Синий кит уходит в небо

Георгий Курган (редакция)

Краткий обзор популярных жертв родительской паники за последние сто лет — от видеоигр до онанизма

«ВНИМАНИЕ!!! КАК ПОНЯТЬ ЧТО ВАШ РЕБЕНОК ИГРОК В «СИНЕГО КИТА»!!! ОН УПОТРЕБЛЯЕТ ЭТИ СЛОВА:

  • лол — люцифер отец лжи.
  • лс — люблю сатану.
  • кмс — князь мира сего.
  • сп — сатана придёт.
  • спс — союз правых сил (против Путина)
  • рофл — рот откроет флаг лжи
  • ок — отличное коварство
  • кек — кит есть король
  • Лмао — Лупи Москву Артиллерийским Огнем
  • треш — ты рожден есть шаурму из детей
  • ору — он режет уверенно»

Текст с такой записью (авторская орфография сохранена) закреплен на главной странице сообщества «Анти Чайлд фри!!!» с соответствующим заголовку содержимым. В интернете всегда хватало пользователей, настроенных на режим воинствующего материнства, но в этот раз ситуация, похоже, и правда всеобъемлющая. «Синий кит» (а также «Море китов», «Тихий дом», f57 и так далее) — зловещая игра, которой якобы увлечены суицидально настроенные подростки. С момента публикации статьи в «Новой газете», породившей волну истерии вокруг «Китов», прошел уже почти год. В деле появился как минимум один арестованный и гораздо больше подробных разборов ситуации.

Большинство серьезно погрузившихся в тему сходится во мнении, что «Синие киты» — разновидность городской легенды. Об этом, в частности, говорят сотрудники исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора» Института общественных наук при РАНХиГС: «…надо понимать, что молодые люди, которые интересуются суицидом, в подавляющем большинстве случаев к нему вовсе не стремятся. Для подросткового сознания это что-то вроде страшилок про Черную Руку или Синие Занавески, такая экстремальная грань, подходя к которой, можно пощекотать себе нервы, а потом обсудить это в кругу сверстников. Для подростков такая деятельность — часть процесса освоения мира. Самоубийства подростков (включая тех, которые участвовали в играх, подобных «Синему киту») происходят по другим причинам».

Последний всплеск хэштегов, связанных с «китами», произошел в феврале, но никаких массовых самоубийств пока не отмечалось. Некая игра в социальных сетях действительно идет, но уже давно непонятно, кто с кем играет и что вообще происходит: некоторые «участники» троллят cамопровозглашенных «кураторов» (людей, раздающих задания в игре). Другие «кураторы» превращают происходящее в способ выклянчить деньги у доверчивых школьников.

Тем не менее, многие родители воспринимают «китов» очень серьезно: настолько, насколько серьезной может быть столкновение с неизведанным злом. Собирают родительские собрания, пишут петиции и истерические воззвания у подъездов. Депутаты тоже подтягиваются, того и гляди запретят еще что-нибудь — хэштеги или китов, например. В московской полиции медлить не намерены и уже, кажется, открыли специальный отдел по борьбе с «синими китами». И так далее.

Механизм, по которому зарождаются и распространяются такие явления, был описан в социологии под названием «моральная паника» еще в 60-х: согласно определению, это страх больших групп людей перед некими зловещими силами, угрожающими благополучию общества. В данном случае страх связан с якобы увеличившимся количеством подростковых самоубийств и роли интернета в этом явлении. И хотя статистические данные этого не подтверждают, это не мешает озабоченным родителям искать врагов под каждым ковриком. Мы решили помочь им в охоте на ведьм и вспомнить, какие еще популярные увлечения подростков угрожали их здоровью и жизни — по версии воинствующих родителей прошлых лет и десятилетий.

Dungeons & Dragons — путь к сатанизму!

До того, как видеоигры стали главным объектом медийной охоты на ведьм, эту роль часто занимали игры настольные. В частности — легендарная Dungeons & Dragons, механика которой легла в основу множества интерактивных ролевых блокбастеров, в 70-х и 80-х годах обвинялась в целом ряде страшных грехов. Главным образом — в пропаганде сатанизма: так, некто Дэвид Шнобеллер, раскаявшийся экс-язычник и экс-сатанист, написал несколько статей, в которых высказывал озабоченность чрезмерным правдоподобием ритуалов, описанных в игровых руководствах. Якобы авторы настолько глубоко погрузились в тему, что на основе описанных ими техник можно вызвать настоящего демона и черт знает, что еще натворить. Схожего мнения придерживались и другие религиозные фундаменталисты. В частности, на тяжелое детство в католической семье жаловался создатель The Binding of Isaac Эдмунд Макмиллен: по его словам, родственники всерьез подозревали его в занятиях колдовством в связи с увлечением D&D.

Не обошлось и без обвинений в доведении до самоубийства. Инициаторами травли стали убитые горем родители, а именно — мать Ирвина Пуллинга, который покончил с собой в возрасте 22 лет. У Ирвина были психологические проблемы, он употреблял наркотики и был страстным игроком в Dungeons & Dragons — отчего-то его мать Патрисия обвинила в смерти сына именно игру. Впоследствии она основала группу по борьбе с D&D, получила лицензию частного детектива и выступала в качестве эксперта на ряде процессов против видеоигр. Что характерно, все эти дела провалились.

«Тетрадь смерти» — зло!

В феврале 2013 года покончила с собой юная жительница Екатеринбурга. Среди личных вещей погибшей обнаружились четыре тома манги «Тетрадь смерти». Это произведение (замыкающее топ-10 лучшей манги всех времен по версии министерства культуры Японии) роднит с темой суицидов среди школьников то, что в нем есть подростки, смерть и тетради. В остальном «Тетрадь смерти» посвящена совсем другой проблеме — оправданию убийств высокими целями — но защитникам прав детей хватило перечисленных выше сходств. Инициативная группа потребовала изъять мангу из продажи, к делу быстро подключился тогдашний Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, который тут же начал угрожать «Тетради» расправой: «Я уверен, что мы все-таки найдем юридическую форму и докажем, что в «Тетрадях смерти» содержится противозаконная информация. Но я все-таки надеюсь, что издатели сами изымут из продажи эти книги и не будут дожидаться, когда придет государство и начнет действовать огнем и мечом» Некоторые магазины после этого комикс, действительно, изъяли. Спустя год эксперты пришли к выводу, что комикс не мог стать причиной самоубийства школьницы.

Покемоны приводят к эпилепсии

В противовес прочим, вымышленным страшилкам из этой статьи — реальный тревожный и поучительный случай. 16 декабря 1997 года 38-й эпизод мультсериала Pokemon появился в эфире первый и единственный раз — случайное сочетание двух аниме-техник породило эффект мерцания, от которого 685 детей отправились прямиком в больницу — с припадками, слепотой, головокружением и прочими побочными эффектами. Большинство из них пришли в себя еще по пути в медицинские учреждения, но как минимум двое вынуждены были остаться под присмотром медиков на несколько недель.

Японцы подошли к решению проблемы со свойственным размахом: эпизод больше ни разу не был показан в эфире. «Покемоны» моментально исчезли из всех видеопрокатов до расследования инцидента. Прокатчики и медики выработали новый пакет ограничений на слишком яркие и продолжительные цветовые вспышки в мультфильмах. Сам сериал выпал из эфира на целых четыре месяца. Несмотря на то, что случаи припадков были чрезвычайно редкими (один на несколько тысяч человек), а у большинства пострадавших не обнаружилось признаков эпилепсии спустя несколько месяцев наблюдения, этот эпизод надолго стал предметом спекуляций разного рода экспертов с ток-шоу.

«Денди» портит телевизор

Вместе с бурной компьютеризацией постсоветское пространство в 90-х наполнилось различного рода мифами. Там было все — и продувка картриджей, которая якобы помогала при зависании игры (на самом деле нет), и легенда о вредоносном влиянии светового пистолета, и монструозные защитные экраны на монитор…

Только посмотрите на этого мерзавца, как же он хорош!

Источник этих мифов проследить трудно, особенно без специального образования — под некоторые истории подводили внушительную с виду теоретическую базу. Взять хотя бы легендарную фразу «выключи свою дурацкую приставку, кинескоп посадишь» — этот крик отчаяния приходилось слышать от родителей слишком многим из нас. Ломались кинескопы от вполне обычных причин, чаще всего — от износа: многие подключали «Денди» к отечественным «ящикам», которые в то время уже начинали проситься на свалку. Сигнал от консоли ничем не отличался от обычного телесигнала, а пресловутое выгорание слоя люминофора могло произойти только гипотетически — для этого нужно было неделями держать на экране одну и ту же статическую картинку.

Онанизм портит все (а кукурузные хлопья — лечат!)

Сегодня радетели за подростковую мораль озабочены, в основном, порнографией, но их предшественники заходили гораздо дальше. В частности, в XIX веке в США существовало движение против мастурбации. О его масштабности можно судить хотя бы по тому, что в 1879 году Марк Твен произнес остроумную речь в защиту онанизма. Его оппоненты были настроены не столь жизнерадостно: в частности, доктор Джон Келлог, изобретатель всем известных кукурузных хлопьев, предлагал бороться с «самоосквернением», делая обрезание без анестезии (для мальчиков) или карболовой кислотой (угадайте, куда ее прикладывали девочкам). Другие средства в непримиримой борьбе: связывания рук, заковывание гениталий в решетку и, конечно, электрошок.

Пресловутые хлопья доктор Келлог тоже изобрел в качестве средства от рукоблудия: в то время была распространена теория, что определенные категории пищи провоцируют определенное состояние и поведение человека. С другой стороны, Келлог был ярым противником табака и алкоголя — задолго до того, как отказ от них стал символом здорового образа жизни. Так что — кто знает! — может, насчет онанизма доктор тоже был прав.

Краткий анализ общественных истерик вокруг популярных подростковых развлечений позволяет понять: годы идут, но ничего не меняется. Всегда проще поддаться всеобщей истерике, думая, что защищаешь своего ребенка, вместо того, чтобы поговорить с ним, понять, чем он живет, увлекается и какие у него на самом деле проблемы. И пока существуют родители, готовые свалить собственные ошибки на окружающий мир, все новое и непонятное, будь то комиксы, мультфильмы, видеоигры или интернет, будет подвергаться самым абсурдным нападкам. Не говоря уже об онанизме.

Смотрите также
История разработки Mass Effect
Фичер
История разработки Mass Effect
В очереди на возрождение
Фичер
В очереди на возрождение
Лучшие моды для S.T.A.L.K.E.R.
Фичер
Лучшие моды для S.T.A.L.K.E.R.
Все, что мы знаем про Total War: Warhammer 2
Фичер
Все, что мы знаем про Total War: Warhammer 2
Дата выхода
8.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Edmund McMillen
Режимы игры
Одиночная игра
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows))
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться