Смертельная дюжина

*добрый парень* (пользователь)

Ностальгические воспоминания об одной из самых странных игр в тематике Второй Мировой, которая, увы, оказалась никому не нужной

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Как вы знаете, в этом месяце ключевой темой конкурса является сеттинг Второй Мировой, который успел надоесть игрокам ещё семь лет назад, а затем снова возвратился на коне. По теме более-менее популярных игр в этом антураже уже исчерпывающе высказались Георгий К. и Mikhail Ru в своих недавних фичерах. Я, в свою очередь, хотел бы поведать вам о своём непростом знакомстве с творчеством американской студии N-Fusion. Скорее всего, её название ни о чём вам не скажет – за всю свою долгую деятельность разработчики не выпустили ни одной хитовой игры и лишь недавно каким-то неведомым образом умудрились засветиться в создании свежего Deus Ex: The Fall вместе с Eidos Montreal. Тем не менее, начинали они с весьма интересного, но, увы, мёртвого проекта, который почти никто и не заметил.

В ноябре 2001 года тактический шутер Deadly Dozen отправился на прилавки. Уже в то время его нельзя было назвать откровением, т.к. двумя с половиной годами ранее чехи из Illusion Softworks выпустили великолепный Hidden & Dangerous, в котором отряд из четверых бойцов под вашим чутким руководством выполнял тактические задачи, вырезая немцев во времена Второй Мировой. По сути, Deadly Dozen предложила то же самое, только с нормальным управлением, заточенным под клавиатуру и мышь (нигде кроме PC игра не выходила). Казалось бы – радуйся и пой, любитель WWII-сеттинга!

Дождь в игре словно подчёркивает атмосферу уныния и безысходности

В целом, я мог бы просто выложить обзор этой игры в пять тысяч знаков, однако, текст ниже по течению – это не только описание игры, но и мой личный «плач Ярославны» по поводу того, как, взяв, в общем-то, неплохой старт, разработчики постепенно угробили потенциально интересный сериал.

Расклад игры выглядит следующим образом: у вас есть двенадцать солдат, каждый со своими навыками (снайпер, стрелок, сапёр). Вы вольны взять с собой на миссию (коих также – двенадцать) четверых из них. Если кого-то убьют – вы можете продолжить, но этот боец уже никогда не «воскреснет», и вам придётся проходить остаток игры без него. Также, на миссию вы можете набрать с собой полный рюкзак оружия, гранат, аптечек – всего можно носить восемь единиц снаряжения (один карман уже занимает абсолютно бесполезный нож, который нельзя выкинуть). На миссии вы вольны в любой момент переключаться между персонажами. Для управления тремя напарниками у вас есть несколько кнопок. Команды самые разные: от «не стрелять» и «держать позицию», до «стрелкам — построиться справа!» В целом, это совершенно не требуется т.к. AI и сам неплохо справляется с отстрелом врагов, а уровни являют собой обыкновенную кишку, где вам надо просто добежать из точки А в точку Б, выполнив пару примитивных целей.

На пять минут одинокого блуждания по окрестностям в Deadly Dozen приходится перестрелка продолжительностью в пять секунд

Тем не менее, когда дело доходит до первых серьёзных стычек – хочется орать и колотить монитор ногами. В Deadly Dozen очень интересная настройка сложности, включающая в себя сразу два независимых параметра: один (легко-средне-тяжело) отвечает за урон, который наносят вам враги, а вот второй (аркада-реализм) разрешает врагам прописывать вам хедшоты. С ним Deadly Dozen действительно становится отдаленно похожей на военные действия, а не веселый патриотический боевик. Плюс, учитывая то, что всё дело сопровождается мрачной инструментальной музыкой – игра совершенно неожиданно ступает на территорию абсолютно нового жанра. Военный хоррор. Когда вы впервые ползёте в сумраке ночи по кладбищу с автоматом в руках, а затем тишину откуда-то слева разрезает истошный немецкий вопль, и вас из-за кустов скашивает пулемётная очередь – с непривычки невольно хочется подпрыгнуть. Саундтрек Deadly Dozen прекрасен, правда, в военном шутере от него хочется вспороть себе вены.

Сами уровни очень длинные, прохождение может растягиваться на часы, учитывая, что вам безопасности ради приходится аккуратно ползти вперед на корточках, вместо пробежки с автоматом наперевес. Враги нападают на вас по скриптам, порой из самых неожиданных мест и убивают быстро. Из-за этого приходится быть готовым ко всему. К примеру, оставить двоих на улице за пулемётным гнездом, а самому с напарником начать штурмовать дом. Иначе, вас может ждать неприятный сюрприз.

Пройти Deadly Dozen «по-тихому» не получится при всём желании. Уровни абсолютно линейные, а враги практически всегда стоят к вам лицом

«Вроде не бездельники, и могли бы жить…» — как поётся в популярной советской песне. Атмосферный военный шутер с элементами стелса разваливается под тяжким грузом ошибок и недоработок. Оружия до безобразия мало, миссии унылые, затянутые и одинаковые, графика не блещет: в 2001 АБСОЛЮТНО ПУСТЫЕ дома без какого-то намёка на детализацию уже, знаете ли, считались моветоном. Взрывы гранат запросто достают вас через стены и потолки (просто потому что разработчикам лень было заморачиваться с физикой), искусственный интеллект регулярно радует вас выходками в диапазоне от «стрелять в вас из пистолета с расстояния в километр» и до «стрелять в вас из базуки, стоя рядышком». Сюжета у игры вообще нет, несмотря даже на то, что она является условной аллюзией на старую военную драму «Грязная дюжина», в которой двенадцать приговорённых к смерти преступников получают шанс искупить свою вину перед государством, поучаствовав в практически самоубийственной диверсии. Довершает картину ворох багов, среди которых застревание в заборе видится самым безобидным. Печально… всё это привело к довольно низким оценкам в прессе. На фоне великолепного сериала Medal of Honor «Смертельной дюжине» было элементарно нечего предложить.

Парочка неожиданно нарисовавшихся японцев как бЭ ненавязчиво намекает, что пора нажимать кнопку «Быстрая загрузка»

Тем и удивительнее тот факт, что N-Fusion не стали вешать нос и всего за год сколотили вторую часть, в которой постарались улучшить каждый аспект игры. Сработало? Сейчас посмотрим.

Итак, Deadly Dozen: Pacific Theater переносит нас на Тихоокеанский фронт, резать японцев. У игры по-прежнему нет ни сюжета, ни кат-сцен – лишь брифинг перед началом миссии. И первое изменение бросается в глаза сразу же. Теперь в нашем распоряжении чуть ли не втрое больше разнообразного оружия, включая мощную автоматическую винтовку Браунинга и даже японскую катану. Графика сделала ощутимый рывок. Теперь персонажи не похожи друг на друга – у каждого собственная уникальная трёхмерная моделька. Они очень живо анимированы, регулярно озираются по сторонам. Мало того, игра теперь позволяет вам прятаться от врагов в густой траве, чтобы в нужный момент одним махом выскочить и положить их всех – играть в неё как в обычный шутер по-прежнему невозможно (если только не включать лёгкий уровень сложности с аркадной системой обсчёта попаданий). Плюс, пара мелочей, вроде езды на танке (техника присутствовала и в оригинале, но здесь её гораздо больше) и возможности вскрывать дверные замки (ненужной). Неужели, в этот раз всё получилось? Если бы…

В одной из миссий Pacific Theater нам даже придётся сопровождать военнопленного. Благо, хоть под пули он не лезет

Вместе с похорошевшей графикой Deadly Dozen обзавелась довольно неприятными тормозами, которые лишь частично лечатся пониженным разрешением экрана и сбавленной до предела дальностью прорисовки… а это, в свою очередь, приводит к тому, что враги в буквальном смысле появляются в воздухе, чуть ли не перед вашим носом. Играть в Deadly Dozen: Pacific Theater просто невозможно. И без того перегруженный интерфейс ухудшили. Для того, чтобы вылечить напарника аптечкой, как и в первой части, необходимо с невероятной скоростью нажать две кнопки («выбрать аптечку» и «выбросить») – в противном случае вы потратите её на себя. Кнопки переключения между бойцами зачем-то поменяли местами с кнопками переключения предметов в инвентаре. AI врагов прибавил в шизофреничности, почти начисто отрезав возможность хотя бы местами проходить игру скрытно. Ну, и, безусловно, как вы понимаете, разработчикам этого показалось мало, и они подсунули нам всё тот же графический движок, тестированием которого явно занимался штатный дворник Джордж. Сотни багов… тысячи… миллионы… забудьте о своей «Готике 3» — Pacific Theater уделает её по всем, так сказать, фронтам. Регулярно пропадающий звук; исчезающая техника; застревания во всём, в чём только можно застрять; уход за пределы локации… когда на меня впервые шустро пытался наехать танк, который двигался на башне ГУСЕНИЦАМИ ВВЕРХ, мне хотелось орать от ужаса – настолько от этого с непривычки было стрёмно… и в этом аду из тормозящей зелёной графики и проваливающихся в землю врагов вам предстоит пройти двенадцать долгих увлекательных миссий. Вот уж действительно – благими намерениями вымощена дорога в ад.

Line of Sight: Vietnam — десять часов медитативного блуждания по сочным зелёным джунглям

Тем не менее, чёрная полоса невезения не может преследовать вечно, и в третий раз у N-Fusion практически всё получилось. Здраво рассудив, что городские уровни им совершенно не удаются, разработчики забросили игроков в густые джунгли Вьетнама, попутно отрезав от игры всё лишнее. Под нож пошли заезды на технике, предмиссионная возня с инвентарём персонажа, взлом замков и дюжина героев. Вместо этого, Line of Sight: Vietnam предлагал вам прятаться в высокой траве и аккуратно уничтожать вьетконговцев вместе с одним-единственным напарником. Вот уж где по-осеннему печальная, а местами — напряжённая музыка пришлась действительно ко двору. К сожалению, в плане геймплея игра так и осталась тем самым медленным вдумчивым, но тиром, лишённым хоть какого-нибудь разнообразия. Да и провалиться за край карты в ней всё ещё было возможно. Однако, по качеству исполнения она, несомненно, превосходила дилогию Deadly Dozen. За что и получила оценки на порядок выше предшественниц. А спустя два года, в Elite Warriors: Vietnam разработчики торжественно вручили игрокам по сути ту же самую игру, только с уже немного устаревшей графикой, круговым тактическим меню, перемещением по глобальной карте и увлекательной возможностью вновь копаться с подчинёнными, их специализацией и инвентарём. Также, впервые в истории игр на этом движке солдаты получили параметр «мораль».

Kuma \ Wat... ой, простите! Kuma \ War

Несмотря на то, что история Deadly Dozen давно закончилась, её движок впоследствии использовался в некоторых проектах других студий, к которым N-Fusion не имела никакого отношения. И одним из самых ярких примеров, про который просто нельзя не упомянуть, стал Kuma \ War – один из худших шутеров на планете. Его разработчики, Kuma Reality Games, с гордостью обещали игрокам возможность побывать в Ираке и поучаствовать в абсолютно реальных конфликтах, имевших место. Но с движком им не повезло. Моторчик Deadly Dozen и раньше-то не слишком дружил с большими скоплениями домов, а теперь, на узких улочках, посреди квадратных двухэтажек, в каждую из которых вы можете зайти и оценить появившееся, наконец, убранство в виде пары шкафов и ковра, fps местами проседает. В тесных переулках города ваши напарники регулярно застревают, отстают, теряются – потерять их проще, чем ребёнка в парке аттракционов. При этом играть намного сложнее, т.к. коварные враги теперь поджидают нас за калитками, во двориках, в окнах зданий, на горах – везде… Для того чтобы понять всю халтурность данного проекта, достаточно знать, что здесь даже нет отдельной анимации для выстрела из подствольного гранатомёта – граната просто беззвучно вылетает прямо из вас по дуге, словно вы сами швырнули её рукой.

P.S.: в 2011 году вышел сиквел Kuma \ War. Уже – в виде сетевого шутера, главной особенностью которого было то, что вы могли лично застрелить Усаму бен Ладена. Теперь – уже на движке Source.

Собственно, мы возвращаемся к тому, с чего начали. Вся эта концепция с четырьмя солдатами и тактикой, стартовав в Deadly Dozen как атмосферный военный шутер про Вторую Мировую, в итоге постепенно превратилась в забористый трэш с видом от третьего лица, арабскими коврами и танком, который умудряется застревать даже в брошенных на земле картонных коробках. Печально. А ведь когда-то это был подающий надежды шутер. Некачественный, шероховатый, недоработанный, примитивный. Но зато – не такой, как все. Здорово было подбирать бойцов перед миссией, тихонько обходить склепы на ночном кладбище с «Томпсоном» в зубах, штурмом брать дом с немцами и, трясясь, ползти по лесу с двумя ранеными напарниками и последней оставшейся аптечкой. Покойся с миром, Deadly Dozen.

Смотрите также
Игры бывшего СССР
Фичер
Игры бывшего СССР
Игровые серии, которые мы рискуем потерять
Фичер
Игровые серии, которые мы рискуем потерять
Двойное проникновение (18+)
Фичер
Двойное проникновение (18+)
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться