События года

Mikhail Ru (пользователь)

Несколько явлений 2013 игрового года, которые нельзя было пропустить

Приятно, что в игровом сообществе сохранились традиции, объединяющие абсолютное большинство геймеров вне зависимости от платформенных предпочтений. Один из таких приятных поводов собраться вместе — подведение итогов года. Благо нынешний год не скупился на раздачу причин для составления всевозможных итоговых Топ-ов. Вернулась на экраны обаятельная Лара Крофт, незатейливо проиграв схватку за мужские симпатии мечтательной Элизабет. Дэвид Кейдж не сумел подтвердить звание самого одаренного «творящего» геймдизайнера индустрии. В противостоянии Call of Duty и Battlefield, похоже, была поставлена жирная точка. А Grand Theft Auto 5 побила все мыслимые и немыслимые рекорды. Но и это лишь небольшая частичка приключившегося с игроиндустрией в уходящем календарном году. В данном материале стараемся вспомнить порцию приятных, волнующих, интригующих и даже грустных событий, случившихся в 2013 году.

Релиз Grand Theft Auto 5

В 2013 состоялся самый важный и долгожданный игровой релиз поколения — GTA V. Сказать, что эту игру ждали с замиранием сердца, значит, ничего не сказать. И нужно отметить, Rockstar North в очередной раз доказала, что лучше кого-либо другого в игроиндустрии разбирается в желаниях игрока. «Пятерка» сохранила и преумножила все лучшие черты серии: доступность, насыщенность и «безбашенность», став к тому же, лучшим катализатором «за» для тех, кто сомневался, что стоит покупать консоль уходящего поколения.

Но GTA V это не только «БигМак» от мира видеоигр или огромная сатирическая зарисовка на наше порочное общество, это еще и самый увесистый камень, брошенный в огород next-gen игр. Трудно поверить, но главное творение R* прекрасно чувствует себя и на Xbox 360, и на PlayStation 3, умудряясь «рисовать» картинку ничем не уступающую графике стартовых релизов One и «4».

Уход Джона Кармака из Id Software

Джон Карман личность, безусловно, выдающаяся. Он наряду с Кеном Бёрдвелом являлся ключевым «техническим разработчиком» эпохи зарождения видеоигр в их нынешнем виде. Революционные методы программирования Джона и реализация Кеном скелетной анимации позволили создать полноценную стартовую базу для последующих разработчиков и привлечь небывалое количество инвесторов. Но прошлые заслуги были забыты, когда у Id Software наступили трудности. Компания, в которой многие годы трудился Джон, потеряла уважение и среди коллег, и что важнее, среди игроков. За последние годы из стана американского разработчика добрых вестей приходило не больше, чем из Сомали.

Весь этот негатив привел к тому, что Крамак покинул Id Software. Студия потеряла не только великого программиста, но и свое лицо, человека на котором вероятно держалось многое. Но уход Джона ни сколько ставит под сомнения дальнейшую судьбу IdS, сколько косвенно олицетворяет состояние сегодняшней игровой индустрии.

Играм, какими их привыкли видеть — некуда стремиться. Программист не раз открыто заявлял об этом, да и сам Джон в последние годы занимался преимущественно оптимизацией графического ядра Id Tech 5 (использовался в Rage), поэтому, закончив все работы с движком, перебрался в Oculus VR. Неизвестно сулит ли игрокам переход Кармака в стан разработчиков Oculus Rift заметным улучшением качества разрабатываемого устройства или Джон лишь нашел новый прогрессивный проект для реализации. Но одно очевидно: программист всегда тяготел к передовым техническим разработкам и за годы ответственной работы заслужил шанс на попытку в очередной раз перевернуть геймерское представление о любимом виде проведения досуга.

Пришествие восьмого поколения игровых систем

Формально восьмое поколение консолей берет свое начало 18 ноября 2012 года, то есть в день релиза Wii U. Но по целому ряду причин назвать «чудаковатую» приставку от Nintendo полновесной представительницей консолей следующего поколения нельзя. Впрочем, и ажиотажа вокруг ее выхода никто не испытывал. В отличие от полугодового первого раунда жгучих споров относительно расклада сил в паре PlayStation 4-Xbox One.

Выбрав совершенно противоположные концептуальные направления для собственных консолей, американцы (вся семья) и японцы («классический» геймер) все же смогли найти своего игрока. Хотя, какая компания в этом поединке одержала победу (пока что предварительную) известно, но, тем не менее, обеим консолям сопутствовал коммерческий успех и, в целом одобряющий прием критиков. Продав за 4 недели на двоих более 4 миллионов приставок, Sony и Microsoft только лишь готовятся в ближайшую пару лет собрать настоящий «урожай». Ведь львиная доля возможностей систем еще не задействована, а самые амбициозные сервисы находятся в стадии позднего тестирования.

Триумф The Last of Us и провал Beyond: Two Souls

Последний год перед релизом консолей следующего поколения главенствующие корпорации провели по-разному. Microsoft изо всех сил пыталась вчистую не проиграть информационную войну Sony, которая успела не только собрать восторженные оклики о PlayStation 4, но и устроить настоящий праздник обладателям «тройки». Своеобразный прощальный подарок фанатам PS3 заключался в тройном релизе эксклюзивов самого высшего «сорта». И, если следующий выпуск Gran Turismo был интересен скорее поклонникам серии, то The Last of Us и Beyond: Two Souls вызывали нешуточный интерес у всех игроков небезразличных к индустрии видеоигр.

Честь принять удар первой выпала The Last of Us. Мало кто верил, что Naughty Dog, много лет занимающейся разработкой полушутливых игр, удастся «разыграть» правдивую драму в заезженной донельзя тематике. Но у американского разработчика получилось даже больше: идеально сбалансированная игра, практически лишенная штампов и надолго остающаяся в памяти. Как закономерный результат, восторженные отзывы и множество титулов в рамках PlayStation 3.

Sony явно ждала от Beyond: Two Souls не меньшего успеха, поэтому «придержала» релиз до осени. Тем больнее было воспринято фиаско. И дело даже не в невыдающихся продажах (к слову, Beyond стал самым дорогим проектом в истории Quantic Dream и одним из самых затратных в истории издательства Sony) или скандалах, связанных с исполнительницей главной роли, Эллен Пейдж. Резонанс вызвала реакция создателя BeyondДэвида Кейджа, который в провале своей игры обвинил кого угодно, но только не себя. Что ж, тем интереснее будет следить за следующим проектом самолюбивого геймдизайнера.

Не командная игра Na’Vi

Расклад сил в киберспорте меняется даже слишком стремительно. История большинства величайших команд (особенно в дисциплинах Counter-Strike и смежных ему) как нельзя лучше сравнима с жизнью сверхновой звезды: невообразимо ярко горящей, но несправедливо быстро затухающей. Такая грустная участь постигла сначала самый именитый российский киберспортивный коллектив, «белых медведей» Virtus.pro, а теперь и «рожденных побеждать» — украинцев из Na’Vi.

Counter-Strike-подразделение Natus Vincere (именно так выглядит полная запись имени организации) навсегда вписала свое имя в историю киберспортивных состязаний, став единственными в истории победителями всех тех чемпионатов мира в одном году, и поставив очень необычный, «экономический» рекорд, заработав рекордное количество призовых, превзойдя достижения «непотопляемых» SK Gaming и Fnatic.

Победы пропали почти сразу после перехода на дисциплину Global Offensive. Будучи невероятно успешными в рамках CS 1.6, ребята из Na’Vi (с образования команды выступавшие неизменным составом) заметно сдали, неожиданно оказавшись заурядными «середнячками». После несколько нескольких месяцев мучений и разногласий команду покинул Егор Маркелов, за ним Иван Сухарев (оба оказались в Astana Dragons), «золотой» состав перестал существовать. Номинально Na’Vi продолжают выступать на международных турнирах, представляя Украину, но серьезные победы видимо остались уже в прошлом.

Свобода Activision Blizzard

Триллер по мотивам «развода» издателя Activision Blizzard и медиагиганта Vivendi все же закончился хэппи-эндом, случилось это знаменательное событие 11 октября. Весь сыр-бор и сопутствующие разборки начались еще в середине 2012 года, когда стало понятно, что Vivendi, владеющий контрольным пакетом Activision Blizzard, «отпраздновав» финансовый год очередным глубоким «минусом», решил использовать в качестве «возвращаемых» денег 3 миллиарда, что в свою очередь принадлежали Activision. Естественно, Бобби Котику это не понравилось.

В течение целого года Activision Blizzard оставалась в подвешенном состоянии, судясь и получая многочисленные угрозы. Но в итоге компании разошлись почти полюбовно, подписав взаимовыгодное соглашение: издатель получил желанную независимость, а конгломерат — необходимые средства для возврата своих долгов.

Страсти вокруг Steam Box

Не дремали в 2013 и Valve. Создатели главной панацеи против бесчестных компьютерных «пиратов» немало удивили геймерскую общественность, анонсировав собственную игровую приставку — Steam Box, мгновенно вызвавшую миллион вопросов, сомнений и обсуждений. Главным образом о необходимости собственного выпуска.

  • Зачем Valve нужна Steam Box?
Сама компания утверждает, что только лишь идет в ногу со временем, желая продемонстрировать игроку, какой должна быть игровая система будущего. Отчасти они правы. Steam Box по своей сути является симбиозом ПК и приставок. Работает под управлением специально созданной SteamOS, которая уходит корнями в Linux и настроена для работы с Big Picture (режим Steam, оптимизированный для телевизионных экранов и работы с геймпадом). То есть все эти уловки позволят без проблем запустить любую игру из Steam на обычном телевизоре.

Но это лишь часть правды Valve, бытует и иное мнение. Пожалуй, не секрет: с каждым годом продажи персональных компьютеров неуклонно снижаются, а, следовательно, американцы постоянно теряют потенциальных клиентов. Проблема настоящего «оттока» пользователей из Steam остро встанет через несколько лет, но Valve уже сегодня начинают реализовывать «План B», коим и является Steam Box.

  • Какова будет цена Steam Box?
Этот щекотливый вопрос Valve решила максимально толерантно. По своей организации будущая консоль схожа с ПК, поэтому создатели предлагают выбрать один из трех вариантов начальной конфигурации: «хорошей» по скромной цене в 100$, «получше» стоимостью 300$ или «наилучшей» без верхнего ценового порога. Даже «средний» вариант игровой приставки на основе Steam обладает техническими характеристиками на уровне современных мощных компьютеров, но оборотная сторона медали, какую бы конфигурацию не предпочел игрок, она все равно будет стремительно устаревать.

В оппозицию этого неприятного факта Valve напоминают, что любую Steam Box легко персонализировать, улучшить ее технические возможности, настроить ОС, приложения и вообще при желании, например, установить операционную систему семейства Windows и подключить привычные клавиатуру и мышку. Но это в любом случае, дополнительные денежные затраты.

  • С кем будет конкурировать Steam Box?
В первую очередь, совсем не с ПК. Для Valve было бы глупо переманивать собственных игроков с одной платформы на другую. Но американцем бессмысленно тягаться и с Sony, хотя бы потому, что по заявлениям создателей на Steam Box не будут выпускаться эксклюзивы, а производственные мощности компаний несоизмеримы. А вот Microsoft идеально подходит на роль главного противника. У американских приставок идентичная целевая направленность — стать мультимедийным центром развлечений для всей семьи. Конечно, SteamOS значительно уступает в возможностях Windows, но тем не менее, бесплатно распространяется и позволяет избежать множество проблем с лицензированием ПО.

В Microsoft пока что уверены, консоль Valve для них не конкурент, но что-то подсказывает, все не так очевидно. Суммируя все достоинства и недостатки этого гибрида персонального компьютера и игровой консоли, с некоторой долей условности, можно считать реакцию на запуск Steam Box — главной интригой 2014 года.

Подходит к своему логическому завершению переходный игровой год, как закрывший целую игровую эпоху прозванной «Эрой HD» (подарив, возможно, лучшие игры поколения), так и открывший невероятное множество перспектив ближайшего будущего. Уже в следующем 2014 году, вместе с полноценно функционирующими сервисами Xbox One и PlayStation 4, игроки по всему миру смогут в полной мере ощутить наступление пресловутого некст-гена, атакующего теперь по всем фронтам. А пока громкими овациями провожаем 2013 год. Он был напряженным и запоминающимся.

Смотрите также
Получится ли из Civilization киберспортивная дисциплина?
Фичер
Получится ли из Civilization киберспортивная дисциплина?
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Фичер
Что происходит с возрастными рейтингами игр в России?
Карты, деньги, фритуплей
Фичер
Карты, деньги, фритуплей
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться