Nintendo: история успеха. Часть 3

Cute raccoon (пользователь)

Заключительная часть, в которой я расскажу о трудностях 90-х и успехе 2000-х

Перед прочтением данного фичера настоятельно рекомендую ознакомиться с 1 частью и 2 частью.

..Nintendo победила первого соперника в лице SEGA, но это было только начало. Как мы убедились, соперничать с японской мега корпорацией под силу только другой японской мега корпорации, поэтому в недрах Японии уже во всю кипела работа над чем-то непохожим на то, что было прежде, над чем-то принципиально новым, над тем, что поразит всех играми высочайшего уровня и небывалой доселе 3D графикой. Вы наверняка уже имеет какие-то догадки, не буду вас томить, революцию суждено совершить Sony и её PlayStation.

Как мы знаем, в середине 90-х было изобилие 32-битных приставок, поэтому компании наперегонки выпускали 64-битных монстров.Первой компанией, выпустившей 64-битную консоль, была Atari со своим Jaguar, качество которой оставляло желать лучшего, «64 бита» были просто красивыми словами, сторонние разработчики почти не поддерживали её, стоит ли говорить, что успеха консоль не поимела? Консоль была настолько плохой, что добила бюджет Atari corporation, которая была вынуждена закрыться в 1996 году.

В стороне не осталась и некогда поверженная SEGA: в 1994 году она выпускает свою версию 64-битной приставки — SEGA Saturn. В консоли была не только 64-битная архитектура, но SEGA также заменила привычные тогда картриджи на диски. Оданко стартовая линейка игр была никакущей. SEGA, попробовавшая вкус поражения, на этот раз решила выпустить консоль нового поколения раньше соперников, поэтому еле-еле сделала несколько игр к запуску (сразу становится понятно, какого качества были их продукты). Покупателей также отпугивала и высокая цена в $400. SEGA вновь потерпела поражение, но уже от SONY, которая в 1994 году выпускает свою первую консоль PlayStation.

PS One подкупала всем: приемлемой ценой, дизайном, стартовой линейкой игр, к тому же SONY использовала по назначению всю мощность приставки (они это умеют). У себя на родине приставка имела колоссальный успех, поэтому через год отправилась покорять Америку. Как же реагировала Nintendo на успех SONY? Уже известный Гумпэй Ёкои создает устройство, которое, по его мнению, должно кардинально поменять индустрию, которое позволит снова прочно закрепиться на рынке — Virtual Boy.

Данный «аппарат» отображал трехмерную стереоскопическую графику, но был целый ряд проблем: крайне неудобна в использовании, приходилось постоянно смотреть в шлем, закрепленный на столе, что вызывало у игроков головные боли, да и качество картинки не было на том уровне, который привыкли ожидать от Nintendo. Совокупность всех этих фактов не оправдывала высокую цену «экспериментальной» приставки. В итоге разработчики отказали Virtual Boy в поддержке. Через несколько месяцев после запуска производство системы в Японии официально остановили.

Провал Virtual Boy, как многие считают, стал причиной ухода Гумпэя Ёкои из Nintendo. К глубочайшему сожалению, в октябре 1997 инженер погиб в автокатастрофе. В 2003 Международная ассоциация разработчиков игр (IGDA) посмертно вручила ему награду Lifetime Achievement.

Провал Virtual Boy (продажи всего 770.000 приставок) показал Nintendo, что нужно снова делать такую консоль, которая смогла бы заткнуть за пояс и PS One, и SEGA Saturn (даже она была на голову выше). К тому времени сторонние разработчики разрывались от обилия открытых платформ, тем более старомодные картриджи сменялись на современные диски, очень уж несладко приходилось Nintendo. Ямаучи должен принять решение, которое либо поможет компании пережить внутренний кризис, либо разорит её. Что же он решил?

В 1996 году Nintendo выпускает консоль с незамысловатым названием — Nintendo 64 (цифра в названии говорит о 64 битах). Консоль умела отображать качественную трёхмерную картинку (всё благодаря Silicon Graphics, тогдашнего лидера в области трехмерной графики), стоила всего $250 и имела неплохую линейку игр: Super Mario 64, Mario Kart 64, Star Fox 64, The Legend of Zelda: Ocarina of Time и другие. НО (слишком много «но» в истории Nintendo) все эти увесистые плюсы перечеркивал один очень жирный минус — консерватизм Nintendo, нежелание идти на компромиссы. Отношения со сторонними разработчиками портились с невероятной скоростью, оно и логично, ведь бюджеты игр с каждым годом становились всё больше и больше, многие в то время уже делали игры для PC с открытой архитектурой, продукция от внешних студий становилась всё лучше и лучше, а вот жёсткая политика лицензирования Nintendo никуда не исчезла. Никому не нравилось, что платформодержатель по сути контролирует и тираж игр, и вообще всю судьбу проектов. К тому же Nintendo 64 так и осталась с системой древних картриджей. Консерватизм Nintendo отталкивал многих «игроделов», так как записывая игру на картридж, разработчикам приходилось ужимать её, а это значит, что выкидывались и музыка, и графика. Такое положение дел осточертело сторонним студиям, поэтому они одной большой волной поплыли к SONY. Это стало переломным моментом в существовании Nintendo.

Количество проданных коробок с Nintendo 64 был всего 32 млн. (а это почти в 2 раза меньше, чем продажи SNES), в то время, как Sony продала 100 млн. своих PS One. На этот раз Nintendo не смогла одержать победу. Таким запомнились 90-е для Nintendo.

Вот и наступает 21 век — век технологического прогресса. Три гиганта (Sony, Nintendo и новый участник игровой «шайки» — Microsoft) изо всех сил пытаются начать новое поколение консолей.

Первой стала SONY с её PlayStation 2, вышедшей в 2000 году, второй стартовала Nintendo с GameCube в сентябре 2001, а тройку замыкала Microsoft с Xbox, который вышел в ноябре 2001.

По сути все приставки имели примерно одинаковое «железо», не было никаких масштабных различий, которые могли бы сразу поставить крест на судьбе консоли. Однако PS2 с самого начала вырвалась значительно вперед. Изначально её покупали в качестве недорогого DVD-плеера, а только потом как игровую приставку. Когда же PlayStation 2 «стала» игровой приставкой, то выяснилось, что для неё было множество первоклассных игр с красивой и современной графикой от различных студий, а вот у GameCube не было ни DVD, ни обширного выбора игр, разработчики ну ооочень неохотно заключали договор с Nintendo, поэтому им приходилось выкручиваться самим, что намного сложнее. Да, безусловно, были действительно достойные игры: Metroid Prime, The Legend of Zelda: The Wind Waker, Super Mario Sunshine, но это всё те же старые хорошие игры, мало нового. Nintendo не смогла удовлетворить вкусы всей аудитории, она радовала только лишь «избранных» пользователей, таких же консерваторов, как и сама Nintendo. В итоге консоль продалась тиражом всего-то в 22 млн. Xbox продался не многим лучше — 25 млн. А вот PS2 прочно закрепила своё лидерство с цифрой в 150 млн.

В 2002 году президентом Nintendo становится Сатору Ивата, он, кстати, первый президент компании, который не имел никакого родства с предшественниками. После поражения в войне больших консолей, Nintendo концентрируется на портативном гейминге, в котором дела обстояли намного лучше: Game Boy по-прежнему продавался успешно. К тому же в 2001 выходит Game Boy Advance, хоть по мощности он и был сравним с SNES 10-летней давности, но не стоит забывать тот факт, что Game Boy помещался в карман пиджака. Модель Advance взлетает в чарте продаж, даже несмотря на проблемы с экраном: он был слишком тёмным и было совершенно невозможно играть при плохом освещении. Эту проблему исправляют в следующей версии Game Boy Advance SP («SP» в названии означает «special»), которая вышла в 2003 году. В 2005 году выходит Game Boy Micro (компания на него надежд не возлагала), который стал последней приставкой в семействе Game Boy, так как в 2004 году выходит новая более успешная портативная консоль с двумя экранами (как и у одной из модификаций Game&Watch) — Nintendo DS. Компания очень торопилась опередить SONY с их PSP, и в итоге таки сумели выпустить быстрее, хоть и всего на 2 месяца. В целом портативная приставка была неплоха, но с некоторыми огрехами, которые исправили спустя два года в Nintendo DS Lite. Разработчикам и игрокам явно понравилась интересная затея с двумя экранами, поэтому первые активно выпускали интересные игры, а вторые с удовольствием покупали приставку. DS добилась успеха, поэтому Nintendo выпускает еще две версии: слегка улучшенную и с двумя камерами DS i, и большую по размеру DS XL.

Как мы видим, дела у Nintendo шли не самым плохим ходом, но чтобы улучшить своё положение, Nintendo была обязан вырвать первенство в гонке домашних консолей, а для этого приходится идти на большой риск. И так получилось, что самый рискованный продукт от Nintendo, стал самым успешным за всю историю компании. Конечно, речь идёт о Wii.

в 2006 году на полки магазинов поступает Wii (до выхода она называлась Nintendo Revolution). В Nintendo в очередной раз пошли на риск и выпустили по-настоящему прорывной продукт. Доступная цена как самой консоли, так и игр для неё; для игры не обязательно нужен был телевизор с поддержкой высокого разрешения, которые были не во всех домах (я уж молчу о России); большое количество игр во главе с эксклюзивом Wii Sport, который со временем отвоевал у Mario титул самой финансово успешной видеоигры; совершенно новый геймплэй: махать руками и много двигаться намного веселее и полезнее того, чтобы сидеть вразвалку на диване с геймпадом в руках. Но Wii всё-таки была нацелена на широкую аудиторию, а это значит, что ей нужно было привлечь внимание тех людей, которые не имеют никакого или почти никакого отношения к играм, так выходит Wii Fit и забываются «хардкорные» игры.

К 2010 году народу уже надоели казуальные проекты, поэтому всё больше скучающих лиц отворачиваются от Nintendo в сторону SONY и Microsoft. И чтобы вернуть свою аудиторию, Nintendo вновь обращается к технологии стереоскопической трёхмерной картинки (первый опыт с Virtual Boy, напомню, был неудачный). На Е3 2010 была впервые показана Nintendo 3DS, а в феврале 2011 уже появилась в продаже. Революция данного девайса была в том, что трёхмерную картинку можно было увидеть без каких-либо очков. К старту консоли Nintendo подготовила игры уже с известными персонажами, но аудитория холодно отнеслась к новому детищу японцев, этот факт стимулировал компанию резко (спустя всего 4 месяца после старта продаж) снизить стоимость на консоль, чтобы увеличить спрос (только представьте себе разочарование тех, кто купил 3DS в начале продаж). Но этот шаг был оправдан, после снижения цены почти на $100 стал виден результат: за 3 месяца около 9 млн. человек купили 3DS.

Сегодня же весь старый свет (т.к. в Японии уже вышла в октябре) ждёт выхода New Nintendo 3DS, продажи которой начнутся в феврале этого года.

А как же обстоят дела у Nintendo с домашними консолями сегодня? К сожалению, после успешного и революционного Wii, японцы так и не смогли, на мой взгляд, придумать что-то такое же выдающиеся, как Wii. Следующей домашней приставкой стала Wii U.

Wii U — это настоящее, это то, что происходит с компанией сейчас, поэтому не буду говорить о ней очень много. Выходит это чудо в 2012 году, не знаю, как дело было в других странах, но в России я не припомню, чтобы в день старта продаж выстроилась огромная очередь за новой консолью от Nintendo (всё-таки наши игроки отдают предпочтение конкурентам, а особенно SONY, так уж сложилось). Да, консоль получилась неплохой, два экрана (первый-телевизор, а второй на геймпаде) действительно полезная вещь, но всё-таки не то, 2 экрана мы видели уже в Game&Watch и DS, лично мне хочется свежих идей от Nintendo, они могут это, мы с вами убедились. Не знаю как сейчас, но на старте продаж я читал, что консоль явно подтормаживала: при первом запуске просила скачать 1гб апдейта, причем система могла дать сбой во время его скачки; интерфейс работал не самым гладким образом (переходы между приложениями порой достигали полминуты). Но несмотря на все эти недочеты консоль всё же стоит своих денег.

Многие «солдаты» диванной армии уже сколотили гроб для Nintendo и с нетерпением ждут, когда их предсказания о скорой гибели японского гиганта сбудутся. Да, современный бизнес не прощает неудач. Однако история имеет свойство повторяться. В прошлом Nintendo не раз оказывалась в сложных ситуациях, но никогда не сдавалась, она всегда билась до последнего, поражала игровой мир своими смелыми и инновационными продуктами.

Для меня же Nintendo это что-то родное, что-то ламповое, она проводник в мир детства. Ну скажите, у кого не идут мурашки от музыкальных тем из The Legend of Zelda? Кто не любит усатого водопроводчика Марио?

23 сентября компания отмечала свое 125-летие, и я надеюсь, что Nintendo будет только процветать, выпуская свежие игры и революционные консоли!

Предлагаю вашему вниманию великолепное исполнение двух французских фанатов музыки из The Legend of Zelda
Смотрите также
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Фичер
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Фичер
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться