Oculus Rift и другие технологии виртуальной реальности

Александр Башкиров (редакция)

Шлемы виртуальной реальности, кроссовки для путешествий по игровому миру и настоящий костюм, дающий возможность почувствовать попадание пули

Со времен изобретения компьютерных игр игроки мечтали о двух вещах. Во-первых, им хотелось целиком погрузиться в виртуальный мир — так, чтобы он казался неотличимым от реального. А еще — о том, чтобы с виртуальными объектами можно было взаимодействовать физически: ходить не при помощи контроллера, а своими ногами, собственноручно наводить на врага настоящий автомат, ощущать попадание каждой вражеской пули.

Для вхождения в виртуальность нужны были всего лишь пара наглазных дисплеев и система слежения за направлением взгляда игрока, которые почему-то так никому и не удавалось довести до ума: первые эксперименты 90-х, вроде Virtual Boy, больше напоминали пыточные инструменты. А для физического контакта с игрой требовались системы, на которые раньше в игровой индустрии никто даже не замахивался. Но сейчас, с появлением огромного числа Kickstarter-проектов, ситуация изменилась.

Oculus Rift — шлем виртуальной реальности

Oculus Rift подходит не только для игр: с его помощью можно управлять летающим дроном

Первый успешный шлем виртуальной реальности появился только в прошлом году — это Oculus Rift калифорнийской фирмы Oculus VR. Kickstarter-кампания Oculus Rift закончилась год назад: на разработку нужны были $250 тысяч, которые собрали в первый же день. Сегодня доступ к шлему Oculus имеют только те, кто во время сбора денег заплатил разработчикам не менее $300. Собранные на Kickstarter два с половиной миллиона долларов давно кончились, но разработчики нашли серьезных инвесторов и получили от них еще $16 млн. на то, чтобы довести Oculus Rift до предсерийного состояния. В продаже шлем появится в 2014 году.

Устройство уже поддерживается существующими играми (Half-Life 2), будет поддерживаться крупными проектами будуещго (Titanfall) и даже находит применение вне игровой индустрии. В популярном видео два очкастых нерда при помощи Oculus Rift управляют вертушкой-дроном — вертолет несет на себе лэптоп, поддерживающий связь с шлемом по Wi-Fi. Пока, правда, можно улететь не дальше, чем на 50-100 метров.

Видео о том, как 90-летняя бабушка примеряет Oculus Rift, набрало на YouTube почти 2 миллиона просмотров. Виртуальная реальность приводит в восторг абсолютно всех, независимо от возраста

Со шлемом очень удобно стрелять навскидку — достаточно повернуть голову и нажать левую кнопку мыши. Точность стрельбы возрастает еще и потому, что очки заполняют все поле зрения, и объекты кажутся куда больше, чем на экране самого большого телевизора. Голова бегущего зомби в Left 4 Dead — больше не маленькая точка, а крупная, ясно различимая цель. Можно легко расправляться с целыми ордами живых трупов, даже если без Oculus Rift вы играете весьма средне. Есть у технологии и недостатки. Первая версия Oculus Rift работает лишь в разрешении 640x800 на каждый глаз. Этого явно недостаточно: глаза напрягаются при попытке сфокусироваться, что со временем может вызвать головную боль и тошноту.

Согласно сайту RiftEnabled.com, в настоящий момент Oculus Rift поддерживает 226 игр, из которых выпустить успели примерно половину. Большинство этих проектов — технические демоверсии, разработанные специально для виртуального шлема. В списке есть Battlefield 3, BioShock Infinite, Crysis 3, Portal 1-2, Dishonored, Far Cry 3 и прочие блокбастеры. Но только считанные единицы — Half Life 2 с аддонами и Team Fortress 2 — были адаптированы для Oculus Rift самими разработчиками, остальные с разной степенью успеха пока используют кустарные драйверы. Однако после выхода устройства его поддержка в играх должна стать таким же стандартом для разработчиков, как и сейчас поддержка обычных геймпадов.

Главное, о чем просят разработчиков первые пользователи — увеличить разрешение экранов. Oculus VR стараются изо всех сил: на минувшей E3 демонстрировался прототип с разрешением в 1080x1920.

Omni — беговая дорожка для путешествий по Скайриму

Одна из проблем абсолютно всех устройств виртуальной реальности в том, что они полностью выключают игрока из жизни, не позволяя во время игры общаться с другими членами семьи или хотя бы отвечать на звонки

Еще в сериале «Звездный путь» 60-х годов голографические технологии позволяли героям погрузиться в мир гангстеров 1930-х годов или пьесу Уильяма Шекспира. В первом случае их мог физически изрешетить пулями Аль Капоне, а во втором — расцеловать Калибан. Но только в 2013 году игровая индустрия всерьез заговорила про костюмы с полной обратной связью, и появились первые успешные системы физического перемещения игрока по виртуальному миру. Система Virtuix Omni позволяет вам ходить по миру любимой игры, а также бегать, прыгать, стрейфиться и пригибаться. В июне изобретатели из техасской Virtuix провели компанию на Kickstarter, намереваясь собрать $150 тыс., и собрали больше миллиона.

Система будет стоить $500-600 и должна поступить в продажу в декабре. Она не имеет ни одной подвижной детали и состоит из пары особых кроссовок и гигантской складной тарелки, изрезанной желобками. Шипы на кроссовках попадают в желобки и стабилизируют шаги игрока для большой точности ввода — каждый шаг преобразуется в команду с клавиатуры. Скольжение кроссовок взад-вперед имитирует обычную ходьбу, а чтобы не упасть с тарелки, при ходьбе игрок держится за кольцевые перила.

Как показывают YouTube-видео, в подвижных играх вроде Team Fortress 2 этой системой невозможно пользоваться чисто физически. Зато тарелка прекрасно подходит для неторопливых прогулок по спокойным виртуальным мирам Fallout: New Vegas, Skyrim или Minecraft.

Проекты далекого будущего

Atlas выглядит гораздо перспективнее громоздкой беговой дорожки, но страшно далек от серийного производства

Если тратить деньги на Omni вам совсем не хочется, в разработке находится дешевая альтернатива Atlas. Это приложение, которое можно установить на свой iPhone и подвесить смартфон на груди в специальной сбруе. Кроме того, в комнате должны быть размещены маркеры системы позиционирования — ведь для того, чтобы сделать шаг в виртуальном мире, игроку придется шагнуть и в реальности. И здесь мы подходим к главному недостатку системы: использовать Atlas можно только вместе с Oculus Rift на голове, который полностью погружает игрока в виртуальный мир и мешает ему ориентироваться даже в пределах своей квартиры. Страшно представить, сколько переломов и сотрясений вызовут попытки ходьбы по квартире с виртуальным шлемом на голове, если проект удалось бы выпустить в таком виде. Спасет, похоже, только беговая дорожка, которая есть далеко не у каждого.

Пока будущее Atlas выглядит очень неопределенно. Проектом в одиночку занимается Аарон Расмуссен из Лос-Анджелеса, и на момент написания этих строк он собрал всего $12 тысяч из требуемых 125.

Прототип костюма ARAIG похож на экзоскелет из Crysis: жаль, его время пока еще не наступило

Еще дальше от серийного производства находится костюм виртуальной реальности ARAIG. Сбор денег на Kickstarter закончился неудачей — собрали всего $126 тысяч долларов, а нужны были $900 тысяч. Система должна была состоять из костюма-экзоскелета с «нервной системой» для обратной связи, развешанных вокруг шеи игрока динамиков (шесть штук плюс трубка сабвуфера на позвоночнике), декодера для вашего PC или консоли и беспроводного блока питания. По идее, отдача из игры должна была передаваться не в руки, а куда следует. Были предусмотрены шестнадцать точек отдачи на груди, восемь на каждом плече и еще шестнадцать на спине игрока, плюс четыре сокращающих мышцы стимулятора на груди — самая, наверное, сомнительная часть проекта.

ARAIG собирались сотрудничать с разработчикам успешно профинансированного пластикового автомата Delta Six и Omni, ну а стоить костюм должен был $499.

Пока что наше виртуальное будущее выглядит вполне радужно: Oculus Rift находится уже на расстоянии вытянутой руки, это почти готовый к запуску в серию шлем виртуальный реальности, которому нужно лишь избавиться от ряда детских болезней. Тоже самое — и с тарелкой Omni. Что же касается костюма ARAIG, то у него впереди еще долгий путь. Если надеть шлем и погрузиться в виртуальный мир вы сможете уже в следующем году, то физически получить по шее от виртуального орка — лет через 10.

Смотрите также
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Фичер
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Лучший косплей Галактики
Фичер
Лучший косплей Галактики
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Фичер
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться