The Boston Major 2016 Перейти

Осторожно, спойлер!

Tima Keyn (пользователь)

Краткий очерк об одном из самых противоречивых явлений современности

Признайтесь, вы все любите интригу. Обожаете, когда вас водят за нос, оставляя в неведении касательно дальнейшего развития сюжета. А когда история заканчивается и ответы на все вопросы получены, ощущаете приятное послевкусие и немного грусти. Именно такого эффекта добивается грамотный автор. Но всю хрупкую магию неизвестности в момент может обрушить он. Наверняка вы уже догадались, о чем речь.

Википедия сообщает нам, что слово «спойлер» произошло от английского spoil — «портить» и означает преждевременно раскрытую важную сюжетную информацию, которая разрушает задуманную авторами интригу, не даёт её пережить, прочувствовать самостоятельно, и соответственно лишает человека некоторой части удовольствия от этого сюжета, чем портит впечатление от него.

С активным развитием интернета информация становится более доступной. Каждый человек может зайти в википедию или любой сайт, который специализируется на интересующем пользователя контенте и добыть необходимые сведения. Раньше, если вы пропустили свежий эпизод «Твин Пикса», приходилось расспрашивать коллег и друзей о том, что нового произошло с агентом Купером. Сейчас же за пару минут можно найти рекапы каждой серии любого интересующего вас сериала, а если время позволяет — просто посмотреть ее.

Личность убийцы Лоры Палмер в свое время волновала миллионы зрителей. К счастью, в то время наткнуться на спойлеры было гораздо сложней

На всех форумах, различных новостных лентах и вообще при общении «спойлерить» считается дурным тоном. Если некий особо активный пользователь изъявляет желание познакомить всех посетителей с развязкой фильма или сюжетным ходом игры, то ему следует применить специальный скрипт, скрывающий часть текста. Иначе грозит бан. К сожалению, во всех сообществах присутствует несколько таких личностей, которые считают своим долгом испортить удовольствие остальным.

Вам не следует волноваться, в статье спойлеров вы не встретите. Я хочу рассмотреть эту проблему с научной точки зрения и в вопросах этикета. Само собой, в ней будут затронуты не только компьютерные игры, но и многие другие аспекты современной жизни — фильмы, сериалы и литературные произведения. И попробуем ответить на вопрос, чем же все-таки является спойлер — однозначным злом, ни на что не влияющей информацией или божьей благодатью?

Даже тот, кто не смотрел ни одной части Star Wars, прекрасно знает, чей это отец

Человеческое сознание — удивительно логичная вещь. Мы стремимся объяснить все вокруг и считаем, что у любого последствия есть первопричина. Благодаря этому человечество на заре своего существования начало придумывать мифы и предания о Богах. Значительная часть искусства пошла из этих верований. В стремлении все разъяснить и появились спойлеры. Они готовят нас к неожиданностям, позволяя легче принять и осмыслить их.

Ученые из Калифорнийского Университета провели следующий эксперимент — ряд добровольцев разделили по группам и каждой дали прочитать несколько рассказов, причем в одном случае в начале повествования шел абзац, раскрывающий финал истории. После прочтения респондентам нужно было по десятибальной шкале оценить уровень удовольствия от прочтения. Результаты меня удивили — в среднем баллы были выше в той группе, участникам которой уже известна развязка.

Объяснялось это так — когда читатель знал концовку, ему было проще подступиться к рассказу. К тому же человек ощущал свое превосходство над вымышленным героем, пребывавшим в неведении. А на удовольствие от качественной литературы и великолепного слога сюжет вообще оказывает второстепенное значение. Вы же стихи читаете не ради интриги?

Вдохновившись этим исследованием, обозреватель The New York Times Стэнли Фиш (Stanley Fish) в своей статье рассказывает о «парадоксе саспенса». Суть парадокса состоит в следующем: «Хотя саспенс порождается неопределенностью, а знание об исходе сцены, ситуации или всего повествования исключает всякую неопределенность, мы все равно ощущаем саспенс, перечитывая или пересматривая произведение».

Во время съемок «Psycho» Альфред Хичкок скупил абсолютно все издания романа, которые находились в книжных магазинах для того, чтобы зрители заранее не узнали финал

Фиш приводит несколько научных обоснований своего парадокса, которые сводятся к тому, что человек осознанно забывает часть полученных фактов, либо путает их и оперирует другими знаниями. И само собой, получает удовольствие от сюжета. Другое дело, что эти особенности психики крайне субъективны.

Впрочем, эти доводы работают лишь в том случае, когда проекту есть, что предложить помимо неожиданной развязки. Например, любому человеку известен печальный исход противостояния семейств Монтекки и Капулетти. Но сколько уже веков любовные переживания юных героев волнуют сердца тысяч читателей и читательниц! А король ужасов Стивен Кинг приводит в пример свою мать, которая обладала весьма специфическим подходом к прочтению книг:

- «Когда я был маленьким, она всегда читала романы Агаты Кристи с конца, а я спрашивал ее: «Ма, что ты делаешь?» Мама отвечала: «Я хочу знать, кто убийца, чтобы посмотреть, как они будут из этого выкручиваться».»

Вы ведь прекрасно знаете, что случится с героиней в конце романа. Но все равно читали и перечитывали его

Изучая исследования, я наткнулся на следующую фразу: «Сюжет — это колодец, спойлер — яд, которым кто-то отравляет колодец, чтобы другой не смог пить». На мой взгляд, это самое емкое определение. Несмотря на данные ученых о том, что, узнав о развязке, удовольствие получить реально, оно все равно будет казаться суррогатным.

Познание действительно интересной истории — очень интимный процесс, и вторгаться в него — значит нарушить образование тонкой связи между познаваемым и познающим. Для сюжетно-ориентированных проектов спойлеры губительны. А если речь идет о спортивном матче или детективной истории? Весь азарт и загадочность мигом испарятся после того, как вы узнаете, чем все кончилось.

Закономерно возникает вопрос «Как же тогда обсуждать новую серию Game of Thrones/концовку Bioshock Infinite и тому подобное?» Особенно сильно эти проблемы занимают умы журналистов, пишущих рекапы или обзоры. К счастью, профессионализм помогает сгладить острые углы. Например, после выхода финальной серии Breaking Bad в моей новостной ленте говорилось лишь о том, что история Уолтера Уайта закончилась логично и мощно, произведя сильное впечатление на всех зрителей. И ни слова о том, что произошло с героями. А при обзоре игры можно просто написать предупреждение или спрятать часть текста.

После выхода финала сообщения со спойлерами во всех возможных социальных сетях просто зашкаливали

Другое дело, что многие до сих пор жалуются на спойлеры тому же Infinite. С момента выхода игры прошло достаточное количество времени, и большинство интересующихся уже исследовали Колумбию вдоль и поперек. Самые яркие впечатления меркнут, появляются новые истории, требующие обсуждений, а некоторые факты просто забываются. Так с какого момента можно начинать открыто спойлерить? Риторический вопрос.

Здравомыслящие люди поступают мудро — перед прохождением игры или просмотром новой серии любимого сериала просто игнорируют все сведения о них. Вас же никто не принуждает к тому, чтобы посетить все информационные сайты и прочитать абзацы, озаглавленные «Сюжет». Научитесь выдержке и терпению, потом будете сами себе благодарны.

Социальные сети — основное место, где вы случайно можете наткнуться на спойлер, как по вашей воле, так и против нее. Этих проблем легко избежать. Просто ограничивайте время нахождения там и не посещайте тематические группы, либо воспользуйтесь парой хитрых приложений. Например, для Chrome существует расширение «VK Spoilers», которое может вырезать из новостной ленты всем известной соцсети упоминания о любой новости, будь то футбол, Homeland или GTA V. Для Facebook и Twitter существует аналогичный проект Silencer. Рекомендую.

Посмотрите, каких эмоций вы можете лишиться из-за случайного спойлера

Что же мы имеем в итоге? Лишь тот факт, что к спойлеру нельзя относиться однозначно. Как, впрочем, и к любому явлению в мире. На каждую личность спойлер повлияет по разному — одного заинтересует сложный финальный твист, и ради этого он купит игру или посмотрит фильм. Другой забросит книгу на середине, случайно узнав о личности преступника. Мое личное мнение довольно стандартно и во многом перекликается с исследователями и авторами, чьи работы я изучал во время написания материала — если продукт, а особенно компьютерная игра, не может предложить ничего кроме шокирующего финала, то она не заслуживает вашего внимания.

Видеоигры — не кинематограф и не литература, где зрители и читатели лишь пассивные наблюдатели. Они являют собой интерактивный симбиоз изобразительного и литературного искусства. В виртуальной реальности мы одновременно главные действующие лица и режиссеры, формирующие свою версию событий. Ведь именно за это мы все так любим компьютерные игры, не так ли?

Смотрите также
Самая энергичная музыка из игр
Фичер
Самая энергичная музыка из игр
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Фичер
Реакция игровой индустрии на нового президента США
Парад идеального косплея на «ИгроМире 2016»
Фичер
Парад идеального косплея на «ИгроМире 2016»
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться