The Boston Major 2016 Перейти

Пять заблуждений о киберспорте

Наталья Одинцова (редакция)

Как разговаривать о компьютерных соревновательных играх с теми, кто в них не играет

Поклоннику видеоигр легко попасть в неловкую ситуацию, объясняя свое увлечение людям, далеким от StarCraft или Counter-Strike. Достаточно вспомнить репортаж об «Игромире», показанный Первым каналом в 2015 году, в котором журналисты открыто издевались над посетителями. Как убедить родителей, что League of Legends не разлагает мозг? Как объяснить девушке, почему в выходные вы хотите посмотреть игры International или Warface Open Cup?

Лучше всего в этих вопросах разбираются люди, которые сами когда-то были киберспортсменами. Мы поговорили с Никитой Бокаревым: в прошлом он — профессиональный игрок в Counter-Strike, руководитель и владелец известной в 2000-е годы команды forZe, а сегодня — креативный продюсер игрового направления Mail.Ru.

Никита (слева) с игроком из своей команды forZe, 2008 год (фото из личного архива Н. Бокарева)

Заблуждение 1: Соревновательные игры — тупые стрелялки, рассчитанные только на совершенствование рефлексов.

Н.Б.: Не стоит начинать с попыток растолковать собеседнику правила игры. Лучше провести аналогию с реальным спортом. Некоторые любят сравнивать Dota 2 или League of Legends с футболом, однако существует аналогия, универсальная и для стратегий вроде StarCraft, и для MOBA-игр: шахматы. У игроков одинаковые стартовые условия, набор инструментов и позиций. Они должны предпринять определенные действия, чтобы изменить расстановку сил на поле. Поэтому киберспорт — прежде всего интеллектуальный спорт. Что толку быстро кликать, если плохо понимаешь механизмы игры?

Конечно, не всякая компьютерная игра подойдет для развития умственных способностей — от какой-нибудь Cookie Clicker, наверное, и впрямь можно деградировать. И для поступления в институт все равно потребуется серьезно заниматься. Но точно так же обстоят дела с шахматами — как и этот вид спорта, киберспортивные дисциплины тренируют мозг, заставляют анализировать ситуацию и учат быстро принимать решения.

Регулярный матч forZe, 2007 год (фото из личного архива Н. Бокарева)

Заблуждение 2: Учиться надо, а не киберспортом заниматься.

Н.Б.: Лучше всего настороженных собеседников успокоит правильный тайм-менеджмент. Посчитайте, сколько времени необходимо для учебы и домашних дел, и сколько остается на игру. Это время нужно структурировать, чтобы увлечение играми не мешало другим занятиям. Сегодня это очень легко. А вот в начале 2000-х у многих киберспортсменов даже не было домашних компьютеров. Мы каждый день ездили ночью на метро. Это было трудно, но это тоже был опыт.

У меня в свое время был выбор — либо пойти в лучшую команду России, либо вылететь с треском из университета. Ни о каких зарплатах в киберспорте тогда и речи не было. Я понимал — если я сейчас уйду в эту лучшую в 2001 году команду, то времени на учебу просто не останется. Я выбрал учебу, но тему киберспорта не забросил: занялся организацией турниров.

Другие ребята выбрали профессиональную киберспортивную карьеру и тоже чувствуют себя прекрасно. Считается, что век киберспортсмена недолог — после 20 ты уже никому не нужен. Это неверно. Вот смотрите, в 2015 году в состав лучшей команды мира по Counter Strike (Virtus.pro) вошло двое игроков из тех, кто был чемпионами в 2003 году. Они играют уже более 12 лет, этим киберспортсменам сейчас за 30! Но они всю жизнь выступают на соревнованиях, их имена постоянно на слуху.

Артем Гаравцов, профессиональный киберспортсмен с 2011 года

Заблуждение 3: Компьютерные игры — для слабаков. Лучше бы во двор вышел, в футбол погонял с ребятами.

Н.Б.: Для достижения результатов в киберспорте — будь то Counter-Strike или Dota 2 — нельзя обойтись без физической подготовки. Любой игрок, который выступает на серьезных соревнованиях, должен быть способен играть 10-20 матчей подряд. А это означает, что тренировки в спортзале и правильный режим питания отнюдь не будут лишними. Возможно, вы не накачаете такие же бицепсы, как Артем «sLivko» Гаравцов, профессиональный игрок в StarCraft 2, но станете гораздо выносливее.

ForZe — чемпионы России по Counter Strike, 2007 год (фото из личного архива Н. Бокарева)

Заблуждение 4: Киберспорт не может дать ничего, кроме испорченного зрения и потраченного зря времени.

Н.Б.: Киберспорт открывает людям куда больше смежных отраслей, чем спорт реальный. Когда человек приходит в игры, он начинает немного заниматься IT-темой. Начинает интересоваться железом. Он должен понимать, какая у него должна быть конфигурация компьютера, чтобы комфортнее было играть, научиться пользоваться нужными программами.

Другой важный аспект киберспорта — помощь в развитии организаторских способностей. Игроки берут на себя обязанности гилдлидеров, рейд-лидеров. Это помогает им развить лидерские качества, освоить азы менеджмента. Есть примеры таких людей, которые занимают очень серьезные позиции в российских IT-компаниях. Например, в Yandex есть один такой товарищ, он старый «квакер», работает в компании почти с самого ее основания и его карьере можно только позавидовать.

Также для общения с людьми «не в теме» будет полезно вспомнить киберспортсменов, чьи успехи будут понятны самому широкому кругу собеседников. Например, победители соревнований GT Academy, первый этап которых проходит в гоночном симуляторе Gran Turismo — Марк Шульжицкий и Станислав Аксенов — одерживали победы в реальных международных гонках: в 2014 году Аксенов выиграл в основном классе международных гонок «24 часа Дубая» в команде с зарубежными финалистами GT Academy 2013. А среди призеров проходивших в 2000-е турниров по NFS есть нынешние сотрудники Intel.

Никита Бокарев показывает президенту России Владимиру Путину танковую игру «Проект Армата»

Заблуждение 5: Киберспорт — непонятная и никому не нужная фигня.

Н.Б.: Цифры — лучшее доказательство, что это не так. Можно вспомнить, например, что USM Holdings бизнесмена Алишера Усманова не только погасил долги московского хоккейного клуба «Динамо», но и пообещал вложить до 100 миллионов долларов в развитие российской киберспортивной организации Virtus.pro. Или сделать акцент на размере призового фонда The International — в 2015 году он превысил 18 миллионов долларов.

Согласно подсчетам аналитиков из Super Data Research, в 2015 году объем международного рынка киберспорта составил 612 миллионов долларов, а совокупный размер призовых фондов в отрасли достиг 42 миллионов долларов. По количеству просмотров матчей финала киберспортивные турниры обгоняют соревнования по хоккею. А в прошлом году финал чемпионата мира по League of Legends впервые показали в прямой трансляции на российском телевидении на канале 2х2.

Государство тоже понемногу начинает проявлять интерес к киберспорту и играм. Вспомните, как Алан Енилеев, пятикратный чемпион мира по Need for Speed, нес олимпийский флаг на открытии Зимних игр в Сочи вместе с режиссером Никитой Михалковым и первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой. А президент России Владимир Путин похвалил разработчиков «Armored Warfare: Проект Армата» за то, что игра продвигает за рубежом российские технологии и военную технику.

Киберспорт — отличная школа жизни, которая может стать трамплином для удачной карьеры. Неважно, какая именно игра вам интересна — Counter-Strike, Dota 2, LoL, Warface или вообще Hearthstone — любой проект, заточенный под соревновательный мультиплеер, дает возможность проявить себя. Только не надо думать, что если сегодня вы чемпион района по StarCraft, то завтра вас уже пригласят руководить какой-нибудь игровой студией. Киберспорт учит вас совершенствовать свои навыки, постоянно быть в тонусе, работать над собой, стремиться к поставленной цели. А это уже половина успеха.

Смотрите также
Как и сколько можно зарабатывать в киберспорте
Фичер
Как и сколько можно зарабатывать в киберспорте
Киберспорт в Warface
Фичер
Киберспорт в Warface
Чем нам гордиться в киберспорте?
Фичер
Чем нам гордиться в киберспорте?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться