The Boston Major 2016 Перейти

Виноваты ли игры?

Георгий Т. (пользователь)

Когда мотивы преступления не ясны, принято валить всю вину на пагубные привычки, к числу которых все чаще относят видео-игры.

Очередная социальная трагедия и очередные обвинения в адрес компьютерных игр. Стрельба в школе, убийство таксиста, съехавший с катушек сотрудник частной фирмы, расстрелявший коллег? Основополагающим фактором всегда принято считать игры. Притеснение одноклассников, оружие, находящееся в легкой доступности подростку, неблагополучная семья и прочие факторы почему-то обделены вниманием.

За примерами далеко идти не надо. Одиннадцатого марта 2009 года, 17-летний подросток, Тим Кречмер, житель немецкого городка Винненден, вооруженный пистолетом Beretta , зашел в школу, которую он окончил год назад, и открыл огонь по ученикам и преподавателям. В итоге погибли девять учеников и трое преподавателей. Выйдя из школы, он застрелил также садовника и, захватив автомобиль с его владельцем, попытался скрыться из города. Полиция настигла его только в другом городе, где он тоже оставил кровавый след, застрелив в автосалоне продавца и посетителя. В перестрелке подросток был ранен в ногу и застрелился.

Причины, толкнувшие подростка на ужасный поступок, как водится, начали искать в трудном детстве и пагубных увлечениях. Детство Кречмера трудно было назвать тяжелым – он рос в полноценной и благополучной семье. Финансовых проблем у семейства Кречмер не было, зато в комнате парня стоял компьютер. Как и у любого другого подростка его возраста, на компьютере были установлены игры, попадающие под рейтинг «18+», в том числе игра серии GTA. Да и знакомые с родителями подтверждали, что он любил «стрелялки» и фильмы ужасов. Если последнее журналисты сочли нормальным, то «жестокие игры» сыграли роль красной тряпки для быка. Тут же была выдвинута версия о виновности компьютерных игр, которая устроила многих, но не всех. Сверстники Тима говорили, что играл в шутеры он не более, чем другие подростки, а чем действительно увлекался, так это настольным теннисом, что к жестоким играм отнести никак нельзя. Все же нашлись люди, проведшие параллели между GTA, установленной на компьютере Кима и его действиями, в частности захвате автомобиля с заложником.

Но откуда у тихого подростка, увлекающего пинг-понгом, могло взяться боевое оружие? Отец Кима, преуспевающий бизнесмен и член местного оружейного клуба, имел право на хранение дома огнестрельного оружия. Всего в ходе обыска в доме Кремчеров было обнаружено 16 единиц оружия, 15 из которых хранились в сейфе, а одно – тот самый злосчастный пистолет, ставший причиной смерти пятнадцати людей – под подушкой Кремчера-старшего. Конечно Ким знал, где он лежит и сделал то, что сделал… Это один из многих примеров «школьного шутинга».

Та самая Беретта, хранившаяся под подушкой отца Кима

Если в предыдущем инциденте, дело касалось GTA лишь косвенно и камней в огород Rockstar прилетело не так уж и много, то в случае, когда подросток зарезал таксиста, осуждение общественности было в разы больше. Причиной всему мотивация 18-летнего студента, которому, по его же словам, захотелось проверить, действительно ли угнать такси так просто, как это показано в GTA IV. Не знаю, хотел ли он косить под невменяемого, но экспертиза установила, что он психически здоров, поэтому все шишки достались опять же детищу Rockstar. В результате, крупный дистрибьютор Таиланда (именно там произошла трагедия), убрал с полок своих магазинов диски с игрой и призвал к тому же коллег. Впрочем, с десяток других игр, в которых можно было провернуть тоже самое, остались лежать совсем рядом с пустующим пространством, на котором совсем недавно лежали диски GTA. Хочется отметить, что для угона транспорта в GTA, совсем необязательно убивать водителей, поэтому странно обвинять в случившемся игру. Однако Министерство Культуры Таиланда обвинили игры серии GTA в чрезмерной жестокости (увидев Soldier of Fortune они скорее всего впали бы в шок) и призвали родителей тщательнее следить за тем, во что играют их чада. То, что «чаду» зарезавшему взрослого мужчину 18 лет, и он совершенно свободно может купить любой диск в магазине, их не смутило.

Большую известность приобрело другое преступление, когда 16-летний Девин Мур, в американском штате Алабама, угнал машину и застрелил трех полицейских из табельного пистолета одного из них. Подросток также был большим поклонником GTA III и GTA: Vice city.

Не все инциденты, в которых нашли связь с компьютерными играми, настолько кровавы. Девятилетний Семаж Брокер, давно упрашивал родителей отвезти его в гости к дедушке, живущем в другом штате. Но у родителей времени не было, и на просьбы он постоянно получал отказ. Тогда юный герой поступил так, как якобы и «положено». Угнав каким-то чудом соседскую машину, за поворотом врезавшись в дерево, на протяжении всего пути до аэропорта, он сменил еще два автомобиля, один раз скрывшись от погони полиции, пытавшемся его остановить за превышение скорости. Успешно доехав до аэропорта, он каким-то чудом проник на борт самолета, летевшего в город его любимого дедушки, и был задержан по прибытии, когда до точки назначения оставалось совсем недалеко. Родители не стали винить себя за недостаточное внимание к ребенку или то, как воспитали его. По словам мамаши, виноваты компьютерные игры, обучающие всему этому. Хотя я ума не приложу, какая игра может обучить угону различных типов машин, да так, что с ними справится девятилетний ребенок.

Связывала всех фигурантов историй установленная игра на компьютере. Но действительно ли она является причиной? Искренне ли говорят подростки о том, что «хотели проверить» какую-то игровую особенность? Так ли они любили игры, как им приписывают посторонние люди? Почему нет случаев стрельбы с использованием кошек, вместо глушителей? Ведь была такая добрая игра, Postal 2, да и Уве Болл, экранизировавший идею компьютерной игры, не забыл показать это в кадре. Все-таки GTA это sandbox-игра, то есть песочница. Никто не заставляет убивать водителей, сбивать пешеходов. Из GTA 3 на стадии бета-тестирования были вырезаны престарелые пешеходы, люди с явными признаками инвалидности в виде костылей и прочие модельки людей, из-за которых могли возникнуть проблемы с правдорубами, обвиняющими компьютерные игры в жестокости и нетерпении. В следующей части(IV), исчезла возможность отстреливать конечности, показывать неприличный жест сигналящим водителям.

Когда явные мотивы людей, подобных описанным выше, отсутствуют — им приписывают влияние дурных привычек, к которым, зачастую приписывают и видеоигры. То, что серия GTA является одной из самых популярных серий в мире и остальные миллионы игроков, почему-то никого не убивают, критиков не смущает.

GTA, Postal и Manhunt – вот основные игры, на которые ссылаются противники компьютерных игр. С первой игрой все понятно – она популярна, и её можно обнаружить практически на каждом компьютере. В том числе на компьютерах тех, кто идет на преступление. Postal попал под взгляд противников игр за большое количество насилия, неприкрытые сцены отрывания конечностей игровым персонажам и ряд других возможностей. Хотя разработчики уверяли, что игру можно пройти, не сделав ни единого выстрела и весь игровой процесс – выбор самого игрока. Manhunt – менее знаменитая, по cравнению с предыдущими двумя, но своеобразная игра, в которой игроку дается возможность убивать с фантазией. Впрочем, фантазия ограничена возможностью, заложенной разработчиками, так что маньяка из игрока она навряд ли вырастит.

Идеи Postal'а никто повторять не спешит, но все же игра обросла чередой скандалов

Среди ярых сторонников запрета жестоких компьютерных игр, особую медаль в несколько пудов, особенно перед тем, как сбросить его на дно глубокого водоёма, хочется выделить Джона(Джека) Томпсона. По профессии адвокат, свою борьбу с жестокостью и непристойностью, попадающуюся на глаза детям он начал еще в 80-х.

До этого Джон, скандаливший с радиостанциями и реперами, использующими нецензурный лексикон в прямом эфире радио и телевидения. Когда игры достаточно развились, взгляд Томпсона упал и на них. Называя их руководством к действию, он проводит различные параллели между событиями в игре и инцидентах, по его мнению, имеющих связь. «В каждой школе, где была стрельба, всегда оказывается, что те ребята играли в подобные игры», — говорил он при каждом удобном случае. Имеющий поверхностное понятие об играх, ему достаточно было того факта, что в играх есть насилие. От его внимания не ушел и джойстик PlayStation 2 с обратной связью, которая, как считает Томпсон, создавала приятную вибрацию после каждого убийства.

Томпсон также участвовал во многих судах, связанных с играми. Первый «игровой» иск Томпсон подал от имени родителей трех застреленных детей в одной из американских школ в 1997 году. В результате расследования выяснилось, что 14-летний убийца, Майкл Карнил, регулярно играл в разные компьютерные игры, включая Doom, Quake и Wolfenstein. В иске было требование взыскать $33 млн. с продюсеров этих проектов и некоторых фильмов, которые могли повлиять на психику убийцы. «Мы намерены навредить Голливуду и всей игровой индустрии», — заявил тогда Томпсон. Иск был подан в федеральный суд, однако дело было закрыто, поскольку суд счел, что одних только игр и фильмов недостаточно, чтобы сделать из человека убийцу. Кроме того, суд посчитал, что предупредительных надписей и в играх, и в фильмах вполне хватает.

В октябре 2003 года в штате Теннесси Джек стал представителем родителей двух подростков, признанных виновными в убийстве. Подростки утверждали, что на это их вдохновила Grand Theft Auto III, а Томпсон потребовал $246 млн. в качестве компенсации от издателя этой игры, Take-Two Interactive, а также от создателя консоли, компании Sony, и распространителя проекта, ритэйлера Wal-Mart. О судьбе бредового иска можете догадаться сами.

В штате Алабама в 2005 году наш герой стал защитником семей полицейских, трое членов которых были убиты Дэвином Муром, подростком, «который много играл в GTA». Однако большого прогресса не случилось, поскольку Томпсон не мог вести адвокатскую деятельность на территории этого штата. Джек был отстранен от дела, после чего снова дал ряд интересных комментариев. В частности, он обвинил судью в непрофессионализме и пристрастности.

Тот самый Джек Томпсон

До того, как жестокость в играх стала его злейшим врагом, Джек уже успел отличиться своим нравом. В 1988 году он потребовал оштрафовать одну из радиостанций, за трансляцию пародийной песни «Boys Want to Have Sex in the Morning», содержащий нецензурную лексику. Джанет Рено, находящаяся на должности генерального прокурора, отказала ему в возбуждении дела, за что попала под его немилость.

В 1990 году, Джек начал кампанию против организации Switchboard, почетным членом которой была Джанет Рено. Адвокат обвинял эту организацию в распространении «гомосексуально-образовательных материалов» в средних школах. В результате Верховный суд Флориды вынудил Томпсона пройти специальный психологический тест на вменяемость. Джек его прошел, после чего заявил, что теперь он — единственный вменяемый адвокат на весь штат.

По его пути пытался пойти Валерий Сергеевич Селезнев, депутат фракции ЛДПР, правда, в более скромных масштабах. Его возмущение вызвала всего-навсего одна игра. Даже не игра, а уровень.

«Call of Duty: Modern Warfare 2», а именно эпизод — «No Russian». Если кто не помнит, игроку, внедренному в террористическую группировку, необходимо было расстрелять безоружных людей в российском аэропорту, тем самым спровоцировав Россию на конфликт. Со слов самого депутата, его сын был возмущен этим уровнем, когда проходил игру. На резонное замечание локализаторов, что в России этот эпизод вырезан(что на тот момент было правдой) и его сын увидеть его мог лишь скачав игру из других источников, Селезнев предпочел отмолчаться, акцентировав внимание на проблеме экстремизма в компьютерных играх. Действительно, уровень был вырезан, но после возвращен обратно ввиду проблем технического плана (Steam жаловался на отсутствие некоторых файлов игры).

Маразм крепчает

Во избежание проблем, вроде описанных выше, в США и странах Европы введен возрастной ценз для видео-игр и фильмах. В США за это отвечает ESRB -Entertainment Software Rating Board. Её система маркировки делится на шесть категорий. От содержания, доступного всем, до материала, рекомендуемого только лицам, достигнувшим совершеннолетия. В борьбе за понижение рейтинга, разработчики уменьшают степень насилия или вводят блокировки на нее, ведь от рейтинга будут зависеть продажи в тех странах, которых есть эта система ограничения. Хотя и тут много над чем надо работать, ведь игры можно купить не только в магазине, но и интернете, воспользовавшись кредиткой родителей или попросту скачать.

В последнее время пошла тенденция ужесточать законы, по факту случившегося. Пьяный сбил семерых – будем ужесточать. Никаких промилле в крови, хотя до 0.5 классифицируется как отсутствие опьянения, но все-равно запрещено. Постреляли на свадьбе в воздух – будем ужесточать. Никакой стрельбы, а теперь и демонстрации, ношения в общественных местах травматического и боевого оружия.

И совсем свежая трагедия, в которую впутали компьютерные игры. Дмитрий Виноградов, юрист, расстрелявший сослуживцев. Вроде бы факты налицо – нервный срыв, неустойчивая психика, ан нет – на его компьютере обнаружена игра, содержащая сцены насилия. Нет, у тридцатилетнего мужика, наверное, должна стоять Hello Kitty.

Конечно же, сразу партия, защищающая нас от всего, что может навредить нам, не могла пройти мимо. Думаю, скоро будет принят проект, огораживающий детей от насилия в играх. Каким способом, пока неизвестно. То, что Виноградову было уже двадцать, когда он гипотетически мог ознакомиться с содержанием найденной у него игры «Manhunt», не смущает законотворцев.

Игру в "войнушку" с таким же успехом можно назвать подготовкой к экстремистской деятельности

Под такую гребенку можно грести все, что нас окружает. Можно объявить игру в «войнушку» пособием для экстремизма, изъять из продажи все водяные пистолеты, запретить мультики, на которых выросло то поколение, которое их теперь и запрещает. Кто станет козлом отпущения после запрета игр? Фильмы и стишки а-ля «Маленький мальчик нашел пулемет»? Действительно ли запрет хоть как-то поможет? Время покажет.

Смотрите также
Безумное веселье в Battlefield 1
Фичер
Безумное веселье в Battlefield 1
Что не так с PC-версией Mafia 3?
Фичер
Что не так с PC-версией Mafia 3?
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Фичер
Пять изобретений Леонардо да Винчи в Assassin’s Creed
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться