The Boston Major 2016 Перейти

Симфония души

bee_dee (пользователь)

История творчества одного гения

Для меня музыка – это настоящий язык. И, как и некоторым полиглотам, мне иногда бывает трудно четко выразить, что происходит в моей голове. Чтобы проиллюстрировать этот процесс, я говорю по-английски под стать своей музыке, в режиме реального времени, чтобы объяснить, что сообщает каждая её «фраза». Музыка – мой верный спутник. Я же – композитор и автор звукового сопровождения ко многим современным произведениям. Я – Джереми Соул.

Музыкант 1975-го года рождения получился в семье сертифицированных учителя музыки и учителя рисования – талант был неизбежен. Джереми очень рано увлёкся музыкой и уже спустя четыре года от роду написал свою первую композицию.

Но, как водится, музыка была не единственным увлечением юного дарования. А потому уже в 19, проведя несколько лет, обучаясь музыкальному искусству, Джереми устроился на работу в местное отделение SquareCo (оно же – нынешнее Square Enix) и, убедив тамошнего директора отстегнуть лишних денег на запись оркестрового саундтрека к грядущей игре Total Annihilation, выстрелил и приобрёл широкую известность.

Так что же за зверь такой наш Джереми? Вас это наверняка удивит, но он по-настоящему одержим музыкой, гораздо больше многих других талантливых музыкантов-современников: обожает классику вроде Моцарта, Рахманинова, Бетховена, вкрадчиво анализирует их произведения и разбирает на части. Также любит джаз. Своё собственное творчество Джереми часто связывает с любовью: именно ею, как он говорит, пронизано большинство его композиций. Мечтатель и романтик в душе, любит цитировать Шекспира, да и сам частенько разговаривает метафорами.

Несмотря на приобретённую с годами известность, сам Джереми очень и очень скромный человек. Несмотря на то, что ходит в одну «качалку» с Джеймсом Бондом (да-да), он считает себя белой вороной. Поэтому, когда однажды на пороге здания ему сказали «Привет, Джереми. Береги себя», он был по-настоящему удивлён. «Этот парень играет в видеоигры? Либо так, либо он просто какой-то психопат».

Кстати, по поводу своей известности сам музыкант оставил забавный комментарий в своём Твиттере:

Джереми не только талантлив в написании прекрасной музыки, но ещё и обладает умением чертовски красиво раскрыть мета-идею, от чего дух захватывает примерно так же, как и от самих композиций музыканта. Вот, например, его очерк на композицию «Solitude», вошедшую в состав саундтрека сами-понимаете-какой-игры (приношу глубочайшие извинения перед читателями, я действительно пытался сократить цитату, но просто не поднялась рука):

Вообще, человека, который бы описывал мета-идею более дотошно, чем Соул, вы, вероятно, не сыщете на всём свете. Он оставляет огромные посты, в которых с точностью до секунды объясняет тот или иной момент в своей композиции:

На текущий момент Соул даёт концерты со своей музыкой – и, в основном, гвоздём программы выступает, конечно же, саундтрек к серии The Elder Scrolls. А в марте предыдущего года композитор поддался веяниям моды и ушёл собирать деньги на Кикстартер для своего первого подкаста Northerner, но предполагаемую сумму в 10000$ так и не собрал – а собрал гораздо больше: аж 121000$ фанатских зелёных!

Как вы понимаете, его деятельность в качестве композитора достаточно обширна, поэтому мы не будем останавливаться на каждой его работе – простое перечисление его трудов вы и сами найдёте в интернете. Я подробно расскажу о нескольких вехах в жизни маэстро саундтреков, которые изменили мир игровой музыки навсегда.

Это была далеко не первая работа Джереми, но действительно знаковая и масштабная. Во вселенной Star Wars на тот момент уже пятикратно засветился знаменитый Джон Уильямс (фактически, ему осталось только закончить «Месть Ситхов»), а поэтому на Джереми лежала весьма непростая задача: не то, чтобы повторить успех великого виртуоза, но не ударить в грязь лицом и удержать планку качества музыкального сопровождения титана sci-fi.

И, разумеется, наш герой справился со своей задачей на все 146%: Джереми прекрасно уловил атмосферу работ Уильямса, аккуратно повторив характерные черты музыки первоисточника и естественно добавив своих индивидуальных особенностей. Кроме того, саундтрек может похвастаться настоящим многообразием: на протяжении часа вы услышите и ритуальное величие жуткого Коррибана, и праздный светский быт спокойного Тариса, и племенные обряды вечнозелёного Кашиика – каждая композиция будет отдавать уникальностью, при этом скрыто намекая на некую объединяющую идею. Важно отметить также тот факт, что музыка западает в душу и запоминается на раз-два. Нет, вы не будете насвистывать её в душевой, но, включив игру спустя несколько лет после последнего запуска, почти наверняка проникнитесь скупой ностальгической слезой. Что, кстати, будет вполне уместно, потому что некоторые композиции действительно, что называется, затрагивают самые потаённые уголки души на радость плотно обосновавшимся на теле мурашкам.

Что интересно, писал всё это Джереми, образно говоря, «на коленке» — оборудование на студии на тот момент было весьма не ахти, поэтому работа была проделана действительно титаническая:

В результате работы довольными оказались не только студия Lucas Arts, но и все игроки, включая авторитетную прессу; многие треки перекочевали в сиквел. Послушать, на что были способны допотопные MIDI-системы, можно здесь.

Спустя год, у Джереми появляется ещё одна возможность блеснуть талантом для широкой аудитории – в 2004-ом выходит первая игра по мотивам настолки Warhammer 40k и получает статус культовой. И вновь Джереми приходится попотеть: вселенная известна характерной атмосферой, требующей определённого подхода, а опираться на сей раз не на кого – в наделении серии музыкой композитору предстоит стать первооткрывателем.

И Соул снова творит магию (брутальную, жестокую – но магию): он создаёт мощный саундтрек, наделяя композиции такими патетичными чертами, которые, захватывая дух, идеально передают бескомпромиссную атмосферу войны. Он придаёт весомости каждому сражению, заражает отвагой и заставляет парней во дворе драться за то, главная тема какой из рас звучит круче всего (я ратовал за тему орков). А всё ценой обилия ударных и духовых инструментов.

Поэтому, если вселенная Warhammer и имеет свою музыку, то звучит она… как очереди тяжёлых болтеров и храбрые крики «За Императора!», но на фоне обязательно должен раздаваться оркестральный глас Джереми Соула.

А сам оркестральный глас в полном объёме обретается здесь.

В 2006-ом Джереми подписывается на одно из трёх своих самых долгосрочных сотрудничеств: это контракт с ArenaNet на создание саундтрека для знаменитой ММОРПГ Guild Wars и четырёх сюжетных компаний для неё.

Таким образом, свыше трёх часов симфонической музыки – и результат оправдывает все ожидания. При написании Соул черпал вдохновение у любимых классиков, а поэтому саундтрек получился слегка… стандартным. В общем и целом, звёзд с неба не хватал, но напрямую поддерживал ту атмосферу, в которой часами барахтались увлечённые онлайн-геймеры.

Однако аж шесть лет спустя Джереми был снова призван, чтобы творить: ArenaNet, оставшаяся довольной предыдущей работой, просит музыканта сыграть на бис. Тот кота за хвост не тянет и сразу даёт своё согласие. Минутка кульминации – и исход таков: три часа прекрасного саундтрека, довольные пресса и игроки и «Награда за мастерство» престижного музыкального фестиваля Global music awards.

Опять уйдя в классичность, Соул умело поиграл на чувствах игроков: музыка замечательно характеризует виртуальный мирок вокруг персонажа, наполняя его неким сакральным смыслом, ощущаемым на ассоциативном уровне. Guild Wars 2 становится очередной планкой в творчестве Соула, чем он неустанно гордится и даже слегка самолюбиво восторгается.

Кстати, по поводу саундтрека, музыкант оставил весьма неоднозначный комментарий на своей страничке в Facebook. Был ли он посвящён фанатам? А может, речь вдруг снова зашла о Бессмертной Возлюбленной творца? Кто знает.

И, конечно же, три часа прекрасного саундтрека.

Разумеется, самое вкусное я приберёг на десерт – но время пришло: итак, серия The Elder Scrolls или величайшая работа Джереми Соула.

2002-ой год. На экраны мониторов тысячи людей, словно инфекция, распространяется новый тренд – рпг Morrowind, третья часть игры прекрасной вселенной, вышедшая на небывалый уровень по сравнению со своими предшественниками. Фанаты запускают главное меню и слышат музыкальную тему, которую Джереми собирается коварно эксплуатировать на протяжении всех последующих игр серии. Они слышат предтечу тысяч каверов и ремейков.

Саундтрек (ожидающий вас здесь) ласкает слух, подчёркивает индивидуальность игры, сплошь и рядом собирает хвалебные отзывы людей.

В 2006-ом наконец–то появляется Oblivion, и, на мой субъективный взгляд, из всех работ Соула, эта точнее всех «бьёт в цель» – и я объясню, почему. Характерной особенностью стиля Oblivion была его сказочность в хорошем смысле этого слова: визуально здесь заиграли все цвета радуги, местная фауна являла собой стереотипы фэнтези, а флора – утопичные мечты пейзажиста. Но всему этому были противопоставлены весьма недетские интриги, заговоры и убийства, а потому игра получилась эдакой сказочкой «для взрослых». Идеально.

И, знаете, Джереми уловил всё это с потрясающей точностью – его музыка не упустила ни одной детали этого волшебного мира, придав ему небывалые глубину и величие. Каждая прогулка по Тамриэлю превращалась в загадочное путешествие, готовое перерасти в новую историю. Будь то спокойная и изящная King and Country, пугающая до онемения Ancient Sorrow или моя любимая бесконечно красивая Auriel's Ascension – все они с любовью «декорировали» Oblivion на аудиальном уровне, делая его незабываемым и многогранным.

В этом же году Джереми был номинирован в позициях «Высшая оценка в категории игровой музыки», «Выдающиеся достижения в оригинальной музыкальной композиции», «Высшая оценка видеоигры» и «Саундтрек года» — и взял награды за две последние.

Кстати, в одном из интервью с Джереми всплыл довольно любопытный факт: при записи саундтрека он вдохновлялся не только любовью, как и всегда, но и — а вот сейчас внимание — автомобильной аварией, в которую он попал незадолго до начала работы! Вернее, чувствами от этой аварии:

Как итог, музыкант поделился, что писал саундтрек, не привязываясь к конкретным людям или явлениям, но описывая состояние души и ценность человеческой жизни. Попытаться прочувствовать идею композитора можно и нужно здесь.

И тут на мир жадно накидывается Skyrim, заграбастывая в свои коварные лапки орды игроков по всему миру. Те, в свою очередь, уже через недельку-другую после старта начнут плодить фанатское творчество в огромном количестве, тем самым сделав музыку Джереми одним из самых цитируемых саундтреков за всю историю видеоигр.

И это был труд, достойный всех уместных эпитетов в свой адрес, которые когда-либо существовали – Джереми Соул выложился на полную, словно закрепив результаты всех своих когда-либо написанных работ. Патетичность и масштабность, мелодичность и душевность, глубина и идейность – это не обобщённые слова, а ёмкие характеристики музыки. В общем и целом, композитор сделал всё, чтобы заставить вас восторженно трепетать, начиная от главного меню… нет, от первого геймплейного трейлера и до самого падения могучего Алдуина.

Джереми уже показал себя в том, как он может отразить всю сущность фэнтезийного мира в его гармонии, поэтому уникальной особенностью саундтрека Skyrim стали напряжённые, величавые композиции, которые сопровождали битвы с крылатыми вестниками смерти: что-что, а первую битву с драконом вы забудете очень и очень нескоро. Я уже говорил про мурашки – им непременно найдётся место и здесь, потому что пробивная сила музыки создаёт удивительную согласованность с легендарными битвами против древних обитателей Скайрима.

Саундтрек одержал победу в четырёх из семи номинациях различных престижных фестивалей, да и вообще оставил действительно значимый след в истории игровой музыки. Прикоснуться к нему, если вы по какой-то мистической причине этого ещё не сделали, можно здесь.

В свете этого, когда новую часть любимой франшизы – The Elder Scrolls OnlineZenimax доверили в руки «машине», реакция Джереми была предсказуемой (хоть и сдержанной):

Кроме всего прочего, не стоит забывать о игроизации Гарри Поттера (я не упомянул её не случайно – попросту не играл), которую также отчасти вытянул на себе Джереми; на его совести саундтреки Prey, Company of Heroes, несколько треков для Mists of Pandaria и даже заглавная тема для популярной ММО War Thunder. Суммируя все его заслуги, я хотел бы без капли сомнений подытожить, что Джереми Соул – истинный мастер своего дела, настоящий гений, достойный стать классикой современной музыки. Ну а в завершении статьи я процитирую самого композитора:

Смотрите также
Лучший косплей Галактики
Фичер
Лучший косплей Галактики
Безумное веселье в Battlefield 1
Фичер
Безумное веселье в Battlefield 1
«ИгроМир 2016» в лицах
Фичер
«ИгроМир 2016» в лицах
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться