Синий кит уходит в небо

Георгий Курган (редакция)

Краткий обзор популярных жертв родительской паники за последние сто лет — от видеоигр до онанизма

«ВНИМАНИЕ!!! КАК ПОНЯТЬ ЧТО ВАШ РЕБЕНОК ИГРОК В «СИНЕГО КИТА»!!! ОН УПОТРЕБЛЯЕТ ЭТИ СЛОВА:

  • лол — люцифер отец лжи.
  • лс — люблю сатану.
  • кмс — князь мира сего.
  • сп — сатана придёт.
  • спс — союз правых сил (против Путина)
  • рофл — рот откроет флаг лжи
  • ок — отличное коварство
  • кек — кит есть король
  • Лмао — Лупи Москву Артиллерийским Огнем
  • треш — ты рожден есть шаурму из детей
  • ору — он режет уверенно»

Текст с такой записью (авторская орфография сохранена) закреплен на главной странице сообщества «Анти Чайлд фри!!!» с соответствующим заголовку содержимым. В интернете всегда хватало пользователей, настроенных на режим воинствующего материнства, но в этот раз ситуация, похоже, и правда всеобъемлющая. «Синий кит» (а также «Море китов», «Тихий дом», f57 и так далее) — зловещая игра, которой якобы увлечены суицидально настроенные подростки. С момента публикации статьи в «Новой газете», породившей волну истерии вокруг «Китов», прошел уже почти год. В деле появился как минимум один арестованный и гораздо больше подробных разборов ситуации.

Большинство серьезно погрузившихся в тему сходится во мнении, что «Синие киты» — разновидность городской легенды. Об этом, в частности, говорят сотрудники исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора» Института общественных наук при РАНХиГС: «…надо понимать, что молодые люди, которые интересуются суицидом, в подавляющем большинстве случаев к нему вовсе не стремятся. Для подросткового сознания это что-то вроде страшилок про Черную Руку или Синие Занавески, такая экстремальная грань, подходя к которой, можно пощекотать себе нервы, а потом обсудить это в кругу сверстников. Для подростков такая деятельность — часть процесса освоения мира. Самоубийства подростков (включая тех, которые участвовали в играх, подобных «Синему киту») происходят по другим причинам».

Последний всплеск хэштегов, связанных с «китами», произошел в феврале, но никаких массовых самоубийств пока не отмечалось. Некая игра в социальных сетях действительно идет, но уже давно непонятно, кто с кем играет и что вообще происходит: некоторые «участники» троллят cамопровозглашенных «кураторов» (людей, раздающих задания в игре). Другие «кураторы» превращают происходящее в способ выклянчить деньги у доверчивых школьников.

Тем не менее, многие родители воспринимают «китов» очень серьезно: настолько, насколько серьезной может быть столкновение с неизведанным злом. Собирают родительские собрания, пишут петиции и истерические воззвания у подъездов. Депутаты тоже подтягиваются, того и гляди запретят еще что-нибудь — хэштеги или китов, например. В московской полиции медлить не намерены и уже, кажется, открыли специальный отдел по борьбе с «синими китами». И так далее.

Механизм, по которому зарождаются и распространяются такие явления, был описан в социологии под названием «моральная паника» еще в 60-х: согласно определению, это страх больших групп людей перед некими зловещими силами, угрожающими благополучию общества. В данном случае страх связан с якобы увеличившимся количеством подростковых самоубийств и роли интернета в этом явлении. И хотя статистические данные этого не подтверждают, это не мешает озабоченным родителям искать врагов под каждым ковриком. Мы решили помочь им в охоте на ведьм и вспомнить, какие еще популярные увлечения подростков угрожали их здоровью и жизни — по версии воинствующих родителей прошлых лет и десятилетий.

Dungeons & Dragons — путь к сатанизму!

До того, как видеоигры стали главным объектом медийной охоты на ведьм, эту роль часто занимали игры настольные. В частности — легендарная Dungeons & Dragons, механика которой легла в основу множества интерактивных ролевых блокбастеров, в 70-х и 80-х годах обвинялась в целом ряде страшных грехов. Главным образом — в пропаганде сатанизма: так, некто Дэвид Шнобеллер, раскаявшийся экс-язычник и экс-сатанист, написал несколько статей, в которых высказывал озабоченность чрезмерным правдоподобием ритуалов, описанных в игровых руководствах. Якобы авторы настолько глубоко погрузились в тему, что на основе описанных ими техник можно вызвать настоящего демона и черт знает, что еще натворить. Схожего мнения придерживались и другие религиозные фундаменталисты. В частности, на тяжелое детство в католической семье жаловался создатель The Binding of Isaac Эдмунд Макмиллен: по его словам, родственники всерьез подозревали его в занятиях колдовством в связи с увлечением D&D.

Не обошлось и без обвинений в доведении до самоубийства. Инициаторами травли стали убитые горем родители, а именно — мать Ирвина Пуллинга, который покончил с собой в возрасте 22 лет. У Ирвина были психологические проблемы, он употреблял наркотики и был страстным игроком в Dungeons & Dragons — отчего-то его мать Патрисия обвинила в смерти сына именно игру. Впоследствии она основала группу по борьбе с D&D, получила лицензию частного детектива и выступала в качестве эксперта на ряде процессов против видеоигр. Что характерно, все эти дела провалились.

«Тетрадь смерти» — зло!

В феврале 2013 года покончила с собой юная жительница Екатеринбурга. Среди личных вещей погибшей обнаружились четыре тома манги «Тетрадь смерти». Это произведение (замыкающее топ-10 лучшей манги всех времен по версии министерства культуры Японии) роднит с темой суицидов среди школьников то, что в нем есть подростки, смерть и тетради. В остальном «Тетрадь смерти» посвящена совсем другой проблеме — оправданию убийств высокими целями — но защитникам прав детей хватило перечисленных выше сходств. Инициативная группа потребовала изъять мангу из продажи, к делу быстро подключился тогдашний Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, который тут же начал угрожать «Тетради» расправой: «Я уверен, что мы все-таки найдем юридическую форму и докажем, что в «Тетрадях смерти» содержится противозаконная информация. Но я все-таки надеюсь, что издатели сами изымут из продажи эти книги и не будут дожидаться, когда придет государство и начнет действовать огнем и мечом» Некоторые магазины после этого комикс, действительно, изъяли. Спустя год эксперты пришли к выводу, что комикс не мог стать причиной самоубийства школьницы.

Покемоны приводят к эпилепсии

В противовес прочим, вымышленным страшилкам из этой статьи — реальный тревожный и поучительный случай. 16 декабря 1997 года 38-й эпизод мультсериала Pokemon появился в эфире первый и единственный раз — случайное сочетание двух аниме-техник породило эффект мерцания, от которого 685 детей отправились прямиком в больницу — с припадками, слепотой, головокружением и прочими побочными эффектами. Большинство из них пришли в себя еще по пути в медицинские учреждения, но как минимум двое вынуждены были остаться под присмотром медиков на несколько недель.

Японцы подошли к решению проблемы со свойственным размахом: эпизод больше ни разу не был показан в эфире. «Покемоны» моментально исчезли из всех видеопрокатов до расследования инцидента. Прокатчики и медики выработали новый пакет ограничений на слишком яркие и продолжительные цветовые вспышки в мультфильмах. Сам сериал выпал из эфира на целых четыре месяца. Несмотря на то, что случаи припадков были чрезвычайно редкими (один на несколько тысяч человек), а у большинства пострадавших не обнаружилось признаков эпилепсии спустя несколько месяцев наблюдения, этот эпизод надолго стал предметом спекуляций разного рода экспертов с ток-шоу.

«Денди» портит телевизор

Вместе с бурной компьютеризацией постсоветское пространство в 90-х наполнилось различного рода мифами. Там было все — и продувка картриджей, которая якобы помогала при зависании игры (на самом деле нет), и легенда о вредоносном влиянии светового пистолета, и монструозные защитные экраны на монитор…

Только посмотрите на этого мерзавца, как же он хорош!

Источник этих мифов проследить трудно, особенно без специального образования — под некоторые истории подводили внушительную с виду теоретическую базу. Взять хотя бы легендарную фразу «выключи свою дурацкую приставку, кинескоп посадишь» — этот крик отчаяния приходилось слышать от родителей слишком многим из нас. Ломались кинескопы от вполне обычных причин, чаще всего — от износа: многие подключали «Денди» к отечественным «ящикам», которые в то время уже начинали проситься на свалку. Сигнал от консоли ничем не отличался от обычного телесигнала, а пресловутое выгорание слоя люминофора могло произойти только гипотетически — для этого нужно было неделями держать на экране одну и ту же статическую картинку.

Онанизм портит все (а кукурузные хлопья — лечат!)

Сегодня радетели за подростковую мораль озабочены, в основном, порнографией, но их предшественники заходили гораздо дальше. В частности, в XIX веке в США существовало движение против мастурбации. О его масштабности можно судить хотя бы по тому, что в 1879 году Марк Твен произнес остроумную речь в защиту онанизма. Его оппоненты были настроены не столь жизнерадостно: в частности, доктор Джон Келлог, изобретатель всем известных кукурузных хлопьев, предлагал бороться с «самоосквернением», делая обрезание без анестезии (для мальчиков) или карболовой кислотой (угадайте, куда ее прикладывали девочкам). Другие средства в непримиримой борьбе: связывания рук, заковывание гениталий в решетку и, конечно, электрошок.

Пресловутые хлопья доктор Келлог тоже изобрел в качестве средства от рукоблудия: в то время была распространена теория, что определенные категории пищи провоцируют определенное состояние и поведение человека. С другой стороны, Келлог был ярым противником табака и алкоголя — задолго до того, как отказ от них стал символом здорового образа жизни. Так что — кто знает! — может, насчет онанизма доктор тоже был прав.

Краткий анализ общественных истерик вокруг популярных подростковых развлечений позволяет понять: годы идут, но ничего не меняется. Всегда проще поддаться всеобщей истерике, думая, что защищаешь своего ребенка, вместо того, чтобы поговорить с ним, понять, чем он живет, увлекается и какие у него на самом деле проблемы. И пока существуют родители, готовые свалить собственные ошибки на окружающий мир, все новое и непонятное, будь то комиксы, мультфильмы, видеоигры или интернет, будет подвергаться самым абсурдным нападкам. Не говоря уже об онанизме.

Смотрите также
История разработки Mass Effect
Фичер
История разработки Mass Effect
В очереди на возрождение
Фичер
В очереди на возрождение
Лучшие моды для S.T.A.L.K.E.R.
Фичер
Лучшие моды для S.T.A.L.K.E.R.
Все, что мы знаем про Total War: Warhammer 2
Фичер
Все, что мы знаем про Total War: Warhammer 2
Дата выхода
8.5
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Edmund McMillen
Режимы игры
Одиночная игра
Модель распространения
цифровая доставка
Дата выхода
(PC (Windows))
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться