The Boston Major 2016 Перейти

Новый уровень киберспорта

Наталья Одинцова (редакция)

Что изменится в российском киберспорте теперь, когда он снова получил право называться видом спорта

С 17 июня киберспорт в России снова официально признан спортом — таким же, как серфинг, скейтбординг или игра в петанк. Во всероссийском реестре видов спорта его определили в первый раздел — в отличие, скажем, от чирлидинга и пейнтбола, которые наравне с футболом и хоккеем числятся во более статусном втором разделе, где собраны виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне. Мы разобрались, как это скажется на участниках компьютерных турниров и почему в ближайшее время мастера спорта по DotA 2 и Сounter-Strike не наводнят страну.

Среди поклонников компьютерных игр сейчас на слуху, в основном, коммерческие соревнования — те, устроителями которых выступают издатели игр. Таков, например, The International от Valve — международный турнир по DotA 2, чей призовой фонд в 2015 году составил рекордные 18,4 миллиона долларов США. Но за выигрыш The International разряд не получить — по крайней мере, пока это соревнование не получит аттестацию как официальное спортивное состязание в Федерации компьютерного спорта (ФКС) России.

Какие требования будут предъявляться к соревнованиям и площадкам для их проведения, как именно будет начисляться рейтинг спортсменов, как станут проводить аттестацию судей и присуждать им категории — все эти правила Федерации еще предстоит утвердить в Министерстве спорта. Но уже понятно, как именно будут выглядеть, например, спортивные звания. В разговоре с порталом Игры@Mail.ru председатель правления ФКС России Дмитрий Смит приводит аналогию с бегунами-марафонцами, спринтерами, прыгунами в высоту и метателями ядра: они все получают разряды по легкой атлетике. С играми — та же ситуация: участники турниров могут становиться, скажем, мастерами спорта по компьютерным играм в дисциплине спортивные симуляторы в категории FIFA, но не просто мастерами спорта по FIFA.

Дмитрий Смит — председатель правления Федерации компьютерного спорта России

Список дисциплин пока проходит утверждение, но в последней редакции, помимо, например, симуляторов контактного боя, тактико-стратегических игр и технических симуляторов (танковых и авиационных) есть еще и отдельная дисциплина для игр вроде «Тетриса». Деление на дисциплины позволяет избежать привязки к конкретной игре. «Мы не можем использовать коммерческий продукт без согласования с издателем, и в то же время не должны попадать в зависимость от издателя. Поэтому саму дисциплину мы называем, скажем, спортивным симулятором, а какой именно игрой она будет представлена — это уже определит наша Федерация в плотной работе с министерством», — поясняет Дмитрий.

Еще один важный фактор при отборе игр — отсутствие в них элемента случайности. Чтобы по той же Hearthstone можно было проводить спортивные соревнования, правила игры потребуется основательно переработать: так же, как их переработали в свое время для спортивного бриджа. Иначе — никаких разрядов и званий для участников турниров.

В 2002 году — спустя год после того, как киберспорт в России впервые признали спортом — российская сборная одержала ряд громких побед на международном чемпионате WCG, победив в дисциплинах Quake III и Counter-Strike

Для допуска к состязаниям спортсменов обяжут получать медицинские справки — точно так же, как и во всех других видах спорта. Будут и ограничения и по возрасту — для соблюдения закона о защите детей от информации, вредной для их здоровья и развития. Так, на проходящем сейчас Кубке России по киберспорту, организатором которого выступает Федерация, минимальный разрешенный возраст участников — 16 лет. В то же время, например, у League of Legends, не представленной на Кубке, возрастной рейтинг — 12+.

Одно из главных достоинств нового статуса киберспорта: упрощение выдачи виз киберспортсменам для поездок на зарубежные соревнования (они будут их получать на тех же основаниях, что и обычные спортсмены), а иностранным киберспортсменам — для приезда в Россию. По словам Смита, на такую льготу могут рассчитывать не только обладатели разрядов. «Эти нюансы еще предстоит обсуждать, но условно говоря, если человек сообщает консульству, что он спортсмен, и предъявляет приглашение от организаторов турнира, этого уже достаточно», — говорит он.

В то же время солидные суммы, разыгрываемые на коммерческих турнирах, — для многих игроков куда более веский аргумент в пользу участия, чем спортивный разряд. Cмит соглашается, что уже состоявшиеся в киберспорте игроки могут относиться к некоммерческим спортивным турнирам с пренебрежением: мол, зачем участвовать в Кубке России, где на кону — 5 миллионов рублей, если можно поехать на DotA Major. “Мы ничего не имеем против. Профессиональные спортсмены нам, безусловно, интересны, но их в тысячи раз меньше, чем тех, кто занимается этим на любительском уровне — отмечает он.

В 2006 Алан Енилеев победил на ЧМ по Need For Speed. В 2014 он стал одним из тех, кто нес флаг Олимпийских Игр на открытии зимней сочинской Олимпиады

Цель Федерации — именно популяризация киберспорта и развитие его как института. «Вот посмотрите, что происходит с нашими спортсменами в дисциплине Counter-Strike. У той же Virtus Pro текущий cостав — поляки. А почему? Потому что в России сейчас полностью отсутствует структура спортивного резерва, — говорит Смит. — Раньше были Asus Open, турниры WCG. Люди выигрывали региональные отборочные, приезжали в Москву, попадали в поле зрения профессиональных команд. И для некоторых игр, вроде DotA 2, издатели похожую структуру тоже выстраивают. Но в той же Counter-Strike сейчас — полное отсутствие четкой схемы, как человеку попасть в профессиональный спорт. Да, вначале будет пренебрежение, но постепенно и на официальных спортивных турнирах появятся большие денежные призы. Появится четкое разделение на любительский спорт и спорт высоких достижений».

Действительно, у некоторых соревновательных игр такие структуры уже есть. «У нас свой продукт и мы сами развиваем связанное с ним киберспортивное направление, — говорит Алексей Корнышев, руководитель еSports-направления в компании Wargaming на территории СНГ. — Нам очень важно, чтобы был так называемый «танковый лифт», чтобы игрок мог из любителя превратиться в профи». Система соревнований по World of Tanks предполагает несколько ступеней. Сначала человек просто играет, потом может перейти в более высокие лиги: сперва любительские, полупрофессиональные, а потом в профессиональную высшую лигу. «В высшей лиге мы начинаем платить ему зарплату, в том числе призовыми, — поясняет Корнышев. — Так что лифт у нас есть, он быстрый и предполагает полугодичный цикл реализации. Инициатива Федерации абсолютно верна, такие лифты очень нужны».

Алексей Корнышев — руководитель еSports-направления в компании Wargaming на территории СНГ

Будут ли создатели World of Tanks стремиться к тому, чтобы по их игре можно было получить киберспортивный разряд? «Разряды — всегда хорошо, — говорит Корнышев. — Но сначала нам нужно дождаться официальных постановлений от государства о порядке их выдачи. Тогда и будем предпринимать активные шаги. Но в целом наша задача как издателя игр — в первую очередь, приложить все усилия, чтобы нашей аудитории было хорошо и комфортно играть. А если при этом получится еще и присуждать им какие-то спортивные звания, это будет, конечно же, приятно».

С ним согласны в Riot Games. «Мы пока больше сфокусированы на том, как поддерживать высокую планку соревновательности и качественной организации в наших собственных чемпионатах по League of Legends — «Континентальной лиге», «Лиге претендентов» и «Битвах университетов», — говорит Владимир Торцов, менеджер по киберспорту в Riot Games Russia/CIS. — Мы твердо убеждены, что никакие разряды и официальные статусы не заменят в случае киберспортивных лиг постоянную и последовательную работу со стороны организаторов». У Riot также есть свой киберспортивный «лифт», в том числе отдельная студенческая лига «Битвы университетов».

«Прямого влияния на нашу деятельность мы пока не чувствуем, — говорит глава медианаправления киберспортивного холдинга ESforce Holding (в прошлом — Virtus.Pro group) Никита Бокарев. — Думаю, должно пройти определенное время, чтобы все нововведения вступили в силу. Главным образом от превращения киберспорта в спорт выиграют регионы России, где Федерация начнет проводить больше соревнований. Соответственно, это усилит и мотивацию игроков».

Пока и издатели игр, и киберспортивные холдинги заняли выжидающую позицию. Все согласны, что официальное признание компьютерного спорта со стороны государства — важный этап, после которого станет проще объяснять на самых разных уровнях, чем именно занимаются киберспортивные организации. Но никто не бежит в объятия к ФКС, все воспринимают возможность получения спортивных званий лишь как приятный бонус.

Задача ФКС всем, в том числе самой ФКС, видится в создании всероссийской системы превращения любителей в профессионалов для тех дисциплин, которым не хватает поддержки со стороны издателей, что принесет пользу всем участникам рынка. Так что, возможно, через несколько лет мы сможем гордиться успехами хотя бы в виртуальном футболе, раз в настоящем не получается. Медали на международных чемпионатах по FIFA наши киберспортсмены уже завоевывали.

Смотрите также
Киберспорт-2016
Фичер
Киберспорт-2016
Пять заблуждений о киберспорте
Фичер
Пять заблуждений о киберспорте
Чем нам гордиться в киберспорте?
Фичер
Чем нам гордиться в киберспорте?
Почему сейчас лучшее время начать играть в Hearthstone?
Фичер
Почему сейчас лучшее время начать играть в Hearthstone?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться