Забытое наследие советского автоспорта

Игорь Асанов (редакция)

Лучшие и почти забытые спортивные автомобили СССР, которые стоит восстановить хотя бы в виртуальном мире

Сегодня пришла хорошая новость: легендарная «восьмерка» ВАЗ-2108 появится в грядущей гоночной игре World of Speed, про которую мы уже рассказывали вам в прошлом месяце. Это далеко не первый случай появления продукции «АвтоВАЗа» в видеоиграх, но предыдущие теперь стоит забыть, словно кошмарный сон: World of Speed — игра мирового уровня, несравнимая с российскими гонками середины 2000-х.

И более удачной серийной машины для дебюта было, если честно, не найти: на момент своего появления в 1984 году ВАЗ-2108 была если не впереди, то вполне на уровне тогдашнего мирового автопрома. Разработанные при участии «Порше» двигатель и шасси наделяли машину отличной динамикой и управляемостью, а в дизайне легкого трехдверного кузова было не меньше спортивности, чем, например, в тогдашнем «Порше-924». В World of Speed появится самая первая версия ВАЗ-2108 — оригинальный «Спутник» 80-х годов с 1,3-литровым двигателем, коротким крылом и низкой панелью.

У этой машины была богатая спортивная карьера: на ее базе строили болиды для всех возможных дисциплин автоспорта — от кольцевых гонок, ралли «Группы Б» до рейда «Париж-Дакар». Пожалуй, ни один другой советский (а впоследствии — и российский) автомобиль не мог похвастаться такой насыщенной спортивной жизнью — во многом, правда, из-за того, что «восьмерка» и ее модификации продержались на конвейере почти 30 лет.

Но не стоит забывать и более ранние достижения нашей промышленности: в Советском Союзе периода 50-70-х годов XX века успели построить массу автомобилей, вполне пригодных для гонок. И речь идет не только о спортивных модификациях серийных «Волг» и «Москвичей», которые блистали на мировых раллийных трассах того времени.

Подчас на автозаводах СССР рождались по-настоящему уникальные гоночные прототипы, построенные в единственном экземпляре. Многие из них не сохранились до нашего времени, но тем интереснее было бы однажды воссоздать их в игре, где они составили бы прекрасную компанию зарубежным ровесникам от «Шелби», «Альфы-Ромео» и «Мерседеса».

Москвич-408 «Турист»

Для середины 60-х годов новый «Москвич-408» был отличной машиной: достаточно сказать, что почти половина всех выпущенных 408-х отправлялась на экспорт за границу и были очень популярны в Германии, Франции и Великобритании. Причем машины для европейских рынков собирались из советских машинокомплектов в Бельгии, на предприятии Scaldia-Volga, где их часто оснащали европейскими же дизельными двигателями (родной 50-сильный агрегат был, пожалуй, самым слабым местом машины). От бельгийской стороны поступил заказ и на двухдверную версию машины со съемным жестким верхом, которые тогда как раз входили в моду в Европе (см. Renault Caravelle, Volkswagen Karmann Ghia).
«Москвич» лишили задних дверей, избавились от рамок у передних, усилили кузов и заменили стальную крышу съемным пластиковым колпаком. Машина получилась всем на зависть: один из двух построенных экземпляров даже оснастили впрыском топлива и алюминиевыми панелями кузова. И это не говоря уже о том, что от «Туриста» было просто не оторвать глаз: эта изящная машина не затерялась бы даже на дорогах Лазурного берега среди итальянcких спорткупе тех лет. Правда, в производство она так и не пошла: представить пижонский двухдверный «Гран-Туризмо» на дорогах СССР было невозможно, а бельгийцы продолжили собирать седаны.

Москвич-404 «Спорт»

На московском заводе МЗМА всегда знали толк в спортивных автомобилях и активно занимались их постройкой задолго до появления «Москвича 408 Турист». Двухдверный «спайдер» «404 Спорт» был построен в 1954 году под руководством начальника экспериментального цеха И.А. Гладилина. Спортивная машина с несущим кузовом приводилась в движение двигателем от опытной модели 404. Остальные агрегаты были взяты от серийных «Москвичей».

В 1959 году двигатель заменили на более мощный, 70-сильный форсированный агрегат от 407-й модели, который позволил «Спорту» разгоняться до 156 километров в час — отличный по тем временам результат. На этом автомобиле был трижды выигран чемпионат СССР по автогонкам в 1957 — 1959 годах, а в 1964 году он был списан. До нашего времени машина не сохранилась.

Сокол-650

Несмотря на то, что в «Формуле-1» уже третий год выступает российская команда «Маруся» (машины которой, впрочем, все равно строятся в Англии), дебют нашей страны в высшей лиге автоспорта мог состояться намного раньше — в 1952 году. После победы во Второй мировой войне, СССР в качестве репатриаций достались не только довоенные немецкие гоночные Auto Union: вместе с машинами в СССР перебрались работавшие над их созданием специалисты. Они работали в полусекретном Научно-техническом бюро автомобилестроения, которое входило в состав советско-немецкого акционерного общества «Автовело».

В начале 50-х там был разработан полностью новый гоночный болид «Сокол-650», соответствующий техническим требованиям появившейся в 1948 году «Формулы-2»: он был оснащен двухлитровым двигателем V12, который развивал 152 лошадиные силы. А когда стало известно, что из-за недостаточного количества заявок чемпионат «Формулы-1» 1952 будет проведен по регламенту младшей «Формулы-2», немцы стали готовить «Сокол» к старту сезона.

Но вывести болид на европейские трассы так и не получилось: обе машины достались Василию Сталину — сыну генерального секретаря и большому поклоннику автоспорта. Сталин решил для пробы выставить серебристые болиды в линейных гонках на Минском шоссе, но советские механики даже не смогли толком заставить работать незнакомые им сложные машины: до финиша «Соколы» не доехали. Из-за этой неудачи проект был заброшен, а обе машины впоследствии отправились в Германию — в музей Дрездена, где к ним прилепили шильдики Auto Union.

ЗИС-112С

Автоспорт в СССР был популярнее, чем может показаться сейчас: гонки считали частью военной подготовки, про бесстрашных гонщиков вплоть до 70-х годов снимали фильмы, а своя гоночная команды одно время была даже у «Завода имени Сталина» (впоследствии — «ЗиЛ»), который обычно занимался созданием грузовиков и лимузинов для высшего руководства.

На шасси лимузина ЗИС-110 и был построен устрашающий спорткар ЗИС-112С, который побил немало гоночных рекордов внутри страны. Впрочем, устрашающей была не только максимальная скорость (260 км/час), но и маневренность машины: из-за шестиметровой длины и огромной массы машина получилась лишь чуть-чуть поворотливее поезда. Впрочем, ЗИС-112С это не особо мешало: он был предназначен для линейных гонок — так тогда называли парные многокилометровые заезды по прямому участку Минского шоссе. Надо думать, что на овалах этот локомотив смотрелся бы тоже неплохо.

ГАЗ-СГ1

Для линейных гонок по шоссе был построен и «ГАЗ СГ-1», или «Победа-спорт». Толчком к ее созданию послужило специальное постановление правительства СССР от декабря 1948 года, запрещающее использовать зарубежную технику на внутрисоюзных соревнованиях. Базой для гоночной машины послужила обычная «Победа»: мощность двигателя увеличили до 75 (а впоследствии — и до 105 лошадиных сил), а главное внимание было уделено аэродинамике.

Новый кузов был разработан авиационным конструктором Алексеем Смолиным и выполнен из дюралюминия: благодаря низкому весу и хорошей обтекаемости в 1951 году машина смогла разогнаться до 190 км/час. В начале 60-х на агрегатах «Победы-спорт» Смолиным был построен новый гоночный автомобиль — «ГАЗ-Торпедо». Мощность осталось прежней — 105 л.с., поэтому по максимальной скорости «Торпедо», разгонявшийся «всего лишь» до 191 км/час, уступал ЗИС-112С, но управлялся заметно лучше. Выглядела чудо-машина, словно пришелец из космоса.

ГАЗ-ТР (Турбореактивный)

А напоследок — одна из самых экстремальных гоночных машин, созданных в СССР: ГАЗ-ТР. Она была построена в 1954 году под руководством все того же горьковского конструктора Алексея Смолина, который первым в мире додумался установить на гоночный автомобиль турбореактивный двигатель от самолета МИГ-17.

В общем-то, и сам ГАЗ-ТР больше напоминал лишенный крыльев истребитель, чем автомобиль: легкосплавный обтекаемый корпус, авиационные ремни безопасности, регулируемые закрылки и колеса от самолета: обычная автомобильная резина просто не выдержала бы скоростей, которые был способен развить ГАЗ-ТР. Предполагалось, что болид удастся разогнать до 800 км/час — это было намного выше тогдашнего мирового рекорда в 634 км/ч, установленного британцем Джоном Комбом. Но первый же заезд на взлетной полосе Горьковского завода окончился аварией, в которой болид был почти полностью уничтожен. К счастью, испытатель Михаил Метелев отделался лишь переломом пальца ноги — спасибо авиационным ремням безопасности!

С тех пор реактивные автомобили стали регулярно использоваться для установления рекордов скорости, но в видеоиграх почти не встречаются — если не считать несерьезную мобильную Jet Car Stunts 2 и режима Freeride Extreme в первой «Мафии».

Видеоигры сейчас — не только один из самых перспективных способов рекламы новых автомобилей: многие невольно изучают по ним историю автомобилестроения. Раритетные модели «Фолькcвагена» и «Мерседеса» можно нередко встретить в какой-нибудь из частей Gran Turismo, но советские прототипы пока такой чести еще не удостоились. И не только потому, что в мире они мало кому известны. Беречь свою историю не умеем прежде всего мы сами: из описанных в статье автомобилей хорошо сохранились только «Соколы» — и только лишь потому, что были вовремя вывезены в Германию. А ведь все перечисленные здесь машины интересны не только сами по себе: они были живым свидетельством того, что наши автомобильные инженеры и дизайнеры умели не только копировать мировые тренды — они их задавали.

Смотрите также
Тест: новость или утка?
Фичер
Тест: новость или утка?
Лучшие игры марта 2017
Фичер
Лучшие игры марта 2017
Игры, которые не оправдали ожиданий
Фичер
Игры, которые не оправдали ожиданий
Дата выхода
Оценка редакции
Оставьте отзыв об игре
Издатель
Mad Dog Games
Режимы игры
Онлайн-игра
Мультиплеер
Модель распространения
Условно-бесплатная
Дата выхода
(PC (Windows))
Системные требования
Минимальные
Intel Core i3 CPU 3.5GHz, 4 GB ОЗУ, NVIDIA GeForce GT 440 1GB / NVIDIA GeForce GT 620 1GB
Рекомендуемые
Intel Core i5 CPU 3.5GHz, 8 GB ОЗУ, NVIDIA GeForce GTX 660 4GB / AMD Radeon R9 270 4GB
1 из картинок Открыть оригинал
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться