Сказка — ложь, да в ней намек

Александр Левахин (пользователь)

Своей статьей я хочу порассуждать на тему: а действительно ли игры так бесполезны и пагубны, или в них можно найти что-то большее, чем просто весёлое времяпрепровождение

Недавно ко мне обратилась подруга с просьбой подсказать, в какие игры лучше поиграть её сыну. Сначала этот вопрос привёл меня в замешательство, но, спустя мгновение, я уже был готов дать ответ. Ответ мой мог показаться полным безразличия, но на деле в нём таилась суть. И я ответил: «В любые».

В современном обществе бытует общепринятая аксиома: «Играть — это плохо». Игры не могут дать человеку ничего полезного, игры отнимают время, подавляют социальные навыки, ничему не учат. Сколько раз я слышал фразу — «Лучше бы книжку почитал, или чем-нибудь полезным занялся». Своей статьей я хочу порассуждать на тему: а действительно ли игры так бесполезны и пагубны? Давайте разберёмся.

Во что бы поиграть сегодня?

Любой человек постоянно узнаёт что-то новое. Кто-то в большей мере, кто-то в меньшей, но случается это регулярно. Происходить это может несколькими способами: получение знаний из источника информации или же опытным путём, а также наблюдением. Основными источниками информации, ещё с древних времён, служили письменность и иллюстрации. Древние таблички, свитки, манускрипты – не в последнюю очередь с помощью этих вещей мы восстанавливаем по крупицам историю человечества, а с помощью книг мы расширяем собственное сознание, создавая новые образы, ситуации и целые миры. Чему-то научиться, улучшить свой навык можно и другим способом — в стиле «научного тыка». Если ты хочешь просверлить дырку в стене, чтобы повесить полку, ты, конечно, можешь изучить документацию своего перфоратора, прочитать несколько познавательных книг о свёрлах ну и, конечно же, не забыть узнать абсолютно всё о строении стены. А можешь просто взять перфоратор и сделать отверстие. Спустя определённое количество дырочек эта процедура уже не составит для тебя никакого труда. Более того, скорее всего, даже установка плинтуса будет не столь затруднительным занятием, как первый опыт со сверлом. А ещё, ты можешь посмотреть как папа, друг или брат будут вешать эту полку. После нескольких просмотров твои шансы на успех увеличатся.

Игра — это визуальный источник информации, подход к которому придётся искать методом проб и ошибок, попутно глядя, что делает твой персонаж на экране. Получается, что задействованы все три обучающих канала одновременно. Что же, интерактивное развлечение — лучшее, что можно предложить для обучения? Конечно это не так, ведь ключевое слово всё-таки — развлечение.

Игре все возрасты покорны

Тем не менее, в современных играх поднимаются отнюдь не детские проблемы, а ключи к их решениям порой вовсе не лежат на поверхности. Возьмём игру Grand Theft Auto 4. Спросив подругу спустя несколько часов игрового процесса о том, в чём же смысл сей игры, я получил следующий ответ: «Ну, миссии делать. Мужик бегает и мочит невинных граждан». Это не тот ответ, на который я надеялся, но который ожидал услышать. Если слегка присмотреться, можно увидеть, что в GTA 4 главный герой, Нико Беллик, выходец из восточной Европы, прибывает в США, в город возможностей Либерти Сити, в поисках американской мечты. Так же, как и итальянцы в Mafia 2 эмигрировали в своё время в США в поисках лучшей жизни. Очень быстро герои обеих игр понимают, что честным трудом американскую мечту достигнуть крайне сложно и срываются в криминальную пропасть. Их жизнь идёт совершенно по-разному, но ключевые моменты у игр схожи, оба героя сначала переживают серьёзные финансовые подъёмы. Но жизнь такова, что на чужом нажиться сложно, и оба героя, в конце концов, терпят фиаско. Нико теряет или подругу или брата (в зависимости от концовки их расстреливают), а Вито теряет лучшего друга Джо, при этом сам всё же добивается успеха, но какой ценой. Из этих двух незамысловатых, но схожих историй можно вынести, что грязные деньги это плохо, что успех на костях ни к чему хорошему не приводит и даже, в случае материального благополучия, как дальше жить с этой моральной ношей на душе? Это может заставить переосмыслить свои поступки, ведь не обязательно быть криминальным элементом, чтобы делать недоброе. Можно легко провести параллель между своими поступками и поступками главных героев и постараться не делать, как они. Или делать? Недавно прогремевший консольный эксклюзив The Last of Us даёт нам колоссальную пищу для размышлений на эту тему. А правильно ли поступил главный герой Джоэл в конце повествования, лишив человечество шансов на скорую вакцину. Что значит одна человеческая жизнь в рамках всего человечества. Ничего не напоминает? Тварь я дрожащая или право имею?! Чему может научить история The Last of Us? Тому же, чему и произведение Достоевского. Тебе ли решать, кому жить, а кому умереть? Имеешь ли ты право принимать такие решения? Под жизнью и смертью в данном вопросе можно понимать множество отрицательных и положительных решений в пользу окружающих тебя людей. Игра может заставить тебя переосмыслить некоторые твои поступки, если поиграть в неё более вдумчиво, чем просто в страшилку.

Главные герои, слева направо: Grand Theft Auto 4 — Нико Беллик, Mafia 2 — Вито Скалетта, The Last of Us — Джоэл

Кстати, о литературных произведениях. В современном обществе всё больше людей лучше усваивают информацию визуально. Новости, видеоблоги, видеообзоры, кино и телевидение заменяют нам газеты, журналы и, разумеется, книги, как художественные так и документальные. Ещё есть интернет, вот с такими вот статьями и очерками, но, будем реалистами, они начинают уступать свои позиции новомодным течениям. Как сегодня заставить ребёнка почитать книжку, или найти на это время самому? Обратимся к серии игр Metro 2033.

Это шутер от первого лица, действие которого происходит в постапокалиптическом мире. Задача проста — выжить, преодолев все невзгоды и препятствия нового мира. Игра насыщена всевозможными разновидностями мутантов, оружия и коридоров. Очень интересно и увлекательно проходить путь главного героя игры — Артёма, сопереживая ему в каждом моменте, но вот на экране титры, а на душе неспокойно. Тебе хочется ещё, и тут на помощь тебе приходит книга. Оказывается Метро 2033 это целая вселенная за авторством Дмитрия Глуховского, насчитывающая несколько литературных произведений. Игра может послужить катализатором к прочтению книг, а это, как известно, дело полезное. Это нередкий пример, когда игра и книга полноценно дополняют друг друга, стимулируя дальнейшее прочтение первоисточника, или же ознакомления с виртуальной вселенной. Смотря, что вы нашли для себя раньше. И если Метро 2033 и без того популярная и раскрученная серия, то серия игр The Witcher лично мне помогла открыть для себя книги такого замечательного творца, как Анджей Сапковский. Всё началось с выстрелившей в своё время The Witcher 2. Ознакомившись с визуальной историей ведьмака Геральта, я надолго погрузился в этот мир, как виртуальный, так и литературный. И хотя виртуальный образ ведьмака не совсем соответствует литературному прообразу, о чём неоднократно напоминает сам писатель, тем не менее, кропотливость разработчиков, с которой воссоздан мир, поражает. Сначала пройдя обе игры, я жадно накинулся на произведения, уже отчётливо представляя себе кто есть кто, где что находится и чего ожидать, но от этого читать было ещё интереснее. Уверен, что многие открыли для себя пана Анджея уже после прохождения игры. Ну а кто этого ещё не сделал, может соблазниться в дальнейшем.

Сапковский уже устал всем намекать, что вскоре выпустит новую книгу, которая отрицает сюжет серии игр

Ознакомление с играми может нести в себе не только моральный или художественный характер, но ещё и исторический. Небезызвестная серия игр Assassin's Creed как раз относится к этой категории игр. Разумеется, историческая часть во всей квадрологии притянута за уши, чтобы вызывать больше интереса у играющего: например нарушены даты и события, некоторые персонажи, которые жили в разное время, встречаются в одной эпохе и всё это преподносится с серьёзным лицом. Во всех ключевых исторических событиях, по версии игры, замешаны ассасины и тамплиеры. Играть от этого более интересно и увлекательно. Ассасины вполне могут пробудить желание узнать, а как там было на самом деле. Открыть учебник истории и узнать много интересного о клане Борджиа, об индейцах, крестовых походах, о самом ордене Гашишинов, и много ещё о чём. История — это увлекательно, а когда ты знаешь этих исторических личностей не понаслышке, более того, пил чай с самим Леонардо да Винчи, пусть и виртуально — это интересно вдвойне.

Санта-Мария-дель-Фьоре — кафедральный собор во Флоренции в жизни и в игре

А что насчёт чаепития, навыков общения и коммуникабельности? Думаю, вы уже поняли, что сейчас речь пойдёт об онлайн играх, в частности о громогласной World of Warcraft. На первый взгляд – мультяшная игра о гоблинах, орках и прекрасных эльфийках, сдобренная огромным количеством однотипных заданий, и часто повторяющихся наград. Казалось бы, ради чего здесь надолго задерживаться? А ведь игре уже больше 9-ти лет и ажиотаж вокруг неё хоть и поугас, но, тем не менее, свою огромную пользовательскую базу игра не теряет. В чём секрет? В общении. Игра позволяет виртуально общаться со своими друзьями и знакомыми, с людьми со всего света, кооперироваться, вместе весело проводить время. Долго бы просуществовал огромный мир игры, если бы был рассчитан на одного игрока? Ставлю на то, что нет. Оставим в стороне развлекательную сторону игры. Остаётся очень сложная командная механика. От одного человека не зависит ровным счётом ничего и одновременно зависит всё. Ошибётся один — заплатит вся команда. Как в жизни. Если механизм работает хорошо, а одна деталь плохо — весь механизм работает плохо. Деталь либо требует ремонта, либо замены. Жестоко — скажете вы? А что поделать — такова жизнь. Вопреки расхожему мнению, онлайн игры это не маленький мирок маленького человека — это полноценное отражение мира реального, и способно обучать и совершенствовать человека не меньше, чем свой реальный сосед. А значит, в них вполне реально развить такие навыки как работа в команде, навыки управления, субординации, взаимоотношений. В конце концов, я нашёл там свою любовь.

Примерно так выглядит пользовательский интерфейс большинства онлайн игр, в том числе World of Warcraft

Кстати, о реальном мире. Испания славится своей архитектурой, Англия юмором и манерами, а Япония технологиями. Всё хочется увидеть — всё хочется объять. Кто не мечтал побывать в настоящем приключении? От детских фантазий о сокровищах и космических полётах, до вполне приземлённого путешествия на тропические острова. Но тут мы разбиваемся о суровую реальность, недостаток времени, финансов, здоровья и возможностей. На выручку опять приходят видеоигры. Серия игр Uncharted предлагает вам поучаствовать в нескольких живописных приключениях, попутно изучая древнюю архитектуру и обычаи древних цивилизаций, а Tomb Raider поможет узнать о том, как выжить в диких условиях. Пусть и приземлено, но хотя бы вы уже будете знать, что рану надо сначала промыть, а уже потом перевязать. В свою очередь Far Cry намекает нам, что, всё-таки, лучше держаться подальше от необитаемых островов. Или обитаемых? Безусловно, есть люди абсолютно равнодушные к путешествиям, но все эти игрушки могут пробудить в них желание посетить знакомые по играм места в дальнейшем. Послужить тем самым мостиком между виртуальным и реальным миром.

В Uncharted 3 Натан Дрейк посещает множество мест, например Францию, Сирию и даже пустыню Руб-эль-Хали

«Не поняла?» — ответила мне подруга — «Как это в любые?». И я пояснил. Важно не то, в какие игры играет человек, а то, как он в них играет. Эта аксиома относится не только к играм, а ко всему, что мы делаем. Важно не пробегать игры, не пролистывать пустые страницы, а стараться понять, познать и применить. Важно не ограничивать ребёнка, человека, в выборе, а лучше поиграть вместе с ним. Ведь обсуждать поднятые в творении вопросы и проблемы всегда интереснее в компании. А, как известно, в споре рождается истина.

Смотрите также
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Фичер
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Revelation: когда рука колоть устала
Фичер
Revelation: когда рука колоть устала
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Фичер
Долго ли вы играли в Hearthstone? (тест)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться