Переиздание классики: Resident Evil 4 HD

Евгений Скудин (пользователь)

Культовая глава сериала снова с нами. Отличный повод смахнуть пыль со старых впечатлений

Для неосведомленных: под именем Biohazard игра выходит на территории Японии

В наше время, похоже, все издатели примирились с мыслью, что зашедшие в тупик или попросту потерявшие актуальность сериалы необходимо своевременно переводить на новый уровень, ломая гнилые барьеры устаревшей игровой механики, даже если для этого приходится резать по живому, то бишь по милому фанатским массам образу. В начале двухтысячных небезызвестная компания Capcom столкнулась с этой проблемой одна из первых, встав перед необходимостью привнести нечто новое в свой ключевой франчайз Resident Evil, и тем удивительнее покажется тот факт, что первый блин отнюдь не оказался комом. Более того, разработчикам, во главе с прозорливым Синдзи Миками, удалось создать проект, который, на тот момент, не было бы преувеличением назвать новым словом в жанре, ведь так, по сути, оно и было.

Изменения затронули все, без исключения, аспекты, однако дух старых частей был сохранен настолько, насколько это было вообще возможно в сложившихся реалиях. А образовавшиеся таким образом пустоты, сполна искупались разносторонним игровым процессом и густой атмосферой испанского захолустья, где опасность поджидала буквально за каждым углом, а новый шаг вперед по сюжетным рельсам преподносил ворох сюрпризов.

В то же время феномен Resident Evil 4 ни в коем случае не чудо, удачное стечение обстоятельств или нечто еще более эфемерное. Это, помимо титанической работы, к тому же и почти маниакальное стремление соблюсти каноны, заложенные еще в фундамент современного игростроя, но по какой-то неведомой причине частенько игнорируемые нынешними разработчиками. Проще говоря, постоянная смена локаций, оружия и противников – вот те переменные, благодаря которым удавалось тогда и удается сейчас дарить геймерам ощущение беспрестанной новизны на протяжении всего пятнадцатичасового приключения.

Одно из самых жутких мест в игре, ведь здесь игрок впервые встречался с практически неуязвимыми регенераторами

Причем каждый последующий уровень не просто декорация для очередного кровавого спектакля. Зачастую это своего рода арена, испрещенная неочевидными путями и заваленная, на первый взгляд, бесполезным скарбом. Эти 2 фактора, на самом деле, позволяют выстраивать вам оборонительные редуты множеством способов, но поскольку при ведении огня персонаж теряет способность к передвижению, то правильно занятая позиция – это первые 50% успеха. Оставшаяся половина зависит уже от вашей способности умело распорядиться обстановкой, вовремя баррикадируя двери и отрезая врагам пути к нападению своевременным сбрасыванием лестниц. Да и взрывоопасные бочки с лампами, между прочим, далеко не просто так расставлены на поле боя.

Хотя главное, пожалуй, достоинство многоярусного окружения игры состоит в том, что несмотря на всю свою изобретательность, геймер нигде не будет чувствовать себя в безопасности, а это, вкупе с сообразительными врагами, рождает то редкое чувство тревоги, а порой и неподдельного страха (особенно на максимальном уровне сложности) столь необходимое проекту, в графе жанр которого черным по белому значится «экшен-хоррор».

Причем последнее обстоятельство, оно же на редкость развитые враждебные поселенцы, упомянуты выше совсем не красного словца ради. Они действительно довольно умны, умеют грамотно пользоваться обстановкой, окружать, применять простейшее вооружение. Научились справляться с ними без проблем? На смену им придет продвинутая модификация с паразитами вместо голов, молодчики, мечтающие подружить вашу шею с бензопилой, с радостью выступят в роли кавалерии, а мрачные оккультисты не преминут заручиться поддержкой средневековой амуниции. И так каждый раз: стоит лишь уверовать в свои силы, как проект подкинет вам новых противников, так что противостояния никогда не скатываются до ситуации «терминатор против воспитанников детского сада», что самым благоприятным образом сказывается на игровом процессе.

Образец правильного тактического мышления

Впрочем, у игрока в лице неунывающего протагониста Леона Кеннеди, есть свой аргумент в пользу успешного продолжения своего победоносного шествия. В данном случае вновь, как и в любом приличном боевике, не обошлось без целого арсенала огнестрельного оружия, который в этот раз особенно велик. Правда, достигается его многообразие больше за счет различных вариаций стандартного квартета «пистолет-винтовка-дробовик-автомат», что, тем не менее, совсем не отменяет наличие в нем довольно уникальных стволов, вроде пушки, стреляющей минами-дротиками, или смертоносной базуки, перед которой бледнеют даже зловредные боссы.

Не стоит списывать со счетов и 3 вида гранат, незаменимых в случае массового скопления врага, однако разгуляться «широкой русской душе» ожидаемо не дают. Мерное пощелкивание пустого УЗИ в ваших руках, заставляет вдруг вспомнить о жанровой принадлежности игры и, перезагрузившись с последнего чекпойнта после бесславной смерти, более грамотно подходить к ведению боя. Например, вовремя совершенствовать характеристики своего вооружения у загадочного торговца, разрываясь между стремлением усилить убойную мощь или пожертвовать ею ради увеличенной вместимости магазина, либо же пренебречь и тем и другим, да купить новенький приклад, позволяющий значительно повысить точность стрельбы.

Но даже все эти «хлопоты» не более чем пустая суета без экономного расходования боеприпасов в сочетании со сверхполезными приемами рукопашного боя, чей тандем еще раз доказывает, что несмотря на перекос игровой механики в сторону экшен-части, Resident Evil 4 все равно остался вдумчивым и, не побоюсь этого слова, тактическим боевиком. Приложиться же по физиономии противника позволяет интересная физическая модель, регистрирующая ваши меткие выстрелы в определенные части тела, и, в зависимости от попадания в руку, ногу или голову, включающая на короткий промежуток времени возможность провести контекстную атаку, по полезности сравнимую разве что с выстрелом из помпового ружья, и навзничь опрокидывающую врагов. В критических ситуациях не возбраняется использовать для самообороны и нож, хотя лучше до этого дело не доводить: уж очень мала его номинальная убойная сила, а вместе с тем и ваши шансы на победу в схватке.

Опека над Эшли неприятная, но обязательная повинность. Зато очень забавно стрелять в зад зараженным, пытающимся ее утащить

Вместе с тем Resident Evil 4 далеко не просто шутер, хоть и вобравший в себя некоторые элементы тактики. Считать так – значит преуменьшать значимость других граней игры, которых у проекта найдется немало. Отбросьте в сторону стрельбу и пред вами заиграет яркими красками занимательный квест, изобилующий сбором припрятанных сокровищ и несложными загадками, помогающими грамотно разнообразить игровой процесс. Разверните «Обитель зла» другим бочком и вы откроете для себя динамичное интерактивное кино, ведь в ней полно QTE-сценок и даже целых постановочных эпизодов, проводимых по правилам, установленных еще легендарной Shenmue. Не чужды творению Capcom и некоторые элементы командного взаимодействия, правда, назвать такое сотрудничество полноценным язык не поворачивается — помощи от вашей подопечной Эшли Грэхэм практически никакой.

Однако вы проведете немало минут, отбиваясь от ее назойливых «поклонников», кажется лишь для того, чтобы всесильный скрипт вновь и вновь вырывал девушку из под вашего бдительного надзора. С другой стороны, именно такие совместные «прогулки» призваны открыть новое измерение в отношении игрока к главным действующим лицам, кульминацией которых выступает шикарный по своей задумке и исполнению эпизод за Эшли, выкристаллизовавшийся в пятнадцатиминутку чистокровного хоррора, наглядно демонстрирующего, что уровень переживания за судьбу главного героя отнюдь не пропорционален количеству атакующих вас врагов.

Сюжетно игра преследует, очевидно, схожие цели, так как рассказанная история запоминается больше убедительными и яркими персонажами, чем какими бы то ни было сценарными откровениями. Как раз в этом плане проект остался верен корням чуть ли не до последней реплики финального босса, а изменения затронули лишь незначительную часть привычной повествовательной канвы. Угроза теперь исходит совсем не от печально известной корпорации Umbrella, канувшей в лету в результате ядерной атаки. В центре внимания на этот раз загадочные паразиты, развивающиеся в телах людей, вплоть до полного подчинения себе их разума и воли. Чем, естественно, не преминул воспользоваться в своих коварных планах мрачный культ Лос Иллюминадос. Цель их, впрочем, нисколько не оригинальна – завоевание мирового господства «ради блага всего человечества». Злодейский смех, предсказуемый финал и несгибаемый главный герой прилагаются.

Вся проделанная работа в одном скриншоте

Что же касается звука и внешнего вида игры, то здесь Resident Evil 4 HD чувствует себя настолько хорошо, насколько вообще может чувствовать себя проект, увидевший свет без малого 8 лет назад. Конечно, немаловажную роль здесь играет тот факт, что в свое время данной части культового японского сериала суждено было выйти на одной из самых продвинутых в техническом плане консолей прошлого поколения, что, несомненно, развязало руки дизайнерам и программистам, совместно добившихся впечатляющих результатов. Прибавьте к этому добавленную в процессе портирования поддержку высокого разрешения и вы получите вполне приемлемую, по нынешним меркам, приятную для глаз картинку.

А вот над чем действительно стоило поработать с большим тщанием, так это над управлением, схема которого за прошедшие годы успела порядком устареть. Ее не назовешь неудобной, скорее непривычной (например, прицеливание предлагается осуществлять левым стиком, а в стрельбе не задействованы триггеры), потому первый час, проведенный в обществе предмета данной статьи - это постоянный разрыв шаблона, постоянно что-то делаешь не так или не вовремя. Однако, все это лишь до тех пор, пока не пройдет период адаптации, и тогда уже ничто не помешает вам лихо отвешивать пинки да хищнически прищурясь, посылать очередную пулю точно в цель.

Стоит признать очевидное: Resident Evil 4 ничего особо не приобрела (в отличие от версии для Nintendo Wii, где было реализовано motion-управление) и не потеряла (как до этого порт на PC) в результате переезда на старшие консоли. Это все тот же эффектный, но в то же время удивительно продуманный экшен-хоррор, который заставлял нас, с одной стороны, восторгаться восхитительной режиссурой, а с другой – судорожно просчитывать свои действия, дабы не угодить в безвыходную ситуацию. Важно и то, что на фоне куда более современных собратьев по жанру «Обитель зла» отнюдь не смотрится неким ортодоксальным «приветом из прошлого». Она словно мамонт среди слонов: не только не уступает им, но еще и имеет привлекательную меховую шкуру из элементов ужастика и потрясающей атмосферы, а потому может вполне рекомендоваться не только лицам ностальгирующим, но и неофитам, желающим приобщиться к игре c приставкой «шедевр». Классика — и этим все сказано.

Смотрите также
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Фичер
25 лучших участниц конкурса «Мисс Игры Mail.Ru 2016»
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Фичер
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Дата выхода

Resident Evil 4

PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360, Wii, PlayStation 2, GameCube, iPad, iPhone, iOS, Nintendo GameCube, PlayStation 4, Xbox One
Альтернативное название: Biohazard 4, Resident Evil 4 Ultimate HD Edition, resident evil 4 / biohazard 4
9.5
Оценка редакции
9.8
Оценка пользователей
Написать рецензию
Издатели
Ubisoft Entertainment, Nintendo, Capcom
Локализатор
Новый Диск
Режимы игры
одиночный режим
Модель распространения
дисковый ритейл, цифровая доставка
Дата выхода
(GameCube, Nintendo GameCube), (PlayStation 2), (Wii), (PC (Windows)), (PlayStation 3, Xbox 360)
(PC (Windows))
(Nintendo GameCube), (PlayStation 2), (PC (Windows)), (Wii), (PlayStation 3)
(GameCube), (Nintendo GameCube), (PlayStation 2), (PC (Windows)), (Wii), (PlayStation 3)
(iPhone), (iPad, iOS), (PlayStation 3, Xbox 360), (PC (Windows)), (PlayStation 4, Xbox One)
Системные требования
Минимальные
Windows XP/ Vista; Intel CoreTM2 Duo 2,4 ГГц; 2 GB ОЗУ; NVIDIA GeForce 8800GTS
Рекомендуемые
Windows Vista; Intel CoreTM 2 Quad 2,7 ГГц; 4 GB ОЗУ; NVIDIA GeForce GTX 560; DX 9.0c
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться