The Boston Major 2016 Перейти

Города будущего

Евгений Норин (редакция)

Беспилотники-почтальоны, многоярусные фермы, экономная энергетика и другие технологии, которые скоро появятся не только в играх, но и в наших городах

Сегодня увидела свет очередная игра серии Anno. Серия в последнее время ушла от старых добрых камзолов и каравелл в область градостроительства будущего. Тема действительно хороша, и просто провоцирует на то, чтобы взглянуть, как меняется облик привычных нам городов, и как могут выглядеть реальные мегаполисы в не столь уже далеком будущем.

Обычно, представляя себе, как будет выглядеть мегаполис десятилетия спустя, рисуют какую-то гипертрофированную версию современного Токио, Нью-Йорка или Шанхая: небоскребы в тысячи этажей, мегакорпорации, сложносочиненные транспортные развязки, миллиарды людей — короче говоря, мечта Мамору Осии, Уильяма Гибсона и авторов Deus Ex. Между тем, уже существуют города, в которых обкатываются решения, которые могут когда-нибудь стать общепринятыми образцами для подражания (а могут и не стать). Насколько влажная мечта киберпанка соответствует реальным тенденциям? Черты пространства будущего проступают из тумана уже сегодня.

Нервная система города

Вычислительные мощности современной техники позволяют вывести качество управления городом на принципиально новый уровень. В частности, южнокорейские градостроители уже экспериментируют над созданием единой общегородской сети, в которую будут увязаны вообще все здания и сооружения. Общегородская база данных о состоянии зданий будет пополняться с помощью тысяч сенсоров и датчиков. Смысл в том, чтобы постоянно держать под контролем работу всех городских систем, от дорожной сети до качества воздуха и воды в водопроводе, максимально облегчать жизнь и одновременно оберегать жителей от неприятностей. Например, в этот комплекс входит чувствительный к весу пол в доме престарелых, который сам подает сигнал при падении человека. К менее узкоспециализированным новшествам относится, скажем, универсальная карта для горожан, используемая одновременно и как ключи от дома, и кредитка, и билет на метро, и удостоверение личности. Уборку мусора планирует компьютер, к которому стекаются данные о заполнении баков. Другая вычислительная система анализирует пробки на дорогах, командует светофорами и направляет транспорт по оптимальному маршруту.

По оценкам специалистов, строительство «города будущего» Сонгдо обошлось властям Южной Кореи в 35 миллиардов долларов

Это не фантазия об устройстве города далекого будущего, а уже работающая модель, реализованная, например, в южнокорейском Сонгдо. Подобные вещи достаточно скоро станут насущной необходимостью. Уже сейчас крупные города, по сути, перерастают сами себя. Например, на Восточном побережье США на пространстве более чем в двести километров от северных окраин Нью-Йорка до Ньюарка город просто не заканчивается. Токио давно слился с Иокогамой и множеством городов поменьше в колоссальную тридцативосьмимиллионную агломерацию. Наконец, даже для России, где города рассыпаны на огромных пространствах как острова в океане, существует Москва, города вокруг которой образуют сплошное урбанизированное пространство уже в десятках километров от МКАД. Для адекватного управления этими монструозными образованиями нужны принципиально новые решения.

Бензин отступает

Одной из популярных страшилок является необычайное загрязнение городов, превращение мегаполисов в царство смога. Подобные опасения не лишены оснований. Например, знаменитый пекинский смог (просто жить в китайской столице — то же, что непрерывно курить) не менее чем на четверть образуется именно от транспортных выхлопов. Разумеется, у этой проблемы есть свои решения. Старому доброму двигателю внутреннего сгорания придется постепенно сдавать позиции в пользу более совершенных и чистых видов транспорта.

С одной стороны, электромобили и машины на альтернативном топливе постепенно приходят на улицы и становятся все менее экзотическим видом транспорта. Более того, существуют города, например, Масдар в ОАЭ, откуда автомашины с двигателями внутреннего сгорания вовсе изгнаны. Однако электромобили при всех своих достоинствах остаются достаточно крупным транспортным средством. Более радикальным вариантом выглядит, например, доставка небольших грузов не автомобилями, а квадрокоптерами. Звучит дико, но подобные сервисы работают уже и в России, причем не только в столицах, а и в провинции. Курьезный случай произошел в Сыктывкаре, когда предпринимателя оштрафовали за… осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии. Бизнесмен около месяца занимался доставкой пиццы на роботах-курьерах. Сама по себе ситуация выглядит отменно глупо, но приятно, что такие вещи входят в жизнь не только где-нибудь в Шанхае или Сиднее, но и в нашей глубинке.

Развитием собственной воздушной почты занимаются и интернет-гиганты вроде Amazon

С другой стороны, альтернатива всеобщей автомобилизации — это не технологические навороты вроде легкого метро и электромобилей, а вполне обычные велосипеды. «Велик» в действительности довольно практичный вид транспорта для многих поездок, дело упирается только в наличие или отсутствие инфраструктуры для велосипедистов. Может быть, это покажется некой деградацией — пересаживание с автомобилей на велосипеды, но в реальности в Европе это уже обычное дело, благо, велосипед не требует бензина, стоит на порядки меньше денег, чем автомобиль, да и для здоровья кручение педалей куда полезнее стояния в пробке.

Все эти новации изменят облик городов почти до неузнаваемости. Классический автомобиль с бензиновым двигателем — один из главнейших элементов современного урбанистического пейзажа, а магистраль, забитая брошенными машинами — одна из популярных картин для иллюстрации апокалипсиса. Планета постепенно подбирается к рубежу в два миллиарда автомобилей на дорогах одновременно. Однако всеобщая автомобилизация — сначала благо, а позже — проклятие большого города, и поиск альтернатив неизбежен.

Семирамида на новом уровне

Одна из специфических «фишек» будущих городов — стирание грани с деревней. В принципе, нельзя сказать, чтобы это было каким-то неожиданным открытием: еще в ХХ веке, например, большую часть площади Берлина занимали разнообразные парки и зеленые насаждения. Однако по мере урбанизации и увеличения плотности населения земля дорожает, а вопрос о зеленых насаждениях (и для хозяйства, и для отдыха) обостряется. В качестве одного из возможных решений рассматривают, например, проект вертикальных ферм. Прелесть такого способа производства в том, что на узком участке местности концентрируется огромный агропромышленный комплекс. Вертикальным фармингом предметно занимаются в США, Европе, Японии. По понятным причинам лидерами направления стали восточноазиатские государства с их чудовищной плотностью населения. Впрочем, работающие образцы или хотя бы проекты есть во многих странах, включая нашу. Суть идеи — в многоярусных гидропонных фермах, расположенных внутри помещений. Такое сооружение требует изрядных вложений и высоких технологий. Однако в итоге получается расположенное прямо в городской черте эффективное хозяйство, не зависящее, к слову, от погодных условий – важность этого момента для нашей страны сложно переоценить. Растения получают свет разных участков спектра от светодиодов. Поливальщицы и доярки, к сожалению или к счастью, такому сооружению также не требуются: все автоматизировано. Колорадским жукам и алчным хомякам на такой ферме неоткуда взяться, и даже обычный сорняк не усложняет жизнь агронома.

Разработчики вертикальных ферм стараются создать проекты, которые не стыдно будет вписать в облик любого современного города

Но, конечно, ландшафт «города солнца» не исчерпывается тем, что можно съесть. Так, группа польских архитекторов недавно представила очень амбициозный проект небоскреба, внутри которого при помощи систем контроля климата предполагается создать... элементы природных ландшафтов, от озера с водопадом до кусочка степи и ледника, идентичного натуральному. Звучит достаточно безумно, но притягательно. Тем более, в Сингапуре уже благополучно функционирует отель с огромным парком на 56-м этаже. Иногда, впрочем, «висячие сады» создаются на, казалось бы, неподходящих деталях городского ландшафта. В Манхэттене, например, местный парк устроен поверх заброшенной ж/д линии. Так что дуб, растущий из крыши высотки — это уже не такая уж экзотика.

Электропанк. Экономия по-японски

Технические новации требуют прорву энергии. Соответственно, встает вопрос о том, как сделать потребление наиболее разумным и экономичным. Пример того, как может быть решена такая проблема, дали японцы. К концу 2014-го года в полусотне километров от Токио был возведен с нуля городок Фудзисава — поселение нового облика, пока всего на сотню семей. Локомотивом проекта стала всем известная компания Panasonic и еще несколько менее крупных фирм.

Предполагается, что Фудзисава (расположенный подле одноименного старого большого города) станет образцом для множества подобных городов в будущем. Его внешний облик озадачивает и даже сперва слегка разочаровывает: издалека Фудзисава выглядит как комплекс аккуратно и плотно подогнанных друг к другу обычных коттеджей. Однако изнутри этот городок смотрится совершенно иначе.

Крыша каждого коттеджа в Фудзисава — огромная солнечная батарея

Каждое здание в городке оснащено солнечной батареей и своей экологичной мини-электростанцией. Все это вместе позволяет минимизировать расход электричества из основной энергосети, а выбросы углекислого газа сокращаются на 70% по сравнению с традиционной схемой. Даже в случае аварии на магистральных сетях Фудзисава сможет сам себя обеспечивать энергией еще трое суток — за счет накопленных запасов. Что, к слову, весьма актуально на фоне частых в Японии погодных неурядиц, оставляющих большие районы без света.

Энергосбережению и автоматизации привычных жизненных процессов посвящено буквально все. Стиральные машины самостоятельно способны регулировать количество и температуру воды и объем моющего средства в зависимости от уровня загрязнения белья. Телевизор сам в состоянии отключиться, если перед ним отсутствуют зрители, кондиционер самостоятельно определяет режим работы в зависимости от присутствия или отсутствия в комнате людей. Даже уличные фонари могут усиливать освещение, «завидя» сенсорами в ночи пешехода. Кстати, паутина проводов к этим фонарям не ведет: все коммуникации укрыты под землей.

В Фудзисава используются новые технологии в области транспорта и безопасности – здесь считается нормой не пользоваться личным автомобилем, а брать напрокат электромобиль или электровелосипед. Также город покрыт датчиками движения и автоматическими камерами, что позволяет до минимума сократить численность полиции, не снижая уровень безопасности.

Сегодня Фудзисава — это в первую очередь эксперимент по отработке новых инженерных решений. К 2018-му году предполагается закончить заполнение городка домами на три тысячи жителей, и с этого момента можно будет уже по-настоящему наблюдать за жизнью экологически чистого и энергосберегающего поселения.

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году до 70% населения Земли будет проживать в городах. Это более 6 миллиардов человек. Современный город — чудовищно сложная система, и в дальнейшем масштабы стоящих перед управленцами проблем будут только нарастать. Так что авторы Anno выбрали стоящую тему: в конце концов, крупный город населяет не меньше людей, чем какую-нибудь средневековую или фэнтезийную империю, а управиться с таким муравейником — не менее сложная и интересная задача, чем побороть чью-нибудь виртуальную армию.

Смотрите также
О чем лгут военные игры?
Наше видео
О чем лгут военные игры?
Главные онлайн-события октября 2015
Фичер
Главные онлайн-события октября 2015
Лучшие игры октября 2015
Фичер
Лучшие игры октября 2015
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться