Они играют в кино

bee_dee (пользователь)

Восьмёрка самых популярных фильмов про компьютерные игры

Сегодня мы поговорим о фильмах, режиссёры которых буквально восприняли фразу «вся наша жизнь – игра» и в своих сюжетах перенесли видеоигры в реальность. Мы не будем говорить о фильмах по играм – этот пистолет уже давненько стреляет вхолостую; мы поговорим о фильмах про игры.

Сама по себе идея давно не нова, – вы заметите это, первый фильм нашего списка датируется аж 1982-ым годом, он прекрасно известен каждому из нас – но эксплуатируется с достаточно слабой частотой. Что характерно, эксплуатируется практически всегда по-разному: из небольшого количества подобных фильмов практически ни один не напоминает другой. Предлагаю пройтись по нескольким лучшим режиссёрским видениям темы, при этом помня, что автор не преследовал цели перечислить все подобные фильмы, а лишь те, которые запомнились ему больше всего.

Год: 1982

Режиссер: Стивен Лисбергер

В ролях: Джефф Бриджес, Брюс Бокслейтнер

Какие видеоигры напоминает: старая добрая «Змейка» (только теперь хвост увеличивается постоянно, да и Змейка теперь не одна), Darwinia и Audiosurf (общий графический стиль)

Самый предсказуемый из всех гостей в нашем списке – «Трон», фильм-легенда и гордый обладатель звания первой картины в кинематографе, на 90% созданной посредством фонового полотна и компьютерной графики. Несмотря на поистине весомый вклад в развитие непосредственно графона, «Трон» отличился весьма двоякой реакцией зрителей. С одной стороны, важность его, как технологической вехи, отрицать было невозможно, с другой – большая часть аудитории просто-напросто не врубилась в эту электронную эстетику и обделила кино вниманием. Но резонанс пошёл.

С такой лихой улыбкой, да на весь фильм.

Кевин Флинн, молодой талантище-программист в лице молодого же Джеффа Бриджеса, оказывается обманут коллегой, нагло сплагиатившим все наработки героя, в результате чего он в грубой форме выпроваживается за дверь компании. Но Флинн в душе мечтатель, поэтому почти сразу загорается эксцентричным желанием очистить поруганное имя, вломившись в родную компанию и найдя файл с доказательствами.

Само собой, не всё так просто, и внезапно наш герой оцифровывается внутри компьютреного пространства, среди живых программ и неоновых декораций. Далеко не сразу смекнув, что к чему, Флинн, тем не менее, решается довершить начатое, попутно пройдя через несколько игровых испытаний и свергнув тиранию местного злодея.

Первый пошёл.

Тогдашнему фильму была присуща весёлая и беззаботная атмосфера, несмотря на до чёртиков пугающего антагониста в образе огромной геометрически правильной головы Программы Мастер-Контроль. Актёры сами толком не знали, что играют, а сценаристы – что пишут (именно по этой причине в сюжете, например, затесался говорящий Бит с диснеевскими наклонностями). Отчасти, именно поэтому фильм не совсем попал в аудиторию – эффектный и претенциозный, он был лишён целостности и всеобщей адекватности происходящего. Это был эксперимент, но эксперимент удачный, ведь за ним последовала волна видеоигр (не только по франшизе, но и под впечатлением от неё), массовая цитируемость тайтла и даже полноценное – спустя целых тридцать лет! – продолжение.

Год: 1999

Режиссёр: Дэвид Кроненберг

В ролях: Дженнифер Джейсон Ли, Джуд Лоу

Какие видеоигры напоминает: Bioshock, первые две части. Во-первых, жанром (биопанк), во-вторых, теорией заговора, фанатичной идолзацией и т.д.

Самая фестивальная, артхаусная и – сейчас будет шутка – экзистенциальная картина из нашего списка: три победы из девяти номинаций в разных категориях фестивалей. И поделом: «Экзистенция» представляет собой действительно хитрое кино, которое вам возможно даже придётся пару раз пересмотреть. Её довольно часто сравнивают с «Матрицей» из-за похожей тематики, и вот почему.

«Живой» геймпад

Фильм рассказывает про клуб любителей новой видеоигры на грани религии – немудрено, потому что с помощью специальной органической приставки вы присоединяетесь к другой, виртуальной реальности, которая по ощущениям не уступает… реальной реальности. Однажды в этом самом клубе происходит убийство на почве фанатизма, и для расследования наш герой (в лице великолепного Джуда Лоу) тоже должен принять участие в действе.

Таким образом, для игроманов происходит подмена опыта, они обретают зависимость, вторую жизнь, отличную от настоящей. Человек независимый (всё тот же Джуд Лоу) от «цифрового рая» – человек чуждый, изгой в этом мире безрассудного эскапизма. Действие доходит почти до фарса, концентрация безумия растёт, а его пиком – эдакой вишенкой на вершине торта – становится мощная «бомба» в виде финального вопроса: «Мы всё ещё в игре?».

Пистолет из костей черепа, стреляет — зубами. Будущее такое будущее.

В общем, нужно смотреть, и смотреть в срочном порядке, потому что у этой прямо-таки скромной и неприметной конфетки Кроненберга огромное количество по-настоящему крутых идей. Абсолютно те же вещи были, например, в Матрице — но последняя оказалась гораздо более разжёванной для массовой аудитории, а потому и отбила всё внимание от вышедшей всего месяцем ранее Экзистенции.

Год: 2003

Режиссёр: Роберт Родригес

В ролях: Дэрил Сабара, Алекса ПенаВега, Сильвестер Сталлоне

Какие видеоигры напоминает: Crash Bandicoot, Super Mario 64, Donkey Kong 64 и другие яркие трёхмерные платформеры.

Это предпоследняя попытка знаменитого режиссёра-мексиканца выжать из некогда хорошей приключенческой комедии хорошую приключенческую комедию.

Итак, наши неугомонные детишки в очередной раз бросаются на поиски приключений: они оказываются внутри новомодной игры, сделанной весьма неправдоподобно выглядящем в роли кибергения Сильвестром Сталлоне. Джуни по заданию правительства отправляется на поиски сестры, которая застряла на одном из уровней виртуального пространства. С собой он прихватывает дедушку, который добавляет неуместного драматизма, ибо в игре, в отличие от жизни, у него не парализованы ноги. В общем, эти двое и Ко отправляются в путешествие по пиксельному миру в надежде побороть злодея.

Графоооон

Что ж, насколько всё печально вы можете понять уже из синопсиса, но чёрт с ним, сюжет никогда не был визитной карточкой серии. Куда как более сильные провалы ожидают нас дальше: из категории «семейный» фильм перепрыгивает в категорию «детский», логика пропадает в небытие, все силы уходят на спецэффекты – которые, да, для своего времени не такие уж и плохие, но не могут вытащить всё кино на себе. И, наконец, главная промашка: любимую всеми парочку КортезовАнтонио Бандераса и Карлу Гуджино – решили обрезать вплоть до одной-единственной сцены, в которой те были не особо-то и нужны.

Одна из немногих приятностей фильма — минутное камео.

Учитывая всё это и, плюс ко всему, ужасно заурядную мораль, мы получаем действительно посредственное кино, и, что самое страшное, не самое худшее в серии – оно поджидает впереди.

Год: 2009

Режиссеры: Брайан Тейлор, Марк Невелдайн

В ролях: Джерард Батлер, Майкл Си Холл

Какие видеоигры напоминает: правила игры роднят фильм с практически любым командным сетевым шутером, общая стилистика и жёсткость напоминает Gears of War.

Гипотетическое недалёкое будущее. Здесь не летают машины, не лечится рак, зато Декстер из одноимённого сериала придумал замечательный стартап – крутую видеоигру с достаточно оригинальным и незаезженным названием «Убийцы». Суть игры такова: на тюремных заключённых вешают специальные чипы, с помощью которых школьники за счёт папиной кредитки играют в «стрелялки». Нашему герою Джону Тилману (который – божий одуванчик – оказался в тюрьме незаслуженно) школьник достаётся умелый, что позволяет Джону не только пережить наибольшее количество поединков, но и вырваться на свободу. Там он должен отомстить обидчикам, а также разыскать бывшую жёнушку, которая – вот совпадение! – как раз занята в другом проекте главного злодея.

Удобный интерфейс — виртуозное управление: не игра, а дирижирование.

Забавный факт: несмотря на то, что этот фильм, по сути, является типичным боевиком с незамысловатым сюжетом, в нём содержатся довольно интересные с точки зрения игрового сообщества фишки. Сценаристы прошлись по лагам и задержке между командами игрока и действиями «персонажа», поигрались с камерой от третьего лица, задав темп среднестатистического шутера. Доведён до апогея и один из популярнейших пороков интернетов – эта полная циничной иронии сцена, когда под личиной живой девушки-красотки скрывается здоровенный толстяк, играющий этим самым «персонажем».

Вот она, цена прогресса: кастомизация персонажа напоминает сервис эскорт-услуг.

В общем и целом, «Геймер» хоть и достаточно поверхностно проходится по игровой тематике, но включает в себя энное количество достаточно любопытных находок, которые интересно наблюдать потенциальной целевой аудитории. За рубежом фильм получил довольно низкие оценки – но глянуть всё же стоит: хотя бы из-за сурового и невозмутимого Батлера и эксцентричного и обаятельного Майкла Си Холла.

Год: 2009

Режиссёр: Павел Санаев

В ролях: Сергей Чирков, Павел Прилучный и другие.

Какие видеоигры напоминает: как ни странно, больше всего похоже на GTA V – команда из нескольких человек, каждый из которых обладает своими спецспособностями.

Несмотря на то, что видеоигры в России довольно спешно стали объектом массовой культуры, на экран они у нас просочились гораздо позже, чем в США – видимо, из-за вопроса цензуры, ведь каждый россиянин знает, что игры провоцируют на насилие. Так или иначе, фильм «На игре» замахнулся довольно чётко связать всё повествование с игровым миром, предложив довольно любопытную – хотя и простенькую – завязку.

Как бы надменно не выглядела морда Прилучного, справляется он чуточку лучше остального актёрского состава.

Итак, герои (каждый в своей дисциплине) одерживают победу на киберспортивном чемпионате, после чего их одаривают чудом российского геймдева. Немудрено, что позже системники каждого из ребят, установивших игру, искрят и взрываются – а заодно облучают их сверхспособностями. Да способностями не простыми, а теми, что характерны для их любимой видеоигры. А так как никто из них не играет ни в The Sims, ни в, скажем, Dota 2, то профессиональных дизайнеров интерьера или первоклассных авторов шуток про твою маму мы не получили.

Лучше играл бы в Mortal Kombat, тем более, что сделать фаталити в реальности возрастной рейтинг позволяет.

Зато получили довольно скучный набор из двух стрелков, двух файтеров, водителя и не пойми кого. Что режиссёр пытается показать довольно нелепо: один выигрывает в тире мишку, другой вступает в драку с мигрантами, слабоватую хореографию которой вытягивает лишь рваный монтаж, и т.д. Так или иначе, каждый из героев знакомится со своим супергеройским началом, и все они потихоньку ввязываются в криминальную историю, которая и должна способствовать поддержанию настроения фильма.

В общем и целом, если закрыть глаза на почти полное отсутствие актёрской игры и не самую техничную постановку, картина таки стала довольно смелой попыткой поэкспериментировать с популярной темой. Да, «На игре» на голову ниже абсолютного большинства американских собратьев, но, в общем и целом, являет собой интересный опыт для российской киноиндустрии.

Год: 2010

Режиссёр: Павел Санаев

В ролях: Сергей Чирков, Павел Прилучный и другие

Какие видеоигры напоминает: GTA V

Сиквел лаконично продолжает ту историю, на которой мы остановились в оригинале – и сразу небольшой спойлер: цельность сюжетной связки частей – единственный очевидный плюс фильма. Итак, наши герои вынуждены подневольно продолжать работу на террористов. Ставки растут, в команде отчётливо намечается раскол, герои то и дело рискуют быть убиты сценаристами, а часто употребляемая фраза «ЭТО УЖЕ НЕ ИГРА!» каждый раз звучит довольно глупо.

Пистолет в одной руке и автомат в другой - это очень, очень эффективно.

В конечном итоге, небольшая приставка к названию второго фильма не внушает доверия: это всё те же не обделённые талантом актёры, всё тот же чрезмерно накрученный сюжет (в котором теперь нет сцен становления героев, в отличие от оригинала, поэтому хронометраж надо забивать чем ни попадя). Технический прогресс тоже обошёл фильм стороной – оно и правильно, ведь бюджеты обоих фильмов одинаковы. Так что понять, о каком таком новом уровне идёт речь, довольно непростая задача.

Зато после фильма франшиза переросла в переполненный штампов сериал (где ей, собственно, и место), который не рискнул нарушать устоявшуюся тенденцию и в очередной раз опустил планку качества серии.

Год: 2010

Режиссёр: Джозеф Косински В ролях: Гаррет Хэдлунд, Оливия Уайлд, Джефф Бриджес

Какие видеоигры напоминает: всё та же «Змейка»; Saints Row IV – концепцией виртуального мира и некоторыми стилистическими чертами.

Да-да, всего-то тридцать лет минуло, чтобы долгожданное наследие вторглось в мир кино и напомнило о галогенной франшизе ещё раз. И, чтобы подчеркнуть, как повзрослели технологии за долгий срок, напомнило с большим масштабом: солидных 170 миллионов ушли на кучу опытных дизайнеров для ретуши знакомой вселенной, создателя стильных рекламных роликов на посту режиссёра, всяческие приблуды современной визуализации (в том числе и 3D) и – гениальное решение Косински – на Daft Punk в качестве композиторов.

И эффект превзошёл все ожидания: графическое великолепие попадало точно центр удовольствия головного мозга искушённого зрителя, ценящего электронно-неоновую тематику, да и других людей, покупающихся на красивые спецэффекты, зрелище определённо радовало. Уникальный тандем визуальной и аудиальной составляющей воссоздали неповторимый стиль виртуального мира, крепко-накрепко внушающего одну-единственную мысль: «Я хочу туда». Большая брешь в картине, однако, была, и это не стало неожиданностью — сюжет.

"30 лет прошло, а до сих пор на полотне снимаем".

Довольно амбициозная завязка расскажет нам о том, как Кевин Флинн – герой первой части – однажды внезапно пропадает, оставляя сынишку Сэма на головы дедушки и бабушки. Спустя уже пару десятков лет, сынишка, привлечённый таинственным сигналом на пейджер, заглядывает на огонёк в старый зал игровых автоматов папы. Ну и, разумеется, стряхивая пыль со странных приборов, Сэм напоминает, что весь в отца, и попиксельно переносится в компьютерный мир.

Тут он обнаруживает, что вокруг всем заправляет злобный клон отца, деспотия осуществляется через кару непослушных программ на знаменитых играх, а сам отец – ушёл в подполье и выжидает удобного момента, чтобы свергнуть непоседливого близнеца. Собственно, этим герои и будут заниматься на протяжении большей части фильма.

А эти ребята занимались самой ответственной задачей - делали фильм крутым.

И если любопытство от знакомства с местным окружением удержит у экрана любого зеваку, то всё, что происходит после введения в курс дела, с неподдельным интересом будет наблюдать далеко не каждый. Незатейливая драма, которую попытался привнести режиссёр, подаётся слегка натужно и наигранно, хотя фильм и стал гораздо мрачнее в сравнении с оригиналом. А два часа наблюдать исключительно за технологическими изысками, оказывается, не так уж и весело.

Год: 2012

Режиссёр: Рич Мур

В ролях: Да какая, собственно, разница, это же мультик.

Какие видеоигры напоминает: вторая часть фильма – типичный Mario Kart или, например, Sonic & All-Stars Racing

В отличие от всех остальных названий из списка, «Ральф» не претендует на вольную интерпретацию видеоигр как части реальности, он заигрывает с уже привычной нам концепцией: мы посмотрим на жизнь электронных героев, как она есть.

Итак, Громила Ральф из игрового автомата «Круши это Ральф» на протяжении долгого времени без особого удовольствия исполняет роль злодея. Радостные детишки приходят в клуб и унизительно побеждают негодяя снова, и снова, и снова. Но никто, почему-то, не задумывается, что за массивной тушей и небогатым интеллектом скрывается ранимая, добрая душа!

Очередная ТОНКАЯ отсылка к видеоиграм: типичный шутер под названием Hero's Duty.

И однажды Ральф таки решается показать всем героичность своей натуры: он намеревается заработать золотую медальку в одной из видеоигр! Это становится его единственной возможностью стать частью коллектива, и тот, не задумываясь, использует её, отправляясь в долгое и опасное приключение по видеоиграм. Режиссёром было принято занятное решение: сделать самый гиковский полнометражный мультфильм из когда-либо показанных в кинотеатрах. Немудрено, что в качестве камео в «Ральфе» засветились Марио, Зангиев, Соник, Куберт, Пакман, Дьябло, Линк и многие-многие другие, притом, большинство из них обыграно с изрядной долей хорошего юмора. Что стоит один только Кано, выполняющий своё фирменное фаталити!

Момент максимальной концентрации фан-контента в мультфильме.

Но ко второй половине мультфильма режиссёр вдруг вспоминает, что продукт надо продавать и детям, а те, в свою очередь, ни о каких Дьябло и Зангиевых не слышали – попросту не застали. И тут происходит резкая смена акцентуации: декорации сменяются на ванильные сладости, сюжет вводит мимимишную героиню, а до этого момента восторженные гики расстроенно засыпают. Впредь это будет чисто детский мультфильм, напрочь позабывший обо всех отсылках на видеоигры. Но не стоит жестоко его судить: несмотря ни на что, «Ральф» оказался действительно доброй и интересной картиной, за которой вполне можно убить полтора часа жизни, отбросив всякие претенциозные сантименты.

Смотрите также
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Хакеры против правительств
Фичер
Хакеры против правительств
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Фичер
Главные эксклюзивы PlayStation 4
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться