Spy Fox in Dry Cereal - 16 лет спустя

Дмитрий Белозеров (пользователь)

Воспоминания об игре того времени, когда трава была зеленее, а солнце светило ярче, подкрепленные впечатлениями от современной адаптации для iOS и Android

Были ли у вас в детстве любимые игры, которые вы проходили по двадцать раз подряд и ничуть не уставали от них? Уверен, у каждого из вас, моих читателей, найдется хотя бы одна таковая. Для кого-то объектом фанатизма стал DOOM, для кого-то – знаменитый Duke Nukem 3D, а кто-то и вовсе убивал десятки часов в олдскульных ролевках, вроде: Ultima, Might & Magic и, чем черт не шутит, The Elder Scrolls II: Daggerfall. Но получилось так, что я вырос на несколько иных играх, которые уже несколько лет пребывают в состоянии не то комы, не то летаргического сна. Говорю я о таком невероятно редком в наше время жанре, как Point'n'click adventure или по-русски просто «квест».

Но если вы подумали о легендах, вроде Monkey Island, Full Throttle или даже Grim Fandango, раздумайте немедленно. В те давние времена я играл только в квесты от фирмы Humongous Entertainment, основанной, на минуточку, самим Роном Гилбертом, который вместе с Тимом Шафером в составе LucasArts сделал практически все знаменитые адвенчуры 90-ых, в том числе и вышеназванные Monkey Island, Full Throttle и Grim Fandango. Однако продукция Humongous несколько отличалась от предыдущих работ Гилберта – в первую очередь, она была рассчитана на более молодую целевую аудиторию. Разработчики сумели вывести универсальную формулу игровой механики: в самих же играх менялись только декорации, общая тематика и сюжетные линии.

Пролог

Больше всего Humongous прославились, благодаря двум трилогиям: Pajama Sam и Spy Fox. Первая повествует о маленьком мальчике, который изо всех сил пытается стать супергероем, и получается у него это, естественно, только в своих же собственных фантазиях. Вторая рассказывает нам историю про шпиона-лиса, в лучших традициях агента 007 спасающего Землю от помешанных на мировом господстве злодеев. Впрочем, Рон Гилберт вовсе не скрывает откровенной пародии на фильмы про Джеймса Бонда. Отсылок не просто много – их вагон и маленькая тележка. Но о них чуть позже. Стоит также упомянуть, что серия Spy Fox в отличие от других игр Humongous будет интересна не только детям и их родителям, но и ностальгирующим людям, вроде меня.

Коллекция, найденная под метровым слоем пыли. Диски все еще в рабочем состоянии

Spy Fox in Dry Cereal вышел в октябре 1997 года и стал первой игрой, которую я прошел от начала и до конца. Это был пиратский диск от знаменитой конторы Фаргус, по слухам принадлежавшей Акелле. «Большой Ф» отличался от других нелегальных локализаторов довольно сносным качеством перевода и очень неплохими актерами на озвучке. Spy Fox повезло только с последним аспектом: голоса прекрасно соответствовали персонажам, но несли они порой полную ахинею, разобраться в которой не было практически никакой возможности. К тому же мой диск, в итоге, оказался бракованным, поэтому в одном из вариантов прохождения я постоянно напарывался на вылет в Windows, из-за чего долгое время мучился. Позже моим родителям по счастливой случайности удалось найти в Москве заветную коробочку, но уже от фирмы «Навигатор». Озвучка, конечно, была уже не такой эмоциональной и качественной, зато перевод оказался очень даже хорошим. И что самое главное – в игре не было никаких вылетов, что повлекло за собой еще с десяток повторных прохождений. И вот теперь я сижу с iPad в руках и со слезами умиления в n-дцатый раз прохожу того самого «шпиона-лиса», только уже с тач-интерфейсом и полностью на английском языке. Боже, храни HD-порты!

My name is Fox, Spy Fox

Чем же примечателен Spy Fox in Dry Cereal? Как и во многих квестах во главе угла расположился сюжет. И в этом плане приключения Фокса несколько тривиальны: злобный козел Уильям решил похитить всех коров для создания молочного оружия массового поражения. Но простота в данном случае с лихвой искупается отменным юмором и яркими персонажами. Однако в Spy Fox есть аспекты, довольно нехарактерные для классической пародии – половина шуток тонка не то, что для детского ума, но и даже для взрослого человека. Также ваше восприятие юмора будет напрямую зависеть от языка, на котором вы играете. Лицензионная русская версия от Руссобит-М получилась, в целом, удачной. Но в результате не слишком аккуратной адаптации, пропало очень много игры слов, связанной в первую очередь с животными. Манки Пенни, инструктора Фокса, переименовали в Павианну, что мгновенно убило отсылку к Мисс Манипенни – секретарю главы МИ-6 в фильмах про агента 007. И таких примеров довольно много. С другой стороны, для понимания всех подобных вещей в английской версии, нужно очень неплохо владеть языком и уметь воспринимать его на слух – субтитров в iOS-адаптации, к сожалению, нет, и появятся они только ближе к весне 2014 года после повторного релиза игры в AppStore. В моем случае переход на язык Шекспира оказался практически безболезненным – я досконально помню сюжет с давних времен.

Фокс только что приземлился на греческий остров Ацидофилус (название он получил в честь молочной лактобактерии – к слову о тонком юморе) без парашюта, но сетует лишь на вкусовые качества самолетной еды

Однако есть и другое воплощение юмора, являющееся визитной карточкой всех игр от Humongous – высокий уровень интерактивности окружения. Помимо активных точек, предназначенных для сюжетного взаимодействия, на экране расположены десятки пасхальных яиц, активируемых нажатием кнопки мыши/на экран планшета. Никакой смысловой нагрузки они не несут: ну нажали вы на корзину с грязным бельем, ну полетели из него мухи. Но подобные интерактивные "секреты" здорово оживляют классическую Point'n'click формулу – местами от них хочется искренне засмеяться в голос.

Для шпионов нет законов

В Spy Fox in Dry Cereal также перекочевала фирменная игровая механика предыдущих игр студии. Помимо классического сбора и применения определенных предметов в подходящих и не очень для этого местах, игра щеголяет, страшно сказать, нелинейностью. Конечно, основная канва сюжета практически не меняется, но вот некоторые события и взаимодействие с второстепенными персонажами могут оказаться совершенно иными при повторном прохождении, не говоря уже о том, что в Spy Fox есть две концовки, и одна из них является ложной. Дело в том, что разработчики реализовали что-то вроде AI-режиссера из Left 4 Dead (хотя, правильнее, скорее, обратное утверждение). В игре заложено несколько крупных паттернов прохождения и ворох мелких. Каждый раз при рестарте кампании они переплетаются самым невообразимым образом, поэтому, чтобы получить от Spy Fox наиболее полные впечатления, желательно пройти его, как минимум, 6 раз. У взрослого человека это займет не так уж и много времени, а вот ребенку придется крепко подумать над решением постоянно меняющихся загадок. К счастью, все паззлы исключительно логичны и не требуют, как в каком-нибудь русском квесте, собрать из веника и простыни швабру для того, чтобы достать с люстры бутерброд.

Тот самый момент, когда Фокс встречается лицом к лицу с главным злодеем. Агент 007 позавидовал бы такой невозмутимой ухмылке

Отдельного упоминания заслуживают шпионские устройства, аналогов которым нет ни в одной другой франшизе Humongous. Придуманы они с оглядкой на гаджеты Джеймса Бонда и доходят местами до абсурда. Как вам лазерная зубная щетка, прорезающая толстую сталь, или ботинок ночного видения? Как и положено, Фокс получает свои примочки в шпионском командном центре у немного сумасшедшего профессора Квака, который любит питаться чертежами собственных же изобретений. Поверьте, выглядит это куда смешнее, чем звучит на словах.

Шпион в кармане

К сожалению, адаптация для iOS и Android оказалась не такой качественной, как хотелось бы. Помимо отсутствия субтитров, интерфейсу банально не хватает информативности. В ПК-версии курсор мыши загорался белым при наведении на активные точки окружения, а возможность перейти на другой экран обозначалось большущей стрелкой. По понятным причинам все это пропало в тач-версии. Единственное, что нам сигнализирует о возможности выполнить то или иное действие – это маленькая иконка в левом нижнем углу экрана и кнопка Skip во время кат-сцен. С инвентарем тоже не все гладко: если в оригинале достаточно было подвести стрелку к нижней границе игровой зоны, то для появления содержимого карманов в мобильной адаптации мне приходилось наугад давить туда же пальцем, и срабатывало это через раз. К слову, игра вообще не удосуживается объяснить принцип нового управления – до всего приходится догадываться методом тыка... во всех смыслах.

Шпионский командный центр в полном составе – дружную троицу на переднем плане вы сможете увидеть и в сиквелах

А вот прекрасную 2D-графику новые разработчики из Nimbus перенесли очень бережно. Ввиду внушительного возраста проекта, она выглядит сейчас несколько грубовато – огроменные пиксельные лесенки перекочевали прямиком из 97 года. Впрочем, учитывая двухмерность картинки, сглаживание бы только нанесло непоправимый ущерб арт-стилистике. А вот анимация до сих пор достойная. Окружение живет своей жизнью, при бездействии игрока Фокс меняет позы, чешется и совершает другие подобные действия. Звуковое оформление не отстает: все движения сопровождаются "мультяшными звуками", как, например, в "Томе и Джери", а озвучка может дать форы многим современным квестам. Относится это только к английским голосам, конечно же.

***

Спустя столько лет запускать подобные игры кажется чем-то странным, тем более на современном портативном гаджете. Но, как это обычно бывает, ностальгия – вещь практически непреодолимая. Spy Fox in Dry Cereal – прекрасный представитель игровой классики, который может понравиться любителям квестового жанра. А уж для детей он актуален и сейчас: всяко лучше, чем качать непотребные игровые адаптации WinX или My Little Pony. Только вот для нашей страны мобильная версия "шпиона-лиса" едва ли подойдет – русского языка нет и в помине. А джевел отечественного производства на ПК достаньте – несколько часов позитива обеспечены и вам, и вашему чаду. Только не пытайтесь запустить его на 64-битных системах.

Смотрите также
В очереди на возрождение
Фичер
В очереди на возрождение
Mass Effect, которую мы потеряли
Фичер
Mass Effect, которую мы потеряли
Игры бывшего СССР
Фичер
Игры бывшего СССР
Чат выключен. Включите чат, чтобы видеть, кто есть в сети.
Отсутствует соединение с сервером. Соединение будет восстановлено автоматически.
У вас пока нет друзей.
Ваш аккаунт не верифицирован. Для верификации
укажите номер телефона.
Авторизуйтесь, чтобы общаться с друзьями.
Новое сообщение
Пользователь в игре
Рассылка новостей
Для подписки на новости укажите вашу почту
Подписаться