Самая нелепая, оскорбительная, пошлая и глупая игровая реклама

Евгений Кузьмин (редакция)

Хорек в штанах, «двусторонние» девушки, награды за нарушения ПДД и демонстрация превосходства белой расы

Достучаться до покупателя тяжело. Традиционная реклама не всегда эффективна и зачастую вместо нее задействуют способы, эксплуатирующие секс, жадность, опасность, агрессию. То, на что люди клюют больше всего.

Еще в начале 90-х Sega продвигала приставку Genesis (Mega Drive) на североамериканском рынке со слоганом «Sega Does What Nintendon’t». Эта агрессивная отстройка от конкурента стала одной из первых скандальных рекламных кампаний в игровой индустрии. В конечном итоге Genesis уступила SNES, но смелый маркетинг помог продажам.

В последующие годы реклама становилась все более и более вольной.

PSP

У нас принято посмеиваться над излишней политкорректностью Запада, но в данном случае Sony перешла все границы. Реклама белой PlayStation Portable в Нидерландах строилась на идее эстетического превосходства новенькой «керамической» консоли в светлых тонах над традиционной черной. Для этого сняли соответствующую фотографию. И получили скандал.

С продвижением PSP вообще всю дорогу было что-то не так. То консоль рекламировали с помощью белок-расистов, то незаконными граффити в Филадельфии.

Daikatana

Джон Ромеро — известный геймдизайнер, соавтор Wolfenstein 3D, Doom, Quake. Журнал Time в 90-е написал про него: «Все, чего касается Джон Ромеро превращается в кровищу и золото». Как тут не зазнаться?

Во время разработки шутера Daikatana Ромеро выпустил постер с текстом «Джон Ромеро вот-вот сделает тебя своей сучкой. Отсосите». История наделала много шума, но когда вышла Daikatana (игра неудачная), то оказалось, что рекомендацию с постера впору применить к самому Ромеро.

Hitman: Absolution

А вот другой смелый эксперимент. В рамках промо Hitman: Absolution было создано Facebook-приложение Hire Hitman. В нем можно было выбрать кого-то из друзей в соцсети и виртуально убить. Приложение предлагало «остроумные» причины для ликвидации: «маленькие сиськи», «волосатые ноги», «маленький член», «неприятная вонь».

Апп не успел набрать популярность — всего через три часа его удалили из соцсети.

Dead Space 2

«Твоя мамка ненавидит Dead Space 2» — так называлась вирусная акция, запущенная для продвижения Dead Space 2. Порядка 200 женщин среднего возраста и консервативного мировоззрения были наняты смотреть на кадры из игры (расчлененка, младенцы-некроморфы) и делиться впечатлениями. Идея была, мягко говоря, странная: Dead Space 2 — игра строго для взрослых, а рекламная акция строилась на образе матерей типичных тинейджеров. С телеэфира ролики вскоре сняли.

God of War 2

Была ли настоящая античная оргия, осталось неясным

К релизу God of War 2 Sony закатила тематическую вечернику в Греции. Гостям предложили отведать потроха прямо из желудка еще теплого козла, тут же были живые змеи и разгуливали полураздетые девушки.

Инцидент получил известность после публикации в Official PlayStation Magazine. Sony быстро опомнилась и отозвала тираж (80 000) журнала, но скандал было уже не замять — подключились и защитники животных, и политики.

Burnout 2: Point of Impact

В 2002 году Acclaim отличилась провокационным промо-трюком в рамках рекламной кампании Burnout 2: Point of Impact. Компания предложила оплачивать штрафы за превышение скорости всем, кто в рамках акции предъявит доказательство нарушения при покупке игры в день выхода. Британское правительство оказалось не в восторге от такой выходки — Acclaim открыто поощряла опасное вождение. Компания быстро спохватилась и свернула кампанию.

Интересно, а как Acclaim продвигала бы Hitman или Grand Theft Auto?

Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction и Watch Dogs

Саперы вскрывают сейф с Watch Dogs

Сразу две похожие истории случились с играми Ubisoft.

В 2010 году в Окленде, Новая Зеландия, некий мужчина начал размахивать пистолетом, угрожать прохожим и бегать с перекатами между укрытиями. Приехала полиция и арестовала нарушителя спокойствия. Оказалось, что это переодетый актер с муляжом оружия, нанятый местным рекламным агентством для вирусной кампании Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction.

Другой похожий случай был четыре года спустя в Австралии. В офис онлайн-издания Ninemsn прислали подозрительную посылку с сейфом, который при попытке вскрытия начал издавать звуки таймера. Прибывшие саперы вскрыли ящик и обнаружили там копию Watch Dogs.

Homefront

Другой случай нарушения общественного спокойствия из-за рекламы игр произошел в Сан-Франциско. Рекламировали Homefront, шутер про вторжение КНДР в США. В THQ не придумали ничего лучше, чем запустить в городе несколько сотен красных шаров. Видимо, у любого прохожего должна была четко срабатывать ассоциация: красный — значит, коммунист! И не русский, а именно кореец. И очевидно в видеоигре. А почему именно шары? Да неважно!

Акцию подвело техническое исполнение: подсдувшиеся шары несколько дней валялись по городу и заливу. THQ пришлось за собственный счет все убирать, иначе сдувшиеся шарики якобы могли проглотить дельфины, а им это грозило смертью от удушья.

Секс продает

Известный тезис, подтвержденный сотней примеров в рекламе. А как сочетается эротика с убийствами и расчлененкой?

Для Hitman: Blood Money вышли несколько постеров с гламурно убитыми (так тоже бывает) красавицами на шелковых простынях и в нижнем белье.

Маркетологи Dead Island: Riptide пошли куда дальше — от красивой женщины оторвали все конечности и голову и предложили в качестве статуэтки на полочку.

А вот пример из далекого прошлого. Nintendo, вероятно, знает о развлечениях намного больше нас.

В рекламе PS Vita предлагали «двустороннюю» женщину. Таким образом обыгрывалась задняя тач-панель на консоли. С моделью-мужчиной такой рекламы не было.

Новорожденные Довакин и Турок

На заре нулевых, после истории со штрафами, Acclaim придумала еще более странную акцию: пообещали $10 000 тому, кто решит назвать своего ребенка Турком в честь протагониста Turok: Evolution. Нашлись ли достаточно безумные родители, готовые назвать так ребенка ради денег, осталось неизвестным. Судя по тому, что история осталась без продолжения — не нашлись.

Спустя девять лет аналогичную акцию запустила Bethesda для The Elder Scrolls 5: Skyrim, но уже с именем Довакин. Игра, по большому счету, не нуждалась в таких дешевых способах привлечь внимание, но на этот раз «любящие» родители все-таки нашлись: 11 ноября 2011 года родился Довакин Том Келлермейер, а его родители теперь до конца жизни смогут получать бесплатно игры Bethesda (и это даже не $10 000!).

Еще примечательная идея — с помпой бросать куда-нибудь предметы и называть это креативной рекламной акцией.

Несколько копий Mass Effect 3 запустили на воздушных шарах в стратосферу. Смысл идеи заключался в том, что фанаты могли отслеживать путешествие игр по GPS и в случае удачи заполучить диск до официального релиза. Но организаторы не предусмотрели всех технических нюансов. Шар мог приземлиться где угодно, поэтому BioWare пришлось просить фанатов не убить себя в поисках приза.

Кончилось все не очень хорошо. У одного из шаров неверно отобразились координаты, что привело искателей игры на частную территорию, владелец которой чуть не застрелил незваных гостей. Это помимо того, что горе-искателям пришлось преодолеть сотни километров. Один из счастливцев, все-таки получивших Mass Effect 3: Space Edition, в скором времени пытался продать ее на аукционе.

Что-то отдаленно похожее предприняли создатели музыкальной игры Power Gig — конкурента куда более известных Guitar Hero и Rock Band с навороченным шестиструнным контроллером-гитарой. В 2010 году пол-Европы завалил пеплом исландский вулкан с непроизносимым именем. В его жерло отправились «жертвоприношение» в виде пластиковых гитар Guitar Hero 5 под лозунгом «Долой фальшивые гитары».

Увы, сама Power Gig оказалась настолько плохой, что акция в каком-то смысле даже пошла во вред — это как если бы производитель машин низкого качества насмехался над немецкими автомобильными концернами.

Пиар в виде публичного осуждения игры пыталась использовать Electronic Arts. Во время E3 2009 в Лос-Анджелесе компания наняла два десятка актеров, чтобы те публично протестовали против слэшера Dante's Inferno. «Протестующих» раскусили по отсутствию нападок на пропаганду гомосексуализма — настоящие христиане не упустили бы такую возможность.

Последний на сегодня, но самый изобретательный креатив. Осенью 2012 года в Лондоне открыли мясную лавку Wesker & Son Resident Evil Human Butchery. Как нетрудно догадаться, ее запустили в рамках поддержки Resident Evil 6. Все товары были представлены в виде кусков человеческих тел, иногда чуть ли не в полный рост. Утверждалось, что на самом деле это свинина и говядина.

Акция продлилась всего день и со скандалом была остановлена. Забавно, что выручка «лавки» должна была пойти на помощь инвалидам, потерявшим свои настоящие конечности.

1 из картинок Открыть оригинал