Пантеон Игровой Индустрии

Виталий Минеев (пользователь)

Как выглядит Олимпийский пантеон настоящего геймера

Древние греки заложили монументальный фундамент для культуры всех времен. Поднимаемые ими темы бескрайней храбрости, бескорыстного героизма и противостояния добра и зла были просты и универсальны, что вымостило заложенным шаблонам дорогу через эпохи. Тяжело, как Сизифов камень, как следует обмозговать мысль, что именем бога, придуманного мужем в просторной робе на нагое тело, через века была названа всемирно известная космическая программа США. Очевидно, как козни Аида, что Аполлон — это далеко не единственный цитируемый плод древнегреческой фантазии, а проект НАСА — не единственный повод её процитировать. В таких играх, как God of War, Smite, Titan Quest, мифы перенесены практически в первозданном виде, а язык заимствования чист, как Авгиевы конюшни. Но иные разработчики предпочитают витиеватое, как Нить Ариадны, повествование, и здесь старые знакомые предстают в совершенно ином, порой, неожиданном свете. Мы расскажем вам о том, какие персонажи мифов Древней Греции получили новую жизнь в популярных играх.

Боги второго поколения заняли фундаментальную позицию в древнегреческих мифах. Самый известный из них умудрился водрузить себе на плечи почему-то шарообразный небосвод и поддерживать его: таковым было наказание титана за поражение в войне против богов. Несмотря на очевидную неправдоподобность мифа, его популярность велика ровно настолько, чтобы встречать отсылки к нему в большом разнообразии даже современных вымышленных вселенных.

Одного из двух комичных роботов Portal 2 также зовут Атлас. Впрочем, отсылать это может только к шарообразному главному модулю, который лежит в основе конструкции персонажа, и вес которого приходится удерживать маленьким механическим ножкам и ручкам. У Атласа даже есть ироничная анимация, где робот крутит в руках собственную «голову».

Более весомый робот — а точнее, мех — можно встретить в Mass Effect 3: поводом вспомнить греческого титана послужило мощная, но совершенно неповоротливая конструкция. Тем не менее, машина «Цербера» может изрядно потрепать нервишки, так что неплохо бы успеть занять её самому.

Один из варфреймов (играбельный класс из одноимённой игры) зовётся Атласом за уникальную особенность: персонажа невозможно сбить с ног. Подобно персонажу-первоисточнику, Атлас стоически принимает испытания и не подгинает колени.

Самый высокий мех из оригинальной Titanfall тоже зовётся Атлас, и, кстати — вот совпадение — тоже титан! Вполне закономерное имячко для того, кто стал первым боевым титаном в истории.

Таинственный Атлас, если и не подпирает, то хотя бы обозначает собой центр вселенной в No Man's Sky. Роднит ли этих двух ещё что-либо? Вряд ли мы узнаем об этом раньше, чем выйдет первое DLC для игры.

Достаточно тонкий и неоднозначный референс можно заметить в игре Bioshock. «Атлас» — это псевдоним Фрэнка Фонтейна, который обеспечивал связь между нижним миром (Восторгом) и верхним (непосредственно тем, что находился на поверхности) — ровно как тот самый Атлант, связанный землёй и небом. Как и титан греческого эпоса, Атлас бросает вызов богу — богу Восторга Эндрю Райану, который, подобно Зевсу, имеет неограниченное могущество над своим мирком. В конечном итоге, напичканный АДАМом Атлас и вовсе принимает вид самого мифического титана, в распоряжении которого находится великая сила и мощь (он даже метает в героя металлические балки).

Хотя, с другой стороны, есть и менее очевидная отсылка — к роману «Атлант расправил плечи» американской писательницы Айн Рэнд. Это метафора к человеку о великих способностях созидания, который имеет также и возможность обрушить всё в один прекрасный момент (в иносказательном смысле — сбросить весь мир со своих плеч). Омаж, правда, разбивает одного человека на двух: капиталиста с благими мотивами Эндрю Райана, и Фонтейна, который саботирует готовую было идиллию в борьбе за власть.

«Атласом» обзывается крупнейшая частная военная организация во вселенной Call of Duty: Advanced Warfare. Главным движущим лицом и сердцем компании является Джонатан Айронс, и в его лице мы можем проследить аналогию с греческим титаном: Айронс обладал безграничными возможностями, и практически буквально держал весь мир. Мощь его армии позволила не только выйти на международный уровень, но и подмять под себя большинство государств. Он объявил войну земным богам — политикам, которые, по его мнению, и являются основными источниками всех проблем. За свою самоуверенность Айронс тоже был наказан: глава корпорации погиб в огне, а вместе с тем распался и «Атлас».

»Говорят, что греческий бог Зевс боролся десять долгих лет против титанов, в конце концов завершив битву ничьёй. Мы в Атласе хотели бы верить, чо Зевс мог выиграть за половину времени от этого срока, если бы у него были пушки из нашей легендарной линейки оружия». Так представляется другая корпорация «Атлас»: поставщик оружия, еды, микроволновок — да чего угодно, что было бы столь необходимо на просторах Пандоры в игре Borderlands. Точнее, занималась, пока всё тот же рок предписанной греками судьбы не настиг и её: монополист практически во всех областях постапокалиптической планеты был изгнан с планеты Искателями хранилища, обанкротился и был выкуплен за гроши Красавчиком Джеком. Впрочем, очередной президент корпорации в лице главного героя The Tales from Borderlands может в корне всё изменить.

Миф от титане, который побратался с людьми, подарив им огонь, навсегда вошёл в анналы истории как пример бескорыстного меценатства, приправленный покровительством страждущих — особенно перед гнётом власть имущих. Позже каркас мифа обрастает подробностями, и Прометей уже не просто даритель огна, а даритель знаний, культуры и просвещения. И как любой хороший благодетель, Прометей становится мучеником, прикованным к скале Зевсом за свою дерзость.

Из-за простого, но очень характерного сюжета, миф о Прометее находит себе местечко во многих произведениях, и игры не стали исключением тоже. Например, довольно тривиальный пример использования можно встретить в StarCraft II: Heart of the Swarm: специальная еденица Доминиона отряд «Прометей» представляет собой... группу огнеметчиков. Да-да, эти ребята пришли подарить вам огонь.

Очевидный омаж на Прометея представляет собой ИИ из Portal 2: GLaDOS несёт (по крайней мере, должна нести) людям просветление в виде результатов миллионов тестов, но её свергает новоиспечённый «бог» в лице Уитли и приковывает к картошке. Притянуто за уши? Конечно, но неисправная турель считает это объективной правдой.

Во многих играх упоминание Прометея связано с компанией или её продуктом, который призван дать новые возможности людям. Например, Прометея — планета, на которой базировалась компания «Атлас» из Borderlands. Технологически развитая мануфактура предлагала потенциальным клиентам на Пандоре то, что они не могли получить никаким другим путём. Или проект «Прометей» в Call of Duty: Black Ops III, дающий солдатам невиданные ранее возможности при помощи новых аугментаций.

Интересная метафора ждёт вас в подводном городе «Восторге»: разработчики вспомнили не самую популярную сторону мифов о Прометее, где титан вылепил первых людей из земли и воды. Так, Станция «Прометей» в игре стала местом, где проводились эксперименты над созданием Больших Папочек и Маленьких сестричек.

Во вселенной Halo обосновалась целая раса прометейцев, которые выступают антагонистами в некоторых играх серии. В то время как стремительно развивающийся паразит под названием «Потоп» готов уничтожить всю органическую жизнь во вселенной, предводитель Прометейцев, называемый Ур-Наставник, готов предложить решение. Тот самый «огонь», который может помочь мыслящим формам жизни (в том числе — людям) — это т.н. «композитор»: машина, которая «конвертирует» органику целиком в цифровой вид. Конечно, Наставник был не очень прав, и также, как и оригинальный Прометей из мифов, отбывал заточение за свои радикальные взгляды. Однако превращение всех людей в последовательность нулей и единиц он действительно считает «подарком» всему человечеству, о чём неоднократно повторяет в своих монологах.

Но наиболее тонкую и одновременно с ним всеобъемлещую метафору на покровителя людей нам предложит Mass Effect. Это, конечно же, раса протеан (»prothean» <- «prometheus»), уничтоженных жнецами много тысячалетий назад. Протеане обладатли огромным количеством уникальных знаний, с помощью которых развивали потенциал более примитивных рас. Они вступили в войну со Жнецами, по своей силе напоминающими богов. Наконец, немногие уцелевшие протеане отправились на Илос, чтобы пережить вторжение Жнецов, где были заперты в анабиозных капсулах и погибали от недостатка энергии в системе жизнеобеспечения. Если это всё ещё звучит неубедительно для вас, то можно вспомнить ханаров, которым протеане подарили язык: существа называли протеан ёмким словом »enkindlers», которое, если перевести дословно, будет обозначать «тот, кто принёс свет» или, ещё буквальнее — «тот, кто разжёг огонь». Не припомните, какой древнегреческий титан на букву «П» одарил людей чудом огня?

Ещё один титан, который, согласно буквальному переводу, обзывался «сияющий бог». Согласно менее дословному — титан представлял из себя покорителя неба, наблюдающего за всеми сверху и вообще главным ответственным за воздушное пространство. Именно это и послужило причиной, по которой «Гиперион» является идеальным титулом для космических звездолётов всех классов и категорий, чем и пользуется большинство фантастов современного искусства.

Вы можете встретить корабли с такими названиями в играх Babylon 5, Legend of the Galactic Heroes, X3, EVE Online, Halo и, конечно же, Starcraft, где могучий «Гиперион» выступает в качестве одной из основных декораций игры.

Впрочем, в Final Fantasy так называется оружие одного из героев, ганблейд (видимо, потому что «сияющий») и машина из Burnout Paradise (видимо, потому что... а кто его знает).

Но наиболее известный «Гиперион» — это, конечно же, мегакорпорация оружия из вселенной Borderlands. Очевидно, что самая главная отсылка к первоисточнику достигается в связке со спутником «Гелиос», откуда красавчик Джек ведёт наблюдение за Пандорой и вершит правосудие против неугодных засчёт огромного лазера. В мифах Гиперион тоже влавствовал над небом, а к тому же имел сына по имени Гелиос.

Но не одними титанами едины: есть в древнегреческих мифах и вполне себе рядовые существа, которые тоже вполне себе фактурный источник для вдохновения. Особенно, если речь идёт о монструозных созданиях -таких, как Цербер: цепной пёс о трёх головах и главный «вышибала» в царстве Аида, не позволяющий никому ни зайти, ни выйти оттуда. Такой колоритный образ не мог не получить множество разнообразных интерпретаций — зачастую изображающих потустороннего питомца почти в неизменном виде. Как, например, в играх Resident Evil и Silent Hill — правда, количество голов обоих псов не дотягивает до оригинала.

Впрочем, Цербер ассоциируется с агрессией и нападением — поэтому таким именем наделили кучу оружия или вооружения. Стоит вспомнить, например, пистолет из Metal Gear, мощный пулемёт из Killzone: Liberation, боевой дрон из Call of Duty: Black Ops III или одного из Мистеров Помощников в Fallout 3, который, что характерно, охраняет посвящённую загробной жизни выставку. А ещё так называется «трехголовый» боевой крейсер из EVE Online, мощность ракет которого заткнёт любого скептика за пояс.

Конечно же, никак не обойтись без упоминания куда как более известного «Цербера» — террористичекской организации из вселенной Mass Effect. После войны первого контакта Призрак записал манифест, где рассказал, что человечество нуждается в мощной армии, в страже на передовой — в Цербере, который бы стал единственной надеждой людей спастись от геноцида. Так и появилась организация с тремя (!) направлениями развития — армия, политика, наука.

Основной целью «Цербера» стала охрана ретранслятора «Харон» (извозчик мёртвых душ на службе Аида в тех же мифах) любой ценой — даже если это приведёт к гибели многих. Призрака же можно воспринимать, как самого Аида: хладнокровного, циничного, но не злого и не обедёлнного шармом хозяина адского пса.

Ещё одно монструозное создание, двух(а иногда — трёх)головая химера, изрыгающая огонь из своей пасти и обладающая нечеловеческими ловкостью и силой. Именно такими характеристиками обладают Химеры из Resident evil и S.T.A.L.K.E.R.: первые являются комбинацией человека и мухи, а со вторым не всё так очевидно (возможно, это радиоактивная смесь скошки, собаки, медведя и человека).

Химера — это также прекрасное название для неплохой линейки оружия. Так называется легендарный револьвер из Borderlands (описание: «У чудовища много форм: Огонь, Молния, Яд»), танк из Fallout 3 — Operation: Anchorage (скорее всего, потому что танк является смесью бурового оборудования и военной техники в одном лице) и корабль-носитель из EVE Online (потому что одинаково хорошо заточен под атаку противника и ремонт союзных кораблей).

А вот во вселенной Resistance химеры занимают заглавное место — это основные антагонисты игры. Такое название отсылает, в первую очередь, к химеризму — явлению организмов, состоящих из разнороднородных тканей.

Так как здешние химеры являются результатом эксприментов на людях и животных, своё название они почётно заслужили. Однако монструозный вид каждого из них напоминает именно о созданиях из мифов древней Греции.

Ну и сложно забыть про Медузу Горгону — ещё один ярчайший антагонист из греческой мифологии, который нашёл своё отражение в современных произведениях. Самая знаменитая из трёх сестёр была известна тем, что носила змей вместо волос, а своим взглядом была способна обратить человека в камень.

Название «Горгона» присвоили себе корабли из Halo и Starcraft II. Если в последней крейсеры носят такое название из-за того, что они видимы только для определённого рода войск (отсылка к тому, что на Горгону сложно смотреть), то про фрахтовик из Halo неизвестно практически ничего.

С азартом отнеслись к интерпретации персонажа разработчики Mass Effect: в системе Горгона находится пять планет, некоторые из которых имеют уникальную экосистему и полностью заморожены с одной стороны (под взглядом Медузы, не иначе).

Сочетание лёгкости и силы, а также устрашающего вида стали вдохновением для многих научно-фантастических оружий.

Но больше всего эта комбинация чувствуется на персонажах. Медузой назван один из некроморфов в Dead Space 3, отличительной особенностью которого стало наличие щупалец (читай — «змееволос») и малоприятный внешний вид, что напоминает нам о другом вымышленном чудовище.

Похожим образом выглядит Горгона из Evolve, чья внешность, правда, больше напоминает паучью: монстр обладает смертоносной ловкостью, перемещается быстро, и при этом скрытно, а также плюётся ядом, как и тёзка из мифов.

Смотрите также
«Казаки 3»: историческая справка
Фичер
«Казаки 3»: историческая справка
В EVE Online вводят бесплатную подписку: что это значит?
Фичер
В EVE Online вводят бесплатную подписку: что это значит?
Как создавался Fahrenheit
Фичер
Как создавался Fahrenheit
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться