The Boston Major 2016 Перейти

Holy War

Георгий Т. (пользователь)

Борьба за счастливое детство «цветов жизни» посредством рейтинговых систем разгорается всё больше. Но так ли хорошо она охраняет их от нежелательного контента, как заявляется?

В любом начинании стоит знать допустимые пределы. Но так уж устроен человек – его нужно постоянно сдерживать, потому что сам он меры не знает. Примеры границ, за которые переходить нельзя, можно видеть повсеместно. На дорогах это запрещающие знаки: «проезда нет», ограничение скорости, светофоры. В различных конторах — таблички «только для персонала», «посторонним вход воспрещен» или наоборот «выхода нет». И так везде – человек привык, что его должны сдерживать, ведь сам сдержать себя он не может.

Не обошли негласные запреты и кино- с игро- индустрией. Например, в фильмах не принято показывать крупным планом смерть ребенка в кадре. Уве Болл в своем «Postal'e» намеренно жёстко проехался по этому табу всеми четырьмя колёсами. Социологи подсчитали, что к моменту своего совершеннолетия, ребенок видит свыше двухсот тысяч актов насилия и сорока тысяч смертей. Причем большую часть именно из видеоигр.

С играми в отличие от фильмов – гораздо сложнее. Четкие грани, чего нельзя, а что можно, если они когда-то и были, давно стёрлись. Разработчики творят то, на что хватает смелости и фантазии. Особенно в смелости и фантазии выделяются, конечно, японские разработчики, игры которых у нас не особенно распространены.

Интересный момент: в списке 32 самых «взрослых» игр, значится GTA:SA и отсутствует Manhunt.

С чего же всё началось? Когда сквозь пиксели не воспринимаемых еще всерьез компьютерных развлечений начала проглядывать обнажёнка, расчленёнка и море другой радости, серьезные дядьки самой демократичной страны мира, ответственные за порядок на улицах своих городов, начали задумываться. Кишки на полу в результате выстрела дуплетом – это, конечно, хорошо, но вот подрастающим сыновьям этого лучше не видеть. Тем более, что в доме действительно хранится двустволка. Ста пунктов брони и «режима Бога» ни у кого же нет, верно?

Имея в своем багаже более чем сорокалетний опыт присвоения рейтинга фильмам, ими принимается решение провернуть тот же трюк и с компьютерными играми. Рейтинговая система фильмов постоянно дорабатывалась. Менялись определения, ярлычки, но суть оставалась все той же – практически все категории фильмов, кроме последней («NC-17» – просмотр только по достижении семнадцатилетнего возраста), можно было смотреть в присутствии взрослых. Именно на них, в конечном счете, закон и возлагал ответственность за психику подрастающего поколения.

К играм был необходим несколько другой подход, и в итоге 1994 год выдался для создателей и почитателей жестоких игр не таким уж и радостным. Представьте ситуацию – нет интернета, а значит, торрентов, файлообменников и тому подобной радости современности. Источниками программного обеспечения в основном являются магазины и знакомые. И тут игрокам, даже не подозревающим о возможности такого со стороны государства, наносится удар – они не могут купить в магазине свеженький хит, вышедший на днях.

Представляя менталитет граждан Соединенных Шnатов, можно догадаться, что ни слёзы, ни истерики их чад по поводу отказа от приобретения заветной, а теперь запрещенной, игры к желаемому результату, в большинстве случаев, не приведут. Рейтинговая система получила название ESRB (Entertainment Software Rating Board) и именно её можно по праву считать головной болью разработчиков игр, которые не могут сделать «игру своей мечты» из-за боязни получить более высокий рейтинг, а следовательно, и урезанный круг аудитории.

Как уже говорилось, за основу рейтинговой системы, была взята система фильмов, поэтому различия в них не особо большие.

    «ЕС», «Early childhood» означает то, что игра подходил для детей младшего возраста, от трех лет.
    «Е», «Everyone» говорит о том, что игра ориентирована на всех – и на детей и на взрослых.
    «Е 10+» – для детей, которым исполнилось 10. «Т» – «Teen», игры для подростков, от 13 и выше.
    «М», «Mature»– игры, содержащие насилие и прочие радости, без маниакальной реализации.
    «АО», «Adults Only» – только для взрослых и никаких компромиссов.

Не могла эта идиллия обойтись без скандалов. Самый громкий из них, развернувшийся вокруг рейтинговой системы ESRB, возник из-за игры Manhunt, которая, по мнению многих, получила незаслуженно низкий рейтинг «M»(17+). Такие игры продаются подросткам с разрешения родителей или взрослых спутников, что бы это ни значило. По мнению многих компетентных критиков, игру ждала участь продукции с рейтингом «AO» (ТОЛЬКО 18+, без каких-либо отмазок).

Как сказал один из журналистов: «Игры рейтинга «М», это такие, которые я могу позволить запустить на своей приставке пятнадцатилетнему сыну. И в их числе не должно быть такой, в которой главным смыслом является убийство людей с шокирующими подробностями». Этот скандал дал повод усомниться в совершенстве рейтинговой системы, а вторая часть вызвавшей бурю игры, вышла на компьютере уже с рейтингом «AO».

Как бы ни строга была рейтинговая система Соединённых Штатов, как бы ни поддерживалась она строгостью закона – практически любая игра, за исключением тех, что идут с рейтингом «AO» (а их всего 32 штуки), может быть приобретена подростком при достаточном навыке убеждения или знакомством с тем, кому стукнуло восемнадцать лет.

Механизм выдачи рейтинга представляет собой длинную цепочку бюрократических действий. Ещё в процессе разработки в «ERSB» посылается видеоролик, демонстрирующий максимальную жестокость в игре, также в виде текста прикладываются игровые возможности, которые могут вызвать общественное порицание.

Когда игра готова – её копии направляются тестерам, которые знакомятся с ней и выставляют рейтинг. Как и в ситуации с присяжными — тестерами могут быть люди любого возраста и социального положения. Не всегда домохозяйка, военный, патологоанатом и школьный учитель сходятся во мнении по поводу игры. В таком случае процедура повторяется с привлечением большего количества рецензистов и обработкой их мнения с учетом мнения предыдущих. Если долгожданное согласие достигнуто – игре присваивают рейтинг и выдают официальный документ её владельцу. Без такого документа игра на территории США продаваться попросту не будет.

Интересный момент: Европейская рейтинговая система PEGI является скорее рекламой для игр, чем средством контроля.

В Европе до недавнего времени, для игроков всё было безоблачно. Любой, придя в магазин, мог купить то, что ему нравилось. Но в 2003 году, борцы за счастливое детство детей добрались и до них. В странах Евросоюза появился аналог американской рейтинговой системы, называемый PEGI (Pan European Game Information). Свое применение она нашла в тридцати странах. В отличие от ESRB, маркировка рейтингом PEGI необязательна, не накладывает ограничений на продажи, а разработчики отправляют игры для получения рейтинга по своей доброй воли.

Рейтинги системы просты и понятны на зрительном уровне. Некоторые страны приняли ее с мелкими поправками, но в стандартном варианте она делит игры на пять частей: «3+», «7+», «12+», «16+», «18+».

Создана она скорее для родителей, чем для продавцов, потому как носит рекомендательный характер и не является обязательной. Примечательно, что игр с рейтингом «18+», «категорически не рекомендуемых детям», здесь намного больше, и на данный момент их число – 1277 штук. Такое обилие игр «только 18+», а главное спокойное отношение издателей к тому, что их игра получила высший рейтинг, может объясняться тем, что PEGI отчасти создает дополнительную рекламу.

Интересный момент: игра, получившая рейтинг 18+, никогда не будет рекламироваться в Германии ни на телевидении, ни даже в специализированных магазинах.

После появления системы PEGI, контролирующей страны Евросоюза, Германия, как ни странно, отказывается от их правил и вводит свои. Рейтинговая система носит название USK (Snterhaltungssoftware Selbstkontrolle) и представляет собой золотую середину между системами США и Европы. Хотя насколько она золотая, можете судить сами.

С точки зрения возрастного разделения контента, USK несколько отличается от других стран. Разделяя аудиторию на «6+», «12+», «16+», «18+», она может маркировать игры на 5 категорий, от «ограничения отсутствуют» и до «только лицам, старше 18-ти лет». В отличие от других систем, доступность игр юным игрока происходит достаточно равномерно, в среднем каждые 5 лет. До двенадцати лет особо не развернешься, в основном семейные игры и красочные аркады с гонками, а вот после заветной даты, дверь во взрослый мир немного приоткрывается, позволяя приобретать игры с элементами насилия, некоторые РПГ и военные игры без откровенных сцен насилия.

В отличие от Европы, рейтинг носит не рекомендательный характер, а самый, что ни на есть обязывающий. Если игра получила высшую рейтинговую отметку «18+», то её, под страхом суровых санкций, ни в одном магазине не продадут подростку. Ни с родителями, ни со старшими приятелями. Вот те могут купить, и на глазах продавца отдать диск с игрой подростку. И с точки зрения закона, все будет правильно – на неделовые отношения ограничения не накладываются. Другими словами, нельзя только продавать. Дарить ребенку, давать на время другу и тому подобное разрешено, лишь бы не нарушались лицензионные права.

Хотя для покупки игр соответствующего рейтинга, необходим определенный возраст и это требование действительно исполняется, но до жёсткости системы США, немецкая альтернатива немного не дотягивает. Если без присвоенного системой ERSB рейтинга, игра попросту не сможет быть завезена в магазины, то в Германии не маркированная игра попросту получает высший рейтинг, предписывающий её продажу только совершеннолетним.

Из-за боязни попадания создаваемой игры в категорию «18+», многие заграничные разработчики делают специальные версии для Германии. В них, как правило, урезана жестокость, сцены насилия и прочие асоциальные действия.

Не миновал крупный скандал и USK. В 2006 году, отказ присвоить игре «Halo 2» рейтинг «16+», вызвал со стороны «Microsoft» жёсткое для фанатов серии решение – отменить намечающиеся продажи в Германии. Поскольку первые партии были уже закуплены и завезены в страну, USK немного изменила правила и теперь любой заграничной игре, продаваемой на территории Германии без присвоенного рейтинга, автоматически выставляется максимально возможный.

В дополнении к USK, для того, чтобы нежелательный контент был недоступен для детских глаз, существует перечень игр, под названием «Индекс». Игры из этого списка продаются только по запросам совершеннолетних лиц, не выкладываются на витрины и их реклама не публикуется в магазинах, журналах и прочих средствах массовой информации.

Япония не отстает от развитых стран, заботящихся о своих детях. Их рейтинговая система, носящая название CERO (Computer Entertainment Rating Organization) делит детей и подростков немного иначе, чем в Америке или Европе. В Японии внимание рейтинга больше уделено именно подросткам, о чем можно понять из разделения несовершеннолетних на «A» все возраста(читай от 3-х лет), «B» 12+, «C» 15+ «D» 17+ и «Z» 18+. Причем игр, категории «Z» даже больше, чем в Европе. Сюда попадают практически все игры, где приходится убивать людей и при этом льется реалистичная кровь.

Для понимания японской системы рейтинга, стоит учитывать культурные особенности страны, отличающие её от США или стран Европы. Например, игре «Shin Megami Tensei: Persona 3», был присвоен рейтинг «B», разрешающий купить ее двенадцатилетнему ребенку, в то время как прочие рейтинговые системы оценили бы ее гораздо строже, наградив «M» и «16+» соответственно. В это же время заграничные игры с пропагандой насилия и прочих порицаемых деяний, оцениваются так же, как и за рубежом.

Интересные факты.

  • В Германии, в каталогах продажи игр по почте и через интернет, преимущественно выставляются те, что получили рейтинг. Во избежании ситуаций попадания нежелательной продукции детям.

  • Британская система рейтинга «ELSPA», хоть и взяла за основу европейскую PEGI, но возрастной допуск больше приближен к японской. Также отличается всего четырьмя категориями. «3+», «11+», «15+» и «18+».

  • Самая выделяющаяся возрастными ограничениями система, это Иранская «ESRA» (The Entertainment Software Rating Association). Надо понимать, что страна очень религиозная, с отличными взглядами на ценности, как от нас, так и от западных стран. Там, высшее ограничение составляет аж 25 лет! Причем только для лиц, состоящих в браке.

Как видите, рейтинговые системы сильно отличаются мерами воздействия, законодательной силой и взглядами на то, что можно детям, а что нельзя. В нашей стране компьютерные игры попадают под определение «информационная продукция развлекательного характера» и регулируются Федеральным Законом № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Смотрите также
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Фичер
Насколько хорошо вы знаете мир Dishonored?
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Фичер
Почему российская онлайн-игра Project Genom пропала из Steam
Еще 100 фотографий идеального женского косплея (18+)
Фичер
Еще 100 фотографий идеального женского косплея (18+)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться