Holy War

Георгий Т. (пользователь)

Борьба за счастливое детство «цветов жизни» посредством рейтинговых систем разгорается всё больше. Но так ли хорошо она охраняет их от нежелательного контента, как заявляется?

В любом начинании стоит знать допустимые пределы. Но так уж устроен человек – его нужно постоянно сдерживать, потому что сам он меры не знает. Примеры границ, за которые переходить нельзя, можно видеть повсеместно. На дорогах это запрещающие знаки: «проезда нет», ограничение скорости, светофоры. В различных конторах — таблички «только для персонала», «посторонним вход воспрещен» или наоборот «выхода нет». И так везде – человек привык, что его должны сдерживать, ведь сам сдержать себя он не может.

Не обошли негласные запреты и кино- с игро- индустрией. Например, в фильмах не принято показывать крупным планом смерть ребенка в кадре. Уве Болл в своем «Postal'e» намеренно жёстко проехался по этому табу всеми четырьмя колёсами. Социологи подсчитали, что к моменту своего совершеннолетия, ребенок видит свыше двухсот тысяч актов насилия и сорока тысяч смертей. Причем большую часть именно из видеоигр.

С играми в отличие от фильмов – гораздо сложнее. Четкие грани, чего нельзя, а что можно, если они когда-то и были, давно стёрлись. Разработчики творят то, на что хватает смелости и фантазии. Особенно в смелости и фантазии выделяются, конечно, японские разработчики, игры которых у нас не особенно распространены.

Интересный момент: в списке 32 самых «взрослых» игр, значится GTA:SA и отсутствует Manhunt.

С чего же всё началось? Когда сквозь пиксели не воспринимаемых еще всерьез компьютерных развлечений начала проглядывать обнажёнка, расчленёнка и море другой радости, серьезные дядьки самой демократичной страны мира, ответственные за порядок на улицах своих городов, начали задумываться. Кишки на полу в результате выстрела дуплетом – это, конечно, хорошо, но вот подрастающим сыновьям этого лучше не видеть. Тем более, что в доме действительно хранится двустволка. Ста пунктов брони и «режима Бога» ни у кого же нет, верно?

Имея в своем багаже более чем сорокалетний опыт присвоения рейтинга фильмам, ими принимается решение провернуть тот же трюк и с компьютерными играми. Рейтинговая система фильмов постоянно дорабатывалась. Менялись определения, ярлычки, но суть оставалась все той же – практически все категории фильмов, кроме последней («NC-17» – просмотр только по достижении семнадцатилетнего возраста), можно было смотреть в присутствии взрослых. Именно на них, в конечном счете, закон и возлагал ответственность за психику подрастающего поколения.

К играм был необходим несколько другой подход, и в итоге 1994 год выдался для создателей и почитателей жестоких игр не таким уж и радостным. Представьте ситуацию – нет интернета, а значит, торрентов, файлообменников и тому подобной радости современности. Источниками программного обеспечения в основном являются магазины и знакомые. И тут игрокам, даже не подозревающим о возможности такого со стороны государства, наносится удар – они не могут купить в магазине свеженький хит, вышедший на днях.

Представляя менталитет граждан Соединенных Шnатов, можно догадаться, что ни слёзы, ни истерики их чад по поводу отказа от приобретения заветной, а теперь запрещенной, игры к желаемому результату, в большинстве случаев, не приведут. Рейтинговая система получила название ESRB (Entertainment Software Rating Board) и именно её можно по праву считать головной болью разработчиков игр, которые не могут сделать «игру своей мечты» из-за боязни получить более высокий рейтинг, а следовательно, и урезанный круг аудитории.

Как уже говорилось, за основу рейтинговой системы, была взята система фильмов, поэтому различия в них не особо большие.

    «ЕС», «Early childhood» означает то, что игра подходил для детей младшего возраста, от трех лет.
    «Е», «Everyone» говорит о том, что игра ориентирована на всех – и на детей и на взрослых.
    «Е 10+» – для детей, которым исполнилось 10. «Т» – «Teen», игры для подростков, от 13 и выше.
    «М», «Mature»– игры, содержащие насилие и прочие радости, без маниакальной реализации.
    «АО», «Adults Only» – только для взрослых и никаких компромиссов.

Не могла эта идиллия обойтись без скандалов. Самый громкий из них, развернувшийся вокруг рейтинговой системы ESRB, возник из-за игры Manhunt, которая, по мнению многих, получила незаслуженно низкий рейтинг «M»(17+). Такие игры продаются подросткам с разрешения родителей или взрослых спутников, что бы это ни значило. По мнению многих компетентных критиков, игру ждала участь продукции с рейтингом «AO» (ТОЛЬКО 18+, без каких-либо отмазок).

Как сказал один из журналистов: «Игры рейтинга «М», это такие, которые я могу позволить запустить на своей приставке пятнадцатилетнему сыну. И в их числе не должно быть такой, в которой главным смыслом является убийство людей с шокирующими подробностями». Этот скандал дал повод усомниться в совершенстве рейтинговой системы, а вторая часть вызвавшей бурю игры, вышла на компьютере уже с рейтингом «AO».

Как бы ни строга была рейтинговая система Соединённых Штатов, как бы ни поддерживалась она строгостью закона – практически любая игра, за исключением тех, что идут с рейтингом «AO» (а их всего 32 штуки), может быть приобретена подростком при достаточном навыке убеждения или знакомством с тем, кому стукнуло восемнадцать лет.

Механизм выдачи рейтинга представляет собой длинную цепочку бюрократических действий. Ещё в процессе разработки в «ERSB» посылается видеоролик, демонстрирующий максимальную жестокость в игре, также в виде текста прикладываются игровые возможности, которые могут вызвать общественное порицание.

Когда игра готова – её копии направляются тестерам, которые знакомятся с ней и выставляют рейтинг. Как и в ситуации с присяжными — тестерами могут быть люди любого возраста и социального положения. Не всегда домохозяйка, военный, патологоанатом и школьный учитель сходятся во мнении по поводу игры. В таком случае процедура повторяется с привлечением большего количества рецензистов и обработкой их мнения с учетом мнения предыдущих. Если долгожданное согласие достигнуто – игре присваивают рейтинг и выдают официальный документ её владельцу. Без такого документа игра на территории США продаваться попросту не будет.

Интересный момент: Европейская рейтинговая система PEGI является скорее рекламой для игр, чем средством контроля.

В Европе до недавнего времени, для игроков всё было безоблачно. Любой, придя в магазин, мог купить то, что ему нравилось. Но в 2003 году, борцы за счастливое детство детей добрались и до них. В странах Евросоюза появился аналог американской рейтинговой системы, называемый PEGI (Pan European Game Information). Свое применение она нашла в тридцати странах. В отличие от ESRB, маркировка рейтингом PEGI необязательна, не накладывает ограничений на продажи, а разработчики отправляют игры для получения рейтинга по своей доброй воли.

Рейтинги системы просты и понятны на зрительном уровне. Некоторые страны приняли ее с мелкими поправками, но в стандартном варианте она делит игры на пять частей: «3+», «7+», «12+», «16+», «18+».

Создана она скорее для родителей, чем для продавцов, потому как носит рекомендательный характер и не является обязательной. Примечательно, что игр с рейтингом «18+», «категорически не рекомендуемых детям», здесь намного больше, и на данный момент их число – 1277 штук. Такое обилие игр «только 18+», а главное спокойное отношение издателей к тому, что их игра получила высший рейтинг, может объясняться тем, что PEGI отчасти создает дополнительную рекламу.

Интересный момент: игра, получившая рейтинг 18+, никогда не будет рекламироваться в Германии ни на телевидении, ни даже в специализированных магазинах.

После появления системы PEGI, контролирующей страны Евросоюза, Германия, как ни странно, отказывается от их правил и вводит свои. Рейтинговая система носит название USK (Snterhaltungssoftware Selbstkontrolle) и представляет собой золотую середину между системами США и Европы. Хотя насколько она золотая, можете судить сами.

С точки зрения возрастного разделения контента, USK несколько отличается от других стран. Разделяя аудиторию на «6+», «12+», «16+», «18+», она может маркировать игры на 5 категорий, от «ограничения отсутствуют» и до «только лицам, старше 18-ти лет». В отличие от других систем, доступность игр юным игрока происходит достаточно равномерно, в среднем каждые 5 лет. До двенадцати лет особо не развернешься, в основном семейные игры и красочные аркады с гонками, а вот после заветной даты, дверь во взрослый мир немного приоткрывается, позволяя приобретать игры с элементами насилия, некоторые РПГ и военные игры без откровенных сцен насилия.

В отличие от Европы, рейтинг носит не рекомендательный характер, а самый, что ни на есть обязывающий. Если игра получила высшую рейтинговую отметку «18+», то её, под страхом суровых санкций, ни в одном магазине не продадут подростку. Ни с родителями, ни со старшими приятелями. Вот те могут купить, и на глазах продавца отдать диск с игрой подростку. И с точки зрения закона, все будет правильно – на неделовые отношения ограничения не накладываются. Другими словами, нельзя только продавать. Дарить ребенку, давать на время другу и тому подобное разрешено, лишь бы не нарушались лицензионные права.

Хотя для покупки игр соответствующего рейтинга, необходим определенный возраст и это требование действительно исполняется, но до жёсткости системы США, немецкая альтернатива немного не дотягивает. Если без присвоенного системой ERSB рейтинга, игра попросту не сможет быть завезена в магазины, то в Германии не маркированная игра попросту получает высший рейтинг, предписывающий её продажу только совершеннолетним.

Из-за боязни попадания создаваемой игры в категорию «18+», многие заграничные разработчики делают специальные версии для Германии. В них, как правило, урезана жестокость, сцены насилия и прочие асоциальные действия.

Не миновал крупный скандал и USK. В 2006 году, отказ присвоить игре «Halo 2» рейтинг «16+», вызвал со стороны «Microsoft» жёсткое для фанатов серии решение – отменить намечающиеся продажи в Германии. Поскольку первые партии были уже закуплены и завезены в страну, USK немного изменила правила и теперь любой заграничной игре, продаваемой на территории Германии без присвоенного рейтинга, автоматически выставляется максимально возможный.

В дополнении к USK, для того, чтобы нежелательный контент был недоступен для детских глаз, существует перечень игр, под названием «Индекс». Игры из этого списка продаются только по запросам совершеннолетних лиц, не выкладываются на витрины и их реклама не публикуется в магазинах, журналах и прочих средствах массовой информации.

Япония не отстает от развитых стран, заботящихся о своих детях. Их рейтинговая система, носящая название CERO (Computer Entertainment Rating Organization) делит детей и подростков немного иначе, чем в Америке или Европе. В Японии внимание рейтинга больше уделено именно подросткам, о чем можно понять из разделения несовершеннолетних на «A» все возраста(читай от 3-х лет), «B» 12+, «C» 15+ «D» 17+ и «Z» 18+. Причем игр, категории «Z» даже больше, чем в Европе. Сюда попадают практически все игры, где приходится убивать людей и при этом льется реалистичная кровь.

Для понимания японской системы рейтинга, стоит учитывать культурные особенности страны, отличающие её от США или стран Европы. Например, игре «Shin Megami Tensei: Persona 3», был присвоен рейтинг «B», разрешающий купить ее двенадцатилетнему ребенку, в то время как прочие рейтинговые системы оценили бы ее гораздо строже, наградив «M» и «16+» соответственно. В это же время заграничные игры с пропагандой насилия и прочих порицаемых деяний, оцениваются так же, как и за рубежом.

Интересные факты.

  • В Германии, в каталогах продажи игр по почте и через интернет, преимущественно выставляются те, что получили рейтинг. Во избежании ситуаций попадания нежелательной продукции детям.

  • Британская система рейтинга «ELSPA», хоть и взяла за основу европейскую PEGI, но возрастной допуск больше приближен к японской. Также отличается всего четырьмя категориями. «3+», «11+», «15+» и «18+».

  • Самая выделяющаяся возрастными ограничениями система, это Иранская «ESRA» (The Entertainment Software Rating Association). Надо понимать, что страна очень религиозная, с отличными взглядами на ценности, как от нас, так и от западных стран. Там, высшее ограничение составляет аж 25 лет! Причем только для лиц, состоящих в браке.

Как видите, рейтинговые системы сильно отличаются мерами воздействия, законодательной силой и взглядами на то, что можно детям, а что нельзя. В нашей стране компьютерные игры попадают под определение «информационная продукция развлекательного характера» и регулируются Федеральным Законом № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Смотрите также
Dark Souls 3 за 899 рублей и другие скидки недели
Фичер
Dark Souls 3 за 899 рублей и другие скидки недели
Dishonored 2 за 899 рублей и другие скидки недели
Фичер
Dishonored 2 за 899 рублей и другие скидки недели
Mass Effect, которую мы потеряли
Фичер
Mass Effect, которую мы потеряли
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться