Реальность 2.0: расширенная и дополненная

Арсений Крымов (редакция)

Возможно, вы даже не знаете, что такое «дополненная реальность». А ведь именно в эту сторону, вполне возможно, вскоре развернется игровая индустрия

В конце прошлого тысячелетия все игроки мечтали о виртуальной реальности. Казалось, вот-вот настанет тот счастливый миг, когда можно будет выбросить на свалку громоздкие мониторы и клавиатуры, надеть кибершлем и насладиться цифровыми фантазиями. А там, глядишь, изобретут нейроинтерфейс, и каждая игра будет, как погружение в Матрицу.

Время шло, менялись циферки в датах, номерах моделей железа и версиях программ. Быстродействие росло, а Матрица так и не появлялась. Люди продолжали пропадать в мире виртуальных грез, но по старинке: за мониторами, которые хоть и похудели, но так и не уступили место кибершлемам. Как-то так незаметно получилось, что виртуальная реальность скромно и печально сошла со сцены. Ее потеснила другая реальность, «дополненная». Не нарисованная, а самая настоящая, на которую компьютер в реальном времени лишь накладывает дополнительный слой информации.

Дополненная реальность — в наши дни уже не фантастика

Что такое «дополненная реальность»? Первым ответ на этот вопрос дал создатель Страны Оз Лаймен Фрэнк Баум. В «Универсальном ключе» (1901 г.) Демон Электричества дарит герою волшебные очки, позволяющие видеть прямо у человека на лбу, умен он или глуп, добр или зол. Эту сказку читали далеко не все, но уж «Волшебника Изумрудного Города» вспомнит каждый. Помните зеленые очки, которые превращали бесцветный город, украшенный стекляшками, в Изумрудный? Вот это и есть эффект «дополненной реальности».

Самыми примитивными предшественниками дополненной реальности в жизни можно считать всевозможные табло, показывающие время, температуру воздуха, расписания поездов и самолетов. Родич поближе — проектор, скрещенный с камерой. В руках дизайнера этот гибрид может разлить по полу нарисованную лужу, по поверхности которой от ваших шагов будут расходиться круги. Для работы предоставит клавиатуру, проецируемую прямо на стол. А любители игр получат бильярдный стол с поверхностью, превращающейся в нарисованную траву или воду, чертящий за шарами траектории и способный показать повтор хоть всей партии.

Бильярдный стол CueLight: реальные шары в нарисованной воде

Игроки познакомились с дополненной реальностью в 2003 году, когда увидел свет аксессуар для PlayStation 2 под названием EyeToy. Сам по себе он был всего лишь подключаемой к приставке видеокамерой — подобные устройства уже существовали для Dreamcast, и даже для GameBoy. Что сделало «игрушечный глаз» по-настоящему интересным? Игры, конечно.

EyeToy: Play, поставлявшаяся в комплекте с аксессуаром, состояла из дюжины мини-игр — не особенно захватывающих, но блестяще демонстрирующих, на что способна технология. Игрок видел на экране свое отражение, окруженное виртуальными объектами — прыгающими со всех сторон маленькими ниндзя, которых надо было отправлять в нокаут, футбольными мячами, обезьянами-боксерами и неопознанными летающими тарелками.

EyePet. Пушистый зверек ведет себя почти как живой: прыгает по столу, гоняется за игрушками, пытается залезть вам на ногу

Со следующим поколением приставок пришли и свежие идеи. Для PlayStation 3 вышла коллекционная карточная игра Eye of Judgement. Играют в нее под немигающим оком наследницы EyeToy — камеры PlayStation Eye. Вы кладете карту на стол — а на экране из нее выбирается боевой монстр, которого вы можете передвигать, натравливать на вражеских монстров, и даже гладить по спинке.

Но все это — там, в зазеркалье, за громоздким телеэкраном. А дополненная реальность тем лучше, чем менее ощутима граница между реальностью и дополнением. Совместить их полностью пока не удалось никому, но тоньше всего эту грань сделали смартфоны и портативные консоли. В дополнение к видеокамере в новых моделях появился гироскоп. Устройство научилось отслеживать свое положение в пространстве: повернули ли вы его налево или направо, направили вверх или вниз. Этим воспользовались разработчики множества игр, которые наполняли мир вокруг игрока множеством объектов, летающих на фоне того, что запечатлела камера.

Star Wars: Falcon Gunner. Караул! К моему дому летит имперский истребитель!

Пока серьезные программы вроде Wikitude и Layar дополняли реальность полезной справочной информацией (и совсем чуть-чуть бесполезной рекламой), AR Defender позволял играть в защиту башен. Где угодно — хоть на столе, между тарелкой и солонкой. Нет числа играм про ловлю невидимых объектов: бабочек (Live Butterflies, iButterfly), привидений (The Hidden). А игра Invizimals для PlayStation Portable населяет окружающий мир видимыми сквозь камеру «покемонами», которых можно не только ловить, но и тренировать, а потом стравливать со зверьками других игроков — причем сквозь обе приставки видна одна и та же битва. Своему чучелку можно помочь, не нажимая ни кнопки: подуешь — начнется ураган, накроешь зверушку тенью от руки — ударит молния.

Еще одна технология, делающая реальность полнее, — GPS, глобальная система позиционирования. Технологию дополненной реальности, которую она подарила нам, используют даже те, кто и слов таких не знает: разнообразные навигаторы — это же мини-карта, перенесенная в реальность прямо из угла игрового экрана. Ну а если есть карта, то почему бы не превратить ее в игровое поле?

Ingress. Игровое поле — весь земной шар

Первым делом вспоминается Foursquare. Это, конечно, не игра: все, что тут нужно делать — регулярно приносить свое тело с телефоном в определенные точки города и отмечаться, получая очки и медальки. Но есть и настоящие игры, использующие карту реального мира. Например, Geokingdom, где можно построить вокруг дома небольшое королевство и воевать с соседями за территорию. Или Ingress, которая превращает городские достопримечательности в порталы, и за них сражаются две фракции. Не нравится, что памятник Ленину в руках противника? Так сходите и отбейте! Только смотрите внимательно по сторонам, не ошиваются ли рядом подозрительные типы со смартфонами: в дополненной реальности этой игры PvP не предусмотрено, а вот в обычной всякое бывало.

Дополненная реальность тихо, незаметно и беспощадно завоевывает мир. Возможно, вы до сих пор не играли в подобные игры, но с каждым днем их становится все больше – рано или поздно все равно столкнетесь. Вот, например, SpecTrek и Haunted Planet: тут вы снова ловите привидений, отслеживая их по карте реальной местности. Geomon — те же «покемоны», которых надо ловить на улице. Есть и совсем странные проекты. Например, Minecraft Reality позволяет ставить в реальном мире объекты, построенные из виртуальных кубиков. Загрузите игру и проверьте: может быть, прямо у вас под окном уже стоит квадратный танк, а на крыше соседнего дома — квадратная летающая тарелка.

Minecraft Reality. Шеф никогда не узнает, что у вас на рабочем столе

На самом деле, смартфон — не очень удобное окно в дополненный мир: он маленький и занимает руки. Уже давно идут эксперименты с устройствами, дающими «зрение Терминатора» — дополненную реальность прямо перед глазами. В 2000 году компания id Software разрабатывала ARQuake — версию популярного шутера, в которую можно было бы играть на местности. В 2003 Mixed Reality Lab превратила улицы Сингапура в лабиринты Пэк-мэна: над улицами висели точки, а роли привидений и желтого колобка играли люди. К сожалению, дальше прототипов дело не пошло: слишком дорогим и громоздким выходило игровое оборудование.

В этом году выходит PS4. Релиз Xbox 720 не за горами. Но уже сейчас понятно, что эти консоли не перевернут индустрию и не дадут ей ничего нового: игры для них будут разве что чуточку красивее. Гораздо перспективнее и интереснее сейчас, как ни странно, выглядит совсем другая разработка — очки дополненной реальности Google Glass. В них заложено в сто раз больше потенциала, чем в «консолях нового поколения». Революция в технологиях может произойти совсем неожиданно и совершенно не с той стороны, откуда ее ждут. Как писал Баум сто лет назад, «это кажется невероятным — но действительно ли это невозможно?»

Смотрите также
Главные онлайн-события октября 2016
Фичер
Главные онлайн-события октября 2016
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Фичер
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться