Новейшее из искусств

Алекс Ермолаев (пользователь)

Являются ли игры искусством? Ответ очевиден

За последние несколько лет игровая индустрия не только догнала, но и перегнала кинематограф по многим статьям. Доходы от очередной части Grand Theft Auto переваливают за миллиард долларов, игровые выставки посещают миллионы человек по всему миру, а современная консоль (или мощный компьютер) пришли чуть ли не в каждую семью. Да и сам мир интерактивных развлечений из времяпровождения офисного планктона превратился в полноценную индустрию со своими блокбастерами, артхаусом, громкими именами и скандалами.

Что же нас привлекает в видеоиграх? Прежде всего, интерактивность, возможность напрямую влиять на происходящее на экране. Но если в играх прошлого все ограничивалось несколькими пикселями, то теперь они могут впечатлять ничуть не хуже голливудских фильмов. Причем развитие интерактивных развлечений можно отследить на конкретных примерах. Скажем, Mafia лишь подражала «Крестному Отцу», уступая ему практически во всем, Mass Effect уже был на уровне лукасовских «Звездных Войн», а Uncharted 2 и вовсе превзошел Индиану Джонса как по сюжету, так и по зрелищности.

Uncharted 2 оказался учеником, превзошедшем своего учителя — после него фильмы об Индиане Джонсе уже не смотрятся так, как раньше

Но дальше всех в этом плане пошли слэшеры, особенно God of War и Bayonetta. То, что показано в этих играх, мы увидим на экранах кинотеатров еще очень не скоро. Реализовать в формате фильма столь потрясающие спецэффекты и какой-то запредельный уровень жестокости сегодня кажется чем-то нереальным.

Догнав и где-то даже перегнав кинематограф по постановке и зрелищности, игры, что самое главное, не утратили своей отличительной черты — интерактивности. В God of War III именно тот, кто держит в этот момент геймпад, отрывает голову Гелиосу, избивает до смерти Геракла и вспарывает брюхо кентаврам. А, к примеру, в играх серии Hitman сам геймер планирует уничтожение цели, используя все доступные средства. Не наблюдает со стороны, переживая и сочувствуя, а именно что принимает в происходящем самое непосредственное участие. На этом хотелось бы закончить столь длинное вступление и перейти к главной теме статьи.

Игры — это искусство, самое что ни на есть настоящее, самое новое и прогрессивное.Конечно, все, кто ассоциируют их с простенькими аркадами и примитивными стрелялками, будут с этим утверждением не согласны. Таким людям хочется задать вопрос — а что вообще можно считать искусством? Живопись? Да, безусловно. Но мазню пятилетнего мальчика нельзя назвать произведением искусства, а «Мону Лизу» — можно. Только вот мазни много, а настоящих шедевров — единицы. Поэтому если хотя бы несколько представителей того или иного направления человеческой деятельности можно считать искусством, то и все направление относится к нему. В этом плане видеоигры ничем не отличаются от кинематографа или музыки. Deus Ex, Metal Gear Solid, Grim Fandango — яркие тому примеры. Причем многие из них можно представить только в виде игры. К примеру, Shadow of the Colossus не может быть книгой или фильмом, ведь с переходом в другой формат он непременно растерял бы свое неуловимое очарование. «Теням Колосса» просто необходимо то, что делает игры такими особенными — интерактивность.

Shadow of the Colossus — ярчайший представитель искусства от мира видеоигр

Проблема у самого нового из искусств только одна — высокий порог вхождения. Ведь, как это парадоксально не звучит, чтобы начать получать от него удовольствие, нужно научиться играть, и далеко не каждый ценитель прекрасного готов тратить на это время и усилия. К счастью, уже сегодня подрастает поколение геймеров, начавших играть с самого детства и сохранивших свое хобби, даже будучи взрослыми. Увы, видеоигры быстро устаревают. Их могут помнить годами, но вряд ли кто-то будет переигрывать в них спустя долгое время. С кино происходит примерна та же история, просто дряхлеет оно медленнее и не так заметно.

Ну и, наконец, у многих возникает резонный вопрос: «Если игры — это искусство, то почему самые большие продажи у примитивных Call of Duty, которые как раз и относятся к примитивным стрелялкам?». Да по той же причине, почему в кинотеатрах кассу срывают «Форсажи» и «Трансформеры», а бульварные детективы — самое популярное чтиво. Наиболее значимые представители искусства чаще всего оказываются непонятыми, а простенькие забавы на вечер — всегда востребованы и популярны. Это уже проблема не игр, а человечества в целом.

Мир виртуальных развлечений прекрасен и разнообразен, и каждый при желании может найти для себя что-то свое. Игры в состоянии вызывать радость и грусть, смех и слезы, глубокие, сильные мысли и чувства, а иногда даже способны изменить мировоззрение. Если знать, во что играть, удовольствие от видеоигр может получить как любитель пострелять монстров, так и утонченный эстет, ценящий сюжет и атмосферу.

Смотрите также
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Получится ли из Civilization киберспортивная дисциплина?
Фичер
Получится ли из Civilization киберспортивная дисциплина?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться