Психические болезни героев игр: от шизофреников до аутистов

Олеся Климчук (редакция)

Внутри черепной коробки героев видеоигр: какими болезнями страдают Геральт, Линч и Гордон Фримен

Сценаристы часто используют простой, но надежный прием создания героев: запихивают в персонажа модную психическую болезнь, и в нем сразу проявляется глубина, загадочность и харизма. Вот и разработчики видеоигр щедро раздают психиатрические диагнозы протагонистам, антагонистам и героям второго плана. Но так ли правдивы диагнозы многих игровых персонажей? Для этого Олеся Климчук, практикующий врач психиатрического профиля, перебрала кучу безумцев, вытащив на свет их медицинские книжки. Поскольку диагнозов и психов оказалось слишком много, мы разрезали исследование на две части. Перед вами первая.

Эндогенные заболевания

Этой туманной фразой психиатры называют шизофрению, биполярное расстройство и еще несколько видов психозов. Шизофрения — одна из самых серьезных душевных болезней. Она буквально переводится как «раскол разума», ведь страдают самые важные сферы психики — эмоции, мышление, восприятие. Шизофрению изучают давно: еще в XVII веке до нашей эры египтяне описывали заболевание с похожими симптомами. Сам же термин «шизофрения» ввели только в 1908 году — заслуга швейцарского психиатра Эйгена Блейлера. Болезнь часто поражала творческих людей: от шизофрении страдал Ван Гог, Булгаков, Ницше, Мопассан, Гоголь и многие другие писатели, художники и общественные деятели. Нет ничего необычного в том, что «королева психиатрии» частенько вдохновляла и игровую индустрию.

Как и любая болезнь, шизофрения делится на много видов и типов, но авторам игр особенно приглянулась параноидная форма, которая точнее всего изображена в недавней Hellblade: Senua's Sacrifice. Неудивительно: в ходе разработки авторы предусмотрительно опросили специалистов и даже настоящих пациентов.

Превью документального фильма о психозах от авторов Hellblade. Полная версия фильма доступна из главного меню игры

Все получилось строго по учебнику. Молодая кельтская воительница Сенуа носит вместо поясной сумки голову мертвого мужа. Странный аксессуар — не причуда: с его помощью Сенуа надеется вызволить из плена богини смерти душу упомянутого супруга. Для этого девушка скитается по царству Хельхейм, где ей совсем не рады.

Сенуа больна много лет, поэтому в ее голове сформировалась железобетонная бредовая картина. С таким тараканами несложно поверить в реальность мира суровых нордических богов. Кроме того, девушке не повезло вдвойне — помимо бреда, разработчики ее наделили целым ворохом других проявлений шизофрении. Это и метафорические видения (руны, лицо матери в водопаде), и постоянные слуховые галлюцинации, и частые онейроиды.

Онейроид — масштабная фантастическая картина, в которой причудливо переплетается реальность и иллюзия. Сенуа идет по тихому лесу: солнце пробивается сквозь листву, по небу плывут легкие облака, но окружение вдруг меняется. Из ниоткуда выпрыгивают агрессивные монстры, обстановка становится угрожающей и сюрреалистичной — это и есть онейроид.

То же самое происходит и с Алисой Лидделл, главной героиней Alice: Madness Returns. Только ее бред куда сложнее, а онейроиды (Страна Чудес) гораздо масштабнее. Лукас Кейн, главный герой Fahrenheit — так и вовсе потенциальный пациент больницы с усиленным режимом, ведь у него за душой настоящее ритуальное убийство. А увещевания Лукаса, что его действиями во время преступления кто-то руководил («не виноватая я!») –проявление типичного для шизофрении синдрома психического автоматизма.

Одну из сторон шизофрении разработчики показывают редко и очень неохотно. Вместе с бурным цветом галлюцинаций и остальных неприятных вещей у настоящих шизофреников развивается серьезный психический дефект — негативная симптоматика. Пациенты становятся подавленными, вялыми, безэмоциональными, страдает мышление, память и речь, нарушается сон. Кому интересно смотреть на героя, который целыми днями лежит на постели с застывшим лицом? Правда, похожее состояние было у все того же Лукаса, но его — какая ирония! — не считают психически больным. Впрочем, среди шизофреников иногда попадаются и довольно активные ребята. У Линча из Kane & Lynch: Dead Men болезнь вылилась в слабо контролируемую агрессию по отношению к окружающим. Биполярное расстройство, которое многие знают под названием «маниакально-депрессивный психоз», тоже относится к эндогенным заболеваниям. Главный его симптом — фазы возбуждения и депрессии, которые по очереди сменяют друг друга. Этой болезнью страдал знаменитый физик Альберт Эйнштейн. А вместе с ним и его близкие — иногда даже находиться рядом с гением было невыносимо. Пожалуй, самый яркий игровой персонаж с биполярным расстройством — Джош Вашингтон из Until Dawn.

Джош Вашингтон. Его роль в игре исполнил известный по сериалу «мистер Робот» Рами Малек

В одной из игровых локаций лежит медицинский отчет, который проливает свет на прошлое Джоша. Парень с детства страдал психическим заболеванием и получал антидепрессанты. Но в игре депрессией и не пахнет — Джош подозрительно весел, быстро говорит, нехорошо улыбается и много жестикулирует. Очевидно, периоды депрессии Вашингтона чередуются с маниакальными фазами, одну из которых нам и показывают вскоре после начала игры. Во второй же половине Until Dawn поведение Джоша можно смело назвать полноценными психотическими эпизодами. Это когда больной в течение какого-то отрезка времени теряет контакт с реальностью: нарушается мышление, наваливаются галлюцинации, нападает паранойя. Доктор Хилл — лечащий врач Джоша — явно халтурил, когда наблюдал парня. Судя по всему, Джош получал неправильное лечение, а заболевание безнаказанно процветало, пока не приняло такую тяжелую форму.

В целом, если закрыть глаза на некоторые художественные приемы, фрагменты всех перечисленных игр можно смело советовать для самообразования студентам-медикам и начинающим психиатрам.

Расстройства поведения

Расстройства привычек и влечений — огромный раздел психиатрии, куда вошли как безобидные занятия, так и пристрастие к алкоголю или наркотикам. Чтобы описать армию игровых алкоголиков и торчков, не хватит страниц но, скажем, персонажи-пироманы попадаются не так часто. Пиромания — это страсть к поджогам и всему, что связано с огнем. Конкретной цели у пироманов нет, им нравится сам процесс горения: в такие моменты больные сильно возбуждаются. Даже подготовка к поджогу и мысли об огне вызывают у этих людей безмятежную радость. Сферический пироман в вакууме — Поджигатель из Team Fortress 2.

В персональном ролике огненный экстаз Поджигателя показали забавным и необычным способом

Лечить таких пациентов сложно, да и они сами не хотят — зачем отказываться от того, что приносит незамутненную радость? Как и психопаты, пироманы никогда не чувствуют угрызений совести за испорченное чужое имущество.

Еще один персонаж, который не испытывает ни малейшего сожаления по поводу учиненных бесчинств — знаменитый ведьмак, Геральт из Ривии. Моральный облик убийцы чудовищ напрямую зависит от действий игрока. При желании можно отыгрывать законченного клептомана, патологического игрока и безудержного бабника (или, если говорить научным языком, мужчину с сатириазисом). Клептомания — непреодолимая тяга к воровству, причем ценность похищенных предметов не имеет никакого значения. По большому счету, клептоманят все главные герои RPG — по указке игроков. Зачем, например, высокооплачиваемому специалисту по монстрам старые козьи шкуры или гниющее мясо?

Что же до игры в гвинт, то тут у Геральта определенно проблемы. Он лезет с картами к трактирщикам, безутешным вдовам, влиятельным вельможам — если бы накеры запомнили правила гвинта, их шансы на выживание многократно бы возросли. Ведьмака можно заставить проиграться до последнего орена, а потом перебиваться мелкими контрактами от партии до партии — разве это нормально?

Те, кого девичьи прелести влекут больше азартных игр, могут превратить ведьмака в сексоголика (справедливости ради, такие склонности есть у него и в книжном первоисточнике). Причем сексуальные предпочтения Геральта отличаются завидной широтой: люди, эльфы, дриады, суккубы — тут точно попахивает отклонениями.

Иногда болезни прячутся там, где мы совсем не ожидаем их увидеть. Эш Кетчум, бодрый парнишка из Алабастии, одержим одной идеей: собрать всех существующих покемонов. Ничто не остановит героя, хотя странное пристрастие регулярно приводило его и близких в логово опасности. Такое поведение, плюс жизненный девиз Эша («Всех их соберем!»), напоминает невроз навязчивых состояний, а точнее, тягу к собирательству.

Расстройства социального функционирования

Иногда герои конфликтуют не только с собственной головой, но и с окружением. Оно и понятно — изгои, непринятые обществом, особенно близки и понятны многим игрокам. Например, некоторые персонажи видеоигр упорно молчат, что наводит на мысли об их немоте или мутизме. Мутизм — неприятная штука, когда человек не произносит ни слова, хотя сам речевой аппарат у него в норме. Как правило, страдают мутизмом дети в возрасте от трех до девяти лет — ребенок меняет социальный статус, и по каким-то причинам решает больше не говорить. Мутизм игровых персонажей, конечно, может быть объяснен геймплейной уловкой: чтобы пользователь отождествлял себя с героем. Но мы-то знаем. Самые знаменитые «великие немые» — это, безусловно, Гордон Фримен из Half-Life и Челл из Portal. Они уже давно превратились в объект для шуток и фанатских спекуляций, а над Челл в начале Portal 2 даже подшучивает один из персонажей, намекая на «незначительное серьезное повреждение мозга». К сожалению, в играх нет информации о причинах молчания Гордона и Челл, но можно с умным видом предположить, что все из-за детской психологической травмы.

Цитаты великих людей
Еще один молчаливый герой — Линк из серии The Legend of Zelda. Но голос Линка мы все же изредка слышим, поэтому, скорее всего, он страдает элективным (избирательным) мутизмом. Такие пациенты могут говорить только с определенными людьми или в определенных ситуациях, в остальное же время из них не вытянешь ни слова. Помните Раджеша Кутраппали из «Теории большого взрыва» и его неспособность говорить с женщинами? Помимо прочего, у Линка практически нет друзей, что еще раз подтверждает его сложности с общением. А иногда разработчики прямым текстом заявляют о заболеваниях своих персонажей. Джефф Каплан из Blizzard подтвердил, что одна из героинь Overwatch — Симметра — страдает аутизмом. Авторы не в первый раз раскрывают персонажей с любопытных сторон — вспомним хотя бы гомосексуальную Трейсер. Аутизм — это нарушение развития головного мозга, которое приводит к затруднениям при общении и взаимодействии с другими людьми. Аутисты склонны к педантичности, стереотипным действиям и не могут распознавать эмоции других людей. Первым намеком на аутизм Симметры был официальный комикс, в котором она сама признает свое отличие от других людей.

В одном из роликов героиня придирчиво выравнивает горизонт, что косвенно подтверждает ее диагноз. А еще у нее определенно выдающиеся способности в конструировании сложной техники. Подобная гениальность иногда встречается у лиц с отклонениями в психическом развитии — это называется «синдром саванта».

Здесь заканчивается первая часть — но скоро будет вторая. Как видим, разработчики не только заставляют персонажей вести себя по-идиотски, но и аргументируют: Симметра не просто так болезненно педантична, а у Лукаса из Fahrenheit есть все причины меланхолично смотреть в потолок. Психи существуют и в играх, главное — внимательно присмотреться.

Смотрите также
В тылу врага
Фичер
В тылу врага
Лучшие игры сентября 2017
Фичер
Лучшие игры сентября 2017
Рекорды PUBG и другие онлайн-события сентября
Фичер
Рекорды PUBG и другие онлайн-события сентября
Самый запоминающийся косплей на Игромире 2017, часть вторая
Фичер
Самый запоминающийся косплей на Игромире 2017, часть вторая
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться