Role-playing game. Играть или читать?

Morus (пользователь)

В этой статье пойдет речь о довольно молодой, но активно развивающейся литературной серии или даже поджанру фантастики под названием «ЛитРПГ»

Role-playing game или ролевая игра – это очень широкое понятие, и у каждого возникают свои ассоциации с этим явлением. Несколько людей за столом увлеченно кидают двадцатигранный игральный кубик, друзья в кольчугах и с бутафорским оружием бегут по лесу в поисках орков, партия компьютерных персонажей пьет усиливающие зелья перед сражением с боссом подземелья. А для кого-то ролевая игра – это жена в костюме медсестры или женщины-кошки.

Но для читателей этого портала аббревиатура РПГ, прежде всего, ассоциируется с компьютерными и видеоиграми. Если кратко говорить об истоках CRPG, то его первые представители выросли из классических настольных ролевых игр, а чаще всего из самой известной ролевой системы Dungeons & Dragons. На сегодняшний день жанр РПГ в игровой индустрии прошел длинный путь – сформировано несколько поджанров, определены каноны и векторы дальнейшего развития. На портале есть много статей о современных проблемах жанра РПГ, что он «уже не тот», и что «лучше чем раньше уже будет». Жанр РПГ «уже не тот» и это естественно, он развивается и становится лучше. И я искренне люблю многие компьютерные ролевые игры как старые, так и новые. Мне нравится, что сегодня существует большой выбор игровых проектов этого жанра на любой вкус. Ностальгируете по старой школе? К Вашим услугам Divinity: Original Sin, Wasteland 2 и грядущий Pillars of Eternity. Любите современные ААА-проекты с «крутым графоном» и кинематографичным геймплеем? В таком случае недолго осталось ждать до выхода Dragon Age: Inquisition и третьего Ведьмака.

Приятное лицо антагониста из второго фильма Dungeons & Dragons

Ролевой жанр игровой индустрии породил и некоторые ответвления. К примеру, киноиндустрия выдала на вышеуказанную тему несколько фильмов разной степени унылости под брендом Dungeons & Dragons. На первый взгляд может показаться, что это обычное низкобюджетное фэнтези. Однако на второй взгляд мы видим классическую партию персонажей, выполняющую квест. Разве что кубики не кидают во время сражений. Таким образом, мы условно можем назвать новый (хоть и неудавшийся) жанр – киноРПГ.

В этой статье мне хотелось бы поговорить о молодом литературном жанре – так называемом «ЛитРПГ». Как правило, действие книг этого жанра развивается в крутейшей ММОРПГ будущего с полным погружением в фэнтезийный виртуальный мир через специальное оборудование (шлемы, вирт-капсула, кокон и т.п.). От обычного книжного фэнтези ЛитРПГ отличает параллельное повествование в двух мирах – нашем реальном и игровом виртуальном (чаще всего фэнтезийном). Также в виртуальном мире мы будем неизбежно наблюдать за игровым прогрессом главного героя – набором опыта, прокачкой навыков и профессий, приобретением топового шмота и супер-уникальных артефактов.

Сразу оговорюсь, что книги вышеуказанного жанра не несут в себе скрытый глубокий смысл и культурную ценность, а преследуют исключительно развлекательную цель. Данная статья не про «книги, которые необходимо прочитать в своей жизни». Если Вы любитель компьютерных игр и хотите скоротать время в легком и увлекательном чтиве, то ЛитРПГ для Вас. Мое знакомство с этим жанром началось совсем недавно, количество прочитанных книг не велико. Некоторые из книг я бросал после прочтения пары глав, так как они были откровенным хламом. Далее я представлю свой личный мини-топ книжных представителей РПГ, от прочтения которых было очень трудно оторваться.

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»

Строго говоря, эта книга представляет собой смешение разных жанров, тут Вам и фантастика и фэнтези и киберпанк. Однако я считаю, что ее вполне можно отнести к жанру ЛитРПГ, так как основное повествование ведется в виртуальном мире ММОРПГ будущего OASIS, заменившей интернет. Сюжет разворачивается на фоне глобального энергетического кризиса и перенаселения. Создатель OASIS Джеймс Холлидей спрятал в своем творении три хитрых загадки и «пасхальное яйцо» и в своем посмертном сообщении оповестил, что нашедшему «пасхалку» достанется его многомиллионное состояние и власть над OASIS. Множество людей бросаются на поиски спрятанных ключей и даже формируют своеобразную субкультуру охотников за «пасхальным яйцом». Однако спустя годы безуспешных поисков интерес к загадкам постепенно начинает угасать. Именно тогда первый ключ удается найти главному герою повествования – восемнадцатилетнему Уэйду Оуэну Уоттсу.

Я бы рекомендовал эту книгу к прочтению даже тем людям, кто не имеет отношения к компьютерным играм. Каждый найдет в ней что-то интересное для себя. К недостаткам можно было бы отнести некоторую наивность сюжета, с другой стороны, какую серьёзность можно ожидать от книги про приключения подростка в виртуальном мире?

Дем Михайлов цикл «Господство кланов»

Местом повествование как нетрудно догадаться является очередная ММОРПГ будущего в фэнтези-сеттинге «Вальдира». Главный герой Ростислав живет жизнью настоящего игрового задрота. После увольнения с работы он вместо поисков трудоустройства решает посвятить все свое свободное время любимой игре. Случайно герою подворачивается возможность подзаработать в игре неплохую сумму реальных денег. Правда для этого ему необходимо удалить своего прокачанного персонажа и создать с нуля нового. При нестандартном подходе к выполнению скучнейшего квеста начального уровня (нарубить дров старушке), Ростислав получает уникальную и единственную на весь игровой мир способность, после чего его начинают разыскивать сильнейшие игровые кланы. Из-за того, что в игре вращаются огромные реальные деньги, ему приходится искать защиту и в реальном мире.

На данный момент вышло 4 книги из цикла. Они написаны легким слогом и читаются на одном дыхании. Судя по размаху сюжетной линии, автор планирует не менее десятка книг. К недостаткам я бы отнес матерый задротский образ жизни главного героя. Все свое время он проводит в игровом коконе, прерываясь на 4-5 часов сна. Видимо Ростислав следует одной из заповедей ММОшника «пока ты спишь – враг качается». Даже делая перерыв на перекус какой-нибудь гадостью вроде бич-пакета, главный герой не тратит время зря и читает во время еды игровой форум. При всем при этом он умудряется быть «крутым парнем» не только в игре, но и в реальной жизни. Так он успешно влюбляет в себя девушку-красавицу Киру, дочь богатого городского чиновника.

Дмитрий Рус цикл «Играть чтобы жить»

У главного героя этого книжного цикла Глеба врачи диагностируют болезнь, не оставляющую шансов, и дают несколько месяцев жизни. Глеб находит свое спасение в феномене «срыва». Так называют необъяснимое явление, при котором человек, слишком долго просидевший в игровом виртуальном мире через специальную капсулу, скажем так «оцифровывался». Тело в капсуле через некоторое время переставало функционировать и умирало, а вот персонаж игры продолжал существовать в виртуальном мире, наделенный разумом оцифрованного человека. Решаясь на срыв, Глеб рисковал, так как не все люди подвержены этому феномену. Однако ему повезло, и он получил вечную жизнь в теле темного эльфа в игровой виртуальной реальности «Другой мир» – дикой смеси World of Warcraft, Dungeons & Dragons и Властелина колец, при этом в божественном пантеоне там сидят олимпийские боги.

На данный момент в продаже доступно 5 книг этого цикла и до конца, судя по всему, еще далеко. Я бы однозначно рекомендовал эту книгу любителям РПГ в целом и ММОРПГ в частности. Недостатком этого цикла, во-первых можно назвать перегруженность текста игровым ММОшным сленгом. Постоянные «фармить», «лутить», «бафы» и «доты» режут глаз. Я, конечно, понимаю, что это тематическое произведение, но я же читаю книгу, а не чат в ВоВке. Приятным дополнением стал словарик в конце книги с расшифровкой всего этого мракобесия, но что-то мне подсказывает, что человек, не знакомый с игровым сленгом, просто не будет читать эту книгу. Во-вторых главному герою прямо таки невероятно везет со всякими супер-уникальными плюшками. На каждого врага у него припасен уникальный мега-артефакт или супер-пупер оружие, которое позволяет справиться с врагом без особых усилий.

Подводя итоги, хочу сказать, что книги жанра ЛитРПГ будут отличным развлекательным чтением для людей неравнодушных к компьютерным и видеоиграм. Уж точно не хуже, чем бесконечные «сталкеры», «метро» и всевозможные попаданцы. Главное не искать в них великой литературной ценности. Потому как не найдете. Если у Вас, уважаемые читатели, есть свои любимые произведения в вышеуказанном жанре, прошу поделиться ими в комментариях к этой статье.

Смотрите также
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Фичер
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Revelation: когда рука колоть устала
Фичер
Revelation: когда рука колоть устала
Карты, деньги, фритуплей
Фичер
Карты, деньги, фритуплей
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться