The Boston Major 2016 Перейти

Но я играю эту роль

Вакацу (пользователь)

Ролевые не-компьютерные игры

Памяти Гари Гигакса

и во славу всех ролевиков

И снова братик подкинул мне идею для статьи. Перебирая всякий хлам на Осеннем Генеральном Уборище, братан наткнулся на коробку с моим самодельным луком, колчаном, кольчугой и набором двенадцатигранников. Кольчугу спокойно свернул в рулончик, лук отложил, а вот над кубиками завис. Я, глядя как он рассматривает дайсы с выражением лица папуаса, впервые увидевшего живого мамонтенка, только через минуту сообразил в чем тут дело.

А дело в том, что под гордым именем "ролевая игра" мы давно уже подразумеваем как минимум Скайрим. Или его ближайших соседей — Risen, Fable, Готику и прочий полк бойцов ролевого фронта. Ну, или на худой конец — World of WarCraft, AION, Perfect World и другие онлайновые гриндилки, хотя последние все дальше и дальше уходят от сюжетности к бесконечной беготне за монстрами \ доспехами \ эмблемками.

Откуда сыпется песок

А начиналось, между тем, все совсем не так. Даже само название — "РОЛЕВАЯ игра" впрямую обозначает, что тут ИГРАЮТ РОЛЬ. А цифры — не смысл игры, а подспорье играющим.

Первые ролевые игры возникли задолго до появления интернета, основания Bethesda Softworks и даже до появления первых компьютеров. В своем первом проявлении это было развлечением английских леди и джентльменов конца 18-го века и выглядело совсем не похоже на Скайрим — люди собирались в гостях у одного из игроков, садились за стол и... вели беседу, содержание которой напоминало скорее не игру, а кооперативное обсуждение сюжета романа несколькими писателями. В какой-то мере так оно и было — вживаясь в роль, люди писали свою сказку, а чтобы возникало поменьше спорных моментов, принимали некоторые правила, такие как "Действовать только от имени своего персонажа" и "Знать меру и не описывать заклинаний категории "Kill All"".

Пока такие посиделки не выходили за пределы узкого круга людей, особых правил им не требовалось. Но выдумка оказалась неожиданно популярной и вскоре подобные ролевые беседы начали вырастать из формата "треп на пару часов" — удачные идеи закреплялись, к хорошо продуманным мирам люди возвращались вновь, придумывая новые приключения и новых героев, не говоря о том, что ролевые игры стали обсуждать в светском обществе, привлекая новых игроков. А там, где люди собираются в количестве больше двух, неизбежно возникает бардак — если вовремя не завести Систему.

Итак, ролевые беседы начали обрастать собственными сводами правил. В 1967 настоящим прорывом, сформировавшим "лицо" современной ролевой игры, стало предложение Джеффа Перрена и Гари Гигакса использовать для удобства представления количественное отображение параметров персонажей вместо качественного — в их "Кольчуге" (Chainmail) вместо расплывчатого "очень сильный" в карточке героя стояло знакомое нам "Сила — 9", неудобно звучащее для постороннего, но отлично иллюстрирующее персонажа для человека посвященного.

Он научил мир играть по правилам и бросать дайсы

Что и требовалось. Система принялась, бесконтрольные ролевые беседы превратились в упорядоченные Ролевые Игры — со своими правилами, законами, а позже и со своей атрибутикой в виде тех самых двенадцати-и-более-гранных кубиков, карт воображаемых миров и сленга, понятного зачастую только тем, кто играет.

1974 год — священная дата для любого праведного ролевика. Именно в этот год на основе Chainmail была создана икона ролевых игр — великая без всякого преувеличения система Dungeons & Dragons, здравствующая (в последней редакции с приставкой Advanced) и по сей день. И что характерно — до сих пор служащая эталоном выписки ролевого мира.

Не поверите — та самая, первая редакция правил D&D

Тремя годами позже на ее основе проводится фанатами первая официально зарегистрированная полевая ролевая игра.

Count me in!

Чтобы приобщиться к братии ролевиков, обычно много тратиться не нужно — достаточно своего кубика для расчетов и желания играть, или если вы хотите сами вести игру, то к списку требований прибавляется еще умение держать в руках не только себя, но и игроков, не допуская решения спорных моментов посредством удара в челюсть, и собственно Мир с выписанной игровой системой, в котором вы будете играть.

Все компоненты полевой ролевой. Перемешать, но не взбалтывать

Ролевые — не важно, дома, в лесу или в переписке по сети — проводятся по отработанной годами схеме, с небольшими отступлениями для конкретных случаев. Один из собравшихся желающих назначается Мастером Игры (Game Master, сокращенно ГМ) — это своеобразное божество игрового мира, которое ведет всех остальных — игроков — по сюжету игры и занимается расчетом их действий. ГМ также решает спорные ситуации и его слово зачастую обжалованию не подлежит. Если компания собралась большая и на всех ГМа не хватает, в помощь ему назначается один или несколько ДМ (Dungeon Master, грубо переводя — Мастер Подземелий), принимающих на себя тяготы расчета действий отдельной группы игроков или расчеты в определенном месте, например в пределах одной конкретной пещеры. Отсюда, кстати, и название должности — Данж-Мастер.

Ну, а игроки, собственно, играют — примеряя на себя маску созданного героя и действуя от его лица. Игроки в большинстве существующих игровых систем могут "объявлять" действия ("Хочу открыть сундук"), но не могут влиять на их исход — это уже прерогатива Гейм-Мастера и кубиков, пробросив которые, он сообщает игроку, удалось ли задуманное ("Ты открыл сундук и обнаружил там кучу золотых монет") или нет ("Ты попытался открыть сундук, но отмычка сломалась в замке").

Вид: Ролевая, подвид: Классический

Какие же еще, кроме компьютерных, бывают ролевые? Весьма различные — от архаичных "текстовичек" до настоящих полевых представлений. Рассмотрим:

Формат: текстовые домашние

— тот самый, первый формат ролевых, с которого начинались все РПГ

Готовьте дайсы, господа, готовьте дайсы!

Что нужно: бумага, ручка, кубики, желание играть и ДУМАТЬ, а не шашкой махать

Как играть: в зависимости от выбранной системы. Новичкам обычно советуют начинать с чего-нибудь несложного, например с классики D&D, продвинутым игрокам можно перейти на более сложные системы вроде "Эры Водолея"

Минусы: Визуализации, конечно, не будет — разве что вы сами нарисуете карточки персонажей или купите стартовый набор в магазине. Миниатюрки персонажей — это максимум для данного формата.

Да, это D&D, детка!

Плюсы: Во-первых это отличная тренировка фантазии — безусловно, без нее в ролевых не выживают. Если после месяца игры при словах "Ваша партия вошла в эльфийский лес" вы все еще не видите перед мысленным взором красоты осенних мелорнов, не слышите свиста птиц и не ощущаете аромата прелой листвы (даже сидя в прокуренной насквозь комнате) — можете смело бросать, ваш случай безнадежен! Шутка :D

Во-вторых — тренажер вашей памяти. Проверено на себе — после месяца в Аресвинде я уже без проблем держу в уме параметраж не только своего лучника, но пяти членов моей партии, а при необходимости навскидку вспоминаю характеристики местного бестиария. Что радует — все это приходит не через унылые занятия "запомнить и повторить ряд фигур", а само собой в процессе игры. Сначала будет сложно, не спорю, но приблизительно после девятого отыгрыша вы заметите, что уже гораздо реже лезете за листом персонажа чтобы проверить, сколько у вас очков ловкости.

В-третьих — ролевые игры социальные. В одиночку не поиграешь. То есть — приходится учиться взаимодействовать. Самое смешное, что это действует даже вне игры — вы учитесь говорить убедительно, собирая людей в свою команду для игры, учитесь азам организаторской деятельности, когда планируете вашу встречу и время игры. В самой игре вы тоже учитесь — примеряя на себя эльфийские ушки или орочьи клыки, учитесь изменять сознание, мыслить уже не как вы, а как ваш персонаж, выдавая соответствующие реакции. В самом деле, уж если вы сумели сыграть перед друзьями орка так, что от вашего боевого рыка они свалились со стульев в реальном мире, то уж обвести вокруг пальца родное начальство, сделав ангельские глаза, для вас должно быть проще простого ;)

Весьма адекватный роли лич

Формат — текстовые форумные

Что нужно: желание играть и ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ, доступ в интернет, недюжинное терпение и хотя бы базовые умения в деле пользования анонимайзерами

Как играть: В принципе перед нами та же текстовая ролевая игра, но вышедшая на сетевой уровень. То есть — масштабно разросшаяся. Больше игроков, больше свободы действий — ролевой форум легче упорядочить по "зонам действия", не запутавшись при этом в диком количестве листков с расчетами. Сама игра опять же зависит от выбранной системы — на каждом уважающем себя ролевом форуме в обязательном порядке есть информационный раздел, в котором можно почитать о принятой на этом узле ролевой системе, правилах и игровом мире. Настоятельнейше НЕ рекомендую его игнорировать.

Минусы: Визуализация все еще бедненькая — в лучшем случае хозяева форума прикрепят вместо шапки игровой темы изображение местности, в которой проходит отыгрыш, в худшем — все будет оставлено на ваше воображение. Также придется запастись терпением — на форумах часто играют люди со всех концов света, что выливается в абсолютно дикую разницу во времени. У меня был опыт игры на форуме острова Сахалин — с разницей в 9 (!!!) часов с основной массой игроков. В итоге я мог отписать свой ход только когда их администратор уже давно спал, часто застопоривая этим тему, особенно когда чтобы продолжить играть — требовалось получить расчет объявленного действия от ГМа. Игроков — и меня — это напрягало довольно сильно.

«-А если пока мы спим, приключенцы придут?»

«-Не волнуйся, я с тобой!»

Чтобы немного оживить вялотекущее действие, опытные сетяне часто заводят второго или даже третьего персонажа, регистрируясь на том же форуме через анонимайзер или из интернет-кафе. Это чревато конфликтами с администрацией — далеко не всем ГМам нравятся такие "мультоводы", главным образом потому, что это часто приводит к неразберихе — игрок "забывается" и выдает реакцию персонажа-орка с аккаунта персонажа-эльфа. Получается конфуз, причем не только для опростоволосившегося, но и для играющих с ним, кому приходится адекватно реагировать на неадекватное действие. Поэтому обычно мультоводов либо банят, либо предлагают самим решить, которого персонажа они хотят оставить, а которого администрация удалит с форума.

Хотя если человек играет хорошо и адекватен выбранной роли, то мультоводство могут и простить. Моя девушка сейчас играет в ролевой "замок Шэмрок" за трех персонажей одновременно, но выгнать ее с форума никто не грозит — проверенными и адекватными игроками не разбрасываются.

Плюсы: К трем вышеуказанным — тренировка социальных навыков, фантазии и памяти — добавляется практика разговорно-литературного английского (если форум международный) и умение различать людей не только визуально, но и по стилю речи. На том же "Шэмроке" я через неделю уже знал, кто играет по правилам, а кто злостно мультоводит, вычисляя "нарушителей" именно по схожести их сообщений.

А еще если вас все-таки забанили, но уходить жалко, то вы вынуждены будете научиться использовать анонимайзер и "шифроваться", меняя собственный речевой стиль — чтобы аналогично не "спалиться" злой администрации. С "Шэмрока" меня выгоняли восемь раз (с промежутками в пару месяцев — пока понимали, что "новый игрок" это опять я), после чего у меня закончились адреса надежных анонимайзеров (только я вам этого не говорил =3).

Формат — полевые свободные

Что нужно: как договоритесь — можно ограничиться кубиком, ручкой и карточкой персонажа, а можно одеться в полный доспех и прихватить настоящий кованный меч

Как играть: Перед вами ролевая на природе — вы с друзьями собираетесь компанией и едете в лес, в поле или какое-нибудь заброшенное здание, там распределяете роли и бегаете-прыгаете-кричите, отыгрывая выбранное амплуа. ГМ за вашей беготней следит и время от времени подкидывает вам задачки вроде "Вы слышите как что-то крадется к вам по коридору".

Минусы: Если вы человек стеснительный и вам не все-равно какими глазами провожают вас люди на улице, то от костюмированного отыгрыша лучше сразу отказаться. Я в своем дворе уже имею репутацию "немного того" исключительно за то, что иногда "засвечиваюсь" перед соседями со своим луком и в кольчуге выходящим навстречу компании таких же странно-одетых людей.

Также активные полевые игры требуют какой-никакой физподготовки и умения соизмерять силы своего персонажа со своими реальными способностями. Предупреждаю, сломать руку или ногу, заигравшись и слишком вжившись в роль — вполне реально.

МинЗдрав предупреждает!

Плюсы: Все то же, что у текстовых ролевых, плюс весь набор впечатлений от валяния дурака на природе, плюс физ-тренировка — побегать, да мечом помахать, да проораться всегда полезно, а в хорошей компании это даст вам ни с чем не сравнимый заряд позитива.

А еще если вы все-таки решили удариться в крафт и самостоятельно сплести себе кольчужку, то это обогатит вашу копилку знаниями из области мировой истории — я свою кольчугу сделал довольно тяжелым японским плетением "драконья чешуя", о существовании которого даже не подозревал до присоединения к ролевикам. История с чертежами, изготовлением и балансировкой лука и стрел вообще потянет на отдельный томик мемуаров.

Формат — полевые постановочные

Что нужно: А вот тут уже ПРИДЕТСЯ раскошелиться на игровой костюм и оружие, плюс отходить положенное на репетиции

Как играть: Постановочные ролевые мало похожи на игру — это скорее небольшая (или большая) театральная сценка. Соответственно тут вместо кубиков и расчетов будет заранее оговоренный хотя бы в общих чертах сценарий, которому следуют игроки. От настоящей постановки такая игра отличается тем, что сценарий для нее задается не жесткий: так, игроки не заучивают роли слово в слово, а импровизируют прямо на сцене — естественно, в адекватном для персонажа поведении. Сценарием же задаются только так называемые "контрольные точки" — например если по сценарию рыцарь обязан сразить дракона, то он его сразит, а вот как именно это будет выглядеть — уже полностью на совести игроков.

Весьма серьезная ролеплеерская команда

Минусы: "Сюжетные стенки" в виде тех самых контрольных точек. Если вашему эльфу суждено умереть на дуэли, то вы умрете даже будучи старше противника на 100500+ уровней.

Плюсы: Обычно постановочными ролевыми занимаются опытные, хорошо сыгранные команды и делают они это не просто так, а скажем, на фестивалях или ролевых сходках. Постановочная ролевая — это своеобразный "экзамен" вашей партии на общность, адекватность и изобретательность игроков, который учит думать не только быстро, но и в заданных рамках (в данном случае — в характере отыгрываемого персонажа). Поскольку жесткого сценария и прописки роли нет — приходится импровизировать на ходу, оттачивая свои ораторские и актерские навыки. Что может очень вам пригодиться в любой стрессовой ситуации, когда времени на раздумия отпущено не будет.

Формат — онлайновые

Что нужно: Доступ в интернет и установленный на компьютере клиент выбранной игры

Как играть: Нет, как играть в ММО хотя бы в общих чертах знают уже все. А вот как играть в ролевую игру на просторах игры онлайновой — уже не многие.

В принципе, все так же — вы договариваетесь с вашими товарищами и идете не просто "мобов валить", а разыгрывать некий сюжет. К примеру мы с гильдией КраскиЖизни в Fly For Fun как-то играли "Побег из Марсовой Шахты" — настоящее сюжетное приключение про акробата и волшебника, решивших вдвоем зачистить это подземелье. При этом условием было держаться не эффективного монстроубиения, а духа игры: я, играя акробата, изображал прицеливание, убегал от Арахнаг (высокоуровневый монстр в конце подземелья) с символом "испуг" над головой, кричал про иссякающий запас стрел и удивлялся в чате "каких монстров земля носит!". Мой товарищ маг жаловался на головную боль, загадочно молчал, кричал в чат "заклинания" во время каста. Все это снималось на видео — в итоге получилось вполне добротное "игровое кино".

Минусы: Если вам дороги с трудом набитые очки опыта — это не для вас. Спавнящихся из пустоты вам на голову мобов, "позишн баг" и прочие "радости" ММО никто не отменял. К тому же если решили снимать видео вашей игры — будьте заранее готовы к тому, что пробегающие мимо "нормальные" ММО-игроки будут регулярно портить вам кадр своим попаданием в него и хрестоматийными вопросами "А че это вы тут делаете, а?", а ваши ролевые фразы в чате будут тонуть под горами общего трепа.

Да, примерно вот так

Плюсы: Если кач и фарм задрали уже до чертиков, то ролевое приключение — хороший способ развеяться и взглянуть на приевшуюся игру с неожиданного ракурса. А кроме того уж в специально созданной профессионалами MMORPG визуальная часть уж точно будет на недосягаемой для реальности высоте :)

Советский Союз Серьезного Ролеплея

Так сложилось, что на нашем пост-советском пространстве из ролевиков старательно делают посмешище. Назваться ролевиком у нас все-равно что признаться, что в тридцать лет носишь подгузники. Причина кроется в слове "игры" — так уж получилось, что в нашем языке это понятие напрямую связано с возрастом детства. А взрослый серьезный человек в игры играть не должен, взрослый должен работать и приносить пользу обществу.

Конечно сейчас стереотип понемногу ломается, но на ролевиков — особенно "полевиков" с самодельными мечами и арбалетами — все еще смотрят косо. Хотя реальных причин для этого нет: правильные ролевики не портят ничьи материальные ценности, не употребляют наркотические вещества (обратите внимание — если вам предлогают "курнуть для вдохновения", прикрываясь тем, что "все тру-игроки так делают" — не ведитесь, это не так. Тру-игроки работают головой, а не ловят глюки), играют на свежем воздухе и развивают свои творческие способности — что из этого списка можно назвать предосудительным?

Скорее уж наоборот, правильно собранная команда ролевиков легко заменит две-три секции — тут вам и "труд" в виде создания экипировки из подручных материалов, и курсы актерской игры, и социальная адаптация, и физкультура, и тренинг абстрактного мышления.

А психологическая разгрузка-то какая! Психотерапевты ролевикам не нужны — у них есть их эльфийский лес в любое время дня и ночи.

Два байта и +1 к крутости

Самое смешное — если вдуматься, то легко понять, что современные компьютерные "ролевые" игры не имеют на это гордое имя никаких прав, ведь именно отыгрыша роли, сути самого жанра, в них либо нет, либо есть в каком-то латентном, неразвитом состоянии. Очень мало в какой видеоигре ваши действия влияют на конец истории, в то время как реальная ролевая фактически полностью строится действиями игроков. Чтобы не быть голословным — возьмем игры серии TES. Ни в одной игре действия героя не влияли на глобальную концовку, Хорошие Парни одинаково побеждали Плохих Парней. Максимум выбора — три варианта фраз для Люсьена Лашанса, которые даже не влияли на то, что он скажет герою в ответ. Пример циничный, но оно так и есть.

«Вперед, мои верные пиксели! Давайте победим этих мерзких пикселей!»

Если бы "Обливион" игрался как текстовая или полевая игра, зрелищности было бы в разы меньше — но игрок вполне смог бы послать Империю подальше и присоединиться к Мифическому Рассвету. Или избавиться и от тех, и от других. Или вообще отказаться лезть в большую политику, а вместо этого пойти в поход за каким-нибудь нужным в хозяйстве артефактом.

Понятно, что такая ситуация сложилась из-за ограниченности существующих технологий — машины пока не способны рассматривать действия игрока с точки зрения критериев совести, человечности и прочих абстрактных понятий. Машина оперирует цифрами — и выбирает из заранее прописанных вариантов. Что в итоге означает, что компьтерные ролевые игры в истинном значении этого слова мы увидим только тогда, когда наши кремниевые товарищи обретут разум, сравнимый с нашим собственным (а также загонят людей в капсулы и превратят в вечноспящие батарейки, бваха-ха-ха-ха-ха! >:) ).

На каком основании нынешние RPG продолжают удерживать звание ролевых игр — непонятно. Наверное — сила привычки.

Ролевые игры — играть, или не играть? Вот в чем вопрос!

Думаю, каждый решает для себя. Но называть себя истинным, прожженым ролевиком, ни разу не сыграв ни одной "текстовички" — то же самое что называться десантником, напрыгавшись с парашютом не в реальности, а исключительно в Call of Duty.

До встречи в эльфийском лесу!

P.S. Просвещать брата по поводу существования еще шестнадцати- , двадцати- и даже шестидесятигранных кубиков я не стал, побоявшись за его душевное здоровье.

Смотрите также
Все, что мы знаем о Cyberpunk 2077
Фичер
Все, что мы знаем о Cyberpunk 2077
Лучшие игры сентября 2016
Фичер
Лучшие игры сентября 2016
Самые сильные гильдии Revelation
Фичер
Самые сильные гильдии Revelation
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться