Вы решили делать видеоигры в России — что дальше?

Doctor Who (пользователь)

Особенности национального творчества

Наверняка каждый заядлый любитель видеоигр – будь то обычный игрок или даже профессиональный игровой журналист, хотя бы раз в жизни задавался следующими вопросами – а как на самом деле делают видеоигры? Если я тоже хочу их делать, то куда мне податься?

И если на первый из них найти ответ достаточно легко – благо YouTube и тематические сайты и форумы всегда открыты, то вот чтобы ответить на второй вопрос, придется постараться, и учесть много самых разнообразных факторов. Не последний из них – ты в России, детка! Хорошо это или плохо – предлагаю разобраться.

Хорошо, я твердо все для себя решил – с чего начнем?

От идеи до релиза

Вы окончательно убедили себя в том, что хотите не только играть в видеоигры, но и принимать участие в их разработке? Взвесили все за и против? Сняли и положили на полку свои розовые очки, через которые разработка видеоигры кажется таким непыльным занятием, не требующим трудоемких ресурсов личности? Осознали, что будете страдать снова и снова, пока наконец не добьетесь успеха? Хорошо, первый этап на пути к цели пройден. Вы большой молодец.

Однако не обольщайтесь – впереди, как вы уже поняли, много трудностей. И выбор направления деятельности – первая из них.

Вы, конечно, понимаете, что в современных условиях сделать качественный продукт самому в своем гараже или же в гараже приятеля не получится – прошли те времена, когда зеленые юнцы, ворующие ключи от кабинетов информатики и ковырявшиеся в программном коде до полуночи, уже после нескольких лет подобных буддистских практик заключали контракт с Electronic Arts.

В настоящий момент разработкой приличной игры, за которую не стыдно просить деньги, занимается команда как минимум из трех человек. Если же итоговый проект является крупным, что, разумеется, в первую очередь измеряется количеством вложенных в него денежных средств, то над ним трудится уже целая команда послушных трутней – дизайнеров, программистов, сценаристов и других людей творческой и технической направленности.

Кем же из них вы станете?

В первую очередь, в этом вопросе определяющим моментом является образование и ваши способности и предрасположенности. Не спешите вешать на меня ярлык «кэпа». Давайте пройдемся по порядку.

Итак, программист. Человек, создающий непосредственно «костяк» любой игры. Игровой программист и программист «обычный», если угодно, «гражданский», далеко не одно и то же, как думают многие, и это необходимо понимать для ориентации своих дальнейших действий. До семидесяти процентов программистов, работающих в крупных игровых компаниях в России, научились ремеслу создания видеоигр на чистом энтузиазме, так присущем поколению девяностых – поколению людей, которые были вынуждены столкнуться с миром, меняющимся во всем на невероятных скоростях.

Именно поэтому сейчас стать игровым программистом намного сложнее, чем в начале нулевых – волна энтузиазма, на гребне которой в России появились первые крупные студии по разработке видеоигр, основным костяком которых стали вчерашние студенты крупных технических вузов, прошла. Сейчас процесс попадания из университета непосредственно в хорошую компанию обстоит гораздо сложнее и сопряжен со многими трудностями. В первую очередь – в разы возросли требования к потенциальным кандидатам на ту или иную техническую должность – шутки шутками, но именно от этих людей зависит работоспособность финального продукта – зависающая и забагованая видеоигра, в которой весь творческий труд команды авторов идет на смарку, никому не нужна, и понятно, не выгодна коммерчески.

Но не все так плохо. Несмотря на то, что в России до сих пор нет профильных образовательных учреждений, которые бы готовили будущих разработчиков видеоигр, задумываться о переезде за границу, где такие учреждения уже вовсю функционирует, все же слишком рано.

Во-первых, стоит попробовать заняться самообразованием. Да, да, старым добрым самообразованием. Сразу на верхушке с помощью такого способа, конечно, не окажешься, но великое, как вы помните, начинается с малого.

Во-вторых, никто не отменял стажировку, которую время от времени проводят крупные российские компании (вроде 1C и Nival) в крупнейших российских вузах. Предпочтение, конечно, в первую очередь отдается студентам двух столиц – официальной и северной, но неплохие шансы имеют и талантливые специалисты из регионов.

Однако оставим нелегкую долю игровых программистов, и перейдем к профессии игрового сценариста, или – да простят меня патриотично настроенные читатели, нарратора.

В России, как вы уже могли догадаться, нет заведений, в которых профессионально готовят сценаристов именно видеоигр. Но это уже не такая большая беда, как в случае с программистами. Дело в том, что в индустрии видеоигр на ура идут и выпускники киношкол и университетов искусств, и писатели разной уездной значимости – тут все зависит от того, насколько ваше творчество понравится потенциальному работодателю.

К тому же, скажутся и ваши чисто профессиональные навыки – гибкость мышления, непосредственный игровой опыт (представьте себе, тоже профессиональный навык), и многое, многое другое. Тем не менее, не стоит полагаться на мантру о том, что необходимо просто «оказаться в нужное время в нужном месте» — необходимо постоянно самосовершенствоваться, ходить на дополнительные курсы по сценарному мастерству. Очень может помочь курс от школы компьютерной графики Scream School, лекции в котором время от времени читают крупнейшие представители отрасли – из ведущих компаний с постсоветского пространства.

Также неплохим подспорьем может стать базирующаяся в Калининграде экспериментальная школа игровых сценаристов «Нарраторика». У нее, кстати, есть замечательная группа Вконтакте.

Не стоит забывать и факт того, что развитие сценарных и писательских навыков может пригодиться не только в деле разработки видеоигр. Вы можете применить свои умения и в киноиндустрии, и в журналистике, можете даже, при колоссальном усердии, повторить успех некоторых талантливых авторов-самоучек, которые после долгих лет упорной работы добились творческого и коммерческого успеха. Ярчайший пример последних лет – история Джиллиан Флинн, по книге-бестселлеру которой в 2014 Дэвид Финчер снял фильм «Исчезнувшая».

Еще один вариант попадания на работу в крупную игровую компанию связан с хорошо подвешенным языком – если вы умеете убеждать людей и обладаете достаточными ораторскими навыками, можете попробовать свои силы в профессии «евангелиста» — человека, который, грубо говоря, представляет продукты и технические решения компаний массам. В России данная профессия называется скромным словосочетанием «технический консультант» — сказывается ее относительно недавнее появление.

В случае, если вы хотите стать игровым дизайнером, музыкантом, или кем-бы то ни было еще, ситуация, как это не плачевна, ровно такая же, как и у программистов. Разве что замените слово «технический» перед «вуз» на свою профессиональную ориентацию, и продолжайте грызть гранит успеха.

Ого, сколько всего. Но а как-же вознаграждение за труды?

Сколько получают разработчики видеоигр на территории СНГ

Настало время поговорить о самом приятном – уровне зарплат игровых разработчиков. Рассмотрим текущую ситуацию на примере рынков Украины и России. *

Средняя заработная плата игрового разработчика из Москвы колеблется в районе 100-150 тысяч рублей. Соответственно, при стаже работы начиная от пяти лет.

Наиболее высокий уровень заработной платы, что весьма естественно, у программистов и инженеров – он находится в районе $3000 для столицы нашей Родины, $1700 – его средний показатель по стране. Для сравнения, в Украине подобные специалисты получают около $2000.

Далее идут геймдизайнеры. Представители данной профессии в Москве получают около $2500, на просторах нашей огромной страны показатель колеблется в районе $1300, в соседней нам Украине чуть выше $1500.

Вслед за геймдизайнерами по уровню зарплат идут художники и аниматоры. Их средняя зарплата в Москве составляет $2314, по России – $1275, в Украине – $1300.

Значительно более высокую заработную плату имеют непосредственно бизнес-представители и продюсеры. В столице их месячные доходы, в среднем, составляют $4300 и $3000 соответственно. По России — $3200 и $2200, в Украине – $2500 и у тех, и у тех.

Какие выводы можно сделать на основе данной статистики? Как это не прискорбно, весьма неутешительные – в России до сих пор сохраняется тенденция, согласно которой люди, которые ведут дела «бизнеса», получают больше непосредственно технических и творческих исполнителей.

(* Все цифры приведены из официального исследования Сергея Галенкина, ознакомиться с результатами которого подробнее можно в его официальном блоге)

Но неужели я не могу заняться самостоятельной разработкой видеоигр?

Способы взаимодействия с платформодержателем

Должен вас разочаровать – даже у разработчиков самого крутого, необычного и во всех смыслах прорывного проекта должен быть свой издатель – который и донесет конечный продукт до пользователя и займется его дальнейшим продвижением.

Конечно, есть исключения. Их два, и они диаметрально противоположны друг другу.

Вы можете обойтись без издателя, если будете напрямую сотрудничать с платформодержателем. Пробиться в русские офисы Sony и Microsoft, несмотря на то, что в обоих компаниях действует широкий спектр программ по поддержке разработчиков – достаточно сложно. Ваш проект должен быть действительно чем-то особенным. Ах, да – никто не отменял старые добрые связи и знакомства. Вы ведь в России, в конце концов!

Второй путь к непосредственному изданию игры через связь с платформодержателем – магазины приложений App Store, Google Play и Windows Phone Store. Издание на этих трех крупных площадках происходит максимально просто и удобно для разработчика – никакой лишней волокиты, плюс еще и программы поддержки и развития. Одну из таких программ от Microsoft выиграли разработчики из Brainy Studios, базирующейся в Перми. Узнать подробнее об их истории вы можете здесь.

Так, ладно, а какие перспективы у российского рынка?

Основные тенденции

Вопрос о развитии новых индустрий, не связанных в первую очередь с сырьевым производством, стоит наиболее остро. Задумалось о данной проблеме еще правительство Д. А. Медведева после кризиса 2008 года. Тогда же впервые заговорили и о возможных инвестициях в творческие отрасли российской экономики.

Были проведены серьезные исследования по объему российского рынка творческих индустрий – кино и рекламного бизнеса, музыки, дизайна и, в частности, и видеоигр.

Что же нам говорят данные исследования? В 2015 году объем рынка видеоигр в России, по прогнозам международных экспертов компании Electronic Arts, превысит 1,5 млрд долларов.

В то же время, согласно отчету PricewaterhouseCoopers, российский видеоигровой рынок уже в 2010 году был крупнейшим в Восточной Европе – что, в общем-то, и не удивительно.

Главным драйвером роста рынка на данный момент выступают онлайн и мобильные игры – в этом плане Россия не отстает от общемировых тенденций. В то же время, специфической особенностью отечественного рынка последних лет стал резкий рост продажи консолей и игр к ним. Руководитель PR-службы «1C-CофтКлаба» Алексей Пастушенко связывает эту тенденцию не в последнюю очередь с тем, что игровая приставка у потребителя из России рассматривается в том числе и как мультимедийный центр. К тому же, существенно подрос и средний возраст потребителя – видеоигры уже и в России входят общественную жизнь все активнее и разносторонней.

Вот прямо все так хорошо. А какие проблемы существуют на рынке?

Препятствия развития рынка

Конечно, никто не отменял и специфические для российского рынка проблемы и препятствия. Стоит сказать, их количество весьма велико.

Во-первых, Россия позже других европейских стран вступила в эпоху постиндустриализации. Сейчас крупными постиндустриальными центрами страны можно назвать лишь Москву и Санкт-Петербург, в то время как города в провинциях еще сохраняют в большей степени индустриальные черты. Соответственно, и творческие индустрии, такие, как видеоигры, относятся к постиндустриальному типу и в основном сосредоточены в двух столицах. Этот факт объективен и обусловлен особенностями экономического развития страны, и тут ничего не поделать.

Во-вторых, в России до сих пор существуют серьезные проблемы с авторским правом – в нашей стране оно является одним из самых жестких в мире, что не может не сказываться на развитии малого и среднего бизнеса.

В-третьих, относительная «молодость» рынков творческих индустрий также откладывает свой отпечаток на их развитие в контексте российской экономики – в данной отрасли в России до сих пор не до конца сложилась честная конкуренция, к тому же, отечественный потребитель больше привык и импортной продукции, и его доверие к отечественному производителю пока что в общем и целом не достаточно для бурного развития.

Видеоигровая отрасль в экономики России является еще очень молодой, но уже, тем не менее, может похвастаться немалыми финансовыми объемами.

Предсказывать, что будет дальше, учитывая нестабильность рынка, достаточно сложно. Тем не менее, нельзя не отметить ряд положительных тенденций, как общемировых, так и присущих лишь нашему локальному рынку. Так что, если вы все же решили стать разработчиком видеоигр – дерзайте.

Смотрите также
Главные онлайн-события октября 2016
Фичер
Главные онлайн-события октября 2016
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Фичер
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Главные анонсы BlizzCon 2016
Фичер
Главные анонсы BlizzCon 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться