистине впечатляет), уличные разборки, копов, то и дело мелькающих на хвосте – казалось бы, то, на чём и построена оригинальная игра. Но инородные веяния заметны невооружённым глазом, и дело уже не только в заявленном разработчиками отсутствии тюнинга. Most Wanted превратили в стопроцентную аркаду: теперь это нереальные скорости, цветастые спецэффекты, игрушечные модельки машин и соответствующая физика.

Помните, как изысканно можно было крошить полицейские автомобили, опрокинув на них огромный пончик? Забудьте. Здешние органы правопорядка прекратят преследование после двух-трёх удачных ударов «бортом». Забавно, что с заграждениями всё обстоит с точностью до наоборот: врезаясь в блокаду, автомобиль не эффектно в замедленном действии проходит через неё, а просто-напросто разбивается. Машины других гонщиков тоже довольно легко сходят с дистанции, игроку предлагается (на мотив всё того же Burnout) прыгать на трамплинах и ломать билборды. Чинятся, заправляются азотом и перекрашиваются автомобили на ходу, а чтобы пересесть в другую машину, достаточно лишь найти её на территории города и нажать на соответствующую кнопку – гаражи здесь явно не в почёте.

Обычно, в защиту игры игроки выступают с утверждением, что оригинал безнадёжно устарел. Правда это или нет – оставляю на усмотрение читателей; однозначно лишь то, что Most Wanted 2012 не имеет права носить то название, которым он был удостоен.

Fallout 3

Плохое предчувствие начало закрадываться ещё в тот момент, когда Bethesda анонсировали триквел знаменитой серии тактических РПГ, заявив жанр – экшен-РПГ. Переход от изометрии в полноценное трёхмерное пространство предвещал новый взгляд на вселенную, но всё равно входил в конфликт с фанатским представлением об идеальном продолжении любимой игры. Кроме того, выбор студии тоже показался сомнительным: Bethesda softworks одна из тех компаний «одной игры», которая с незапамятных времён сосредоточена на развитии серии The elder scrolls.

И действительно, TES’а в игре оказалось гораздо больше, чем ожидалось, за что игра даже обрела неофициальное прозвище «Обливион с пушками». При разговоре с NPC игра всё так же останавливалась, лицевая анимация напрямую перекочевала из Oblivion. Снаряжение всё так же ломалось и требовало починки, а, взяв в руки холодное оружие, персонаж принимал всё ту же боевую стойку. Карта всё так же изобиловала подземельями, которые проходились по старому принципу. Интерфейс остался почти неизменным, а игра начиналась с генерации персонажа и выхода из пещеры.

Но таков был лишь первый, поверхностный взгляд на игру. Сходство со старшим братом, конечно, было очевидным, однако Bethesda сделала всё возможное, чтобы сохранить эстетику первых двух частей.

Примерно так выглядел бы настоящий Обливион с пушками.

Так, например, атмосфера постапокалипсиса была передана очень хорошо, где-то откровенно цитируя классику вроде Безумного Макса, а где-то преподнося собственные оригинальные находки вроде проблемы дискриминации гулей (обычных людей, изуродованных радиацией). Внешне Fallout 3 тоже достоин оригинала: радиоактивные свалки, заброшенные убежища, город, построенный на атомной бомбе. Кроме всего прочего, сохранилась система распределения очков и специальных особенностей, влияющих и на вариативность прохождения: будете ли вы нападать исподтишка, попробуете брать убеждением – зависит от вас. В дань уважения была сделана интересная попытка сделать вариацию пошагового боя – режим V.A.T.S., который интересно разнообразил игру.

Главным недостатком игры, на мой взгляд, является абсолютная линейность прохождения (говоря о сюжете, а не о геймплее), всё-таки, это было важной особенностью первых двух частей. Но если говорить начистоту, из всех игр, которые засветились в этой статье, Fallout 3 больше всех соответствует своему прообразу.

Max Payne 3

Что получается, когда Rockstar делает игру о криминале? Бандиты, перестрелки, ночные бабочки, наркотики и куча колоритных персонажей. Что получается, когда Rockstar делает вестерн? Головорезы, дуэли, проститутки, виски и куча колоритных персонажей. Что получается, когда Rockstar делает социальную сатиру про школу? Хулиганы, «стрелки», девочки лёгкого поведения и всё та же куча колоритных персонажей. Поэтому было логично, что когда Rockstar заявили о разработке триквела, сообщество фанатов Макса Пейна заметно занервничало. Плохо ли, хорошо ли, компания усвоила формулу идеально продаваемой игры и, периодически подкручивая пару переменных, успешно пускает проект за проектом в широкий тираж. Решив держать марку, разработчик в полной мере оправдал ожидания скептиков, клеймящих его производителем gta-клонов: тяжёлая драматическая игра про переживания главного героя превратилась в её дешёвую кальку.

Макса расстраивает сходство новой игры с GTA

Rockstar на сей раз поступилась только открытым миром – в остальном же выбранный курс остался незыблемым: всё те же банды ярко выраженной национальной принадлежности, ветреные девушки и бесшабашная клубная молодёжь в целом, наркотики, наркотики, наркотики…. Атмосфера первых частей зарублена на корню. Иной возразит, дескать, нуар – это не есть дождь, Нью-Йорк и тусклые цвета. Дело в атмосфере безысходности, в переживаниях главного героя. Но что мы видим: переживаниям из-за убитой жены или из-за роковой красотки, с которой Макса сближает круговорот кошмарных событий, нам пытаются противопоставить переживания из-за молодой простушки, к которой сам главный герой относится с явным презрением.

На место глубоких, хорошо прописанных персонажей – стандартный «gta-набор». Цитаты, которые имеют место быть в продолжении, поубавили в остроте и злободневности, а сам Макс сверх меры преисполнен жалости к себе, заливая раны прошлого бутылками дешёвого алкоголя. Как итог – ощущение одной игры под маской другой проглядывает везде. Словно Rockstar гнут свою линию, намекая, что их товар всё равно с восторгом сгребут с полок. Притом, очевидной глупостью было бы называть игру некачественной, Max Payne 3 – это не плохая игра. Просто Max Payne 3 – это плохой Макс Пейн.

Не часто, но случается, что разработчики уходят во вторичность, занимаясь оттачиванием до блеска своих же идей. Иногда им свойственно увлекаться. Отсутствие оригинальных идей – большая и всегда актуальная проблема. Самокопирование – порок.

Смотрите также
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Безумное веселье в Battlefield 1
Фичер
Безумное веселье в Battlefield 1
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Фичер
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться