Охотники за головами

Светлана Карачарова (редакция)

Мы рассказываем посетителям нашего портала, какие бывают реферальные программы и что можно получить хорошего, пригласив играть своих друзей

Представьте: сидите вы себе на работе, читаете ленту любимого паблика, и вдруг приходит письмо от друга. Правда, вместо обычного «Зацени фотки с днюхи Наташки, ты смешно получился» написано что-то странное. «Стас Матрасов приглашает вас в Хитромудию, удивительный мир, полный опасных приключений. Нажмите на ссылку, и вы получите уникальный подарок — Красные Трусы Всевластья™ и 1012 бамбуковых монет». Что за трусы? Какие еще бамбуковые монеты? Что это такое вообще?

Все просто: вас только что пригласили в игру. Для этого использовали так называемую реферальную программу — сервис, который предполагает, что пользователи игры будут приглашать в нее друзей. К сожалению, большинство реферальных программ в русскоязычном сегменте выглядят так, что принимать эти приглашения не очень хочется. Они совершенно не внушают доверия. Вы начинаете подозревать, что вас пытаются на что-то развести и как-то использовать, даже если предложение исходит от лучшего друга. Так ли это на самом деле и стоит ли в это ввязываться? Попробуем разобраться.

Программа приглашения друга в Aion самая простая: если товарищ по вашему приглашению купит стандартный аккаунт и оплатит месячную подписку, вы получите месяц игры бесплатно

Мы не будем углубляться в дебри устройства реферальных систем, но упомянем, что они бывают прямые и многоуровневые. В прямых системах приславший приглашение получает награду только за привлечение того, кого непосредственно пригласил. В многоуровневых системах пригласивший получает прибыль от всей цепочки. Допустим, вы пригласили в какой-нибудь сервис трех друзей, а они пригласили еще девятерых, а те девять — еще сорок человек: вы получите вознаграждение за всех. Реферальные программы в реальной жизни обычно многоуровневые (отсюда и MLM, сетевой маркетинг). Реферальные системы в играх, напротив, обычно прямые.

Отдельно стоит упомянуть социальные игры, где для привлечения пользователей обычно используются не реферальные, а виральные системы. Разница в том, что вы приглашаете играть с вами не конкретного человека, а просто штампуете ссылки, которые сыплются в вашу ленту. «Я вырастил дуб, полюбуйтесь, какой красивый! А если щелкнете на ссылку, то получите желудь. Получите же свой желудь и начните играть прямо сейчас!» Виральные системы — это совершенно отдельная тема, и специалисты крайне неуважительно относятся к тем, кто путает понятия «виралка» и «рефералка». Для нас сейчас это не суть важно. Главное — что и виральная, и реферальная системы созданы для того, чтобы пользователи могли приглашать в игру знакомых.

В World of Warcraft аккаунт приглашенного друга на 90 дней связывается с вашим аккаунтом. Все это время вы оба получаете большой бонус к набору опыта. Через месяц пригласивший получит 30 дней бесплатного времени, а через два месяца — красивого летающего маунта

Трюк «пригласи друга, и вы оба получите подарки» был придуман в незапамятные времена, задолго до появления монстров MLM вроде Гербалайфа, Mary Kay и онлайн-бирж. Это старый и честный маркетинговый инструмент, который используется во многих сферах услуг. Принцип действия прост. Понравился товар или услуга? Посоветуй другу и, если он воспользуется рекомендацией, вас обоих ждет приятный подарок. Всем хорошо: и продавцу, и покупателям. «Приведи друга в наш фитнес-зал, и каждый из вас получит скидку на годовую карточку, равную сумме ваших возрастов в процентах». «Если друг оплатит месяц интернета в нашей компании — ты получишь месяц бесплатно». Это реально действующие программы, пользователи которых получают отличную компенсацию — денежную.

Но хорошая «рефералка» — это не всегда только деньги. Приглашать человека оценить даже самый крутой сервис, прислав ему письмо с кодовой фразой «пройди по ссылке, получишь сто рублей» — прошлый век и плохой тон. Далеко не каждый захочет куда-то там «пройти», даже если для этого нужно нажать всего лишь одну кнопку, и даже если за это будет полагаться какой-нибудь подарок. Более того: большинство людей знают, что бесплатные подарки дарят только на сайтах с вирусами, и на предложения халявы вообще не реагируют.

Пригласите друга в Warhammer Online, и если он оплатит месячную подписку, вы получите месяц игры бесплатно. Пригласите двоих — и получите пета. За четырех друзей дадут вещь, которая ускоряет набор опыта, а за шестерых — маунта

А вот если в письме будет рассказана интересная история, шансов, что на него обратят внимание, куда больше. Поэтому в наше время почти все сообщения, связанные с играми, в той или иной степени «художественные». Например, если вы когда-то играли в Star Wars: The Old Republic и бросили, то еще несколько месяцев будете получать сообщения от своих персонажей: «я скучаю, возвращайся». Хорошая история поможет даже там, где, казалось бы, нет никаких шансов заинтересовать людей.

Представьте себе, что вы купили дорогие кожаные штаны. Десять лет назад. По глупости. Вы не носили их. Все это время штаны провалялись у вас в шкафу. Каковы ваши шансы пристроить куда-то эти штаны, кроме как отнести их на мусорку? Откровенно говоря, никаких. А ведь это прекрасные штаны, не ношеные, красивые! Просто вы в этих штанах не очень хорошо смотритесь. Но на ком-то другом они явно будут сидеть, как влитые. Однако найти этого «кого-то» не так уж и просто. Что бы вы сделали, окажись вы в такой ситуации? Скорее всего, поспрашивали бы знакомых, разместили объявление на барахолке и никогда бы от этих штанов не избавились. Что сделал человек, который действительно попал в такую ситуацию? Он придумал историю, и штаны все-таки нашли другого владельца!

В Cross Fire пригласивший получает статус инструктора, а приглашенный — напарника. Инструктору за каждого приглашенного напарника дарят специальный приз. Напарник получает бонус к скорости прокачки. Кроме того, они оба получают вознаграждение, когда напарник достигает очередного звания

Сегодня акция «пригласи друга» или какая-то виральная система есть почти во всех онлайн-сервисах. К сожалению, при ее внедрении разработчикам часто отказывает чувство меры. Когда ваши друзья начинают последовательно бомбардировать вас письмами с предложениями зарегистрироваться/посмотреть/вступить/поиграть/прийти в гости/помочь/получить приз, невольно начинаешь злиться. Когда браузерка, где проводишь в день по пятнадцать минут, за это время тридцать раз пытается подсунуть под руку ссылку, которая рассылает спам по всему контакт-листу — уже бесишься.

Складывается ощущение, что вся эта история с системами приглашения друзей — сплошной обман и надувательство, придуманное только для того, чтобы заставить беспечных людей начать играть в то, что им сроду было не нужно, и желательно — за деньги. Но почему-то эти системы используют даже титаны индустрии. Сама Blizzard не брезгует периодически обновлять программу приглашения друга в World of Warcraft. Неужели и они совсем не заботятся о своей репутации и думают только о том, как бы по-быстрому накачать базу пользователей и срубить с них лишние три копейки?

Пригласив друга в Riot, вы будете получать по 10% от любого его платежа. Друг получит в подарок хорошую экипировку

Когда мы готовили этот материал, то решили, что обязательно получим комментарии от «живых» разработчиков игр. Пусть расскажут, что они лично сделали для того, чтобы приглашать друзей в игры было интересно и выгодно. Пусть объяснят, как должна выглядеть приличная реферальная программа и что делать с «трусами всевластья». Помочь нам вызвались гейм-дизайнеры Allods Team Илья Марьясов и Юлия Мельникова.

Первым делом выяснилось, что универсального рецепта «идеальной игровой рефералки» на свете не существует. «Каких-то магических формул или сложных расчетов нет, — говорит Илья. — Надо просто помнить, что реферальная программа должна преследовать всего одну цель: помочь объяснить другу, почему он тебе нужен в игре. Если она это делает, то все получилось отлично». Хорошая реферальная программа не предлагает пользователю воспользоваться непонятно чем, непонятно где и непонятно каким образом. Она просто сделает так, что вдвоем вам будет играть удобнее и легче, чем каждому по отдельности.

В «Аллодах Онлайн», когда вы приглашаете друзей, то с суммы каждой их внутриигровой покупки вам начисляется определенное количество «реферальной» валюты. На нее потом можно покупать особые товары в специальном магазине

Большинство разработчиков почему-то считает, что главное дело в реферальной программе — предложить за участие в ней какой-нибудь безумно ценный приз. Это, вероятно, корень всех бед реферальных систем. Привлеченные возможностью получить нечто сверхценное, игроки принимаются спамить ссылками направо и налево или ищут способы обмануть систему. Самый распространенный способ обмана — так называемое «мультоводство»: игрок заводит второй (третий, пятый, сто двадцатый) аккаунт, и приглашает сам себя. Нормальный разработчик это понимает, и потому в реферальной программе приличной ММО нет трусов всевластья влияющих на баланс сверхценных вещей, которые невозможно получить другими способами.

«Мы решили выдавать приятные и полезные призы, но не такие, чтобы пользователю захотелось искать способ получить их любым путем, — рассказывает Юлия. — Ведь получить приз не главная цель программы. Цель — играть с друзьями! Среди призов сейчас предметы, которые позволяют изменить внешний облик персонажа или его ездового животного. Также раздаем расходники, запас которых надо постоянно пополнять».

Rift похожа на WoW, как близняшка. Неудивительно, что и реферальные программы у этих игр почти одинаковые. Правда, в Rift пригласивший получает не только маунта, но еще и пета, шляпу и красивый титул — «Избранный»

Хорошая реферальная система выглядит не как надоедливый спам, а как система личных приглашений и рекомендаций. В идеале вы рекомендуете игру только друзьям, и только если она вам действительно нравится. Вы собираетесь играть вместе и хорошо проводить время, а не просто ставите очередную зарубку на своей винтовке — двадцатый приглашенный, следующий пошел! Реферальная программа «Аллодов Онлайн» неплоха и самобытна, как и сама игра, но стандартом де-факто стала система приглашения друзей в World of Warcraft. После того, как ваш друг приял приглашение, вы можете качаться вместе втрое быстрее и телепортируетесь друг к другу из любого конца мира. Маунт через два месяца — это приятный, но совершенно необязательный приз. Ради него вы не будете спамить всем друзьям по очереди — ну правда, зачем вам несколько одинаковых маунтов?

Подведем итог. Реферальная система — это некий дополнительный сервис, который есть почти в каждой игре, и который дает нам, игрокам, определенные бонусы. Если игра вам нравится, а пользоваться сервисом удобно — рано или поздно вы и без обещаний «трусов всевластья» пригласите в игру близких друзей. А если сервис неудобный, жадный и похож на худшие образчики многоуровневого маркетинга, скорее всего, и игра ему под стать.

Над материалом работали Иван Гусев и Светлана Карачарова

Смотрите также
Главные онлайн-события ноября 2016
Фичер
Главные онлайн-события ноября 2016
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Фичер
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Фичер
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться