Подергать за имя

Игры Mail.Ru (редакция)

Рассказ о том, можно ли потерять права на игру, а также какие скандалы и судебные тяжбы порой стоят за игровыми названиями

Бюро по регистрации патентов и торговых марок США недавно лишило SEGA прав на пусть и подзабытый, но все еще популярный среди игроков бренд Shenmue. Регистрация была аннулирована потому, что компания не смогла доказать наличие коммерческого интереса к торговой марке: новые игры в серии Shenmue не выходили с 2001 года.

Похожий случай произошел с Sony, которая так затянула разработку The Last Guardian, что пропустила момент перерегистрации бренда. Через три года, когда название давно уже числилось как неиспользуемое, а разработка все еще продолжалась, юристы спохватились и сумели доказать, что проект существует.

The Last Guardian — самый таинственный проект Sony: новой информации о нем не поступает с 2009 года

Патентное право США вообще настолько туманное и запутанное, что напоминают скорее не свод законов, а набор обрядов и суеверий. Даже специалисты признаются, что испытывают затруднения с трактовкой его положений. Юрист Джас Пьюруолл в своем блоге пишет: «Законодательство по защите интеллектуальной собственности быстро развивается, вопросы его применения в игровой индустрии до конца не решены. Есть ряд проблем, которые мы сами до конца пока не понимаем».

Например, среди разработчиков широко распространено мнение, что лучшим доказательством интереса к торговой марке является судебная тяжба. Помните, как Bethesda подала в суд на Scrolls, новую игру создателя Minecraft Маркуса Перссона? Юристы заявили, что это нарушение авторских прав на серию The Elder Scrolls, и потребовали сменить имя. Пресса подняла шумиху, а Перссон даже предлагал решить спор на дуэли в Quake 3. Издательство упрекали в неадекватности, а на самом деле этот заведомо проигрышный суд был устроен с вполне невинной целью — засвидетельствовать свой интерес к бренду.

Трейлер той самой Scrolls, которая чуть было не стала жертвой юристов Bethesda

Если ситуация с Bethesda и Перссоном напоминала скорее анекдот, то недавний скандал с King, издателем популярнейшей мобильной аркады Candy Crush Saga, был куда менее безобидным. Компания оформила право собственности на каждое слово из названий собственных игр: «Candy», «Crash» , «Saga» и так далее. После чего юристы King начали приставать к разработчикам, которые использовали эти слова в названиях своих проектов. Пока King расправлялась с безвестными мобильными аркадами типа All Candy Casino Slots, все шло гладко, но когда она предъявила претензии к известной инди-стратегии The Banner Saga, случился публичный скандал.

Banner Saga — одна из лучших PC-игр этого года, которая получила 9 баллов в нашей рецензии. Candy Crush Saga — приторно-цветастая машина по вытягиванию денег из игроков

До суда, впрочем, дело не дошло: пресса и игровая общественность оказали Stoic горячую моральную поддержку. В ответ руководство King пыталась пояснить, что они всего лишь пытаются защитить свои торговые марки, и не собираются препятствовать выходу других игр. Не помогло. Под давлением общественного мнения компания дала задний ход, отстала от разработчиков и решила отказаться от прав на слово «candy».

Патентные тяжбы в США длятся долго и стоят очень дорого, а их результат часто непредсказуем. Это порождает к жизни такое явление как «патентный троллинг», когда владельцы патентов подают иски по малейшему поводу. Даже будучи правой, жертва троллей часто предпочитает откупиться, потому что это дешевле, чем доказывать в суде очевидное. Например, в 1994 году был выдан патент на метод организации игры по сети, а в 2006 году его владельцы подали в суд на Sony и Microsoft, заявив, что онлайновые сервисы Xbox Live и PSN злостно нарушают их авторские права. Sony решила уладить дело миром, а Microsoft довела дело до суда и выиграла. Неизвестно, кто из них в итоге заплатил больше.

И таких случаев много. Одна только компания Uniloc, имея на руках пару патентов на способы авторизации и активации программ, за последний десяток лет предъявила свыше семидесяти исков. Любая крупная компания содержит целую армию адвокатов как раз для того, чтобы судиться друг с другом по всякому поводу. Или даже без повода, просто так, в профилактических целях. Периодически под перекрестный огонь попадают и мелкие студии, для которых услуги юристов — непозволительная роскошь.

Замечательная и смешная No One Lives Forever вряд ли получит продолжение. И не только из-за курьезной ситуации с правами: вторая часть и аддон Contract J.A.C.K. продавались так себе

Впрочем, потерять права на бренд можно и в буквальном смысле, без всяких судов, как это случилось с Activision и серией No One Lives Forever. Первую часть выдающейся шпионской игры в 2000 году издавала Fox Interactive, которую в 2003 году купил французский холдинг Vivendi. Вторую часть No One Lives Forever (2002) издавала уже Sierra Entertainment, которую в 2008 году купило издательство Activision, к тому моменту уже принадлежащее все той же Vivendi. Недавно Activision выкупила свои акции у Vivendi и стала независимым издателем, однако никаких прав на NOLF у себя не обнаружила. Разработчики игры, студия Monolith, стали частью империи Warner Brothers, и правами на шпионский сериал тоже не обладают. И пока настоящий владелец No One Lives Forever не объявится, о выходе продолжения можно даже не мечтать.

Игроки привыкли считать игру и ее название единым целым, но на деле их связывает достаточно длинная цепочка бюрократических формальностей. И эта система не застрахована от сбоев. В прошлом году зомби-шутер The War Z пришлось переименовать в Infestation: Survivor Stories после конфликта с создателями фильма «Война Миров Z». MOBA-стратегию Blizzard, которая сначала называлась Blizzard DOTA, после суда с Valve переименовали в Blizzard All-Stars, затем в Heroes of the Storm, и вот лишь совсем недавно выяснилось, что третий вариант совпадает с названием вышедшей недавно настольной финской игры.

Те, кто считают, что выбор названия — самая легкая часть создания игры, жестоко ошибаются. Название должно быть не только простым, запоминающимся и благозвучным (в том числе и при произношении на разных языках). Оно должно быть никем не занятым — в противном случае вам придется иметь дело с владельцами торговой марки. Поэтому хороший юрист в игровой компании — такой же важный человек, как, например, геймдизайнер.

Смотрите также
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Фичер
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Фичер
Лучшие игры о боях на холодном оружии
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться