Развитие разрушения в компьютерных играх

Георгий Т. (пользователь)

Эволюция разрушения окружения в играх.

Наверняка, каждый из нас, приобщаясь к культуре видеоигр, первое время играл во все, что попадало ему под руку. Со временем стал появляться свой вкус, выборочность жанров игр и так далее. Именно жанр определяет степень возможностей, которые доступны нам в игре. В одних мы отстраиваем города и выращиваем подопечных, в других расследуем загадки человечества и расследуем очередное преступление, в третьих совершаем эти самые преступления и сеем загадки для криминалистов на каждом углу. Сегодня я хочу поговорить с вами о такой игровой возможности, которую любят многие и которая все лучше и лучше реализовывается в современных играх – о разрушаемости окружения.

Начало деструкции.

Первая разрушаемость пространства вокруг игрока появилась еще в расцвет двухмерных развлечений, в играх типа "DigDug". Кто не знает, это такой, можно сказать, «симулятор» шахтера. Нам давалось какое-то количество подземного пространства, ограниченного краями монитора или телевизора, которое надо было изрыть, чтобы выкопать клад. Препятствовали нам жадные до материальных ценностей кроты, шарики с зубами и прочие неопознанные зверушки. Конечно, тогда все было условно, но так зародилась интерактивность окружения.

"DigDug" с разницей в 20 лет. Графика похорошела, а принцип остался тот же

Позднее стал популярен жанр симуляции артиллерии, в котором ставилась задача уничтожить определенную цель. Вымерялся угол и сила выстрела, после чего снаряд летел по траектории и наносил урон цели или ландшафту. Самая популярная игра из данной категории – "Worms", в которой главная роль отводилась червячкам-милитаристам, имевшим большой арсенал оружия и уничтожавшим друг-друга разными способами. Немаловажную роль играло и окружение – мы могли зарыться в землю, проделать ход, построить защиту или переправу из балок. С технической точки зрения, участок территории, куда попал снаряд, просто исчезал в зависимости от радиуса действия снаряда. Весь ландшафт состоял из материала одинаковой твердости, поэтому было не важно, попадете вы в землю или стальную балку – повреждения были одинаковы.

Наступает эра трехмерных игр, про разрушаемость на время забывают, предел интерактивности не переступает за разбитые стекла, взорванные бочки, сбитые дорожные знаки. Разрушалось только то, что хотели разрушить с вашей помощью разработчики.

Ремейк "Worms" с похорошевшей графикой и в самом настоящем 2D

Разрушение в трех измерениях.

Но вот в 2001 году выходит игра в жанре 3D-шутер, на много лет вперед ставшая эталоном интерактивности окружения. Речь идет о игре "Red Faction", действие которой происходит на Марсе. Вы – шахтер, чьи интересы ущемили злобные диктаторы. В игре использовался движок GeoMod, позволявший творить то, что до этого в играх считалось невозможным.

Разрушать можно было практически все – от породы в шахтах, до стен в офисах зданий за исключением некоторых объектов, которые играли ключевые роли в игре. Механика разрушений была чем-то схожа с "Worms" – при попадании снаряда или от взрыва динамита, просчитывалась зона поражения, в радиусе которой пространство «очищалось» от объектов. Честной физики не было – нельзя было взорвав несущую стену, разрушить все здание, но на тот момент (напомню, на дворе 2001 год, время GTA 3 c непростреливаемыми шинами и Serious Sam всё с теми же бочками да ящиками) это было откровением для игроков.

"Не ищем легких путей!", основной девиз игроков "Red Faction", пробивающих бетонные стены и колонны

Следующей в списке эволюции разрушения объектов, хотелось бы отметить тактическую пошаговую стратегию "Silent Storm", вышедшую в 2003 году, которую лично я, изредка переигрываю до сих пор. В отличие от Rad Faction, тут разрушение является важным моментом геймплея. Разрушалось в игре все, кроме земли – дома можно было снести до основания, лишь бы взрывчатки хватило. Можно было «уронить» здание, имея крупнокалиберный пулемет и лишние пару десятков ходов. При разрушении огорчало только одно – обломки исчезали неизвестно куда. А что еще радовало, так это баллистика и её визуальное отображение – пуля, выпущенная из мощной снайперской винтовки, могла прошить несколько деревянных стен, в каждой из которых оставалось входное и выходное пулевое отверстие, сбить картину со стены, разнести вазу на тумбочке, убить врага и, разбив окно, улететь в неизвестность. Тактических преимуществ такой подход к разрушению давал не мало – можно было грубо снести стену и зайти в здание оттуда, откуда враг атаки не ожидал; можно было расстрелять через стену врагов; заминировать двери любой взрывчаткой или гранатой (особенно радовала РГД-5, после которой на месте двери зияла дыра, размером с автобус) и подорвать её выстрелом, либо выманить врагов, которые сами откроют эту дверь.

По детализации наносимого ущерба окружению каждой пулей, игру не обошла еще ни одна тактическая стратегия. В игре использовался собственный движок Silent Storm Engine, засветившийся в продолжении игры «Silent Storm: Часовые», любительском дополнении, переросшем в коммерческий «Серп и Молот», а так же в проектах «Ночной Дозор», «Дневной Дозор» и малоизвестной игре под названием «Жесть».

Обычные последствия бытовых ссор Германии и союзников в "Silent Storm"

Хаос в крупных масштабах.

Переходим теперь к игре с открытым игровым миром, «Mercenaries 2: World In Flames» 2008 года выпуска. Разрушение в игре далеко не такое детальное, как в предыдущих играх, но за масштабность ей прощали многое. Это был открытый игровой мир, умещающий в себя и города с деревнями, и карьеры с островами, по которым можно перемещаться не только пешком и на колесах, но еще по воздуху и воде. Разрушить можно было практически любое здание. Сами здания имели несколько моделей – целое, частично разрушенное и руины. Казалось бы не ахти как богато, так было сделано практически в каждой стратегии того времени. Но если учесть то, что в игре были введены чудовищные по силе средства разрушения, в виде различных авиаударов, взрывных устройств и просто машин с большими пушками на борту, то развернуться было где. Сама территория не изменялась, разрушалось в основном то, что торчало из земли.

"Mercenaries 2: World In Flames".Хоть разрушение реализовано не так детально, как хотелось бы, но спецэффекты и масштабность заставляют позабыть о минусах

Планку разрушения как в качестве, так в масштабности и количестве принесла нам третья в серии игра, про все тех же неугомонных шахтеров «Red Faction: Guerrilla» в 2009 году. Из шутера от первого лица в катакомбах, она превратилась в шутер от третьего лица с открытым игровым миром и возможностью разрушить любую рукотворную постройку. Деформировать территорию нам опять не дали, но в остальном была полная свобода. Вы могли сломать любую стену, любой пол или потолок, абсолютно все. Что немаловажно, появилась грамотная физическая модель зданий – теперь при сносе несущей стены или опорных балок – падало все здание, рушась так, как оно рушилось бы в реальности. Можно было выпустить десять зарядов из ракетницы в здание и не нанести ему существенных повреждений, а можно было с одного-двух выстрелов по опорным конструкциям, заставить его завалиться на бок или сложиться, как карточный домик. Одним словом, если в предыдущих играх разрушение было больше визуальным эффектом, то тут оно было чисто физическим. Ломать строения допускалось как молотом – оружием пролетариата на Марсе, взрывчаткой, всевозможными ракетницами, а так же посредством тарана автомобилем. От массы последнего сильно зависела степень повреждения, наносимого зданию. Разогнавшись на легковушке, вы могли застрять в доме, пробив первую стену и напугав его хозяев, а на грузовике вы вполне спокойно проехали бы сквозь него, оставляя в зеркале заднего вида падающее здание. В игре был использован движок «GeoMod2», который был заточен под корректный расчет игровой физики. Он просчитывал падение каждого кусочка здания, который видел в тот момент игрок. Полный просчёт каждой составной детали здания пришлось убрать ввиду того, что при его разрушении, на компьютер ложилась большая нагрузка, что заметно сказывалось на производительности. В результате было достигнуто соотношение – реалистичность\производительность, и на этом разработчики успокоились. Но все равно, каждый играющий мог заметить, что дома какие-то ненатуральные, даже для Марса. Не пропадало ощущение «карточного домика». Этого минуса лишилась следующая игра.

Таран — оружие героев. Для разрушения более внушительного здания в "Red Faction: Gurriella", понадобится то-то потяжелее

Вершина прогресса.

«Battlefield: Bad Company 2» появилась в 2010 году. Она отличалась от конкурентов очень реалистичной графикой и разрушаемостью объектов. Масштабность происходящего, предыдущей игры, заменяла детальность разрушений. В одиночной игре в полную меру насладиться этим было сложно, а вот в мультиплеере все было иначе. Реалистично рушились любые здания – будь то небольшие домики или многоэтажные здания. Эта особенность позволила взглянуть на мультиплеер по другому – теперь не было абсолютно безопасного места, а карта к концу боя была похожа на руины. В отличии от того же Crysis’a, местные домики не рассыпались на куски шифера и железа, а честно ломались. Единственное, что печалило – куски здания по прежнему чудесным способом исчезали в матушке-земле. В остальном все было здорово – зрелищно, красиво и глаз этому верил. Все это чудо было обязано движку «FrostBite» версии 1.5, разработанному компанией «EA Digital Illusions CE» участвующей в разработке всех игр серии Battlefiled.

"Battlefiled:Bad Company", Выкуривать врага из зданий, занятие полезное и зрелищное

Безумие весом в 50 мегабайт.

Под конец статьи, я не мог не упомянуть о набравшей популярность инди-игре — "Minecraft". Она добилась того, чего не добились игры, описанные выше – образовала свой культ Minecraft’a. Люди разный возрастов и социальных прослоек, устраивают тематические сходки, вечеринки, свадьбы в стиле Minecraft. Думаю все, если не играли, то хотя бы слышали о ней от своих коллег, знакомых, однокурсников или одноклассников. Так что же собой представляет эта игра, весом менее сотни мегабайт? Она полностью состоит из кубов (окружение, сам персонаж, монстры и нпс), с камерой как от первого, так и третьего лица. Что нам нужно делать в игре? А что угодно. При старте одиночной игры, генерируется мир, со случайной географией, залежами ценной руды, подземельями и прочим. В игре происходит динамическая смена дня и ночи. Ночью появляются монстры, которые не преминут полакомиться вашими квадратными внутренностями. Игрок начинает игру утром и к вечеру ему необходимо построить подобие дома из подручных средств. Напомню, мир состоит из блоков, которые можно как разрушать, так и ставить заново. Блоки имеют три физические модели поведения – статическую или твердую (висят даже в воздухе, опора не нужна), динамическую или сыпучую (падают, если под ними нет твердых или сыпучих пород) и жидкую (стекают по твердым и сыпучим блокам). Любой блок, кроме коренной породы, пролегающей глубоко под землей, можно сломать и переставить, что дает практически неограниченные возможности по постройке зданий или терраформингу. Можно осушить реку или наоборот, выкопать русло для новой. Стереть с лица земли гору или возвести китайскую стену. Почему эта игра здесь? Да потому что для разрушения окружения тут есть не только кирки и лопаты, но так же и динамит. И если одному шахтерить со временем надоедает, то в многопользовательском режиме разгораются настоящие войны с ответными подрывами замков, убийствами и подобной порчей имущества друг-дружке.

Игроки "Minecraft'a" с ума сходят по теме метеоритов...
...и БОЛЬШИХ взрывов

Итак, что мы имеем? Игры все смелее и качественнее пробуют разрушение окружающих объектов в играх. Если ранее подобное встречалось редко, то сейчас снести хлипкий заборчик или телефонную будку позволяет себе каждая мало-мальски приличная игра. Возможно в скором времени это станет таким же обязательным фактором, как отражение игрока в зеркалах, ведь раньше даже это было такой же редкостью, как и детальное разрушение игровых объектов сейчас.

Смотрите также
Cамый мужественный косплей
Фичер
Cамый мужественный косплей
Cамый романтичный косплей
Фичер
Cамый романтичный косплей
Один в поле воин
Фичер
Один в поле воин
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться