The Boston Major 2016 Перейти

Сказал, как отрезал

Максим Поздеев (редакция)

Идея реализовать голосовые команды пришла в голову разработчикам не вчера и даже не позавчера. Мы вспомнили известные игры с голосовым управлением и сделали некоторые выводы

Игровые устройства следят за нами с помощью камер, узнают нас в лицо, знают, где мы находимся и какие игры предпочитаем — мы фактически живем в будущем, которое лет пятнадцать назад существовало лишь в фантастике. Под влиянием технологических новшеств игры меняются, в частности, учатся распознавать речь. Идея реализовать голосовые команды пришла в голову разработчикам не вчера и даже не позавчера. В 2002 году тактический шутер SOCOM U.S. Navy Seals для PlayStation 2 позволял любителям стрелять в террористов командовать виртуальными напарниками с помощью голоса. Тогда эта робкая попытка впечатлила немногих.

Год спустя компании Konami и Sony выпустили ужастик под названием Lifeline, тоже для PS2. Заявления, что игрокам придется активно использовать микрофон, не были маркетинговым ходом. Lifeline целиком строилась на голосовом управлении — больше никак нельзя было сдвинуть главную героиню с места. Вместо этого использовались голосовые команды вроде «иди», «беги», «стой» или «поверни налево». Всего игра понимала пять сотен приказов, что впечатляет даже по нынешним меркам, не говоря уже о мерках десятилетней давности.

Без голосового управления Lifeline была бы непримечательным клоном Resident Evil

Японские журналисты тепло встретили Lifeline, издание Famitsu поставило ей 37 баллов из 40 возможных. На Западе же игра не прижилась: голосовое управление признали любопытным, но неудачно реализованным экспериментом, а остальные элементы не заслуживали внимания. Так или иначе, для 2003 года Lifeline была техническим прорывом, а идея голосового управления крепко засела в головах любителей инноваций. В 2005 году Sony, представила публике PlayStation 3 и анонсировала Eyedentify — новый проект, который строился на тех же идеях, что и Lifeline. Увы, история Eyedentify была печальной: после демонстрации одного видеоролика на E3 2005, об игре больше никто и никогда не слышал. Вместе с ней в бездну канули и мечты о новом поколении распознающих речь игр. Электронные развлечения продолжили развиваться по намеченному пути: больше полигонов, четче текстуры, больше спецэффектов и меньше оригинальных задумок. Следующая серьезная попытка избавить игроков от необходимости нажимать на кнопки была предпринята лишь в 2007 году.

Eyedentify казалась воплощением всего необычного, что придет с новым поколением консолей

Tom Clancy's EndWar издательства Ubisoft, на первый взгляд, была вполне типичной стратегией в реальном времени. Однако на стадии разработки авторы проекта уверяли, что игру можно будет пройти, используя только микрофон. Действительно, опциональное голосовое управление позволяло эффектно управлять боевыми частями. Нацепив гарнитуру, игрок мог почувствовать себя настоящим командиром и в реальном времени координировать действия отрядов с помощью круто звучащих приказов вроде «Команда Альфа, следуйте к точке Дельта». В теории это было замечательно, со стороны смотрелось великолепно, но на практике оказалось вовсе не так хорошо. Голосовое управление проигрывало мышкам, клавиатурам и геймпадам в скорости и точности. Часто бойцы просто не понимали, чего хочет от них командир, а это как на настоящей войне, так и в игре, абсолютно неприемлемо.

Главным достоинством EndWar было то, что она позволяла игроку примерить роль командира из какого-нибудь голливудского боевика

EndWar в очередной раз показала, что голосовое управление имеет право на существование только если работает безупречно. Обязательные условия: игнорировать посторонние шумы, акцент и плохую дикцию игрока, не быть требовательным к громкости или темпу речи. Ошибки недопустимы: ничто так не раздражает, как необходимость по десять раз повторять одну и ту же команду, которую персонаж-недоумок по каким-то причинам не понял. В совершенстве понимать речь до сих пор не способна ни одна игра, но разработчики не отказались от этой концепции.

На выставке E3 2009 публике официально представили Kinect. Вместе с ним показали и так называемый Project Milo (он же Milo and Kate). Проект, разработанный компанией Lionhead во главе с Питером Молинье, демонстрировал возможности устройства. Главный герой демо, мальчик Мил, показывал, как могли бы выглядеть видеоигры будущего. Благодаря Kinect он распознавал людей по внешности и голосу, их эмоции, мог вести вполне осмысленный (если смотреть со стороны) диалог. Увы, даже спустя три года игры с поддержкой Kinect даже близко не приблизились к тому, что обещал Project Milo. Но именно с него начался следующей этап освоения перспективной технологии. Игры, в которых голосовое управление играло если не главную, то вспомогательную роль, стали появляться все чаще.

Даже сейчас Project Milo поражает воображение. Вот только игрой он так и не стал

Немного корявый, но все равно интересный шутер Binary Domain активно использует микрофон как дополнительное устройство ввода. Геймпад позволяет управлять бойцом в перестрелках, а голосовое управление — отдавать приказы напарникам. Binary Domain поддерживает стандартные команды, например «вперед», «прикрой меня» или «открыть огонь». Более того, она создает иллюзию общения с другими членами отряда. В бою можно выругаться, обозвать напарника или похвалить его за меткий выстрел. Все это влияет на отношения в команде и уровень доверия подчиненных к игроку. В недавнем хите Mass Effect 3 используется аналогичная схема управления. Назвав кого-то из членов команды по имени, можно приказать ему атаковать или использовать способности. Это избавляет игрока от необходимости прерывать схватку и лезть в меню — сражения становятся динамичнее.

В теории Binary Domain поддерживает множество голосовых команд. Жаль, что на практике у игры периодически возникают проблемы с их распознаванием

Владельцы The Elder Scrolls V: Skyrim для Xbox 360 недавно получили бесплатное обновление, и теперь имеют возможность использовать в игре микрофон Kinect. Можно самостоятельно выкрикивать как знаменитое «Fus Ro Dah!», так и еще две сотни команд, отвечающих за магию, смену оружия, управление напарниками, навигацию по карте и бог знает что еще. Это далеко не полный список проектов с поддержкой голосового управления. Из плохо работающей экзотики функция распознавания речи превращается в неотъемлемую часть игровой механики. Работает она все еще не идеально, а где-то и вовсе не нужна, но с каждым новым проектом становится все очевиднее, что голосовое управление — это будущее видеоигр. Сейчас поговаривают, что для совершенствования технологии хорошо бы научить игры понимать обычную речь. Тогда вместо того, чтобы выкрикивать односложные команды, пользователи смогут общаться с программой как с другим человеком.

Голосовое управление ни капельки не изменило Skyrim. Она по-прежнему остается масштабной и просто замечательной игрой. Но управляться с меню, картой, инвентарем и многочисленными способностями героя стало удобнее

Разумеется, голос не заменит геймпады и клавиатуры. Проекты вроде Lifeline и Eyedentify будут время от времени появляться, но они, скорее всего, останутся нишевыми. Зато как вспомогательная функция голосовое управление будет только развиваться. Она успело хорошо себя зарекомендовать, поскольку облегчает взаимодействие с игрой, повышает ее темп, и делает интереснее. Со временем микрофоны станут чувствительнее, распознающие речь программы — точнее, а разработчики игр — изобретательнее. Возможно, наши внуки уже и не поймут, как это мы проходили все эти интерактивные блокбастеры, используя только кнопки.

Смотрите также
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Самые уютные игры для дождливой погоды
Фичер
Самые уютные игры для дождливой погоды
Главные онлайн-события сентября 2016
Фичер
Главные онлайн-события сентября 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться