Почему искусственный интеллект обыграл топ-игрока Dota 2

Ренат Садыков (редакция)

Dota 2 стала очередной дисциплиной, в которой машина лучше человека. Разобраться, почему так случилось, нам помогли ведущие комментаторы и киберспортсмены

Чемпионат The International 2017 по Dota 2 запомнится не только призовым фондом в 25 миллионов долларов, накалом страстей в финальных матчах, где победы порой стоила мелкая ошибка, но и новым триумфом искусственного разума над человеческим. Опытнейший Даниил «Dendi» Ишутин из Natus Vincere (команда, увы, не попала на турнир) сыграл шоу-матч с ботом, искусственный интеллект для которого написала принадлежащая Илону Маску исследовательская компания OpenAI. Оба раунда закончились поражением Даниила.

Кто-то из поклонников начал неловко шутить о нынешнем уровне игры «Dendi», который не только пролетел мимо The International, но и даже умудрился проиграть боту. Но все, конечно, хитрее — до шоу-матча программа сразилась с двадцатью профессиональными игроками, и только в нескольких случаях не смогла победить.

Как и почти все разработчики искусственного интеллекта, OpenAI экспериментируют с нейросетями — очень грубой копией алгоритма, который используют во время обучения живые люди. Каждый раз, когда наш мозг обрабатывает информацию, в нем она как по конвейеру передается между нейронами. Если что-то пошло не так, то связи между участвующими в процессе нейронами ослабевают, а вот когда все получилось — наоборот, крепнут. Нейросеть отлично объясняет поговорку «повторение — мать учения» — для того, чтобы нейроны обзавелись действительно крепкими связями, нужно успешно выполнить какое-то действие несколько раз.

Именно подобным образом компьютерные программы сейчас учатся вещам, которые недавно им были не по силам: распознавать речь, находить определенные предметы на фотографиях, писать музыку и даже новости. И, конечно, играть в Dota 2: первые матчи OpenAI провел против самого себя, запоминая правильные действия и забывая ошибочные. Затем добавился анализ матчей, проводимых по всему миру — из арсенала опытных игроков бот позаимствовал все приемы, которые показались ему удачными.

Результат мы все видим — пусть пока только в режиме один на один, но бот может на равных играть против лучших киберспортменов в мире. Но насколько честна и интересна его игра? Побеждает ли бот за счет того, что выполняет привычные действия быстрее человека, или действительно показывает «живой» стиль? Чтобы выяснить это, мы попросили нескольких опытных игроков и комментаторов Dota 2 поделиться впечатлениями от матча.

Даниил Ишутин

Сам Даниил «Dendi» Ишутин сразу же после игры заявил, что бот «очень жесткий», играть против него сложно, но победить все-таки реально — так что он хотел бы провести матч-реванш.

«Просто нужно играть очень чисто, нужно знать, что делать, потому что формат «один на один» отличается от «пять на пять». Бот приходит на линию и начинает пушить сразу, он бьет крипов, потому что хочет скорее взять второй уровень, третий уровень, чтобы дальше уже доминировать. Вдобавок, он очень круто использует курьера. Только у него появились 50 голды, он сразу себе «веточку» может нести, 110 голды — «фласочку» (лечащие предметы, которые могут сильно помочь в бою — прим.ред.) И это все автоматически. Мне же надо нажимать, об этом думать. И я в принципе к такому и не привык, потому что в игре целой командой не надо так часто пользоваться курьером», — отметил он.

Игорь Филатов

«Что он делал правильно? Не могу конкретно ничего выделить, скорее, бот в целом все делал намного правильнее», — говорит Игорь «iLTW» Филатов из М19. Игорь считает, что в матче надо было предпринимать нестандартные шаги, к которым OpenAI оказался бы не готов. Например, постоянная попытка «снайпа» курьера с помощью «вардов» и проеденных деревьев (такая тактика позволяет находить местоположение курьера с целью его дальнейшего убийства — прим. ред.)

«Я считаю, что создавать бота с быстрой реакцией и правильными действиями жестоко и бесчеловечно. Пока это беззащитные боты, которые переигрывают нас в Dota 2, но потом они попробуют нас поработить или уничтожить. Ну а если серьезно, то такой бот может быть лучшим тренажером для любого игрока» — подытоживает Игорь.

Андрей Чипенко

Андрей «Mag» Чипенко, бывший игрок команды Mineski, с нетерпением ждет возможности самостоятельно сыграть против такого бота.

«Очень круто, что кто-то решил создать бота с искусственным интеллектом — это, несомненно, шаг вперед. Он практически все делал идеально, начиная от блока «крипов», «ластхита» и агрессии на линии. Практически моментально он закупался и работал с курьером — человек тратит на это больше времени. При этом всем бот еще и сам сразу ловил соперника на ошибке», — говорит Андрей.

Алексей Филиппов

Алексей «Lex» Филиппов, профессиональный комментатор Dota 2, который видел сражение «Dendi» с ботом вживую, отметил, что матч был невероятным.

«Это было что-то новое, чего мы не видели раньше, публика была в восторге. Бот, как я понял, изучает других игроков, и в будущем действует так же, как они, забирая их плюсы и отметая минусы. При этом способ выиграть был — просто нужно действовать так, как не действует никто. Не показывать курьера, который принес Healing Salve или Mango, стараться встретить крипов, и так далее. Правда, особенность бота в том, что он выучит и эти хитрости, и в следующий раз на них не поведется» — комментирует исход матча Алексей.

Алексей надеется, что в OpenAI продолжат развивать свою разработку. «Жду матч команды ботов против Team Liquid, победителей The International, на это было бы действительно интересно посмотреть», — резюмирует комментатор.

Дмитрий Филинов

Впрочем, далеко не все разделяют восхищение от бота. Например, Дмитрий «Inmate» Филинов, бывший профессиональный игрок в Dota 2, а ныне комментатор и аналитик, сомневается в успешности OpenAI в командной игре: «Думаю, что подготовить бота для 5х5 получится, но из-за слишком большой вариативности и человеческого фактора у врага, эти боты постоянно будут ошибаться. Поэтому любая команда уровня Tier-2 или Tier-3 будет катать их как детей».

Успех в одиночной дуэли для Дмитрия не стал сюрпризом. «Я до начала матча знал результаты этого бота против других игроков, которые, по моему личному мнению, выступают последний год лучше, чем Даниил. У них была возможность провести больше двух матчей, но все они проигрывали чаще, чем побеждали».

По его мнению, если провести за каким-то делом десять тысяч часов, то можно стать неплохим профессионалом, а бот сыграл в разы больше, постоянно отшлифовывая свой алгоритм. «Машина способна выполнять куда больше действий одновременно. Закупаться в курьера, следить за всей открытой картой и так далее. То же самое с заклинаниями, бот по пикселям знает, куда попадет тот или иной его рейз. Потому очень тяжело переиграть его на технике. В этом его преимущество — много опыта, много урона, много денег, доминация на линии».

Владимир Кузьминов

Поддерживает сомнения Дмитрия и Владимир «Maelstorm» Кузьминов, профессиональный комментатор и аналитик Dota 2:

«На первый взгляд, все было очень круто, но чуть позже стало заметно, что бот не идеален. А на следующий день оказалось, что обыграть его не так уж сложно, если использовать «абуз». Бот всегда выгодно разменивался по здоровью, точно знал, добьет он соперника или нет. Но при этом он плохо понимал, что происходит, если, например, выкладывать предметы на землю».

Успехи OpenAI заставляют вспомнить о Skynet и многочисленных фантазиях о восстании машин, но на самом деле цель его авторов строго противоположная. Организовавший компанию Илон Маск известен в научных кругах как один из самых последовательных критиков современного подхода к разработке искусственного интеллекта. Он не раз заявлял, что если специалисты будут гнаться за результатом, не задумываясь о последствиях, то это может закончиться плачевно. Цель OpenAI — показать, как надо разрабатывать AI, дружелюбные и безопасные для людей. Планы у организации просто огромные: от создания программы, которая самостоятельно писала бы другие программы, до поиска признаков разработки где-то в мире агрессивного искусственного интеллекта. Кстати, создание бота, который бы играл в Dota 2 в режиме «пять на пять», также значится в планах компании.

Смотрите также
Самый летний косплей
Фичер
Самый летний косплей
Персонажи игр: тогда и сейчас
Фичер
Персонажи игр: тогда и сейчас
Тест: кто вы в мире StarCraft?
Фичер
Тест: кто вы в мире StarCraft?
История Nikita Online — первой российской игровой компании
Фичер
История Nikita Online — первой российской игровой компании
Дата выхода

Dota 2

PC (Windows)
Альтернативное название: Дота 2
10
Оценка редакции
Читать рецензию
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Valve
Режимы игры
Онлайн-игра
Мультиплеер
Модель распространения
платная цифровая доставка
Сайт
Дата выхода
(PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Processor: 2.8 GHz Memory: 4 GB RAM Graphics: nVidia GeForce 8600/9600GT, ATI/AMD Radeon HD2600
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться