Спецназ спешит на помощь

Андрей Александров (редакция)

Игры, в которых наиболее реалистично показана работа настоящих спецподраздеоений

Большинство игр, посвященных спецназу, иначе как ересью и не назовешь. Даже если вы никогда не служили в армии, а все знания о войсках специального назначения почерпнули из книг Тома Клэнси, вы и то знаете достаточно, чтобы не верить, будто настоящий спецназовец может из пистолета сбить самолет или остановить танк одним движением руки. Но мы все-таки сумели найти несколько проектов, в которых работа спецназа показана довольно реалистично, а иногда даже с интересными подробностями. Об этих играх и о подразделениях спецназа, которым они посвящены, мы сегодня и поговорим.

Medal of Honor (2010)

Спецподразделение Sea, Air, Land

Medal of Honor образца 2010 года — это своего рода мостик между развлекательными шутерами и серьезными симуляторами спецназа. В игре нет ни сложных тактических режимов, ни многочасовой обучающей кампании, но боевые действия показаны довольно реалистично. Разработчики утверждают, что их консультировали настоящие военные специалисты. Вероятно, поэтому многое в игре выглядит очень здорово, в частности — качественно работают напарники, которые по всем правилам военной науки занимают укрытия, зачищают здания и прикрывают друг друга.

Самый харизматичный герой Medal of Honor — Кролик (Rabbit) — служит в контртеррористическом подразделении SEAL Team Six. Sea, Air, Land — спецназ Военно-морских сил США. Название расшифровывается как «на земле, в небесах и на море», а если его сократить, то получится SEAL, «морские котики» — неофициальное имя отряда. SEAL Team Six («Шестая группа») — отдельное элитное подразделение антитеррора в составе «морских котиков». Именно ее бойцы уничтожили Усаму бен Ладена.

Tom Clancy’s Ghost Recon

Подразделение «Зеленые береты»

Вышедший в далеком 2001-м Tom Clancy's Ghost Recon показал, насколько важно, чтобы у спецподразделения был грамотный командир. Игра, на первый взгляд, — обычный военный шутер: есть главный герой, товарищи по отряду и боевая задача. Но стоит нажать единственную кнопку, и вместо прицела верной M-4 на экране появится тактическая карта. С ее помощью можно управлять любым бойцом в отряде, указывать ему маршрут движения или давать конкретные задачи — например, приказать пулеметчику вести огонь на подавление, отвлекая внимание врага, пока вы заходите с тыла.

Со временем игра становится сложной настолько, что без тактического режима ее не пройти. Приходится гонять бойцов по всей карте, быстро подбирать грамотные позиции, устраивать засады, заманивать противников под перекрестный огонь. При этом Ghost Recon остается очень динамичной игрой — приказы на карте отдаются в реальном времени, так что думать приходится очень быстро, и права на ошибку нет.

Главные герои серии — отряд The Ghosts — имеют вполне реальный прототип в виде роты «Дельта» Первого батальона Пятой группы специального назначения армии США (5th Special Forces Group, 1st Battalion, Delta Company). Спецназ Армии США — знаменитые «Зеленые береты» — ведет свою историю с 1952 года. Их основная задача — диверсии в тылу врага. Именно с их действий начинается большинство военных операций США. Например, в Ираке «Зеленые береты» начали работать задолго до объявления войны — они тайно собирали важную разведывательную информацию.

Tom Clancy’s Rainbow Six: Raven Shield

Специальная воздушная служба Великобритании

Выдуманная Томом Клэнси «Радуга» — антитеррористическое подразделение, бойцы которого, как правило, имеют возможность заранее подготовиться к грядущей операции. Эта особенность замечательно отражена в игре Rainbow Six: Raven Shield. Перед началом боевых действий игрок попадает в уникальный режим предварительного планирования. Здесь можно ознакомиться с разведывательной информацией, сформировать группы из бойцов, а потом разработать план будущей операции: разместить снайперов, определить «точки входа», маршруты групп и прочие важные вещи.

Тактические возможности Rainbow Six оказались настолько богатыми, что многие фанаты этой игры просто не вылезали из режима предварительного планирования, соревнуясь в создании «идеальной операции», которая была бы выполнена за минимальное время и без потерь. Однако не стоит забывать, что Rainbow Six — это еще и полноценный экшен, в котором интересно самостоятельно вести группу в бой, видя, как умело бойцы претворяют в жизнь заранее разработанный план.

У «Радуги» есть реальный прототип — британская Специальная воздушная служба (Special Air Service, SAS). SAS возникла в июле 1941 года как небольшое (60-70 человек) подразделение десантников, действовавшее в немецких тылах в Северной Африке. Бойцы полностью соответствовали своему девизу Who Dares, Wins («Кто рискует — выигрывает»), совершая безумные и рискованные операции, порой неся огромные потери, но наводя ужас на врага.

SWAT 4

Подразделение Special Weapons and Tactics

Вышедший в 2005 году тактический экшен SWAT 4 отличается тем, что в нем показаны не лихие армейские операции в тылу врага, а будни полицейского спецназа Лос-Анджелеса, оперативники которого ловят бандитов-рецидивистов, обезвреживают ненормальных, захвативших в заложники собственных друзей и родственников, и разбираются с прочей бытовухой. При этом полицейские действуют в своей же стране, что накладывает определенные нюансы — например, в игре нас призывают обезвредить преступника, убивая лишь в самых отчаянных ситуациях. Хорошо проработана и психология — враги могут хитрить, и, сделав вид, что сдаются, выпустить пулю в лоб. А уже освобожденный заложник, если на него забыть надеть наручники (!), может впасть в панику и начать носиться по всей зоне операции.

В остальном SWAT 4 проработан на уровне обычного тактического шутера. Мы управляем отрядом из четырех бойцов (плюс снайперская поддержка), который можно разделить на две двойки, чтобы провернуть простенькую хитрость — например, ворваться в комнату с двух сторон, предварительно закинув светошумовую гранату.

Название SWAT расшифровывается как Special Weapons and Tactics — «особое оружие и тактика». Этот отряд был создан в 1967 году из лучших офицеров полиции Лос-Анджелеса. В обычное время их сложно отличить от рядовых полицейских — они так же выезжают на патрулирование и занимаются рутиной. Но каждый из них проходит специальную подготовку. SWAT привлекается для решения сложных задач — например, для ликвидации особо опасных банд. Высокий уровень SWAT подтверждает тот факт, что за сорок лет существования подразделение потеряло лишь одного бойца.

«АЛЬФА: Антитеррор»

Группа «А»

«АЛЬФА: Антитеррор» настолько сложна, что порой кажется, будто проще освободить пару настоящих заложников, чем пройти ее до конца. Каждый ход мы планируем действия группы бойцов на 20 секунд: выбираем новые позиции, распределяем секторы обстрела и назначаем цели. При грамотном подходе «АЛЬФА» позволяет проворачивать очень интересные операции. Минус в том, что игра не прощает ошибок. Проиграть здесь можно из-за любой мелочи. Не уделили достаточно внимания кому-то из врагов, забыли перекрыть важное направление, с которого к противнику пришло подкрепление — миссия провалена, начинайте сначала.

Настоящая «Альфа» была сформирована в 70-е годы прошлого века в составе КГБ СССР, когда руководство страны осознало, что у нас нет специализированного подразделения по борьбе с террористами. Уже в декабре 1976-го офицеры «Альфы» получили первое боевое задание. Одной из самых известных операций с участием «Альфы» стал штурм дворца Амина в Афганистане 27 декабря 1979 года. Тогда сотрудники спецназов КГБ и ГРУ сделали практически невозможное — всего за 43 минуты захватили дворец афганского президента, который охраняло более двух тысяч отлично обученных бойцов. В операции участвовало 54 спецназовца, погибли пятеро. Другие подразделения атакующих (600 человек) потеряли 15 бойцов. Охрана Амина за время операции потеряла более 200 человек убитыми, и еще 1700 человек сдалось в плен.

Несколько лет назад автору этих строк, выступавшему в роли эксперта по компьютерным играм на одном из телеканалов, задали крайне странный вопрос — «а можно ли, играя в игрушки-боевики, самому стать крутым воякой». Нет, разумеется, нельзя. Но кое-каким полезным качествам пять перечисленных выше игр вас все-таки научат. Например, умению превозмогать трудности, терпению и рассудительности. Играйте в хорошие военные шутеры — и станете чуточку круче в жизни.

Смотрите также
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Фичер
Чертова дюжина: 13 лучших композиций Silent Hill
Хакеры против правительств
Фичер
Хакеры против правительств
Мальчик или девочка?
Фичер
Мальчик или девочка?
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться