Смерть живых мертвецов

Максим Еремеев (редакция)

Зомби — одна из самых популярных разновидностей монстров. Мы долго стеснялись, но наконец решили признаться: нас они задолбали

Для тех, кто рос в начале девяностых, одним из центров культурного притяжения были видеосалоны: заведения, в которых за деньги показывали импортное кино на видеокассетах. Такие кустарные кинотеатры, которые иногда крайне успешно конкурировали с настоящими кинотеатрами. Как-то раз я с друзьями зашел в один такой видеосалон рядом с домом, сунул хмурому мужчине у входа деньги и собрался посмотреть захватывающую драму про армрестлеров с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Уже не помню, почему, но я попал в зал еще до окончания предыдущего «сеанса». В зале было темно, шторы задернуты, светился лишь экран телевизора, на котором показывали оригинальную, черно-белую «Ночь живых мертвецов». Тогда я впервые узнал о зомби.

Помню, больше всего меня поразила концепция, кратко изложенная в знаменитом вопросе: «Как убить то, что уже и так мертво?» Я вдруг представил себе всю безысходность положения, в котором оказались герои, и мне стало страшно. С тех пор зомби на долгие годы стали моими любимыми кино-чудовищами. Мне нравилось в них буквально все: медлительная неотвратимость, необъяснимая и бесстрастная враждебность ко всему живому, способность ассимилировать жертву и превращать ее в такое же точно бессмысленно кровожадное существо. С тех пор прошло лет двадцать, а мое отношение к зомби поменялось кардинальным образом.

DayZ — одна из немногих зомби-игр, в которые до сих пор страшно играть. Да и то — боишься тут не столько мертвецов, сколько неопределенности и возможности в одно мгновение потерять все

За эти годы ожившие мертвецы стали такой же частью массовой культуры, как джинсы и «Кока-кола». Фильмы, игры, телешоу и комиксы о зомби начали создавать все, кому не лень. Информационное пространство оказалось перенасыщено живыми мертвецами, и это стало для них приговором.

Хорроры — вообще один из самых сложных жанров, особенно потому, что человеку вообще сложно долго бояться одного и того же. Поэтому, например, так мало по-настоящему стоящих киносериалов в этом жанре: чтобы бояться, зрителю нужна капелька неопределенности, а к любому, даже самому жуткому, монстру рано или поздно привыкаешь. Поэтому, кстати, в лучших зомби-хоррорах последних лет самыми страшными чудовищами были даже не ходячие мертвецы, а еще живые персонажи. Вспомните, например, «28 дней спустя» — бессмысленное бешенство зараженных ничто по сравнению с холодной расчетливостью майора Генри Веста, готового использовать живых людей как безликий и бездушный «биологический материал».

Даже один из главных оплотов зомби в игровой индустрии давно превратился в экшен и, если и пытается иногда пугать, то делает это не очень убедительно, будто для галочки

Кстати, в играх мы видим, как разработчики полным ходом превращают монстров, от одного вида которых душа уходит в пятки, в поднадоевший штамп. Зомби — одна из самых часто встречающихся разновидностей врагов практически в любом жанре. Они выли на нас из темноты в Thief, нападали из-за угла в Doom 3, и даже в недавней StarCraft 2: Heart of the Swarm несчастных терранов в нескольких миссиях грызут не только обычные зерги, но и зараженные бывшие товарищи.

Есть и еще одна проблема. Над зомби научились смеяться, их стали пародировать, про них принялись снимать комедии, а недавно на экраны вышла картина, рассказывающая о том, как зомби исцелился от своего прискорбного недуга и вновь обрел живое человеческое сердце благодаря волшебной силе любви. Смех же, как хорошо известно, — это одно из самых эффективных противоядий от страха.

Наконец, резко упал общий уровень вновь выходящих зомби-историй. В кино место великолепных картин, типа той же «Ночи живых мертвецов», «28 дней спустя» или даже «Змея и радуги» заняли романтические комедии о зомби и бесконечные (а также бесконечно сопливые) «Ходячие мертвецы». Последние отметились и в игровой индустрии, породив многосерийный квест, обласканный критикой и игроками, несмотря на очевидную картонность, и абсолютно невыносимый шутер от первого лица.

Вот так и произошла эта неприятная трансформация. Излишне ретивые продюсеры, режиссеры и сценаристы, смех и падение планки качества привели в совокупности к тому, что многие вчерашние фанаты зомби отворачиваются от них, будто это не живые мертвецы, а какие-нибудь гейские вампиры. Есть ли у них еще шанс? Наверное, да, но подходящий момент настанет нескоро. Пока же народная любовь к зомби будет только ослабевать. И, даже если вы не согласны с нами и еще не насытились историями о ходячих покойниках, не спешите писать гневный комментарий. Поверьте, пройдет не так уж много времени, и вы поймете, что мы имели в виду.

Смотрите также
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Фичер
Лучшие инди-игры 2016 года для любителей киберпанка
Revelation: когда рука колоть устала
Фичер
Revelation: когда рука колоть устала
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Фичер
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться