Самая нелепая, оскорбительная, пошлая и глупая игровая реклама

Евгений Кузьмин (редакция)

Хорек в штанах, «двусторонние» девушки, награды за нарушения ПДД и демонстрация превосходства белой расы

Достучаться до покупателя тяжело. Традиционная реклама не всегда эффективна и зачастую вместо нее задействуют способы, эксплуатирующие секс, жадность, опасность, агрессию. То, на что люди клюют больше всего.

Еще в начале 90-х Sega продвигала приставку Genesis (Mega Drive) на североамериканском рынке со слоганом «Sega Does What Nintendon’t». Эта агрессивная отстройка от конкурента стала одной из первых скандальных рекламных кампаний в игровой индустрии. В конечном итоге Genesis уступила SNES, но смелый маркетинг помог продажам.

В последующие годы реклама становилась все более и более вольной.

PSP

У нас принято посмеиваться над излишней политкорректностью Запада, но в данном случае Sony перешла все границы. Реклама белой PlayStation Portable в Нидерландах строилась на идее эстетического превосходства новенькой «керамической» консоли в светлых тонах над традиционной черной. Для этого сняли соответствующую фотографию. И получили скандал.

С продвижением PSP вообще всю дорогу было что-то не так. То консоль рекламировали с помощью белок-расистов, то незаконными граффити в Филадельфии.

Daikatana

Джон Ромеро — известный геймдизайнер, соавтор Wolfenstein 3D, Doom, Quake. Журнал Time в 90-е написал про него: «Все, чего касается Джон Ромеро превращается в кровищу и золото». Как тут не зазнаться?

Во время разработки шутера Daikatana Ромеро выпустил постер с текстом «Джон Ромеро вот-вот сделает тебя своей сучкой. Отсосите». История наделала много шума, но когда вышла Daikatana (игра неудачная), то оказалось, что рекомендацию с постера впору применить к самому Ромеро.

Hitman: Absolution

А вот другой смелый эксперимент. В рамках промо Hitman: Absolution было создано Facebook-приложение Hire Hitman. В нем можно было выбрать кого-то из друзей в соцсети и виртуально убить. Приложение предлагало «остроумные» причины для ликвидации: «маленькие сиськи», «волосатые ноги», «маленький член», «неприятная вонь».

Апп не успел набрать популярность — всего через три часа его удалили из соцсети.

Dead Space 2

«Твоя мамка ненавидит Dead Space 2» — так называлась вирусная акция, запущенная для продвижения Dead Space 2. Порядка 200 женщин среднего возраста и консервативного мировоззрения были наняты смотреть на кадры из игры (расчлененка, младенцы-некроморфы) и делиться впечатлениями. Идея была, мягко говоря, странная: Dead Space 2 — игра строго для взрослых, а рекламная акция строилась на образе матерей типичных тинейджеров. С телеэфира ролики вскоре сняли.

God of War 2

Была ли настоящая античная оргия, осталось неясным

К релизу God of War 2 Sony закатила тематическую вечернику в Греции. Гостям предложили отведать потроха прямо из желудка еще теплого козла, тут же были живые змеи и разгуливали полураздетые девушки.

Инцидент получил известность после публикации в Official PlayStation Magazine. Sony быстро опомнилась и отозвала тираж (80 000) журнала, но скандал было уже не замять — подключились и защитники животных, и политики.

Burnout 2: Point of Impact

В 2002 году Acclaim отличилась провокационным промо-трюком в рамках рекламной кампании Burnout 2: Point of Impact. Компания предложила оплачивать штрафы за превышение скорости всем, кто в рамках акции предъявит доказательство нарушения при покупке игры в день выхода. Британское правительство оказалось не в восторге от такой выходки — Acclaim открыто поощряла опасное вождение. Компания быстро спохватилась и свернула кампанию.

Интересно, а как Acclaim продвигала бы Hitman или Grand Theft Auto?

Tom Clancy's Splinter Cell: Conviction и Watch Dogs

Саперы вскрывают сейф с Watch Dogs

Сразу две похожие истории случились с играми Ubisoft.

В 2010 году в Окленде, Новая Зеландия, некий мужчина начал размахивать пистолетом, угрожать прохожим и бегать с перекатами между укрытиями. Приехала полиция и арестовала нарушителя спокойствия. Оказалось, что это переодетый актер с муляжом оружия, нанятый местным рекламным агентством для вирусной кампании Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction.

Другой похожий случай был четыре года спустя в Австралии. В офис онлайн-издания Ninemsn прислали подозрительную посылку с сейфом, который при попытке вскрытия начал издавать звуки таймера. Прибывшие саперы вскрыли ящик и обнаружили там копию Watch Dogs.

Homefront

Другой случай нарушения общественного спокойствия из-за рекламы игр произошел в Сан-Франциско. Рекламировали Homefront, шутер про вторжение КНДР в США. В THQ не придумали ничего лучше, чем запустить в городе несколько сотен красных шаров. Видимо, у любого прохожего должна была четко срабатывать ассоциация: красный — значит, коммунист! И не русский, а именно кореец. И очевидно в видеоигре. А почему именно шары? Да неважно!

Акцию подвело техническое исполнение: подсдувшиеся шары несколько дней валялись по городу и заливу. THQ пришлось за собственный счет все убирать, иначе сдувшиеся шарики якобы могли проглотить дельфины, а им это грозило смертью от удушья.

Секс продает

Известный тезис, подтвержденный сотней примеров в рекламе. А как сочетается эротика с убийствами и расчлененкой?

Для Hitman: Blood Money вышли несколько постеров с гламурно убитыми (так тоже бывает) красавицами на шелковых простынях и в нижнем белье.

Маркетологи Dead Island: Riptide пошли куда дальше — от красивой женщины оторвали все конечности и голову и предложили в качестве статуэтки на полочку.

А вот пример из далекого прошлого. Nintendo, вероятно, знает о развлечениях намного больше нас.

В рекламе PS Vita предлагали «двустороннюю» женщину. Таким образом обыгрывалась задняя тач-панель на консоли. С моделью-мужчиной такой рекламы не было.

Новорожденные Довакин и Турок

На заре нулевых, после истории со штрафами, Acclaim придумала еще более странную акцию: пообещали $10 000 тому, кто решит назвать своего ребенка Турком в честь протагониста Turok: Evolution. Нашлись ли достаточно безумные родители, готовые назвать так ребенка ради денег, осталось неизвестным. Судя по тому, что история осталась без продолжения — не нашлись.

Спустя девять лет аналогичную акцию запустила Bethesda для The Elder Scrolls 5: Skyrim, но уже с именем Довакин. Игра, по большому счету, не нуждалась в таких дешевых способах привлечь внимание, но на этот раз «любящие» родители все-таки нашлись: 11 ноября 2011 года родился Довакин Том Келлермейер, а его родители теперь до конца жизни смогут получать бесплатно игры Bethesda (и это даже не $10 000!).

Еще примечательная идея — с помпой бросать куда-нибудь предметы и называть это креативной рекламной акцией.

Несколько копий Mass Effect 3 запустили на воздушных шарах в стратосферу. Смысл идеи заключался в том, что фанаты могли отслеживать путешествие игр по GPS и в случае удачи заполучить диск до официального релиза. Но организаторы не предусмотрели всех технических нюансов. Шар мог приземлиться где угодно, поэтому BioWare пришлось просить фанатов не убить себя в поисках приза.

Кончилось все не очень хорошо. У одного из шаров неверно отобразились координаты, что привело искателей игры на частную территорию, владелец которой чуть не застрелил незваных гостей. Это помимо того, что горе-искателям пришлось преодолеть сотни километров. Один из счастливцев, все-таки получивших Mass Effect 3: Space Edition, в скором времени пытался продать ее на аукционе.

Что-то отдаленно похожее предприняли создатели музыкальной игры Power Gig — конкурента куда более известных Guitar Hero и Rock Band с навороченным шестиструнным контроллером-гитарой. В 2010 году пол-Европы завалил пеплом исландский вулкан с непроизносимым именем. В его жерло отправились «жертвоприношение» в виде пластиковых гитар Guitar Hero 5 под лозунгом «Долой фальшивые гитары».

Увы, сама Power Gig оказалась настолько плохой, что акция в каком-то смысле даже пошла во вред — это как если бы производитель машин низкого качества насмехался над немецкими автомобильными концернами.

Пиар в виде публичного осуждения игры пыталась использовать Electronic Arts. Во время E3 2009 в Лос-Анджелесе компания наняла два десятка актеров, чтобы те публично протестовали против слэшера Dante's Inferno. «Протестующих» раскусили по отсутствию нападок на пропаганду гомосексуализма — настоящие христиане не упустили бы такую возможность.

Последний на сегодня, но самый изобретательный креатив. Осенью 2012 года в Лондоне открыли мясную лавку Wesker & Son Resident Evil Human Butchery. Как нетрудно догадаться, ее запустили в рамках поддержки Resident Evil 6. Все товары были представлены в виде кусков человеческих тел, иногда чуть ли не в полный рост. Утверждалось, что на самом деле это свинина и говядина.

Акция продлилась всего день и со скандалом была остановлена. Забавно, что выручка «лавки» должна была пойти на помощь инвалидам, потерявшим свои настоящие конечности.

Смотрите также
Самая смелая реклама игровых консолей
Фичер
Самая смелая реклама игровых консолей
Как заработать большие деньги на акциях игровых компаний
Фичер
Как заработать большие деньги на акциях игровых компаний
История видеокарт. Часть 1
Железо
История видеокарт. Часть 1
Секс, ложь, Dota 2: обратная сторона киберспорта
Фичер
Секс, ложь, Dota 2: обратная сторона киберспорта
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться