Социальная сторона

bee_dee (пользователь)

Как разработчики видеоигр и ПО адаптируют игры под инвалидов

Так случилось в жизни, что по специальности я у мамы социальный работник. Чтобы вы понимали, это профессия по оказанию разнообразной помощи уязвимым категориям населения с целью выравнивания социального статуса и поддержания минимального приемлемого уровня жизни.

Но светилам нашего дела не всегда достаточно обозначенных рамок деятельности, поэтому порой находятся новые нуждающиеся и страждущие, которым срочно необходима поддержка профессионала.

Конечно, на государственном уровне болтать о социальной работе с геймерами напрасно, ибо в массах не последнюю позицию занимает мнение о том, что любой геймер уже объект социальной работы, ибо эскапизм, ибо дезадаптация, ибо неконтролируемая агрессия, которая обязательно выльется в стрельбу в школе, минимум. Мы же взглянем на социальную работу в несколько другом аспекте – в аспекте работы с геймерами с ограниченными возможностями.

Впрочем, вся подобная работа сводится либо к разработке специальных игр для инвалидов, либо к внедрению в другие игры элементов, которые бы делали их доступными для таких людей. Поэтому в качестве социального работника здесь выступает непосредственно разработчик.

Предлагаю вам необычный взгляд на привычные вещи и социальную сторону видеоигр.

Нарушения подвижности человека являются одной из наименее сложных проблем в адаптации игр под геймеров. С другой стороны, именно эти нарушения являются наиболее распространёнными. Эти два фактора в совокупности порождают большие возможности для работы с инвалидами.

Почти все видеоигры имеют такую простую вещь, как настройка конфигурации клавиш, и чуть поменьше дают возможность выбрать раскладку управления на джойстике. В лучшем случае, игра должна свободно управляться одной рукой. Но, так как большинство игр на такое не рассчитаны – хотя бы позволять выбрать раскладку для левши или правши.

Вы удивитесь, но большой диапазон настройки чувствительности мыши предназначен не только для того, чтобы вы могли чётче прицеливаться при партейке за CS:GO. Например, инвалидам с ДЦП, страдающим от тремора, очень непросто обойтись без резких колебаний устройства, а люди с мышечной дистрофией, наоборот, не могут перемещать мышь достаточно быстро. Поэтому очень важно подогнать чувствительность так, чтобы камера выполняла плавные и точные движения.

И вновь вроде бы привычная вещь предстаёт перед нами в новом свете. Короткая справка для незнающих: макросы представляют собой записанный пользователем алгоритм из различных действий, который в последствии можно будет воспроизвести нажатием клавиши или комбинации клавиш. Несомненно, с ними ваш рейд в WoW пройдёт гораздо более гладко, но кроме этого, макросы нужны, чтобы избавиться от обременяющей надобности тянуться от одной клавиши к другой или вовсе лихорадочно двигать курсором. К сожалению, благодаря современным тенденциям макросы всё чаще стали приравниваться к читерству и теперь реже появляются в играх.

Макросы — на первый взгляд, тёмная лошадка, но при детальном изучении упрощает вашу жизнь в разы.

Не будем забывать и о таких банальностях, как сложность игры, которая может повлиять на порог входа в игру инвалидов. В пример можно привести Story Mode из Mass Effect 3, заклеймённый игровым сообществом как «кинцо» за низкую сложность битв и автоматически ответы на все диалоги, но, как видите, вполне имеющий практическое применение. Сюда же можно отнести и наличие у игры возможности сохраниться.

Ну и на десерт, в любую игру можно включить немного «законного читерства». В гоночных аркадах, например, давно практикуется система автоматического тормоза, работающая на низких сложностях и позволяющая быстро снизить скорость на особо опасных поворотах. Да и в шутерах мы периодически жулим: к консольному автонаведению можно добавить ещё и способность замедлить время для более лёгкого прицеливания, а то и вовсе его остановить (как, например, в режиме V.A.T.S. в Fallout 3). Подобная помощь отлично вписывается в концепцию игры и не вызывает никаких нареканий со стороны игроков. А теперь вспомни, как ты ругал новый Hitman и новый Splinter Cell за модную фишку Mark’n’Execute, позволяющую отметить врагов и убить их нажатием одной кнопки. Стыдно? То-то же.

Нажми X, чтобы выстрелить. Нажми-нажми, здесь можно.

Ну и, конечно же, нельзя обойти стороной дополнительные устройства ввода, которые бы позволяли максимально упростить игру для людей с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата. В основном, конечно, это голосовые устройства ввода — и современные технологии достаточно далеко продвинулись в этом плане, открывая новые горизонты; достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что Xbox One можно запустить, слегка прикрикнув на него нужной фразой. На данный момент всё больше игр поддерживает активацию отдельных функций с помощью голосового управления. Но, например, в Tom Clancy's EndWar есть возможность полностью контролировать свои отряды с помощью голоса, что поначалу немного сложновато, но привыкнуть можно. Или в скором времени выходящая игра The Howler, которая предложит игрокам управлять воздушным шаром, покрикивая в микрофон – непосредственно громкость вашего голоса будет регулировать интенсивность огня, благодаря которому ваш аэростат будет опускаться или взлетать.

Конечно, специфика такого управления сильно ограничивает нас в жанрах, но, кто знает, возможно, уже совсем скоро ты сможешь восседать в своём кресле, как вальяжный владыка, истошным криком раздавая поручения виртуальным болванчикам и доводя соседей до истерики.

Но кроме управления голосом, новаторы технологической мысли могут предложить вам и другие альтернативы. Например, для людей с травмами рук существует вот такая вот необычная версия геймпада, которая обещает быть более комфортной в использовании. А следующий контроллер и вовсе легко приводится в действие с помощью зубов.

Очередной распространённый вид инвалидности в наше время, который для многих становится суровым бытом. Тем не менее, люди, столкнувшиеся с такой проблемой, тоже несомненно являются частью нашего общества. А так как быть частью общества и не пользоваться его культурными благами довольно непросто, видеоигры должны быть доступны и для них.

Первое, что приходит на ум — это обучение: оно должно быть максимально простым и понятным. Представим, что у ребёнка с низкой умственной работоспособностью нету приятеля под боком, а заботливая мамаша, хоть убей, но сама с видеоиграми на «вы» — имеет смысл, чтобы понимание базовых концепций игры не вызывало дискомфорт. Допустим, Dark Souls отпадает сразу, но в лучшем случае инвалид сможет осилить даже средней сложности ММОРПГ.

Dark Souls не подскажет тебе, как прокачивать уровень или, например, зачем вступать в ковенанты, зато «RS — перемещение камеры»

Вдобавок к регуляции сложности в некоторых играх опциональной делают и скорость (реализовано в большинстве спортивных симуляторов и стратегий). Это даёт больше времени на «подумать», и при этом игра не потеряет в динамике.

Для инвалидов этой категории очень важно, чтобы интерфейс был прост, понятен и логически обоснован. В идеале это реализуется настолько хорошо, что о том, где расположен тот или иной элемент, ты уже знаешь загодя. Хотя, знаете, этот пункт актуален не только для людей с ограниченными возможностями, но и для любого геймера в принципе. А то в ваших Ведьмаках и Евах Онлайн чёрт ногу сломит.

Эта категория инвалидов отличается очень характерной спецификой, ибо, по факту, они лишены только одного – способности воспринимать игру целиком. Разумеется, компенсировать отсутствие у человека слуха полностью невозможно, поэтому надо максимально приблизить погружение инвалида в игру за счет остальных его органов восприятия.

В принципе, основной приём, на который могут полагаться слабослышащие люди для заполнения звуковых пробелов. И именно благодаря инвалидам субтитры сейчас есть абсолютно в каждой игре.

Но сами по себе субтитры несут лишь часть звуковой информации. В разы реже, но всё равно довольно часто в игры стали добавлять так называемые скрытые субтитры, которые являются очень важной функцией для людей с проблемами со слухом. Это добавочные субтитры, которые идут вперемежку с обычными и обозначают звуковые эффекты. Как то:

При идеальном раскладе, должны работать ещё два нюанса. Во-первых, цветовая гамма субтитров, которая должна сменяться, обозначая принадлежность к тому или иному персонажу. Допустим, вышеупомянутый гипотетический Джон «разговаривает» красным цветом, а его друг Вильгельм – зелёным. Таким образом, проассоциировав персонажей с цветом, инвалид может пропускать имя и пробегать глазами сразу по реплике, уже зная, кому она принадлежит.

Во-вторых, регулируемым желательно сделать и размер шрифта, постольку поскольку люди с проблемами со слухом могут приобрести эти самые проблемы с возрастом, а значит, и проблемы со зрением могут иметь место.

Не менее важно для динамики игры, чтобы и прочие игровые элементы, частично опирающиеся на звук, как-то возмещались другим способом. Будь то вибрация контроллера как реакция на попадание пуль, или красные уголки экрана, обозначающие, что персонаж при смерти. Во многих играх индикаторы даже указывают направление, с какой стороны ведётся стрельба.

Вот так.

Здесь всё сложнее, но будущее не за горами. В частности, компания Sony разработала очки Entertainment Access Glasses, которые выводят субтитры и скрытые субтитры непосредственно на линзы очков, что создаёт комфорт при просмотре фильмов инвалидами (до игр пока не добрались). Так же в сети давненько гуляют различные концепты очков, которые бы воспринимали любую речь и трансформировали бы её в субтитры на линзах. Концепт, конечно, смелый, но мы верим в светлое будущее.

Ну и, наконец, наверное, самая сложная из всех категорий инвалидности, область решений которой весьма и весьма ограничена. Статистика, притом, показывает, что около 285 миллионов человек во всём мире страдают от нарушений зрения, а 45 миллионов из них обладают полной слепотой. Тем не менее, даже для людей, лишившихся зрения, разработчики с каждым днём придумывают всё больше и больше возможностей, не говоря уже о слабозрячих.

Опять-таки, здесь всё прозаично: чтобы люди, имеющие слабое зрение, получали полноценное удовольствие от игры, нужно сделать регулируемым размер субтитров. Кроме всего прочего, немногие игры даже позволяют сделать регулируемым цвет текста, чтобы человек мог подобрать ту расцветку, которая легче всего воспринимается его глазу.

Многие современные игры включают в себя простую функцию изменения цветовой палитры под людей, страдающих дальтонизмом. Дело за малым – чтобы внедрение этой функции закрепилось в порядке нормы, и она вводилась повсеместно, наряду с настройками яркости и гаммы. К счастью, на случай, если такой функции в игре нет, её стали внедрять производители некоторых мониторов.

Некоторые ставят режим для дальтоников, даже не имея проблем со зрением — просто так, чтобы разнообразить игру.

Было бы неплохо, если бы каждая видеоигра включала в себя возможность детальной настройки интерфейса: здесь побольше, здесь поменьше, здесь убрать, а здесь добавить и отрегулировать цвет. Это позволит лучше различать детали и не путаться в них во время игры.

По аналогии с людьми со слабым слухом, только наоборот: не звук отображается в субтитрах, а текст переходит в звук. Это необходимо преимущественно для онлайн-игр, чтобы не иметь проблем с чтением чата. За реализацию этой возможности пока отвечает лишь ряд любительских программ, но, вполне возможно, что скоро такая функция будет встроена и в сами игры.

С одиночной игрой на данный момент всё обстоит получше: зачастую сюжетные письма и записки подаются в формате аудиодневников ну или просто дублируются закадровым монологом героя.

В Биошоке вы можете получать тонны информации в любом удобном формате: хочешь – слушай, хочешь — читай

Да, так банально они и обзываются. Игры, которые изначально не предполагают наличие графики, как таковой. Игры, которые изначально разрабатывались исключительно для людей с проблемами со зрением, но обретшие некоторую популярность и у остальной аудитории игроманов.

Наверное, за классику можно считать одну из первых подобных игр для компьютеров под названием Be The Wampus: игрок получает в свои руки вампира, который находится в кромешной тьме собственной пещеры и, соответственно, ориентируется только на звуки. Хороша она тем, что позволительно не только ходить и прыгать, но даже управлять ею с геймпада, что выводит восприятие на по-настоящему внушительный уровень.

О том, насколько далеко звуковые игры зашли сейчас, можно судить по следующим двум тайтлам: Blindside и Papa Sangre 2 для мобильных устройств. Первая – триллер, вторая – вообще хоррор, озвученный – кем бы вы думали? – Шоном «Умираювсегда» Бином! Обе игры включают в себя уникальный опыт прохождения вслепую: надо будет крутиться, шагать по комнате, наклонять устройство и целиком плясать под дудку повествователя.

Но если поговорить о компьютерных играх, то существует даже специальный сайт, ориентированный на аудиторию геймеров с плохим или отсутствующим зрением. С учётом специфики, игр здесь по-настоящему много – например, всем известная Змейка, в которой о приближении фрукта вы узнаете по характерному звону колокольчика, а надвигающуюся стенку представляет нарастающий шум.

Честно говоря, данный сайт – это трогательный пример того, насколько чутко люди подходят к глобальной проблеме инвалидности, ведь, само собой, это игры, распространяющиеся абсолютно бесплатно. Несмотря на возможные этические предрассудки, посоветую ознакомиться и вам – чтобы посмотреть на мир под другим углом, проникнуться и, возможно, в очередной раз слегка переосмыслить ценность своего здоровья.

Позволю себе минуту откровенной исповеди. За эту статью я взялся исключительно для расширения своего кругозора. Но уже к трети написанного материала я был по-настоящему тронут.

Автор статьи, он же я, не ставит перед собой задачу призывать читателей к каким-либо действиям или к формированию активной позиции на этот счет. Достаточно просто знать. Знание – уже сила, и, возможно, одна лишь осведомлённость поможет сделать этот мир чуточку лучше.

Смотрите также
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Фичер
Где дешево купить Battlefield 1, GTA 5, Fallout 4 и другие игры
Аллоды Онлайн: Бессмертие
Фичер
Аллоды Онлайн: Бессмертие
Главные анонсы BlizzCon 2016
Фичер
Главные анонсы BlizzCon 2016
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться