The Boston Major 2016 Перейти

Повторятся ли события XCOM в реальной жизни?

Евгений Норин (редакция)

С какими трудностями сталкиваются те, кто ищет внеземные цивилизации, и каких успехов они добились

4 февраля в продажу поступит XCOM 2 — тактическая игра о бойцах сопротивления, которые сражаются с инопланетянами, установившими свою власть на Земле. Это достаточно популярный сюжет — с началом технологического рывка, приведшего человечество в космос, тема контакта с иными цивилизациями стала одной из самых популярных в массовой культуре. Инопланетяне в роли врагов, союзников, торговых партнеров — частые гости в книгах, фильмах и видеоиграх. Но не в реальности. Из глубин Вселенной не явились корабли завоевателей, Чужой не съел на наших глазах ни одного Хищника, и даже яблони на Марсе не зацвели. Давайте разберемся, есть ли у нас все-таки шансы встретить братьев по разуму? И если есть, почему мы с ними еще не встретились?

Оптимист против скептика

Осенью 1961 года в Вирджинии группа ученых засиделась в кафе за обсуждением вопроса о том, могут ли земляне уловить сигналы, которые, возможно, посылают нам из космоса другие цивилизации. В ходе дискуссии астроном Фрэнк Дрейк предложил формулу для определения вероятности встречи с инопланетной разумной жизнью. Формула Дрейка включала число звезд в галактике, долю светил, обладающих планетами, среднее количество небесных тел, подходящих для зарождения жизни, саму по себе вероятность зарождения жизни, ее разумных форм, продолжительность существования цивилизации… В итоге Дрейк оценил количество цивилизаций в галактике на уровне примерно десяти тысяч.

Дрейк и его знаменитая формула

Увы, но формула Дрейка не разрешает никаких вопросов, а наоборот, показывает, насколько мало мы знаем об окружающем мире. Для начала, ключевой параметр — вероятность зарождения жизни — Дрейку не был известен, как неизвестен он и в наше время. Современная наука до сих пор точно не знает всех обстоятельств возникновения жизни на Земле, но даже решив этот вопрос, ученые не смогут на основании единственного примера рассчитать вероятность зарождения жизни на всех планетах Вселенной. Поэтому Дрейк использовал в своих расчетах гипотетическое значение, показавшееся ему правильным — а, например, астроном Карл Саган, подставив в ту же самую формулу другое «правильное» значение, получил… миллион обитаемых планет в галактике.

Одним из скептиков в отношении инопланетян стал нобелевский лауреат Энрико Ферми. Теории о множественности обитаемых миров он торпедировал простым и очевидным вопросом: «И где же они в таком случае?» Ферми исходил из того, что любая развитая цивилизация будет обладать похожими на человеческие возможностями науки и технологии: ведь законы физики одинаковы что на Земле, что на Проксима Центавра. А раз ни радиопередач, ни ракет, ни автоматических аппаратов не видно — то их попросту и нет. Так называемый парадокс Ферми породил множество научных споров — начиная с гипотезы уникальной Земли, которая является единственной пригодной для жизни планетой во Вселенной, и заканчивая теорией Великого фильтра, согласно которой все цивилизации гибнут раньше, чем успевают заявить о себе.

Wow-сигнал и сфера Дайсона

Несмотря на скепсис многих ученых, мероприятия по поиску внеземных цивилизаций (SETI, Search for Extraterrestrial Intelligence) благополучно предпринимаются с конца 50-х годов. Сначала это была частная инициатива отдельных ученых, но затем к поискам подключились и правительства . Обычные и радиотелескопы стали прочесывать космос в поисках нестандартных сигналов, кроме того, человечество и само несколько раз громко заявляло о себе — как при помощи радиосигналов, так и, например, отправив на кораблях «Вояджер-1» и «Вояджер-2» за пределы Солнечной системы пластинки с важной информацией.

Космическая почта пока очень нерасторопна — запущенный в 1977 году «Вояджер 1» покинул Солнечную систему лишь через 36 лет

И надо сказать, что порой ученые находили действительно интересные вещи. 15 августа 1977 радиотелескоп в штате Огайо принял мощный и короткий сигнал, который заметно выделялся из обычного эфира. Изучив распечатку, астроном Джерри Эйманам написал на полях короткое слово «Wow» — все параметры полностью совпали с теоретическими характеристиками сигнала внеземной цивилизации. К сожалению, ученые не смогли ни расшифровать сигнал, ни принять его повторно. Недавно появилась версия, что сигнал мог оказаться излучением облаков двух комет — но подтвердить или опровергнуть это можно будет только в ходе дополнительных наблюдений в 2017 и 2018 годах.

Еще одно интересное открытие было сделано в октябре прошлого года, когда радиотелескоп «Кеплер» обнаружил звезду, светимость которой в определенные моменты падала на 80 процентов. Обычно такое происходит, когда между звездой и телескопом проходит планета, но в данном случае яркость звезды снижалась через разные промежутки времени, что уже нельзя списать на планету. У ученых есть несколько объяснений происходящему — в том числе наличие сферы Дайсона, которую строит продвинутая цивилизация. Это огромная (диаметр больше орбиты некоторых планет) непроницаемая оболочка, созданная вокруг звезды и служащая для сбора всей энергии, которую она излучает. Недостроенная сфера Дайсона, вращаясь вокруг звезды, в определенные промежутки времени будет снижать яркость светила, что и наблюдается в телескоп.

Сферы Дайсона очень любят авторы серии Halo. Например, Requiem, где происходят события четвертой части — миниатюрная сфера размером с планету

Пока что ученые откладывают версию со сферой Дайсона «на потом», пытаясь найти менее фантастическое объяснение. Почти сразу было выдвинуто предположение, что звезда окружена плотным поясом комет и астероидов, облака пыли от столкновения которых и снижают светимость. Но астроном Брэдли Шефер опубликовал результаты изучения снимков данной области неба с 1890 по 1989 годы, согласно которым яркость звезды за это время уменьшилась на 20%. По расчетам Шефера, для этого рядом должно находиться более 600 тысяч астероидов, что практически нереально. Кстати, если гипотеза со сферой Дайсона подтвердится, то эти данные показывают, что ее строительство заняло более века.

Одиночество в SETI

Лишь несколько интересных открытий за почти шестьдесят лет исследований — очень скромный результат. Тем не менее, он объясняется просто — достаточно понять, с каким объемом информации работают ученые. По приблизительным подсчетам, во Вселенной не менее триллиона триллионов звезд. Сопоставьте эту цифру с рассчитанным Фрэнком Дрейком числом в 10 тысяч цивилизаций (да и даже с миллионом Карла Сагана) — и станет ясно, насколько низка вероятность отыскать инопланетян.

Диаметр Млечного Пути, нашей родной галактики, равен ста тысячам световых лет — столько же времени будет идти радиосигнал. Если же мы захотим связаться с соседями из галактики Андромеды, то на это понадобится более двух с половиной миллионов лет

Важен и другой фактор — расстояния и времени. Сама по себе жизнь на Земле появилась очень рано: первые достоверные ее следы относятся к периоду 3,8 миллиарда лет назад — вполне немаленькая цифра в сравнении с возрастом Вселенной, который оценивается в 13,8 миллиардов. Однако предкам людей всего несколько сотен тысяч лет, тому, что можно назвать цивилизацией — не более шести тысяч, а пользоваться радиосвязью мы стали чуть более ста лет назад. Соответственно, и «услышать» нас могут лишь в том случае, если одна из цивилизаций находится на расстоянии сотни световых лет — совершенный мизер в масштабах Вселенной.

А теперь давайте вспомним звезду KIC 8462852, вокруг которой якобы ведется строительство сферы Дайсона. Она находится от нас почти в полутора тысячах световых лет — так что если там и есть инопланетяне, то мы сейчас видим их цивилизацию такой, какой она была целых пятнадцать веков назад. И если мы сегодня решим отправить им сигнал, то услышан он будет еще через столько же времени. Наладить какое-то общение при такой задержке — задача просто нереальная.

При немного ином стечении обстоятельств, инопланетяне могли бы жить фактически на нашем заднем дворе. По данным NASA, несколько миллиардов лет назад Марс чуть не стал пригодной для жизни планетой — этому помешала лишь слабая гравитация, не давшая сформироваться атмосфере

Остается надеяться, что современные средства связи — это далеко не предел технических возможностей. И что когда-нибудь одна из цивилизаций откроет способ передавать информацию и перемещаться на скоростях, которые в сотни раз превосходят скорость света. Но что произойдет в таком случае?

Первый контакт

При мысли о первом контакте с инопланетянами воображение рисует очень красивую картину — самое невероятное событие в истории человечества, политические союзы, культурный обмен, новые технологии, которые навсегда поменяют нашу жизнь. И только авторы фильмов, книг и игр про инопланетян зачем-то все портят, раз за разом подкидывая сюжеты, в которых человечество сталкивается с более развитой и при этом очень воинственной цивилизацией.

И это вовсе не желание заработать на громком сценарии. Фантасты, возможно, недалеки от истины — если обратиться к нашей собственной истории, то выяснится, что почти каждый раз, когда на Земле сталкивались две цивилизации, более развитая уничтожала или порабощала более отсталую. За примерами далеко ходить не надо — вспомним хотя бы колонизацию Америки или Австралии, в ходе которых аборигены лишились своих земель и были согнаны в резервации. Кстати, чтобы человечество оказалось в серьезной опасности, чужакам достаточно обогнать нас в развитии лишь на сотню лет — тогда шансы победить в войне будут примерно такими же, как у сильнейшей армии Первой мировой одолеть вооруженные силы среднего современного государства.

В «Солярисе» Лема люди пытаются установить контакт с разумным океаном, покрывающим поверхность целой планеты. Какой может оказаться внеземная жизнь в реальности — трудно даже представить

Такие выводы исследователи делают на основании предположения, что все цивилизации во Вселенной развиваются по схеме, позаимствованной из нашей истории. В реальности же может получиться и так, что людям с пришельцами будет не из-за чего воевать — вполне возможно, что Вселенная полна бесхозных астероидов с ценными ресурсами и планет, пригодных для колонизации. Но есть и другая опасность — инопланетяне могут отличаться от нас настолько, что контакт будет невозможен в принципе. Мы просто не сможем донести друг до друга вещи, которые нам кажутся элементарными — и в лучшем случае разойдемся с миром. В худшем же безобидное действие может стать причиной начала войны.

Наконец, не исключено, что контакт уже давно состоялся — просто мы о нем не подозреваем. Разумные существа, способные к межзвездным перелетам, могут находиться на таком уровне развития, что без специальных усилий с их стороны человек даже ничего и не заподозрит. Что понял бы первобытный человек, увидев космонавта? Вероятнее всего, просто дал бы новому явлению объяснение, соответствующее его картине мира, и только: отыскал бы корни явления в природе или верованиях. Для иной цивилизации мы можем выглядеть питекантропами — и быть настолько же интересными, насколько нам самим интересны первобытные племена, до сих пор проживающие в некоторых отдаленных уголках Африки.

Первые попытки поиска внеземной жизни приводят лишь к одному выводу — наши знания о Вселенной еще очень малы и не позволяют доказать или опровергнуть наличие в ней других разумных существ. И пока нам остается лишь теоретизировать — существуют ли инопланетяне в принципе, какими они могут быть, возможен ли с ними контакт и к чему он приведет? Кстати, с многими из таких теорий можно ознакомиться в играх — начиная с Mass Effect, где показана работа упомянутого в начале статьи Великого фильтра, и до XCOM 2, где можно увидеть последствия войны инопланетян с людьми.

P.S. Кстати, человечество начало готовиться к звездным войнам еще в прошлом веке — о первых попытках разработать космическое оружие мы рассказывали совсем недавно.

Смотрите также
Tharsis
Рецензия
8.0 Tharsis
Star Citizen
Превью
Star Citizen
Все, что вам надо знать о виртуальной реальности
Фичер
Все, что вам надо знать о виртуальной реальности
Дата выхода

XCOM 2

PC (Windows), MAC, PlayStation 4, Xbox One
8.5
Оценка редакции
Читать рецензию
Оставьте отзыв об игре
Издатели
2K Games, 1C-СофтКлаб
Режимы игры
одиночный режим, игра в интернете
Модель распространения
цифровая доставка, розничная продажа
Дата выхода
(PC (Windows))
(PC (Windows), MAC)
(PlayStation 4, Xbox One)
Системные требования
Минимальные
Intel Core 2 Duo E4700, 2,6 ГГц, 4 Гб ОЗУ, ATI Radeon HD 5770 1 Гб
Рекомендуемые
Четырехъядерный процессор на 3 ГГц, 8 Гб ОЗУ, ATI Radeon HD 7970
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться