Снимите это немедленно

Призрачный Джо (пользователь)

Ещё каких-нибудь 15 лет назад экранизации популярных игр были чем-то диковинным. Теперь их снимают чаще, чем комиксы. Но стоит ли? Вот в чём вопрос.

Предисловие

Сколько раз я задавался вопросом: "Почему? Ну почему они делают это?" Может, это заговор студийных боссов. Ну ведь должно же быть какое-то объяснение отвратительному качеству большинства «игронизаций»

- Я собрал вас здесь, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.

- К нам едет ревизор?

- Хуже. У нас появился конкурент. Пока ещё он слаб, но разве мы когда-нибудь недооценивали своих врагов? Помните, когда появился телевизор, каких усилий нам стоило вернуть людей в кинотеатры?

- Имя! Скажи нам имя! Назови нашего врага и мы раскатаем его…

- Видеоигры.

Нет, ну правда. Игры выросли из увлечения для гиков в массовое «развлекалово» с годовым оборотом миллиарды вечнозелёных. Игры потихоньку оттягивают у кинобизнеса звонкие монеты потребителей и в этом стремлении не чураются никаких, даже самых подлых средств. Да что там — игры сами превращаются в кино. Голливуд негодует.

- Эврика! Я придумал. Мы будем снимать убогие экранизации самых лучших игр, чтобы все, кто ещё не встал под их знамёна, увидели какое это г… Мы дискредитируем игры в глазах общественности. Мы выставим их в самом мерзком свете… У-а-ха-ха-хааа. Я просто гений, я самый насто....

- Но позвольте, мистер Блюмштейн, игры — это здорово. Все любят Марио и Донки Конга и мне кажется…

- Ты кто такой? Давай, до свиданья!

Глава 1. Былое и Думы

И вот внутри сложного механизма «Фабрики Грёз» закрутились шестерёнки нового коварного плана. В 1993 году на свет появляется первая в мире экранизация видеоигры – фильм «Супербратья Марио». Глядя на него, понимаешь, что со своей задачей подлые киномагнаты справились на ура.

Для воплощения своих гнусных замыслов они не пожалели аж 48 млн. долларов и позвали больших актёров. Естественно, Боб Хоскинс и Дэннис Хоппер, собаку съевшие на ролях мафиози и прочих харизматичных злодеев серьёзных криминальных драм, как нельзя лучше подошли для экранизации сказочного платформера (это был сарказм, если что). В режиссёрское кресло впихнули сразу двух несчастных, не подозревавших о готовившемся «преступлении». Стоит заметить, что впоследствии коварные злодеи избавились от этих «сообщников»: карьера несчастных режиссёров в Голливуде закончилась, едва начавшись. Хитрый план потихоньку заработал.

Боб Хоскинс в роли Марио. Сильно

Фильм шагнул на широкие экраны и с оглушительным треском провалился. То, что получилось, роняло на игру Super Mario Bros. да и на игры вообще жирную тень. Взрослые недоумённо пожимали плечами, миллионы детишек рыдали.

Сара, 8 лет: «Я больше никогда не буду играть в видеоигры. Моя вера в сказку подорвана. Пойду напьюсь. Соку мне, соку!»

Джейк, 13 лет: «Я думал, это будет круто, а это было не круто».

Аманда, 9 лет: «Мне мой папа сказал, что подарит приставку Nintendo на день рождения. Я была так рада. А теперь я не хочу приставку, я хочу дробовик 12 калибра. Ненавижу Марио!»

Жан-Клод, 32 года: «Улётный фильм! Я тоже хочу в таком сняться».

Прецедент был создан и киношники с дикими воплями ринулись «снимать игры». Провал с экранизацией культового платформера подтолкнул служителей 10 музы взяться за жанр, куда более удобный для переноса на большой экран. В середине 90-х годов прошлого столетия на несчастных зрителей обрушилась целая лавина фильмов по мотивам известных файтингов.

В экранизации игры Street Fighter засветились непревзойдённый мастер экранного мордобоя Жан-Клод Ван Дамм и популярная певица Кайли Миноуг.

Описывать сюжет сего «шедеврального» творения смысла не имеет — цирк тот ещё. Получив разнос от критиков, фильм всё-таки стал финансово успешным и обрёл толпу почитателей в лице поклонников игры. Ибо, как говорится “хороший цирк Ван-Даммом не испортишь”.

Экранизации популярной Double Dragon повезло гораздо меньше. Братья Джимми и Билли на руинах затопленного Лос-Анджелеса спасли мир от злых китайских демонов, бодро раздавая подзатыльники толпам противника. Не то что бы сценарий картины был хуже, чем у Уличного Бойца. А вот бюджет был, причём в десять раз. Фильмец провалился, но, кажется, сделал это совершенно незаметно для всех, кто не увлекался играми.

В 1995 году свет увидела экранизация, пожалуй, самого популярного файтинга всех времён. Тогда ещё молодой и никому не известный Пол Андерсон снял фильм, предрешивший дальнейшую судьбу «игронизаций». Андерсон экранизировал скандальный Mortal Kombat.

Скорпион и Джонни Кейдж выясняют чьё кунг-фу круче

Скандальный, потому что это первая игра, которую пытались запретить из-за воистину садистских, но полюбившихся всем «fatality». Режиссёр не зря ел свой хлеб. Знакомые миллионам геймеров персонажи уверенно шагнули на широкий экран, превратив одиозный 16-битный мордобой в увлекательную, динамичную и зрелищную сказку. Правда, обошлось без скандальных фаталити, но это не могло испортить талантливое превращение двухмерного файтинга в специфичное, но милое сердцу его почитателей, кинополотно. Фильм в итоге стал культовым, и вместе с ним стала культовой сама игровая серия.

За первой удачной экранизацией последовали ещё две, совершенно провальные. Пол Андерсон ушёл, а его последователи видимо не поняли, что делало Mortal Kombat хитом. Ужасная актёрская игра, бессмысленные драки всех со всеми, кроме которых в сценарии не осталось ничего, и совершенно тухлая режиссура — единственное, чем могут похвастаться сиквелы.

Это слегка отрезвило кинодеятелей, которые с опаской стали глядеть на видеоигры. Поток «игронизаций» ослаб. Но успех первого Mortal Kombat не забылся. В 2001 студия выкатила настоящую бомбу. Точнее секс-бомбу. Лара Крофт, получившая сей титул в компьютерных играх, шагнула на большой экран и показала всем страждущим сис… своё обаяние. Анджелина Джоли в роли неутомимой расхитительницы гробниц продемонстрировала крутизну и представила на суд почтенной публики свои кх-м-м… таланты. Впрочем, обнажить их до конца Анджелина тогда не смогла.

Как видите, создатели картины не забыли о главном достоинстве Ларочки

Итого имеем: няшка в симпатичных шортиках с обаятельной улыбкой надирала задницы плохим парням, искала артефакты в экзотических уголках планеты и крутила роман с нынешним Джеймсом Бондом. Большой бюджет, подающий надежды режиссёр, трюки, перестрелки и дух игры сделали своё дело. В один ряд с Индианой Джонсом не поставить, конечно, но для экранизации игры весьма неплохо. Естественно, за успешной картиной последовал сиквел, который как вы уже догадались, с треском провалился. Анджелина Джоли наотрез отказалась играть Лариску в третий раз, но, похоже, скоро ожидается перезапуск этой киноэпопеи.

Кинопродюсеры призадумались — чего бы ещё такого культового снять, и в 2002 году свет увидела экранизация игры Resident Evil. В режиссёрское кресло усадили уже знакомого нам Пола Андерсона. Видимо игры Пол любит, ибо и в этот раз подошёл к делу творчески и с пониманием. И хоть сценаристы с первоисточником обошлись достаточно вольно, режиссёр сумел передать атмосферу игры, сняв довольно стильный и атмосферный зомби-триллер.

Кого-то сейчас съёдят

Полу так понравилось работать с актрисой Милой Йовович, что после съёмок они немедленно поженились. После чего превратили Resident Evil в «семейный кинобизнес». Каждый следующий фильм становится всё хуже и хуже, фанаты игр уже устали плеваться, критики в ступоре, но бюджеты картин с каждым разом только растут. Как, впрочем, и кассовые сборы. Феномен, однако.

Кадр из фильма "Обитель зла: Жизнь после смерти"

В 2005 году на экраны шагнула игра, известная любому поклоннику шутеров — великий и ужасный Doom. Смахнув скупую слезу, толпы ностальгирующих геймеров ринулись в кинотеатры, где их ждало разочарование. Фильм про войнушку спецназа с монстрами, истребившими марсианскую колонию, слишком попахивал плагиатом, походя на неудачную смесь Чужих и Обители зла.

Нет, это не Call of Duty

Попытка привнести в мясную стрелялку психологизма и научной фантастики вышла весьма неуклюжей. Из сценария к тому же выпилили ад, что окончательно расстроило фанатов. Зато не обошлось без сцен перестрелок от первого лица, сильно похожих на игру. Впрочем, от провала это фильм не спасло.

Однако среди неудачных попыток подружить игры с кинематографом, есть и вполне достойные. В 2006 на экраны вышел Silent Hill и доказал скептикам, что по играм можно делать кино, годное не только для «избранных». Возможно, на результате сказалась изначальная нетривиальность и глубина сюжета первоисточника. Режиссёр и актёры постарались на славу — фильм получился что надо. Фанаты, конечно, поворчали, недовольные искажением некоторых событий, но не отметить насколько блестяще передана атмосфера игры было нельзя.

Полный непредсказуемых событий, внимательный к мелочам, затягивающий в свои сети историей и хорошей актёрской игрой фильм вышел из узких рамок "игронизаций". Получилось кино, пригодное для любого поклонника мистических триллеров, даже если он слыхом не слыхивал о компьютерных играх.

Глава 2. Фабрика Слёз

— Шеф, всё пропало. У нас ничего не выходит! Мы пытались снимать как можно более отстойно, но игровые экранизации становятся популярны, люди полюбили интерактивные развлечения. Это ужасно! Игровая индустрия дышит нам в затылок! Боже, что же делать? Что делать?!

- Вы плохо пытались, салаги. Вы меня разочаровали. Бездари, олухи. Творческие импотенты! Все уволены! Все!!! – киномагнат кричал и плевался, пока в конференц-зале никого не осталось. Наконец, вдоволь наоравшись, Блюмштейн взял телефон и набрал номер, который поклялся никогда не набирать. Сейчас ему было не до принципов – угроза, нависшая над Империей Грёз слишком пугала старого воротилу кинобизнеса. Не прошло и 20 секунд как в трубке послышалось:

- Алло.

- Герр Увеболл?

- Я-я.

- У меня для вас есть работа, герр Болл.

- Дас ист фантастиш!

Справка:

Uwe Boll (известный также как Уве Боль, Увы Болт, Уве Булшит, Уебол и Уе… ну вы поняли) – американский, прости господи, режиссёр немецкого происхождения. «Прославился» тем, что скупил права на полсотни игровых тайтлов и немедленно поставил экранизацию игр на поток. Поток отборного гэ, который обрушился на головы не в чём неповинных землян, как предзнаменование Страшного суда.

Начал Уве Болл с игры House of the Dead. Это такой зомби-хоррор, если кто не в курсе. Фильм получился отстойным, но известность режиссёру принёс. Любопытно, что Уве вставил в картину ролики из самой игры. Пожалуй, это единственное, что приглянулось поклонникам знаменитого ужастика от SEGA.

Следующей пробой пера маэстро стал Alone in the Dark. Предприимчивый Уве сумел заполучить в картину парочку звёзд в лице Кристиана Слейтера и Тары Рид.

Все те, кто катили бочку на Пола Андерсона, считая «Обитель зла» неудачной экранизацией, сравнили два фильма и немедленно взяли свои слова назад. Критики и геймеры в едином порыве заклеймили творение Уве. Маэстро начал обретать свою нынешнюю «популярность».

Сразу вслед за «Одним в темноте» Болл выпустил ещё одну экранизацию — фильм BloodRayne, по одноимённой игре. Главную героиню сыграла звезда Терминатора-3 модель Кристана Локен. Девушка и в T-3 показала, что актриса из неё некудышная, а согласившись снятся у Уве, и вовсе поставила крест на своей кинокарьере.

У фильма всё-таки есть пара достоинств. В этом кадре их хорошо видно

По старой доброй традиции в фильме от игры осталось совсем чуть. Но даже если на это закрыть глаза (а я легко закрыл, ибо не играл) фильм получился унылым. Бредовый сюжет, отсутствие актёрской игры и примитивнейший экшн – в этом маэстро Уве равных нет.

Пока недовольные творчеством режиссёра, засоряли интерент гневными откликами, он взялся за съёмки следующей игры. Фильм получил название «Во имя короля: История осады подземелья» и был основан на игре Dungeon Siege. На этот раз Уве Болл сумел затащить в картину Джейсона Стэйтема. Вышел дешёвенький фэнтэзийный боевичок, но вполне смотрибельный. Конечно, в сравнении с предыдущими творениями режиссёра.

Удивительно, но помимо Стэйтэма Уве удалось затащить в фильм таких небезызвестных актёров как Рон Перлман, Джонатан Рис-Дэвис, Клэр Форлани, Рэй Лиотта и мегазвезду 70-х актёра Берта Рейнолдса! Ну и конечно, добрый дядечка нашёл роль Кристане Локен (ну а куда теперь девушке деваться то?). Хотя чему удивляться, если бюджет фильма составил рекордные для творчества Болла $60.000.000. КАК???!!! Кто дал этому трэшеделу столько??? — спросите вы. Увы, у меня нет ответа на этот вопрос. Ну ладно, есть. Но об этом ниже. Кстати, фильм провалился, не собрав и 30 млн. в прокате. Вы думаете, это поставило крест на карьере и без того охаянного всеми кинохалтурщика? А вот фиг вам!

Предприимчивый Уве после этого экранизировал такие игры как Postal, FarCry, снял продолжение Осады подземелья (но уже без Стэйтема) и ещё два сиквела BloodRayne. И, похоже, что останавливаться мэтр не собирается. Он уже получил клеймо худшего режиссёра всех времён. В интернете даже появилась петиция от рассерженных геймеров «Остановим доктора Уве Болла». Наивные! Сам Уве заявил, что завяжет с кино, если интернет-петиция соберёт миллион голосов.

- Алло, Увебол?

- Я-я.

- Это Блюмштейн. Герр Болл, я восхищён, вы один за 8 лет сделали то, что мы, со всеми нашими ресурсами не смогли за 10. Похоже, игры дискредитированы в глазах общественности по самые помидоры.

- Я-я. Дас ист фантастиш, герр Блюмштейн.

Глава 3. Снимите это немедленно

Казалось бы, экранизации игр раз за разом доказывают, что перевод виртуальных приключений на язык Станиславского — дело сомнительное. На одну удачную адаптацию приходится минимум десять таких, на которые без слёз не взглянешь. И даже самые лучшие “игронизации” хороши лишь по меркам своей специфической ниши в кинематографе. Стоит забыть что у фильма есть первоисточник, стоит усадить к экрану человека, который не знаком с игрой или вообще не питает к видеоиграм трепетных чувств и оценка становится ещё жёстче. Без скидки на игровое происхождение разве что Сайлент Хилл да Принц Персии имеют право лежать на одной полке рядом с “настоящим” кино и не краснеть от стыда.

Однако тема «игронизаций» отнюдь не исчерпана, а, похоже, только набирает обороты. Впереди нас ждёт куча нового трэша, а может быть даже и...

Mass Effect

За перенос приключений капитана Шепарда на экраны кинотеатров взялась студия Legendary Entertainment. У картины всё ещё нет сценария, да и сам сценарист поменялся буквально на днях. Вряд ли можно ждать выхода фильма раньше 2015 года, однако какая-то «движуха» происходит и это обнадёживает. Конечно, затраты на производство такого фильма нельзя окупить лишь купюрами из кошельков любителей этой игровой вселенной. Но хорошая космическая опера – жанр, который может быть интересен даже тем, кто играми не увлекается вообще. Тем более что в последнее время такими фильмами Голливуд не особо балует и зрители изголодались. В общем, шансы увидеть свет у фильма достаточно высоки.

Devil May Cry

Права на экранизацию данной игры приобрела кампания Screen Gems. И пока это всё что известно. Ждать скорого пришествия Данте на экраны не стоит, но вероятность выхода всё же есть. Достаточно вспомнить, что именно Screen Gems занимается производством фильмов серии Resident Evil, причём, весьма успешно. Имея такой опыт, ей будет проще браться за столь нелёгкое дело. Кстати обе этих игровых серии дело рук компании Capcom. Можно предположить, что у японской студии уже налажено плодотворное сотрудничество со Screen Gems и если Capcom финансово заинтересована в появлении своей игры в кинотеатрах, шансы такого фильма не столь уж призрачны. Вот только для экранизации это не самая простая игра. Намного сложнее “Резидента”.

Assassin's Creed

А вы знали, что в Ubisoft создано целое подразделение курирующее производство фильмов по интеллектуальной собственности компании. Недавно Ubisoft Motion Picture заключила договор на создание фильма по мотивам Assasin's Creed c независимой студией New Regency. Роль Альтаира сыграет стремительно набирающий популярность Майкл Фассбендер. За плечами актёра уже есть опыт съёмок в экранизациях комиксов, а также блистательные роли в авторских проектах. Учитывая, решительный настрой Юбисофт, фильм вряд ли заморозят и к 2014 году поклонники этой игровой серии имеют все шансы получить вдобавок к коллекции игр ещё и полноценный фильм.

Uncharted: Drake’s Fortune

Подвиги Натана Дрейка так и просятся на большой экран. Осовремененный аналог Индианы Джонса имеет все слагаемые для успеха у самой разной аудитории. Но пока дело буксует на стадии написания сценария. Проекту уже было подобрали режиссёра, однако его видение киноадаптации уж слишком сильно шло вразрез с оригинальной историей. Columbia Pictures предпочла расторгнуть договор с Дэвидом О. Расселом. Новый режиссёр ещё не назначен, сценария до сих пор нет, а бюджет для качественного превращения игры в кино требуется немалый. Поводов для оптимизма не много, но если Sony, которой, к слову, принадлежит Columbia Pictures и вправду радеет о сохранении оригинального духа и сюжета игры, это уже хорошо.

Metal Gear Solid

Ещё одна игра, которая стойко ассоциируется с консолями Sony. Популярность этой серии достаточно высока и главное стабильна, чтобы рассчитывать на окупаемость фильма. Поклонники японского стелс-экшна становятся таковыми надолго. Кроме того формат научно-фантастического боевика с явными параллелями на современную политическую и экономическую реальность, способен привлечь даже аудиторию весьма далёкую от игр. Тут нет необходимости высасывать сюжет из пальца и мучительно придумывать живые образы полигональным героям. Игра и так делалась с оглядкой на хорошее кино. Впрочем, то, что уместно смотрится в игре, не мешая ей претендовать на глубину и серьёзность, в серьёзном фильме может оказаться неуместным. Выбрать правильный стиль для экранизации MGS возможно, и есть та задача, о которую спотыкаются в попытке довести дело до съёмок. На недавнем мероприятии, посвящённом 25-летию серии Metal Gear, стало наконец известно, что фильмом займётся Columbia Pictures(ну кто бы сомневался), а продюсером выступит Ави Арад, съевший собаку на экранизации комиксов. Он заверил, что в фильме будет бережное отношение к первоисточнику и это, несомненно, плюс. Правда есть и минусы. Автор знаменитого франчайза Хидео Кодзима уже опроверг слух, что сам пишет сценарий. Также, похоже, студия отказалась от привлечения известных голливудских актёров.

Halo

Ещё одна космоопера с детальной мифологией, огромной фанбазой и возможностью безболезненной трансформации в экранный блокбастер. Ну разве что денег нужно вагон. Зато при хорошем воплощении за прокатную судьбу картины можно не беспокоиться. В 2005 году по заказу Microsoft модный голливудский сценарист Алекс Гарленд написал сценарий. Софтверный гигант с помпой отправил сценарий всем крупным киностудиям, предложив сотрудничество на своих условиях. Студиям давалось 24 часа на ознакомление и принятие решения. В итоге только 20 век Фокс сразу согласилась на условия Microsoft. Вскоре к проекту присоединилась и Universal. «Мелкомягкие» хотели видеть в качестве режиссёра лишь Питера Джексона. Однако признанный мастер эпических полотен отказался садиться в кресло режиссёра, сославшись на занятость и предложил своего протеже Нила Бломкампа. Microsoft была недовольна, но в итоге согласилась. Как видите пока ничего из этого не вышло.

Бломкамп с самого начала оказался между двух огней. С одной стороны на него наседали боссы студий, ничего не понимающие в видеоиграх, но вмешивающиеся в процесс. С другой — Microsoft, которая контролировала, чтобы Нил ни на йоту не отступал от сценария. В итоге режиссёр переругался с FOX и ушел, хлопнув дверью в 2007 году. К тому времени производство фильма так и не вышло из подготовительного периода, зато денег было угрохано уже около 12 млн. долларов. Дальнейшая судьба картины пока неизвестна, но шансов увидеть свет у неё явно больше, чем у третьей части Silent Hill. 

Глава 4 и последняя. Быть или не быть

Ну почему? Почему? Неужели игры экранизировать сложнее, чем книги? А может всё дело в том, что те, кому доверяется эта «священная миссия», даже не знают с какой стороны подойти к геймпаду? Или целевую аудиторию «игронизаций» априори записывают в имбецилы? Где скрыта причина вселенской отстойности таких фильмов? Списать всё на исходный материал как-то не получается, ибо в конечном продукте от него может остаться лишь платье главной героини. Да и разве плох был исходный материал для Макса Пэйна? Remedy сваяла свой шедевр с оглядкой на кинематограф, подарив игре по киношному прекрасную историю, замечательную атмосферу нуара, понятных зрителю персонажей и бодрый экшн. Все ингредиенты готовы, осталось только сварить. Но супчик у голливудских поваров вышел пресным. Всё-таки заговор.

Несправедливо? Да, несправедливо. Но это была только одна чаша весов. "Что на другой?" — спросите вы. А на другой расположились игры, сделанные по фильмам. И большинство из них можно отправить в ту же мусорную корзину. Не знаю, что видите в этом вы, а я вижу пресловутое равновесие Силы. Мой учитель был бы доволен.

- Суть вещей узреть сумел ты, юный падаван

Можно надеяться и ждать чуда. Можно просто вычеркнуть «игронизации» из своей жизни. А можно принять всё как есть и сидя в первом ряду, наблюдать за эволюцией этого «жанра». Игровая индустрия и кинематограф дружат уже довольно давно. Плоды этой дружбы пока что не балуют сочным вкусом. Да что там — горчат. Наверное, ещё не дозрели.

Смотрите также
Главные онлайн-события ноября 2016
Фичер
Главные онлайн-события ноября 2016
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Фичер
«Прощай, сон! Здравствуй, Call of Duty!»
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться