Они играют в кино

bee_dee (пользователь)

Восьмёрка самых популярных фильмов про компьютерные игры

Сегодня мы поговорим о фильмах, режиссёры которых буквально восприняли фразу «вся наша жизнь – игра» и в своих сюжетах перенесли видеоигры в реальность. Мы не будем говорить о фильмах по играм – этот пистолет уже давненько стреляет вхолостую; мы поговорим о фильмах про игры.

Сама по себе идея давно не нова, – вы заметите это, первый фильм нашего списка датируется аж 1982-ым годом, он прекрасно известен каждому из нас – но эксплуатируется с достаточно слабой частотой. Что характерно, эксплуатируется практически всегда по-разному: из небольшого количества подобных фильмов практически ни один не напоминает другой. Предлагаю пройтись по нескольким лучшим режиссёрским видениям темы, при этом помня, что автор не преследовал цели перечислить все подобные фильмы, а лишь те, которые запомнились ему больше всего.

Год: 1982

Режиссер: Стивен Лисбергер

В ролях: Джефф Бриджес, Брюс Бокслейтнер

Какие видеоигры напоминает: старая добрая «Змейка» (только теперь хвост увеличивается постоянно, да и Змейка теперь не одна), Darwinia и Audiosurf (общий графический стиль)

Самый предсказуемый из всех гостей в нашем списке – «Трон», фильм-легенда и гордый обладатель звания первой картины в кинематографе, на 90% созданной посредством фонового полотна и компьютерной графики. Несмотря на поистине весомый вклад в развитие непосредственно графона, «Трон» отличился весьма двоякой реакцией зрителей. С одной стороны, важность его, как технологической вехи, отрицать было невозможно, с другой – большая часть аудитории просто-напросто не врубилась в эту электронную эстетику и обделила кино вниманием. Но резонанс пошёл.

С такой лихой улыбкой, да на весь фильм.

Кевин Флинн, молодой талантище-программист в лице молодого же Джеффа Бриджеса, оказывается обманут коллегой, нагло сплагиатившим все наработки героя, в результате чего он в грубой форме выпроваживается за дверь компании. Но Флинн в душе мечтатель, поэтому почти сразу загорается эксцентричным желанием очистить поруганное имя, вломившись в родную компанию и найдя файл с доказательствами.

Само собой, не всё так просто, и внезапно наш герой оцифровывается внутри компьютреного пространства, среди живых программ и неоновых декораций. Далеко не сразу смекнув, что к чему, Флинн, тем не менее, решается довершить начатое, попутно пройдя через несколько игровых испытаний и свергнув тиранию местного злодея.

Первый пошёл.

Тогдашнему фильму была присуща весёлая и беззаботная атмосфера, несмотря на до чёртиков пугающего антагониста в образе огромной геометрически правильной головы Программы Мастер-Контроль. Актёры сами толком не знали, что играют, а сценаристы – что пишут (именно по этой причине в сюжете, например, затесался говорящий Бит с диснеевскими наклонностями). Отчасти, именно поэтому фильм не совсем попал в аудиторию – эффектный и претенциозный, он был лишён целостности и всеобщей адекватности происходящего. Это был эксперимент, но эксперимент удачный, ведь за ним последовала волна видеоигр (не только по франшизе, но и под впечатлением от неё), массовая цитируемость тайтла и даже полноценное – спустя целых тридцать лет! – продолжение.

Год: 1999

Режиссёр: Дэвид Кроненберг

В ролях: Дженнифер Джейсон Ли, Джуд Лоу

Какие видеоигры напоминает: Bioshock, первые две части. Во-первых, жанром (биопанк), во-вторых, теорией заговора, фанатичной идолзацией и т.д.

Самая фестивальная, артхаусная и – сейчас будет шутка – экзистенциальная картина из нашего списка: три победы из девяти номинаций в разных категориях фестивалей. И поделом: «Экзистенция» представляет собой действительно хитрое кино, которое вам возможно даже придётся пару раз пересмотреть. Её довольно часто сравнивают с «Матрицей» из-за похожей тематики, и вот почему.

«Живой» геймпад

Фильм рассказывает про клуб любителей новой видеоигры на грани религии – немудрено, потому что с помощью специальной органической приставки вы присоединяетесь к другой, виртуальной реальности, которая по ощущениям не уступает… реальной реальности. Однажды в этом самом клубе происходит убийство на почве фанатизма, и для расследования наш герой (в лице великолепного Джуда Лоу) тоже должен принять участие в действе.

Таким образом, для игроманов происходит подмена опыта, они обретают зависимость, вторую жизнь, отличную от настоящей. Человек независимый (всё тот же Джуд Лоу) от «цифрового рая» – человек чуждый, изгой в этом мире безрассудного эскапизма. Действие доходит почти до фарса, концентрация безумия растёт, а его пиком – эдакой вишенкой на вершине торта – становится мощная «бомба» в виде финального вопроса: «Мы всё ещё в игре?».

Пистолет из костей черепа, стреляет — зубами. Будущее такое будущее.

В общем, нужно смотреть, и смотреть в срочном порядке, потому что у этой прямо-таки скромной и неприметной конфетки Кроненберга огромное количество по-настоящему крутых идей. Абсолютно те же вещи были, например, в Матрице — но последняя оказалась гораздо более разжёванной для массовой аудитории, а потому и отбила всё внимание от вышедшей всего месяцем ранее Экзистенции.

Год: 2003

Режиссёр: Роберт Родригес

В ролях: Дэрил Сабара, Алекса ПенаВега, Сильвестер Сталлоне

Какие видеоигры напоминает: Crash Bandicoot, Super Mario 64, Donkey Kong 64 и другие яркие трёхмерные платформеры.

Это предпоследняя попытка знаменитого режиссёра-мексиканца выжать из некогда хорошей приключенческой комедии хорошую приключенческую комедию.

Итак, наши неугомонные детишки в очередной раз бросаются на поиски приключений: они оказываются внутри новомодной игры, сделанной весьма неправдоподобно выглядящем в роли кибергения Сильвестром Сталлоне. Джуни по заданию правительства отправляется на поиски сестры, которая застряла на одном из уровней виртуального пространства. С собой он прихватывает дедушку, который добавляет неуместного драматизма, ибо в игре, в отличие от жизни, у него не парализованы ноги. В общем, эти двое и Ко отправляются в путешествие по пиксельному миру в надежде побороть злодея.

Графоооон

Что ж, насколько всё печально вы можете понять уже из синопсиса, но чёрт с ним, сюжет никогда не был визитной карточкой серии. Куда как более сильные провалы ожидают нас дальше: из категории «семейный» фильм перепрыгивает в категорию «детский», логика пропадает в небытие, все силы уходят на спецэффекты – которые, да, для своего времени не такие уж и плохие, но не могут вытащить всё кино на себе. И, наконец, главная промашка: любимую всеми парочку КортезовАнтонио Бандераса и Карлу Гуджино – решили обрезать вплоть до одной-единственной сцены, в которой те были не особо-то и нужны.

Одна из немногих приятностей фильма — минутное камео.

Учитывая всё это и, плюс ко всему, ужасно заурядную мораль, мы получаем действительно посредственное кино, и, что самое страшное, не самое худшее в серии – оно поджидает впереди.

Год: 2009

Режиссеры: Брайан Тейлор, Марк Невелдайн

В ролях: Джерард Батлер, Майкл Си Холл

Какие видеоигры напоминает: правила игры роднят фильм с практически любым командным сетевым шутером, общая стилистика и жёсткость напоминает Gears of War.

Гипотетическое недалёкое будущее. Здесь не летают машины, не лечится рак, зато Декстер из одноимённого сериала придумал замечательный стартап – крутую видеоигру с достаточно оригинальным и незаезженным названием «Убийцы». Суть игры такова: на тюремных заключённых вешают специальные чипы, с помощью которых школьники за счёт папиной кредитки играют в «стрелялки». Нашему герою Джону Тилману (который – божий одуванчик – оказался в тюрьме незаслуженно) школьник достаётся умелый, что позволяет Джону не только пережить наибольшее количество поединков, но и вырваться на свободу. Там он должен отомстить обидчикам, а также разыскать бывшую жёнушку, которая – вот совпадение! – как раз занята в другом проекте главного злодея.

Удобный интерфейс — виртуозное управление: не игра, а дирижирование.

Забавный факт: несмотря на то, что этот фильм, по сути, является типичным боевиком с незамысловатым сюжетом, в нём содержатся довольно интересные с точки зрения игрового сообщества фишки. Сценаристы прошлись по лагам и задержке между командами игрока и действиями «персонажа», поигрались с камерой от третьего лица, задав темп среднестатистического шутера. Доведён до апогея и один из популярнейших пороков интернетов – эта полная циничной иронии сцена, когда под личиной живой девушки-красотки скрывается здоровенный толстяк, играющий этим самым «персонажем».

Вот она, цена прогресса: кастомизация персонажа напоминает сервис эскорт-услуг.

В общем и целом, «Геймер» хоть и достаточно поверхностно проходится по игровой тематике, но включает в себя энное количество достаточно любопытных находок, которые интересно наблюдать потенциальной целевой аудитории. За рубежом фильм получил довольно низкие оценки – но глянуть всё же стоит: хотя бы из-за сурового и невозмутимого Батлера и эксцентричного и обаятельного Майкла Си Холла.

Год: 2009

Режиссёр: Павел Санаев

В ролях: Сергей Чирков, Павел Прилучный и другие.

Какие видеоигры напоминает: как ни странно, больше всего похоже на GTA V – команда из нескольких человек, каждый из которых обладает своими спецспособностями.

Несмотря на то, что видеоигры в России довольно спешно стали объектом массовой культуры, на экран они у нас просочились гораздо позже, чем в США – видимо, из-за вопроса цензуры, ведь каждый россиянин знает, что игры провоцируют на насилие. Так или иначе, фильм «На игре» замахнулся довольно чётко связать всё повествование с игровым миром, предложив довольно любопытную – хотя и простенькую – завязку.

Как бы надменно не выглядела морда Прилучного, справляется он чуточку лучше остального актёрского состава.

Итак, герои (каждый в своей дисциплине) одерживают победу на киберспортивном чемпионате, после чего их одаривают чудом российского геймдева. Немудрено, что позже системники каждого из ребят, установивших игру, искрят и взрываются – а заодно облучают их сверхспособностями. Да способностями не простыми, а теми, что характерны для их любимой видеоигры. А так как никто из них не играет ни в The Sims, ни в, скажем, Dota 2, то профессиональных дизайнеров интерьера или первоклассных авторов шуток про твою маму мы не получили.

Лучше играл бы в Mortal Kombat, тем более, что сделать фаталити в реальности возрастной рейтинг позволяет.

Зато получили довольно скучный набор из двух стрелков, двух файтеров, водителя и не пойми кого. Что режиссёр пытается показать довольно нелепо: один выигрывает в тире мишку, другой вступает в драку с мигрантами, слабоватую хореографию которой вытягивает лишь рваный монтаж, и т.д. Так или иначе, каждый из героев знакомится со своим супергеройским началом, и все они потихоньку ввязываются в криминальную историю, которая и должна способствовать поддержанию настроения фильма.

В общем и целом, если закрыть глаза на почти полное отсутствие актёрской игры и не самую техничную постановку, картина таки стала довольно смелой попыткой поэкспериментировать с популярной темой. Да, «На игре» на голову ниже абсолютного большинства американских собратьев, но, в общем и целом, являет собой интересный опыт для российской киноиндустрии.

Год: 2010

Режиссёр: Павел Санаев

В ролях: Сергей Чирков, Павел Прилучный и другие

Какие видеоигры напоминает: GTA V

Сиквел лаконично продолжает ту историю, на которой мы остановились в оригинале – и сразу небольшой спойлер: цельность сюжетной связки частей – единственный очевидный плюс фильма. Итак, наши герои вынуждены подневольно продолжать работу на террористов. Ставки растут, в команде отчётливо намечается раскол, герои то и дело рискуют быть убиты сценаристами, а часто употребляемая фраза «ЭТО УЖЕ НЕ ИГРА!» каждый раз звучит довольно глупо.

Пистолет в одной руке и автомат в другой - это очень, очень эффективно.

В конечном итоге, небольшая приставка к названию второго фильма не внушает доверия: это всё те же не обделённые талантом актёры, всё тот же чрезмерно накрученный сюжет (в котором теперь нет сцен становления героев, в отличие от оригинала, поэтому хронометраж надо забивать чем ни попадя). Технический прогресс тоже обошёл фильм стороной – оно и правильно, ведь бюджеты обоих фильмов одинаковы. Так что понять, о каком таком новом уровне идёт речь, довольно непростая задача.

Зато после фильма франшиза переросла в переполненный штампов сериал (где ей, собственно, и место), который не рискнул нарушать устоявшуюся тенденцию и в очередной раз опустил планку качества серии.

Год: 2010

Режиссёр: Джозеф Косински В ролях: Гаррет Хэдлунд, Оливия Уайлд, Джефф Бриджес

Какие видеоигры напоминает: всё та же «Змейка»; Saints Row IV – концепцией виртуального мира и некоторыми стилистическими чертами.

Да-да, всего-то тридцать лет минуло, чтобы долгожданное наследие вторглось в мир кино и напомнило о галогенной франшизе ещё раз. И, чтобы подчеркнуть, как повзрослели технологии за долгий срок, напомнило с большим масштабом: солидных 170 миллионов ушли на кучу опытных дизайнеров для ретуши знакомой вселенной, создателя стильных рекламных роликов на посту режиссёра, всяческие приблуды современной визуализации (в том числе и 3D) и – гениальное решение Косински – на Daft Punk в качестве композиторов.

И эффект превзошёл все ожидания: графическое великолепие попадало точно центр удовольствия головного мозга искушённого зрителя, ценящего электронно-неоновую тематику, да и других людей, покупающихся на красивые спецэффекты, зрелище определённо радовало. Уникальный тандем визуальной и аудиальной составляющей воссоздали неповторимый стиль виртуального мира, крепко-накрепко внушающего одну-единственную мысль: «Я хочу туда». Большая брешь в картине, однако, была, и это не стало неожиданностью — сюжет.

"30 лет прошло, а до сих пор на полотне снимаем".

Довольно амбициозная завязка расскажет нам о том, как Кевин Флинн – герой первой части – однажды внезапно пропадает, оставляя сынишку Сэма на головы дедушки и бабушки. Спустя уже пару десятков лет, сынишка, привлечённый таинственным сигналом на пейджер, заглядывает на огонёк в старый зал игровых автоматов папы. Ну и, разумеется, стряхивая пыль со странных приборов, Сэм напоминает, что весь в отца, и попиксельно переносится в компьютерный мир.

Тут он обнаруживает, что вокруг всем заправляет злобный клон отца, деспотия осуществляется через кару непослушных программ на знаменитых играх, а сам отец – ушёл в подполье и выжидает удобного момента, чтобы свергнуть непоседливого близнеца. Собственно, этим герои и будут заниматься на протяжении большей части фильма.

А эти ребята занимались самой ответственной задачей - делали фильм крутым.

И если любопытство от знакомства с местным окружением удержит у экрана любого зеваку, то всё, что происходит после введения в курс дела, с неподдельным интересом будет наблюдать далеко не каждый. Незатейливая драма, которую попытался привнести режиссёр, подаётся слегка натужно и наигранно, хотя фильм и стал гораздо мрачнее в сравнении с оригиналом. А два часа наблюдать исключительно за технологическими изысками, оказывается, не так уж и весело.

Год: 2012

Режиссёр: Рич Мур

В ролях: Да какая, собственно, разница, это же мультик.

Какие видеоигры напоминает: вторая часть фильма – типичный Mario Kart или, например, Sonic & All-Stars Racing

В отличие от всех остальных названий из списка, «Ральф» не претендует на вольную интерпретацию видеоигр как части реальности, он заигрывает с уже привычной нам концепцией: мы посмотрим на жизнь электронных героев, как она есть.

Итак, Громила Ральф из игрового автомата «Круши это Ральф» на протяжении долгого времени без особого удовольствия исполняет роль злодея. Радостные детишки приходят в клуб и унизительно побеждают негодяя снова, и снова, и снова. Но никто, почему-то, не задумывается, что за массивной тушей и небогатым интеллектом скрывается ранимая, добрая душа!

Очередная ТОНКАЯ отсылка к видеоиграм: типичный шутер под названием Hero's Duty.

И однажды Ральф таки решается показать всем героичность своей натуры: он намеревается заработать золотую медальку в одной из видеоигр! Это становится его единственной возможностью стать частью коллектива, и тот, не задумываясь, использует её, отправляясь в долгое и опасное приключение по видеоиграм. Режиссёром было принято занятное решение: сделать самый гиковский полнометражный мультфильм из когда-либо показанных в кинотеатрах. Немудрено, что в качестве камео в «Ральфе» засветились Марио, Зангиев, Соник, Куберт, Пакман, Дьябло, Линк и многие-многие другие, притом, большинство из них обыграно с изрядной долей хорошего юмора. Что стоит один только Кано, выполняющий своё фирменное фаталити!

Момент максимальной концентрации фан-контента в мультфильме.

Но ко второй половине мультфильма режиссёр вдруг вспоминает, что продукт надо продавать и детям, а те, в свою очередь, ни о каких Дьябло и Зангиевых не слышали – попросту не застали. И тут происходит резкая смена акцентуации: декорации сменяются на ванильные сладости, сюжет вводит мимимишную героиню, а до этого момента восторженные гики расстроенно засыпают. Впредь это будет чисто детский мультфильм, напрочь позабывший обо всех отсылках на видеоигры. Но не стоит жестоко его судить: несмотря ни на что, «Ральф» оказался действительно доброй и интересной картиной, за которой вполне можно убить полтора часа жизни, отбросив всякие претенциозные сантименты.

Смотрите также
Хакеры против правительств
Фичер
Хакеры против правительств
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Фичер
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Фичер
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться