Пять минут #РадиоКБ

Алексей Евглевский (пользователь)

Небольшая радиопередача о тех, кто сделал игровую музыку отдельным искусством

В новогодние праздники всем хочется расслабиться, закутаться с чашкой горячего чая в теплый плед и ничего не делать. Я предлагаю вам все-таки немного напрячься и представить себе радиопередачу, которую уже по традиции можно назвать #РадиоКБ и послушать хорошую музыку, с историями о композиторах ее написавших. Теперь представьте низкий вкрадчивый голос. Кх-кх-хм... поехали.

#1

Пожалуй, неправильно было бы начать с кого-то другого, поскольку человек, о котором пойдет речь написал одни из лучших произведений не только в игровой индустрии, но в мировой музыке вообще. Его имя слышали многие, хотя бы из-за многочисленных нашумевших номинаций и премий — Остин Винтори.

Детские фантазии Остина долгое время воплощались в желаниях написать историю или даже создать комикс, до тех пор пока он не познакомился с пианино. Его родители, увидев это, наняли учителя, который поткрыл для него творчество композитора Джерри Голдсмита, написавшего музыку к таким известным фильмам, как Чужой и Секреты Л.А. Этот случай стал переломным в жизни мальчика, и он твердо уверился в том, чем будет заниматься в дальнейшем.

К 16-ти годам он уже начал дирижировать в оркестре одной из старейших и крупнейших школ Денвера — Cherry Creek High School Orchestra. А в 18 руководил одним из самых уважаемых оркестров США — Utah Symphony. И в последующем надрывные и резкие звуки скрипок и виолончели будут сопровождать все его творчество, чтобы «сделать классику доступной для всех».

Остин Винтори написал музыку к вышедшей в этом году Assassin's Creed Syndicate

«Моя цель — соблюдать равенство между тремя областями своей работы: фильмами, играми и концертной музыкой» — говорил Винтори. И он никогда не отступал от этого триединства, за исключением одного случая, когда устраивал показательное выступление в оркестре Boulder Symphony.

Но нам он известен прежде всего, как ответственный за самую таинственную и сакральную музыку, которую можно написать для игр. Начатая в 2006-ом году совместная работа с японским гейм-дизайнером Дженова Ченом над игрой flOw, через шесть лет принесела совершенно умопомрачительные результаты, которые точно никто не мог ожидать. Саундтрек к игре Journey впервые в истории видеоигр был номинирован на престижнейшую музыкальную премию мира Гремми в категории Лучшая музыка к Визуальным Медиа, а имя молодого композитора стояло в одном списке с Джоном Уильямсом и Хансом Цимером.

Одна из композиций Journey, самая задорная на мой взгляд

«Я хочу сломать эти барьеры и дать понять людям, кто такой композитор и что такое оркестр, ведь любая музыка — это всегда музыка, вот почему я не люблю ярлыков» — говорит Винтори, когда речь заходит о специфике работы в одном из трех направлений его творчества.

И это свободное видение, не ставящее границ между разными формами искусства, позволяет ему создавать настоящие шедевры, становящиеся живой классикой нашего времени, что доказывают две награды Британской Академии Кино и Телевидения (BAFTA) за саундтрек к игре The Banner Saga.

#2

В отличии от предыдущего героя Мартин О’Доннелл был усажен за музыкальные инструменты с самого раннего детства своей матерью — учителем игры на фортепиано, да и отец, работавший на съёмочной площадке, это поощрял. Именно столь активное влияние родителей в дальнейшем и определило судьбу мальчика.

Он стал интересоваться музыкой всех жанров и направлений, от Баха до King Crimson, от Бетховена до The Beatles. Его усердные занятия в Уитонском Колледже-Консерватории в последующем обернулись степенью Магистра Музыки, присужденной Университетом Южной Калифорнии. Учась в колледже, он не ограничивался только просушиванием композиций, но еще и играл их в созданной им самим рок-группе. Как это часто бывает, у их гаражного объединения были и соперники, с которыми они вскоре познакомились, а один из них даже стал другом и коллегой Мартина на последующие тридцать с лишним лет. Имя это человека — Майкл Сальватори, в начале 80-х он уже имел собственную звукозаписывающую студию, а Мартин тянулся к творчеству и реализации задуманных идей. Так, объединив свои усилия, они основали компанию под названием TotalAudio, которая стала заниматься чем? Нет, не написанием саундтрека к играм, а созданием многочисленных рекламных роликов для радио и телевидения. И занимались они этим не совсем благородным делом на протяжении пятнадцати лет.

Будучи большим поклонником видеоигр, Мартин, тем не менее, был поражен показанной сыном его друга игрой Myst, да так, что сумел познакомиться с ее разработчиками. Они друг другу понравились и его пригласили написать музыку к сиквелу, уже с названием Riven. После успешного выполнения этого дебютного задания, Мартин, а вместе с ним и Майкл, окончательно присоединился к студии Bungie. И теперь TotalAudio работала уже над производством звуков и музыки к играм Myth: The Fallen Lords и Myth II: Soulblighter. В то время произошел случай, обойти стороной, который просто невозможно. Когда работа была в самом разгаре и велась сразу над несколькими проектами, в студии случился пожар, и Мартин, чтобы спасти все их труды, а это было около двадцати часов записи, залез в окно горящего здания, чтобы вынести их оттуда, сам при этом оставшись невредим.

После того, как оба композитора официально стали частью Bungie Software, ее спустя десять дней купила Microsoft и назначила им делать игру, которую теперь все знают, как HALO. Для Мартина создание саундтрека к этой серии было большим испытанием и большим удовольствием. Он много времени провел, думая, как сделать композицию такой, чтоб она одновременно могла быть и короткой, и длинной. В итоге, как-то раз он приехал в студию на автомобиле из колонок которого вовсю громыхала Григорианская музыка — это стало ответом и отличительным знаком серии на долгие годы.

С уходом Bungie от Microsoft и началом работы над Destiny, Мартину пришлось писать музыку для нового космического приключения еще даже, не имея игрового материала, основываясь только на концептах художников. Но в этот раз к привычному дуэту Мартина и Майкла добавился еще один участник — Пол Маккартни, чьи мотивы должны были обогатить музыку и по-настоящему «тронуть людей». Получилось ли это? Я думаю да.

#3

Следующий музыкант всегда веселый, но слегка флегматичный, кажется родился в черной шляпе, с бородой и сережкой в ухе. Его портрет легко угадать, если вы, конечно, знаете о ком идет речь, но музыку, написанную этим композитором, слышали, если не все, то многие, даже те, кто никогда не знал, что человека ее сочинившего зовут Питер Макконелл.

Без шляпы, но поверьте она у него есть, и, скорее всего, даже не одна

Он родился в Швейцарии, впитав в себя мелодии Моцарта, а затем переключился на деревенское бренчание фолк-группы Sons of Pioneers, переняв тем самым классические традиции Европы и народные песни южных штатов. «Я был американцем в другой стране» — говорит он про себя, вспоминая то время. В школе он взял в руки гитару и банджо, стерев на их струнах пальцы до крови, а в университете переключился на электро под влиянием своего наставника Ивана Черепнина. Но произошло это не сразу. В Гарвард он пришел с гитарой за спиной и с убеждением учиться на физфаке. Решение изменил известный виолончелист Йо-Йо Ма. Как? Тот играл под его ногами. Буквально. Их квартиры были смежными, и Питер слышал звуки виолончели почти каждый день.

В годы учебы он успел даже создать небольшую группу со своим другим Майклом Лэндом, позвавшем его после окончания работать не куда-нибудь, а в LucasArts, где Питер трудился над многими культовыми проектами, такими, как Monkey Island 2: LeChuck's Revenge, Indiana Jones и, конечно, Star Wars. Работа над саундтреком к играм по Звездным Воинам была для него особенно напряженной, но во время нее он «перевернул» Имперский марш, записав его рок версию, что заставляло людей, работавших вместе с ним, приходить в недоумение. Там же он познакомился со вторым человеком, кардинально изменившем его жизнь: Тимом Шейфером. Каждая новая игра Тима после этого, будь то Full Throttle или Grim Fandango обзаводилась потрясающим тематическим саундтреком.

«Самое классное в Питере то, что, когда говоришь ему какую музыку надо написать, он только отвечает: «Круто, этого я еще не делал» — рассказывает Тим о своем друге. То же самое повторилось и с Psychonauts, Brütal Legend и Broken Age. Их можно назвать Лукасом и Уильямсом от игровой индустрии, точно так же, как Джордж Лукас приглашал Джона Уильямса для каждого эпизода Звездных Воин, Тим Шейфер приглашает Питера Макконелли для своей новой игры.

#4

Кто слышал имя Гарри Грегсон-Уильямс? Пожалуй, только поклонники Metal Gear Solid. А кто слышал его музыку? Да, наверное, все. Ведь многие смотрели Хроники Нарнии, Шрека или недавнего Марсианина.

Гарри — прирожденный музыкант, в прямом смысле слова. Все члены его большой семьи: отец, мать, братья и сестры, жившие в окрестностях Лондона, занимались музыкой. И ему предстояло заняться тем же. Уже в четыре года мальчик учился играть на фортепиано, но в шесть сменил клавиши на собственный голос. Он уделял пению несколько часов в день, отчего вскоре стал частью хора почетного St. John’s College — отделения Кембриджского университета. Вместе с хором он путешествовал по стране и выезжал за ее пределы. Вспоминая тот период он говорит: «…язык музыки я понимал лучше, чем английский».

Но вскоре природа нарушила его планы: голос начал «ломаться» и он вернулся к игре на инструментах до тех пор, пока снова не смог петь. К тому времени он всерьез подумывал о том, чтобы стать оперным певцом, но чем больше смотрел на брутальных солистов, тем больше сомневался, что это ему подходит. В конце концов он получил предложение оттуда, откуда не ждал: из Александрии. Его приглашали на пост учителя музыки. Юноша не раздумывая согласился, но не потому что его прельщала работа с детьми, а потому что была возможность пожить в удивительном историческом месте. Но вскоре ему это наскучило и тогда он впервые стал сочинять, давая ничего не подозревающим ученикам играть свои первые композиции.

Родные места звали его обратно, и он вернулся в Англию, чтобы продвигать собственную школу, в которой когда-то сам учился. В возрасте тридцати четырех лет он познакомился с неким Стэнли Мэйерсом — кино-композитором. В этом не было бы ничего примечательного, если б не тот факт, что последний был учителем Ханса Цимера, с которым в последующем свела судьба и Гарри. Ханс дал ему чувство гармонии, которого так ему не хватало и которое стало отличительным признаком всех его работ.

Уже утвердившись в статусе голливудского композитора, Гарри получил однажды таинственную посылку: диск с собранием собственных произведений. Но вместе с диском пришло письмо из Японии, в котором предлагалось поучаствовать в написании саундтрека к игре Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty. По стилю он должен был напоминать те композиции, что были записаны на диске. Гарри согласился, подарив всем следующим частям сериала свое оригинальное видение.

#5

Последний герой нашей передачи не очень известный в широких кругах человек, который только начинает свою карьеру, но уже успел удивить и поразить игровую публику, встречайте — Оливье де Ривье.

Ребенок из вполне обычной французской семьи начал стучать по клавишам синтезатора, когда ему было восемь и мама принесла новый инструмент домой. Она же настояла на том, чтобы сын продолжил учиться музыке и получил профессиональное образование, однако сам Оливье утверждает, что это не единственный способ стать хорошим композитором.

Его страсть к видеоиграм, занимавшая воображение еще в детстве, подтолкнула его заняться разработкой игр, но не в качестве композитора, а в качестве программиста, что, как он понял чуть позже, не было его призванием. Тогда всецело отдавшись музыке, он начал поиск вакансий. Спустя год неудачных поисков, находясь на грани банкротства, он случайно услышал о студии Hydravision и приехал к ним на собеседование, по окончании которого не надеялся устроиться. Но его наняли для работы над игрой ObsCure, а продюсер, спустя годы признался, что во время интервью подумал: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой».

После этого Оливье разрывался между городами: Парижем, Сан-Франциско и Бостоном. Стараясь уйти от своего классического образования, он отправился штаты, чтобы понять и изучить джаз в Бостонском Симфоническом Оркестре. Во время финансового кризиса 2008-го года по совету своего приятеля Грега Эдмонсона — бессменного композитора серии Uncharted — основал в Сан-Франциско небольшую студию, чтобы заявить о себе в Америке, но, кода поступило предложение поработать над саундтреком к игре Remember Me, вернулся в Париж. Оливье признается, что во время своих визитов, ему некогда бродить по городу, обычно он запирается у себя в комнате и начинает сочинять.

Главный его девиз: «музыка должна дополнять игру». Ему приятно, когда благодарные фанаты покупают альбомы в iTunes, но, по его словам, истинное удовольствие от композиций можно получить, только играя в то, к чему они были написаны. При этом, вдохновляясь, он никогда ничего не слушает. Он опирается на сценарий, арты и описания креативного директора, но никогда на музыку. Она приходит сама, исходя из мифологии сюжета.

Работая над Remember Me, он понимал, что лучшим оформлением киберпанка могут быть только электронные звуки синтезатора, но в Париже 2084 года все еще остались исторические кварталы, которые символизировал бы оркестр, поэтому он объединил два этих звучания. Получилось не сразу, но при помощи известного Голливудского композитора Джона Карландера (писавшего для фильмов: Властелин Колец, Война миров Z и др.). Когда они встретились впервые и Оливье показал Джону свои наработки, тот попросил прокрутить запись еще раз, затем еще и еще, а потом спросил неуверенно: «У тебя плеер сломался?». Оливье ответил, что так задумано и Джон сразу выразил желание поработать с ним. В итоге получился один из самых запоминающихся игровых саундтреков.

Пять минут закончились, если они пролетели для вас незаметно, я рад. С вами было #РадиоКБ, спасибо за внимание, слушайте только хорошую музыку и всех с праздником!

Смотрите также
Главные онлайн-события октября 2016
Главные онлайн-события октября 2016
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Пять причин купить Assassin's Creed The Ezio Collection
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Как раздеть героиню любимой игры (18+)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться