Санитары развлечений

Георгий Т. (пользователь)

Роль пиратства в развитии игрового сообщества

Не так давно был случай, когда волки, перебравшиеся в поисках еды на новое место обитания, коренным образом изменили природную систему в положительную сторону. Казалось бы, как такое может быть? Волк — это хищник, убивающий других животных, несущий смерть и так далее. Однако именно волки, уменьшив популяцию оленей понятным способом, запустили цепочку изменений, затронувших весь национальный парк. Олени перестали вытаптывать растительность и объедать деревья, от чего те стали быстро расти. Из-за этого появились новые места обитания для птиц, бобров и мелких животных. Итог – район стал более разнообразен в плане флоры и фауны, реки из-за возвращения бобров стали более глубокими, а берега менее подвержены эрозии. Вот так благодаря волкам, к которым люди относятся скорее негативно, восстановилась экосистема одного национального парка. В игровой индустрии есть свои «волки», не дающие «оленям» вытоптать все, до чего те могут добраться. Чаще всего первых называют пиратами, а вторых правообладателями.

Стоит начать с самого начала, когда понятий о лицензионной и пиратской продукции попросту не было. Начало девяностых ознаменовалось сменой власти, сбросом «железного занавеса» и как следствие – хлынувшими из-за границы разнообразными товарами. У тех, кто уже был знаком с компьютерами, появились лазейки, с помощью которых можно было достать программы и игры без особых сложностей. Не стоит говорить о том, что весь продающийся или записывающийся в то время товар был лишен лицензии. Скорее наоборот. Любая игра считалась лицензионной априори, а узнав цену оной на западе, наш игрок был бы неприятно удивлен. И тут пираты сыграли важную роль в развитии игрового рынка, на которую потом пришли правообладатели с их лицензионными копиями игр. Подготавливая почву, хоть и не за простое «спасибо», некоторые фирмы переводили зарубежные игры, смысл которых без понимания иностранных языков был бы попросту потерян. Благодаря им на прилавках можно было найти диски Space Quest, Larry, Full Throttle с плохой типографией, однако на русском языке.

  • Плюсы: доступ к огромному ассортименту западного софта и игр, что дало огромный стимул к компьютеризации страны. Неофициальные локализации игр, которые расширили аудиторию игр.
  • Минусы: кустарность производства носителей и собственно — самого перевода.
В это время: правообладатели жалуются на рост пиратства и существенное снижение прибыли, однако тратят на создание игр все большие суммы.

Если в начале 90-х «компании-локализаторы» состояли из программиста и переводчика, совмещавших это с должностью уборщицы на полставки, то к концу этих самых 90-х на игровом рынке появились совсем другие фигуры. Предприимчивые люди осознав, откуда дует денежный ветер, открыли компании, которые, занимались локализацией игр, ставших к тому времени больше и сложнее. Переводя и продавая игры, об их лицензировании они думали не больше, чем их коллеги лет пять назад. «Фаргус», «Триада», «7 Волк Мультимедиа» – именно эти названия всплывают у игроков заставших расцвет пиратства в России и странах СНГ. Отечественные игры в то время также разрабатывались, однако, и с их правообладателями точно так же никто и не думал считаться.

Бок-о-бок с гигантами по российским меркам, существовали и крохотные конторы, которые были не прочь попиратить. Вот воспоминания одного из сотрудников такой фирмы. «… В общем, контора оказалась пиратской. Сбор софта по темам и отправка мастер-образов в Москву на CD болванках. Там ушлые москвичи печатают полиграфию, штампуют диски и пихают их в коробки. Тиражи огромные. Мои задачи — проверять эти самые мастер-образы. Тыкать в каждую кнопку, следить, чтобы окно или что там еще — открывалось. Грубые орфографические ошибки исправлять самому. Синтаксические не трогать — некогда. При большом количестве неработающих ссылок — отдавать обратно тому, кто делал…»

В условиях экономического кризиса пираты очень сильно поддерживали рядового игрока, давая тому шанс увидеть и приобрести игры, о которых он и не мог подозревать, однако именно они приучили этого самого игрока к халяве. Если на Западе пользователь компьютера платил не только за игры, но и за операционную систему, продвинутый графический и текстовой редактор, то у нас было всё лучшее и за копейки. И даже эти «копейки» шли, естественно, не правообладателям.

Пираты не только копировали и продавали готовые игры. Воровались даже идеи и целые бренды. Мало кто знает, но между второй и третьей частью Warcraft, Россия и страны СНГ могли насладиться игрой Warcraft 2000, которую делала небезызвестная GSC Game World, знаменитая своими Казаками и Сталкером. Команда не стала мелочиться и помимо эльфов и орков с мечами и магией, засунула в игру даже инопланетян с ядерным оружием.

Вот он, великий и ужасный... Только Blizzard не говорите

  • Плюсы: доступность игр вышла на новый уровень, рынок игр благодаря пиратству стал вырисовываться более отчетливо.
  • Минусы: низкое качество выпускаемой продукции.

«Мы — более страшная для вероятного противника сила. Мы куда более опасны для упившегося кока-колой забугорья. Каждый день наши станки выпускают десятки и сотни тысяч дисков с софтом, который ТАМ стоит безумные штуки баксов за диск. А у нас этот же продукт мысли стоит столько же, сколько стоит болванка — то есть — ничего. Что дает это родине? Это дает нашей родине миллионы блестяще подготовленных к информационной войне малолетних отморозков, способных дать отпор любому цивилизованному, обществу. Мы фактически задарма готовим интеллигентов, большинство из которых, кто не догадается или не сможет свалить за кордон, останется здесь. Бесплатные программы не просто делают наше общество умнее. Они приучают это самое общество к мысли, что все хорошее — даром. Пока ТАМ ученые копят деньги на пакет программ, отказывая себе во всем, наши оболтусы роются, благодаря нам, конечно, в этих программах, как свиньи в супермаркете. За прошлый год мы опустили того же Билли миллионов на 50…»

Пиратские диски двухтысячных несколько преобразились, стал копироваться внешний вид оригинальных обложек, появилась простенькая защита, запрещающая игре запускаться без наличия диска в приводе. Это касалось только «полновесных» игр, а не сборников вроде тех, что выпускала «Триада». По сравнению с девяностыми, купить лицензионные игры стало проще, хотя это относилось скорее к отечественным проектам. Западные издательства, выпускающие игры у нас, не спешили с локализацией, чем очень сильно проигрывали пиратам, у которых русифицированная копия игры была готова к релизу официальной. Упомянутые выше сборники «Триады» имели особый подход к подготовке игр для продажи. Для неискушенного игрока покупка диска с 3-4 играми была намного привлекательнее, чем диск с одной из этих игр за ту же цену. Многие даже не придавали значения отсутствию видеороликов, озвучки, музыки и прочих элементов игры, присутствующих в полновесной версии. Игры, поголовно идущие с маркировкой RUS\ENG, на самом деле представляли собой английские версии игры с возможностью установки русских субтитров разной степени качества.

Примерно в это же время игроки имели несчастье познакомиться с защитой игр StarForce. Суть системы защиты была проста – есть диск в приводе – игра запустится, нет диска – смотри на ненавистную табличку, требующую вставить оригинальный диск. В отличие от похожих, но более примитивных защит, использовавшихся самими пиратами, диски StarForce не эмулировались обычными виртуальными приводами, вроде VirtualCD. Поэтому первое время, если хотелось поиграть в отечественные новинки, приходилось покупать лицензионную игру и мириться с периодическим жужжанием диска. К чести разработчиков защиты, стоит сказать, что StarForce действительно приносил пиратам больше головной боли, чем обычным игрокам… первое время.

Чуть позже против StarForce у пиратов появилось новое оружие – мини-образы игр. Игрок, купивший пиратский диск с обходом Старфорса, обнаруживал инструкцию по установке виртуального привода и монтирования на него мини-образа для успешного запуска игры. Что представлял собой мини-образ? Это был хитро считанный образ диска, с которого было удалено все лишнее и оставлены только места, необходимые для проверки СтарФорсом. Разработчики защиты охотно приняли вызов, усовершенствовав защиту, которая теперь следила не только за игровым диском, но и за наличием эмуляции приводов. Пираты обошли и это. Так, разгорающаяся гонка технологий была прервана созданием патча, полностью отучающего игру от надоедливой защиты. В результате игрок, купивший оригинальный диск, получал проблемы в виде постоянного присутствия диска в приводе, который мог не только затереться, но и развалиться на куски. А тот, кто брал пиратскую копию с отучалкой от защиты – спокойно играл без подвисаний при проверке диска, причем, играл в сопровождении фоновой музыки, а не надоедливого жужжания.

  • Плюсы: победа над проблемным Старфорсом, качество взломанных игр больше не отличается от качества лицензионных.
  • Минусы: установка официальных патчей на множество взломанных игр невозможна.

Огрызки шести игр на одном диске или полная версия одной из этих игр на двух дисках. Выбор за тобой

Теперь настало время компьютерной дистрибьюции, и игры можно приобретать, не отходя от монитора. Никакой беготни по магазинам в поисках свежей новинки, диски с которой уже расхватали более сильные, быстрые и ловкие оппоненты. Вроде бы – все для всех складывается хорошо, игрокам не надо тратить время на поиски нужной игры, а продавцам тратить дополнительные средства на её тиражирование и доставку. Однако и тут появились подводные камни, о которых раньше попросту не задумывались. И эти камни сыграли на руку, прежде всего пиратам. Любая лицензионная игра, приобретенная сегодня в Steam, Origin, Uplay скачивается с их серверов «как есть», то есть с размером, равным установленной игре. Далеко не у всех достаточно быстрый интернет, чтобы выкачивать десятки гигабайт. Тем более сейчас, когда игрой в 50 гигов уже никого не удивишь. Пиратские копии игры имеют более скромные размеры из-за сжатия данных в так называемые «репаки». Степень сжатия данных зависит от игры, и репак может быть более чем в два раза легче оригинала. Кто будет выкачивать 32 гигабайта с ограниченной скоростью из Steam'a, если на том же торрент-трекере запакованная игра весит всего 12, а скорость скачивания ограничивается лишь вашим интернет-соединением?

Для того, чтобы запаковать игру, ее прежде всего надо взломать. Кто же рискует приносить огромные убытки монстрам игровой индустрии ради того, чтобы на другом конце света кто-то мог играть в халявные игры? Многие видели «таблетки» к знаменитым играм от Razor 1911, SkidRow, Codex, 3DM. За этими никнеймами скрываются целые команды хакеров, специализирующиеся на взломе игр. Именно они с выходом каждой новой игры подтверждают высказывание о том, что взломать можно все, что пытаются защитить, а иногда даже помогают тем, кто приобретает лишь лицензионные копии. Так, например, группа SkidRow «убедила» Ubisoft отказаться от их хваленой онлайн-защиты, полностью отучив от нее игры. До этого светлого момента игроки были вынуждены иметь стабильное интернет соединение, чтобы играть в хиты этой компании.

Кто знает, до чего бы дошли правообладатели, и как выглядела бы сейчас игровая индустрия, если бы не было пиратства. Не было бы раздражающей и радикальной защиты вроде StarForce или онлайн-проверки подлинности, если бы не было нарушителей? Или наоборот, игровая индустрия не достигла бы такой популярности как сейчас и была бы уделом «избранных»?

Смотрите также
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Главные онлайн-события ноября 2016
Фичер
Главные онлайн-события ноября 2016
Главные онлайн-события октября 2016
Фичер
Главные онлайн-события октября 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться